УДК 34:002 ББК Х401.114
ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
А. В. Минбалеев
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
В статье анализируется правовая природа принципов информационного права. В рамках информационного права, как и в других отраслях права, следует выделять многоуровневую систему принципов, основой для составления которых являются Конституция Российской Федерации, ряд международных актов, закон об информации и другие нормативные правовые акты. Приводится авторская система принципов информационного права. Отраслевые принципы информационного права автором делятся на три блока: принципы, отражающие общую природу информации как объекта правоотношений, природу информационных правоотношений (принцип режимности информации; принцип установления баланса прав и законных интересов личности, общества и государства в информационной деятельности); принципы, отражающие природу общедоступности (открытости) информации (свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытость и доступность информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления); принципы, отражающие природу конфиденциальности информации и возможного вредоносного характера действий с ней (установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации; обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий при возникновении, изменении и прекращении информационных отношений (функционирования информации и информационных объектов).
Ключевые слова: принципы права, информационное право, принципы информационного права, информационные правоотношения.
При выделении любой отрасли права важнейшими факторами выступают такие объективные свойства права, как наличие отраслевых принципов и системность (формирование стабильной системы отрасли права). Под правовыми принципами в теории права традиционно понимаются те основные идеи, которые являются основополагающими в регулировании общественных отношений, получают свое выражение и конкретизируются в содержании правовых норм, выступают как направляющие установки при реализации норм права. Обязательным элементом любой отрасли права является система отраслевых принципов. В науке вплоть до принятия закона об информации практически каждым исследователем создавалась авторская система отраслевых принципов информационного права.
Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) заложена система принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, которая может быть использована и в рамках отраслевых принципов информационного права. Закон об информации закрепляет, что правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к
информации только федеральными законами;
3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;
7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Анализ данной системы принципов заставляет в первую очередь решить вопрос о возможности ее рассмотрения как системы принципов информационного права. Однако закрепленная в Законе об информации система принципов распространяется на отношения, которые регулируются этим законом, а он не охватывает ряд отношений, регулируемых другими законами информационно-правовой сферы. Анализ большинства этих принципов свидетельствует о возможности их применения к большинству отношений в информационной сфере.
Нам представляется, что в рамках информационного права мы должны говорить о многоуровневой системе принципов, основой для составления которых являются Конституция РФ, ряд международных актов, Закон об информации и другие нормативные правовые акты.
Первый уровень принципов - это общеправовые принципы, применяемые информационным правом исходя из общих закономерностей существования всех правовых явлений, а также фундаментальных положений
Конституции РФ. Это принципы законности, демократизма, равенства всех перед законом, справедливости, гуманизма и др.
Второй уровень принципов - это межотраслевые принципы, характерные также для информационного права, как и для других отраслей. Прежде всего это принцип гласности.
Третий уровень - это совокупность собственно отраслевых принципов информационного права, которые закрепляют основные идеи регулирования информационных отношений. В данном случае мы опираемся на ряд принципов, закрепляемых в Законе об информации.
Отраслевые принципы информационного права представляется возможным разделить на три блока.
Первый блок - принципы, отражающие общую природу информации как объекта правоотношений, природу информационных правоотношений:
- принцип режимности информации;
- принцип установления баланса прав и законных интересов личности, общества и государства в информационной деятельности.
Второй блок - принципы, отражающие природу общедоступности (открытости) информации:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- открытость и доступность информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
- достоверность информации и своевременность ее предоставления.
Третий блок - принципы, отражающие природу конфиденциальности информации и возможного вредоносного характера действий с ней:
- установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
- неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
- недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации;
- обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий при возникновении, изменении и
Минбалеев А. В.
Принципы информационного права
прекращении информационных отношений (функционирования информации и информационных объектов).
Четвертый уровень - это система принципов, которые обусловливают специфику подотраслей и отдельных институтов информационного права. Выделение подобной системы связывается в первую очередь с тем, что характер многих информационных отношений сегодня в достаточной степени обособлен и обладает рядом специфических черт, поэтому ряд базовых идей, лежащих в основе одних подотраслей и институтов, являются абсолютно не приемлемыми для других.
Рассмотрим отраслевые принципы информационного права и принципы подотрасли информационного права на примере права массовой коммуникации. Поскольку в рамках информационного права можно выделить несколько уровней принципов правового регулирования информационных правоотношений, то система правоотношений в сфере массовых коммуникаций также построена на целом ряде принципов в рамках данной системы. Основополагающим принципом регулирования отношений в сфере массовых коммуникаций является принцип законности, означающий безусловное и точное исполнение и применение законов и основанных на них нормативных правовых актов всеми участниками складывающихся отношений. Принцип законности в сфере массовых коммуникаций в основном предполагает соблюдение требований закона о соблюдении формы распространения информации и содержания информации, распространяемой посредством средств массовых коммуникаций.
Принцип равенства всех перед законом реализуется в предоставлении участникам отношений в сфере массовых коммуникаций равных возможностей в реализации ряда прав и свобод, в частности свободы слова, мысли, свободы массовой информации, права на информацию и др.
Принцип справедливости следует рассматривать как возможность участников отношений в сфере массовых коммуникаций недискриминационного положения по отношению друг к другу. Правовое регулирование массовых коммуникаций выполняет задачу достичь наиболее оптимальную соразмерность между возможным и должным поведением субъектов сферы массовых коммуникаций и оценкой его результатов.
Принцип гуманизма в правовом регулировании массовых коммуникаций выражается в гарантировании неприкосновенности личности в сфере массовых коммуникаций, недопустимости оскорблений, унижений человеческого достоинства посредством распространения ложной информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию лиц, а также иной вредной информации.
Принцип демократизма реализуется посредством выражения гражданами через средства массовых коммуникаций своего отношения к происходящим в обществе событиям, возможности распространения своей позиции неопределенному кругу лиц. Информационное общество развивается в рамках общей парадигмы как общество демократическое, правовое, гражданское и социальное. Именно в условиях информационного общества граждане любого государства могут оказать воздействие на принятие органами власти того или иного решения, могут контролировать исполнение органами государственной власти их должностных обязанностей.
В рамках правового регулирования массовых коммуникаций реализуются сформулированные ранее принципы информационного права.
Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом является фундаментальным принципом информационного права и является основополагающим принципом функционирования всей системы массовых коммуникаций. Данный принцип прежде всего направлен на обеспечение реализации массовых коммуникаций. Именно возможность свободного осуществления поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом позволяет субъектам реализовать большинство своих прав и свобод. Реализация данного принципа в сфере регулирования массовых коммуникаций наиболее полное отражение находит в принципе права массовых коммуникаций - свободе массовой информации.
Открытость и доступность информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, в сфере массовых коммуникаций находит свое отражение в возможности свободно распространять массовую информацию через средства массовых коммуникаций, за исключением случаев, когда такое распро-
странение прямо ограничивается или запрещается федеральными законами.
Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами как принцип установлен, поскольку ограничение доступа к информации является нарушением права на информацию, закрепленного Конституцией Российской Федерации. В этой связи любые ограничения данного права могут быть закреплены только федеральными законами. В сфере массовых коммуникаций также в ряде случаев возникают отношения по поводу информации ограниченного доступа (необходимость соблюдения журналистом журналистской тайны, защита секретов производства (ноу-хау) редакции СМИ или рекламной фирмы и т.п.).
Достоверность информации и своевременность ее предоставления. В сфере массовых коммуникаций устанавливается запрет на недостоверную рекламу, в отношении журналистов устанавливается обязанность проверять достоверность распространяемой информации.
Неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Данный принцип лежит в основе всех массовых коммуникаций и является одним из ограничений при распространении массовой информации.
Принцип установления баланса прав и законных интересов личности, общества и государства в информационной деятельности. Регулирование сферы массовых коммуникаций должно учитывать интересы в информационной сфере всех участников отношений.
Принцип режимности информации. В отношении массовой информации и практически всех средств массовых коммуникаций мы можем выделить собственные правовые режимы, отражающие их особенность и позволяющих разграничить их друг от друга.
Обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий при возникновении, изменении и прекращении информационных отношений. В законодательстве устанавливается ряд ограничений на распространение отдельных видов массовой информации. Так, в сфере функционирования СМИ, - это ограничения злоупотребления свободой массовой информации; в рекламной сфере - это установление ограничений и запретов на распространение отдель-
ных видов рекламы, а также распространения рекламы отдельными способами.
Недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации. Для сферы массовых коммуникаций во избежание быстрого уничтожения распространенных сведений устанавливаются определенные сроки для обязательного хранения материалов и сообщений.
Кроме того, в рамках права массовой коммуникации можно выделить ряд дополнительных принципов подотрасли права массовых коммуникаций.
Свобода массовой информации. Анализ развития института массовой информации во второй половине XX века свидетельствует о фундаментальности данного принципа, ставшего основополагающим для развития не только сферы массовых коммуникаций, но и для становления и развития информационного общества. Этот принцип стал и основным в регулировании отношений в сфере массовой информации, нашел отражение в Конституции Российской Федерации и разъяснение в ст. 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ). Согласно этому принципу в Российской Федерации не подлежат ограничению, за исключением предусмотренных законодательством о СМИ случаев, поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, а также изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Указанное содержание принципа свободы массовой информации может быть применимо только к сфере функционирования СМИ.
С принципом свободы массовой информации тесно связан принцип недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Анализ международных документов показывает, что сразу же вслед за закреплением свободы информации и свободы массовой информации возникла необходимость ограничить СМИ от возможных злоупотреблений и негативного воздействия на неограниченный круг лиц либо отдельных индивидов, групп. Ограничения в поиске, получении, производстве и распространении массовой информации могут быть предусмотрены только в за-
Минбалеев А. В.
Принципы информационного права
конах: в случаях злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ); необходимости, обусловленной чрезвычайным положением (ст. 6, 12 ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ), военным положением (ст. 4, 7, 8, 14 ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ), экстремистской деятельностью, в том числе актами терроризма (ФЗ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ); при распространении обязательных сообщений (ст. 35 Закона о СМИ); в случаях нарушения законодательства о выборах и референдумах (ст. 16.1 Закона о СМИ); при распространении рекламы (Федеральный закон «О рекламе»); при распространении сообщений и материалов эротического характера (ст. 37 Закона о СМИ) и др.
Принцип массовости круга лиц получателей информации, распространяемой в рамках массовых коммуникаций. В отношении массовой информации изначально сложно сказать, кто получит информацию, кто отреагирует на нее (массовая аудитория).
Принцип неограниченности средств и методов распространения массовой информации. Данный принцип предполагает, что развитие института массовой информации осуществляется не на основе заданных средств и методов ее передачи, а на допущении любого средства и метода ее распространения, если иное прямо не предусмотрено законом. Данный принцип проявляется также в инвариантности массовой информации, т.е. независимости массовой информации от конкретного ее средства и метода распространения. Исключением из данного принципа будут случаи создания специальных форм существования информации и специальных программ для ЭВМ, специальных устройств для передачи этой информации в конкретной форме и с помощью конкретного программного обеспечения. Однако, как представляется, в условиях информационного общества постепенно стираются пределы невозможного с точки зрения адаптации информации, поэтому данные исключения должны носить единичный характер как в целом противоречащие принципам развития информационного общества.
Принцип свободы творчества реализуется в признании за большинством результатов журналистской и рекламной деятельности, деятельности в сфере связей с общественно-
стью режима произведений, охраняемых авторским правом. Не охраняются авторским правом сообщения, имеющие исключительно информационный характер, и ряд других объектов. Объектом интеллектуальной собственности являются и сайты, порталы и другие средства массовых коммуникаций в сети Интернет. Данная идея поддерживается в литературе и в правоприменительной практике. Представляется, что сайт является комплексным объектом интеллектуальной собственности (сложным объектом интеллектуальной собственности), так как включает в себя не только объекты авторского права (литературные, художественные, музыкальные произведения и другие), но и доменное имя, товарные знаки, документированная информация и другие объекты. Кроме того, сайт, бесспорно, может быть рассмотрен и как сложное произведение, включающее в себя ряд объектов авторских прав (литературные, изобразительные, музыкальные, программы для ЭВМ, аудиовизуальные произведения). Поэтому вопрос, каким законодательством должны регулироваться использование и защита тех или иных объектов интеллектуальной собственности, должен решаться исходя из принадлежности объектов к той или иной категории.
Принцип неразрывной связи массовой информации и средств массовых коммуникаций предполагает рассмотрение юридических особенностей правоотношений в сфере массовых коммуникаций с точки зрения как особенностей регулирования содержания, так и формы распространения массовой информации посредством массовых коммуникаций.
В отдельных правовых институтах права массовых коммуникаций могут быть выделены и характерные только для них принципы. Например, в рамках регулирования отношений в сфере массовых коммуникаций в сети Интернет можно выделить принцип учета общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в области регулирования использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц. С данным принципом тесно связан и принцип ограничения сферы правового регулирования сети Интернет. Данное ограничение проявляется в возможности правового регулирования только тех предметных областей, в отношении которых отсутствует
общепринятая международная практика деятельности саморегулируемых организаций в области регулирования использования информационно-телекоммуникационных сетей.
Все рассмотренные принципы образуют
единую и неделимую цепь начал, где сущность и назначение каждого принципа определяются не только собственным содержанием, но и связью с другими принципами, функционированием всей системы.
Минбалеев Алексей Владимирович - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 9 февраля 2015 г.
PRINCIPLES OF INFORMATION LAW
A. V. Minbaleev
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article examines the legal nature of the principles of information law. In the framework of information law, as in other areas of law, one should provide a multi-level system of principles, which are based on the Constitution of the Russian Federation, a number of international instruments, Information Act and other legal acts. The authoring system of the principles of information law is given. Sectorial principles for Information Law are divided by the author into three blocks: the principles that reflect the general nature of the information as an object relations, the nature of the legal information (the principle of information regime, the principle of balancing the rights and legitimate interests of the individual, society and the state in the information activities); principles that reflect the nature of availability (public) information (freedom to seek, receive, transmit, produce and disseminate information by any legal means, disclosure and accessibility of information, except as required by federal law, the accuracy of information and timeliness of its provision); principles that reflect the nature of confidentiality of information and possible harmful nature of its actions (setting restrictions to access information by federal laws, privacy, inadmissibility of collection, storage, use and dissemination of information about the private life of a person without his consent, preventing unauthorized distribution, use, and destruction of information, provision of information to minimize the negative impacts and negative consequences in the event of modification and termination of information relations (information and information objects operation).
Keywords: principles of law, information law, principles of information law, information relationship.
Aleksey Vladimirovich Minbaleev - Doctor of Law, Professor of Constitutional and Administrative Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 9 February 2015.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ REFERENCE TO ARTICLE
Минбалеев, А. В. Принципы информационного Minbaleev A. V. Principles of information law. Bulle-
права / А. В. Минбалеев // Вестник ЮУрГУ. Серия tin of the South Ural State University. Ser. Law, 2015,
«Право». - 2015. - Т. 15, № 1. - С. 79-84. vol. 15, no. 1, pp. 79-84. (in Russ.)