[8] Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002. -560 с.
[9] Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда / А. К. Гастев. - М.: Экономика, 1972. - 134 с.
[10] Погорацзе А.А. Культура производства хущность и факторы развития / А. А. Погоразде. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990. - 154 с.
[1] Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива / Под ред. Б. Д. Па-рыгина. - Л.: Наука, 1986. - 239 с.
CORPORATE CULTURE AS THE INSTRUMENT OF EFFICIENCY INCREASE OF THE ORGANIZATION
L. L. Safonova
The organizational culture is the major factor of efficient management at the present stage. It is the powerful strategic instrument, allowing to focus the staff on general purposes and results. It has become obvious, that the motivational mechanism should correspond to the type of the organizational culture, be the major component of the quality of a labor life of workers and correspond the staff peculiarity.
УДК 656.6
А. Д. Тихомиров, генеральный директор, ООО «Метмаш». 606442, Нижегородская область, г. Бор, ул. Луначарского, 128.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МЕТМАШ»)
В статье рассматриваются проблемы развития отрасли транспортного машиностроения на современном этапе, как на макро-, так и на микроуровне. Приведены инструменты решения этих проблем на уровне предприятия, в частности рассмотрен методологический подход к стратегическому анализу предприятия. Приводится схема процесса анализа, его структура и общая последовательность проведения
Ключевой проблемой развития транспортного машиностроения России является накопившийся дисбаланс между структурой производственных мощностей, техническим уровнем продукции транспортного машиностроения и потребностью отечественного транспорта в современном подвижном составе и запасных частях для выполнения в полном объеме грузовых и пассажирских перевозок. Системная проблема отрасли обусловлена следующими факторами: I. Технологическое отставание
Без решения этой проблемы невозможно эффективное развитие транспортного машиностроения, повышение его экспортного потенциала. Возникновение данной проблемы связано с общим экономическим кризисом в России в 90-е годы XX века, который привел к резкому сокращению объема перевозок. В результате к 2000 году технический уровень российского транспортного машиностроения остался на уровне 1990 года, а отставание от мирового уровня достигло 15-20 лет. Решение проблемы технологического отставания конечной продукции транспортного машиностроения должно проводиться в комплексе с решением соответствующих проблем в смежных отраслях, в том числе электротехнической промышленности, дизелестроении, продукция которых также уступает мировым аналогам.
Экономика и управление на транспорте
2. Выбытие, износ и неполное использование производственных мощностей
Снижение в 1990-х годах объема заказов на продукцию транспортного машиностроения привело не только к снижению инвестиций в НИОКР, но и к сокращению вложений в обновление и развитие производственных мощностей. В результате выбытие производственных мощностей на предприятиях отрасли составило более 30%, а их износ вырос на десятки процентов и достиг критического уровня. Кроме того, в настоящее время имеющиеся производственные мощности не могут быть задействованы в полном объеме, даже при наличии заказов со стороны потребителей. Это связано со значительным сокращением персонала на предприятиях отрасли, нарушением кооперационных связей со смежными отраслями и наличием "узких мест".
3. Высокая зависимость от сторонних поставщиков ключевых комплектующих
Предприятия транспортного машиностроения сильно зависят от поставок наукоемких высокотехнологичных комплектующих для подвижного состава, производимых предприятиями других отраслей промышленности, для которых эта продукция не играет определяющей роли в структуре реализации. Для снижения зависимости от сторонних поставщиков целесообразна организация собственного производства ключевых комплектующих в рамках холдингов в сфере транспортного машиностроения. К числу таких комплектующих можно отнести дизельные двигатели, электрооборудование, электродвигатели и т. д. Роль государства в этом процессе заключается в устранении препятствий при заключении сделок по покупке предприятиями транспортного машиностроения активов, производящих ключевые комплектующие.
4. Недостаток квалифицированных кадров
В результате экономического спада 90-х годов отрасль потеряла значительную часть квалифицированных работников как из состава инженерно-технических работников, так и рабочих специальностей. Кроме того, в последние годы происходит старение кадрового состава промышленных предприятий.
5. Отсутствие долгосрочных контрактов на поставку продукции и проблемы ценообразования
В настоящее время в России практикуется заключение краткосрочных (на срок до года) контрактов на поставку продукции транспортного машиностроения. Это, в свою очередь, не позволяет эффективно планировать свою деятельность, в том числе разработку современных моделей продукции. Учитывая то, что постановка в производство каждой серии новой техники требует проведения значительных объемов НИОКР, цена на разработанную технику зависит от объема поставок, так как общие затраты на НИОКР и затраты на развитие производственных мощностей распределяются на всю выпущенную серию. В результате сокращение предварительного объема заказа на стадии освоения производства может привести к росту цен и, как следствие, к снижению экономической эффективности новых моделей продукции.
6. Отраслевые риски, связанные с реформированием транспорта
Чтобы компенсировать отраслевые риски целесообразно разработать меры, стимулирующие предприятия транспортного машиностроения реорганизовывать систему управления, внедрять системы управления рисками, повысить гибкость систем планирования. Одновременно с этим необходимо стимулировать диверсификацию производства и выход на новые рынки сбыта, в том числе внешние-.
Стратегия развития транспортного машиностроения России, разработанная на период до 2015 года, предполагает эффективное решение вышеназванных и других проблем развития отрасли на ближайшую перспективу (до 2010 г.) Вместе с тем, в рамках стратегии развития отрасли необходимо формирование стратегии каждого отдельно взятого предприятия.
Эффективным инструментом разработки любой стратегии предприятия является стратегический анализ, предполагающий анализ стратегического положения, анализ
использования ресурсов и синтез полученных результатов. Процесс стратегического анализа (рис. 1) включает в себя следующие этапы:
I этап - ретроспективный анализ экономических, финансовых, трудовых и других показателей;
II этап - анализ внешней среды, включая анализ факторов прямого и косвенного воздействия;
III этап - анализ внутренней среды предприятия по пяти функциональным зонам анализа: производство, финансы, маркетинг, структура управления и кадры;
IV этап - оценка стратегической позиции предприятия на рынке товаров, производимых предприятием.
Анализ отчетных показателей производственно-экономической деятельности предприятия производится, как правило, за 3-5 лет, по нескольким группам показателей: экономических, финансовых, трудовых. При необходимости можно включить в анализ производственно-технические показатели, социальные, экологические и др.
В результате анализа выявляются тенденции развития предприятия и его проблемы.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить его возможности и угрозы. Он дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. При анализе необходимо выяснить, где находится предприятие, где оно должно находиться в будущем, и что для этого должно сделать руководство. На данном этапе предприятие сталкивается с наибольшими проблемами: высокие затраты в условиях жесткой ограниченности ресурсов, а также относительно слабая развитость информационного пространства в российской экономике. Анализ внешней среды позволяет оценить стратегические условия, создаваемые внешней средой: оценить возможности и угрозы.
С помощью анализа внутренней среды руководство предприятия должно выяснить, обладает ли оно внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления её стратегически сильных и слабых сторон. В обследование предлагается включить такие зоны: производство (организационно-технологические операции), маркетинг, финансы, структуру управления, кадры. Этот этап, как показывает практика, протекает довольно «безболезненно», так как не требует серьезных затрат и, кроме того, информационная база для проведения внутреннего анализа является наиболее полной и доступной. Таким образом, в результате анализа внутренней среды выводится общая оценка предприятия, проясняется картина его сильных и слабых сторон. Сильные стороны - это возможные ключевые факторы успеха.
В результате анализа внешней и внутренней среды определяется стратегическая направленность развития предприятия (стратегия развития).
Заключительный этап предполагает совместное исследование потенциала, климата и конкурентного статуса, а также оценку стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат: горизонтальной, по которой откладывается значение потенциала, и вертикальной, отражающей состояние климата. Совмещение потенциала и климата дает нам, наконец, основной результат аналитической стадии - значение стратегической позиции предприятия, которая в совокупности с определенным уровнем стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала дает некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех),
Рис 1. Структурная схема процесса стратегического анализа
которую часто называют конкурентным преимуществом. Здесь отечественные предприятия сталкиваются с недостаточно профессиональным владением аналитическим инструментарием и недостаточным опытом своего персонала. Следует отметить, что при проведении стратегического анализа предприятия нередко сталкиваются со следующими проблемами: слабая методологическая проработка методики проведения стратегического анализа, нехватка или полное отсутствие необходимой информации, отсутствие специальных аналитических слу жб на предприятиях, ограниченное применение информационных технологий при проведении аналитических процедур и др.
При этом, как показывает опыт машиностроительного предприятия ООО «Мет-маш. достоверность и точность ретроспективной оценки показателей деятельности является залогом успеха стратегического анализа в целом.
Основным профилем предприятия является производство металлургических полуфабрикатов и машиностроительной продукции. Потребители - машиностроительные предприятия европейской части РФ. предприятия речного транспорта, морские, речные порты, судоверфи. Специализация предприятия - изготовление поковок, стального литья и их механообработка. Предприятие имеет конкурентные преимущества по изготовлению сменно-запасных узлов к портовым кранам, земснарядам, якорей, гребных винтов. специальных редукторов, литья из специальных марок статей, предоставлению услуг по термообработке. С учетом принятой на предприятии классификации продукции. структура реализованной продукции в 2007 г. приведена на рис. 2.
32%
□ Поковки
□ Стальное литье без механической обработки
□ Стальное литье с механической обработкой и механосборочные изделия
Рис. 2. Структура производимой (XX) «Метмаш» продукции
Производственно-экономические показатели деятельности приведены в табл.
Ретроспективный анашз предприятия за период 2004-2008 гг. позволил выделить не только перспективные тенденции, но и явные проблемы развития:
1. Высокие темпы роста производства и реализации продукции (в 2006 г. -7.9 %; в 2007 г. - 54.2 %: в 2008 г.(ожидаемый) - 37.6 %).
2. Опережающий рост основных производственных фондов по сравнению с предыдущим годом (2005 г. - 141.3 %; 2006 г. - 92 %; 2007 г. - 196.7 %). Сокращение фондов с 2006 г. связано с ликвидацией Нижегородского филиала предприятия.
3. Рост производительности труда (в 2006 г. - 115.6 %: с 2007 г. - 145.8 %) связан с введением в эксплуатацию нового оборудования.
4. Снижение доли кредиторской задолженности при увеличении доли имущества производственного назначения.
Экономика и упрощение на транспорте
Таблица
Показатели производственно-экономической деятельности ООО "Метмаш"
Показатели Ед. измерения Годы
2004' 2005" 2006 2007 2008 (прогноз)
1. Экономические 1.1. Годовой выпуск товарной продукции тыс. руб. 189271 163663 176628 272441 374850
1.2. Среднегодовые оборотные средства тыс. руб. 61774 76358 47832 124587 -
13. Среднегодовые основные производственные фонды тыс. руб. 600 11837 33813 35909 -
1.4 .Среднегодовые производственные фонды тыс. руб. 62374 88195 81645 160496 -
1.5. Выручка от ре&тизации продукции тыс. руб. 184354 203683 182121 254999 374850
1.6. Затраты на рубль доходов коп/руб 86 89 82 74 76
1.7. Производственный потенциал тыс. руб. 275923 261111 269568 396139 -
2. Трудовые 2.1. Среднегодовая з/пл ППП руб/чел 5422 6155 7829 9534
2.2. Среднесписочная численность ППП чел 734 664 509 537 -
2-3. Затраты на оплату труда (кадровый потенциал) тыс. руб. 43326 48724 46470 61849 -
3. Финансовые 3.1. Полная себестоимость продукции тыс. руб. 159283 181154 150179 189124 283357
3.2. Валовая прибыль тыс. руб. 25071 22529 31942 65875 91493
3.3. Прибыль от реализации продукции тыс. руб. 3534 1672 6050 23439 51572
3.4. Чистая прибыль тыс. руб. 1838 1307 4891 10330 34707
3.5. Прочие финансовые ресурсы, в т.ч.: тыс. руб. 57956 85267 77388 143120 -
- амортизация тыс. руб. 68 1980 1867 2552
- устойчивые пассивы (кредиторская задолженность) тыс. руб. 57888 83287 75521 83568 _
- кредиты и займы (долгосрочные) тыс. руб. 0 0 0 57000 _
3.6. Финансовый потенциал тыс. руб. 59794 86574 82279 153450
4. Экономические 4.1. Рентабельность продукции % 2,2 0,9 4,0 12,4 18,2
4.2. Рентабельность производства % 40,2 25,5 39,1 41,0 _
4.3. Рентабельность продаж % 1,9 0,8 3,3 9,2 13,8
Стратегический потенциал предприятия тыс. р\'б. 335717 347685 351847 549589
Рентабельность стратегического потенциала % 7,5 6,5 9,1 12,0 _
' с учетом Нижегородского филиала. В 2005 году филиал закрыт.
5. Устойчивый рост рентабельности продаж и стратегического потенциала (за четыре года рост почти в 19 раз - с 0.9 % 2005 г. до 18.2 % 2008 г.).
Вместе с тем, следует отметить и негативные моменты в деятельности предприятия и, прежде всего:
1. Низкая доля собственного капитала (от 3 до 11 %).
2. Кризисная финансовая устойчивость в период 2005-2006 гг.
3. Никое значение коэффициента текущей ликвидности (2005 г. - 0.9; 2006 г. -0.63; 2007 г.-1.49);
4. Высокая оборачиваемость оборотного капитала (около 122 дней). Особенно высока продолжительность нахождения оборотных средств в запасах.
5. Снижение коэффициента инвестиционной активности (с 0.11 в 2005 г. до 0.09 в 2007 г.).
6. Высокая доля заёмного капитала, что отрицательно влияет на финансовую независимость предприятия и повышает риск.
Преодоление этих проблем возможно в рамках формирования эффективной стратегии развития предприятия на среднесрочную перспективу.
Л, •• . • ••■' • . , ■ >;<'v4 ■ . . : .• • ;
/'"' • ' ■■ •.'.' • • • •>.и«.
PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF TRANSPORT MACHINE INDUSTRY (ON LIMITED LIABILITY COMPANY "METMASH" EXAMPLE)
A. D. Tikhomirov
Problems of the development of transport machine industry at the present stage, both on
macro - and at micro level are considered in the article.
Decision methods of these problems at the enterprise level are resulted, the methodological
approach to the strategic analysis of the enterprise in particular is considered.
The scheme of the analysis process, its structure and the general sequence of the realization
is resulted.
УДК 656.62.052.08
А. С. Торн, аспирант, ВГАВТ.
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ДВИЖИТЕЛЕЙ НА ДНО И БЕРЕГА КАНАЛА
В данной статье приводятся теоретические исследования по вопросам влияния движителей на откосы и ложе канала, рассматриваются гидродинамические силы от воздействия движителей и схемы их распределения в струе потока воды.
При движении судна в канале возникает система судовых волн, которая в значительной степени зависит от величины кинетической энергии движущегося судна.
Основным источником кинетической энергии, при отсутствии скоростного напора потока воды, являются следующие: система волн, возникающих при движении судна, и струи, создаваемые работающими судовыми движителями. Оба эти источника взаимосвязаны, которые при продвижении судна вперед приводят к подъему уровня у носовой части судна [1].