ПРАВО И ИНФОРМАТИКА
УДК 34:002
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Эмиров М.Б., зав. кафедрой информатики и информационного права, кандидат педагогических наук, профессор;
Магдилова Л.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры информатики и информационного права
E-mail: [email protected]
Рагимханова Д.А., кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам определения объекта, предмета, методов информационного права как комплексной отрасли права. Приведена классификация информационных правоотношений, определены основные направления и процессы изменения информационного законодательства.
Ключевые слова: информация, информационные правоотношения, информационное право, информационно-правовые нормы.
SOME OF THE PROBLEMS OF INFORMATION LAW
Emirov M.B., head of the Department of Information Law and Computer science of Daghestan State University, Doctor of
Pedagogical sciences, associate professor
Magdilova L.V., associate professor of the Department of
Information Law and Computer science of Daghestan State
University, Candidate of Economic sciences
Ragimhanova D.A., associate professor of the Department of Information Law and Computer science of Daghestan State
University, Candidate of Economic sciences
The article is devoted to the problems of the definition of the object, subject, methods of information law as a complex field of law. The classification of information relations, the main directions and the processes of change of information legislation are defined by the authors.
Key words: information, information relations, information law, information and legal norms.
Современное развитие общества и государства характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором становления информационного общества. Важной тенденцией развития российского законодательства является разработка и принятие законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в процессе формирования и развития информационного общества. В этой связи активно развивается ин-
формационное законодательство, являющееся основным источником информационного права, регулирующее информационные отношения в информационной сфере. Развитие информационного законодательства по-прежнему остается крайне актуальной задачей, однако серьезных сдвигов в данной области пока не происходит [1].
Выделение информационного права из общей системы права связано с наличием у этой отрасли следующих конструкций: самостоятель-
ный объект и предмет правового регулирования; понятийный аппарат, присущий только данной отрасли права; методы информационного права.
Проблемным вопросом является определение объекта информационного права. По нашему мнению, основным объектом информационного права, в связи с которым субъекты вступают в правоотношения, является информация. В статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», являющимся базовым в области информационного права, информация определена как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Также к объектам информационного права следует отнести документированную информацию и информационные системы, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников правоотношений. Понятия этих объектов информационного права законодательно закреплены в базовом законе, а именно «информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств», «документированная информация
- зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» [2]. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы - благами материальными [3].
Предмет информационного права
составляют информационные правоотношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение
информационных (отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при
создании и использовании информационных
технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу
управления информационными процессами,
информатизацией и обеспечением информационной безопасности). Следовательно,
информационное правоотношение в широком смысле есть реальное общественное отношение, урегулированное нормами информационного права.
Так как практически все общественнопроизводственные отношения имеют информационную составляющую, возникает проблема выявления информационных правоотношений, являющихся предметом непосредственно информационного права. В этой связи особого внимания заслуживает классификация информационных правоотношений по их значимости и информационной природе в информационной сфере, где основными типами являются [4]:
- отраслевые информационные правоотношения, регулирующиеся исключительно нормами информационного права;
- межотраслевые информационные правоотношения, регулирующиеся комплексом норм информационного и других отраслей права;
- смежные информационные правоотношения, регулирующиеся нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно правового режима информации.
Отраслевые информационные правоотношения возникают в области обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства и соответствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения информационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения — подотрасль «право информационной безопасности» (включая институт информационных прав и свобод, институт тайны, институт охраны права на частную информационную деятельность и др.); массовой информации — подотрасль «медиаправо» или «право массовой информации» (включая институт свободы массовой информации, институт прав телерадиовещателей и др.); средств автоматизации (включая автоматизированные информационные системы), электронно-вычислительной техники и соответствующей машинной или компьютерной информации — подотрасль «компьютерное право» (включая институты электронного документооборота, электронной подписи, программно-математического обеспечения и др.); средств телематики (включая глобальные телематические (информационно-компьютерные телекоммуникационые) сети типа сетей Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.) и соответствующей многоаспектной электронно-цифровой информации — подотрасль «интернет-право» (включая институты телекоммуникаций, связи, доменных имен и др.). Специфика отраслевых информационных отношений и соответствующих необходимых условий обеспе-
чения эффективности их правового регулирования обусловливает необходимость знания определенных концептуальных положений из смежных научных отраслей, таких, в частности, как информо-логия и криптология (подотрасль «Право информационной безопасности»), информатика («Компьютерное право»), журналистика («Медиаправо») и телематика («Интернет-право»).
Межотраслевые информационные правоотношения (информационно-имущественные, ин-фор мационно -неимущественные, информ ационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.) возникают в области интеллектуальной собственности (включая промышленную собственность), собственности на информационные ресурсы, компьютерной преступности, правовой информатизации и др.
Смежные информационные правоотношения возникают в области использования информационных средств и ресурсов, в области культуры, библиотечного дела, архивов и др.
Таким образом, информационные правоотношения в иных сферах, в частности, экономической, политической, социальной, экологической, брачно-семейной, трудовой, нравственной и др., не входят в предмет информационного права и являются средством решения правовых задач соответствующих отраслей.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что информационное право является комплексной отраслью права, включающей совокупность правовых норм Российской Федерации, норм международного законодательства, а также правосознание субъектов права в области информационной деятельности и информационных отношений, направленных на удовлетворение информационных потребностей личности, общества и государства, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушение установленных законодательством правил в информационной сфере.
Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно связанных с информацией в разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления [5], массовая информация, документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы граждан, федеральная информация; закрепляет содержание права на информацию; устанавливает основные требования к правовой информации, выражаемой в форме законов и иных нормативно-правовых актов, гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Основу информационного
законодательства составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является его основной целью.
Также необходимо отметить, что информационно-правовые нормы Конституции РФ находят свое развитие в законодательстве субъектов РФ [6]. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Дагестан, в которой информационным правам и свободам посвящена статья 28.
Главной особенностью данной статьи является то, что конституционная норма не только не содержит запрета цензуры, но и вообще не гарантирует свободу массовой информации. В Конституции РД вообще нет ни слова о средствах массовой информации. Остальные элементы, присутствующие в статье 29 федеральной Конституции, есть и в статье 28 Конституции Дагестана.
Информационные права и свободы, касающиеся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений содержатся в статье 25 Конституции РД.
В статье 39 провозглашается право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Право на образование гарантируется в статье 42, в частности, «Республика Дагестан вправе устанавливать региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов» (ч. 5 ст. 42). Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, охрана интеллектуальной собственности, участие в культурной жизни, пользование культурными учреждениями и доступ к культурным учреждениям закреплены в статье 43.
Кроме того, Конституция РД устанавливает порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов, условия их применения и действия в следующих статьях: ст. 68-72, ст.79-80, ст. 90, ст. 93.
Дальнейшими шагами после провозглашения основных информационных прав и свобод в Конституции РФ является принятие целого ряда нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в информационной сфере, среди которых особо хотелось бы отметить следующие: законы РФ «О средствах массовой информации» (1991), «О безопасности» (1992), «О государственной тайне» (1993), федеральные законы «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
(1994), «Об обязательном экземпляре документов» (1994), «О библиотечном деле» (1994), «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (1994), «О связи» (2003), «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004), «О коммерческой тайне» (2004 г.), «О рекламе» (2006), «О персональных данных» (2006 г.), «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (2006), «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (2009), «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010), «Об электронной подписи» (2011).
Также заслуживает внимания Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (1997), Доктрина информационной безопасности РФ (2000), глава 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации» (1996), Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (2001), глава 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации» (2001), четвертая часть ГК РФ, регулирующая отношения в области авторского и смежных прав, патентного законодательства и законодательства и ноу-хау (секретах производства) (2006), Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (2008), Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (2010).
Однако существующее информационное законодательство не является совершенным и полным, хотя на сегодняшний день принят целый массив законов и подзаконных актов. Основную проблему составляет регулирование информационных отношений, возникающих при работе в глобальной сети Интернет. В этой связи среди основных направлений совершенствования системы регулирования информационных отношений в информационной сфере можно выделить следующие:
- устранение неопределенности и неоднозначности в применении законодательных актов разного уровня;
- создание стабильной и полноценной системы нормативных правовых актов, направленной на обеспечение развития в Российской Федерации информационного общества и электронного правительства;
- устранение административных барьеров и ограничений по применению электронных документов и электронного документооборота в органах государственной власти субъекта РФ, судебной системе, отраслях;
- законодательное закрепление прав граждан на информацию и базовые информационнокоммуникационные услуги, предоставляемые органами государственной власти и местного самоуправления.
- установление статуса различных видов информационных ресурсов, формируемых и используемых в субъекте РФ;
- установление правовых основ защиты пользователей от ложной и вредной информации.
В целях практической реализации указанных направлений необходимо осуществление следующих процессов изменения информационного законодательства:
- разработка правовых основ создания и
развития в Российской Федерации
государственной доверенной открытой сети (параллельной Интернет), построенной на совокупности сетей операторов РФ, содержащей единую базу данных универсальных
идентификаторов органов государственной власти и местного самоуправлений (в обязательном порядке), юридических и физических лиц, их ресурсов, сервисов и официальных электронных адресов с построением системы авторизации в сети абонентов-пользователей мобильных телефонов, подконтрольной государству, управляемой им, исключающей анонимность, гарантирующей качество предоставляемых услуг, сводящей к минимуму нарушения требований законодательства на основе их автоматического выявления и документирования;
- разработка и принятие федерального закона «Об информационных коммуникациях»;
- использование технологий Интернета для расширения государственных услуг, субъектного состава и сферы регулирования, интеграция различных средств массовой коммуникации на основе рамочной регуляторной модели;
- развитие правовой базы гражданского информационного общества на основе разработки и принятия информационного кодекса.
Литература
1. Бачило И.Л. Предпосылки укрепления правового регулирования инновационных процессов в публичном управлении на основе информационных технологий // Проблемы информацион-
ного права: Труды Института государства и права Российской академии наук. 2009. №5. С.10.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3448.
3. Городов О.А. Информационное право: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.
4. Ловцов Д.А. Информационные правоотношения: особенности и продуктивная классификация // Информационное право. 2009. № 1.
5. Пирбудагова Д.Ш., Садикова И.С. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений: проблемы реализации // Юридический вестник ДГУ. 2011. №1.
6. Магдилова Л.В. Информационно-правовые нормы Конституции РФ и их развитие в информационном законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. №4.
Поступила в редакцию 30 октября 2012 г.