Научная статья на тему 'Определяющая роль государственной программы развития машиностроения в формировании устойчивого развития отрасли'

Определяющая роль государственной программы развития машиностроения в формировании устойчивого развития отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / BRANCH / COMPETITIVE ABILITY / STRATEGY / GOVERNMENT PROGRAM / MECHANICAL ENGINEERING / INDUSTRY / EFFICIENCY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маккаев Магомед Макашарифович

В статье дан анализ разработанной Министерством промышленности и торговли РФ государственной программы развития промышленности, проанализирована взаимосвязь и влияние программы на повышение устойчивого и сбалансированного развития машиностроительной отрасли. Основное внимание автор уделяет исследованию концептуальных основ устойчивого развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маккаев Магомед Макашарифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The determining role of the state program of the mechanical engineering development in stable branch development formation

The article analyzes program of development of industry developed by the Ministry of Industry and Trade of the state, the relationship and the impact of the program on the improvement of sustainable and balanced development of the engineering industry. Main attention is paid to the study of the conceptual foundations of sustainable development of the industry.

Текст научной работы на тему «Определяющая роль государственной программы развития машиностроения в формировании устойчивого развития отрасли»

THE DETERMINING ROLE OF THE STA TE PROGRAM OF THE MECHANICAL ENGINEERING DEVELOPMENT IN STABLE BRANCH DEVELOPMENT FORMATION

Makkaev Magomed Makasharifovich, Postgraduate student, Department of the Region's Economy, Industries and Enterprises, Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: maugii7igiyahoo.com

The article analyzes program of development of industry developed by the Ministry of industry and Trade of the state, the relationship and the impact of the program on the improvement of sustainable and balanced development of the engineering industry. Main attention is paid to the study of the conceptual foundations of sustainable development of the industry.

Keywords: branch; competitive ability; strategy; government program; mechanical engineering; industry; efficiency, integration.

УДК 338.4 ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВАК РФ 08.00.05 ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ OTP А СЛИ

© Маккаев М.М., 2017 В статье дан анализ разработанной Министерством промышленности и тор-

говли РФ государственной программы развития промышленности, проанализирована взаимосвязь и влияние программы на повышение устойчивого и сбалансированного развития машиностроительной отрасли. Основное внимание автор уделяет исследованию концептуальных основ устойчивого развития отрасли.

Ключевые слова: отрасль; конкурентоспособность; стратегия; государственная программа; машиностроение; промышленность; эффективность; интеграция.

МАККАЕВ Магомед Макашарифович,

соискатель, кафедра Экономики региона, отраслей и предприятий, Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Россия таидИ7@уаЬ оо. сот

Машиностроительная отрасль относится к числу тех отраслей российской экономики, для развития которых государством в лице Министерства промышленности и торговли РФ разработана государственная программа "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328 [1 ]. Данная программа содержит ряд подпрограмм по структуре отраслей, относящихся к предмету программы, в частности:

- автомобильная промышленность;

- сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности;

- машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника);

- транспортное машиностроение;

- станкоинструментальная промышленность;

- тяжелое машиностроение;

- силовая электротехника и энергетическое машиностроение.

Конечно, это не исчерпывающий перечень всех подотраслей машиностроения, однако, государство посредством программы осуществляет поддержку ключевых подотраслей, давая тем самым толчок к развитию всей отрасли в целом. Как следует из текста программы, её целью является создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и обороноспособности страны.

Автомобильная промышленность

По ожиданиям разработчиков государственной программы, отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, стан-коинструментальная промышленность и др.), проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовыхтехнологий и современного оборудования [1].

Ещё в 2015 году в послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации отметил необходимость возвращения определяющей роли государственных программ Российской Федерации в рамках бюджетного планирования и подчеркнул, что основной задачей в 2016 году в рамках бюджетного процесса должна стать приоритизация и оценка эффективности государственных расходов в разрезе государственных программ Российской Федерации. В этой связи, Минпромторгом разрабатываются стратегии развития каждой из подотраслей, относящихся к предмету государственной программы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", а также актуализируются уже разработанные стратегии.

К настоящему времени, среди машиностроительных подотраслей, относящихся к предмету программы, стратегии разработаны у пяти (автомобильная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, тяжёлое машиностроение, силовая электротехника), по оставшимся двум (машиностроение специальных производств и станкоинструментальное машиностроение) в июне 2017 года проекты будут внесены на рассмотрение Правительства.

По словам главы Министерства промышленности и торговли Дениса Мантурова, при-

менение стратегического подхода к развитию каждой отдельной отрасли окажет положительный эффект на развитие всей отечественной промышленности в целом [2]. Таким образом, государственную программу "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" с уверенностью можно считать ключевым и основополагающим документом в РФ, устанавливающим магистральные направления развития машиностроения страны, в силу включения в неё основных подотраслей отечественного машиностроения.

Проводя анализ стратегий и проектов стратегий по подпрограммам развития, можно отметить определённую общность целей и задач развития машиностроительных подотраслей, которые ставит перед собой государство.

Таблица 1 - Цели стратегий развития машиностроительных подотраслей, относящихся к предмету государственной программы "Развитие : промышленности и повышение её конкурентоспособности"

Максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автотранспортных средств в России при достаточном выборе и качестве продукции автомобилестроение

Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности_

Стратегия нацелена на реализацию мероприятий по преобразованию отрасли в передовой сектор промышленности, обеспечивающий потребности российского агропромышленного комплекса в высокоэффективной технике и оборудовании собственного производства (не уступающих по своим техническим и эксплуатационным показателям лучшим зарубежным аналогам), а также расширение экспортных рынков российской сельхозтехники.

Транспортное машиностроение

Целью Стратегии является обеспечение динамичного развития российского транспортного машиностроения, согласованного с целями государства (в частности, поддержание роста экономики и обеспечение потребностей транспортного комплекса России в экономичной, высокоэффективной технике), а также диверсификации экспортного потенциала страны._

Тяжёлое машиностроение

Целью Стратегии является интенсивное развитие основных направлений российского тяжелого машиностроения, обеспечение технического и технологического суверенитета отрасли и достижение доли внутреннего рынка российских производителей не менее 70% к 2030 году, а также развитие на глобальном мировом рынке._

Силовая электротехника и энергетическое машиностроение

Стратегия определяет основные пути повышения эффективности использования отечественного научно-промышленного и инновационного потенциала в области энергетического машиностроения, а также основные направления долгосрочной организационной, экономической и технической политики в области энергетического машиностроения по реализации целей и задач, изложенных в «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р, в части удовлетворения потребностей электроэнергетики в высокотехнологичном оборудовании и услугах._

О си

-О X

9

со си

си

Ё

181

Таким образом, стратегии всех подтраслей ставят своей целью их развитие в том или ином направлении: организационном, технологическом, инновационном, максимизирующем добавленную стоимость.Таким высоким целям подчинены не менее важные задачи.

Кроме указанных, все проекты стратегий содержат задач и по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей и совершенствование кадро-

вой политики, формирование инфраструктуры проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также задачу максимальной локализации на отечественных предприятиях производства оборудова-

ния и комплектующих, выпускаемых по лицензиям иностранных производителей или в рамках совместных предприятий с иностранным участием.

Таблица 2 - Основные задачи стратегий развития машиностроительных подотраслей, относящихся к предмету государственной программы "Развитие промышленности и повышение

её конкурентоспособности"

Автомобильная промышленность Сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности Транспортное машиностроение Тяжёлое машиностроение Силовая электротехника и энергетическое машиностроение

Обеспечение национальной безопасности путем производства военной автомобильной техники и автомобильной техники "двойного" назначения на основе российской компонентной базы. Обеспечить финансовую и организационную поддержку спроса на все виды сельскохозяйственной техники. Обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции отечественного транспортного машиностроения. Выравнивание конкурентных условий на внутреннем рынке за счет использования финансовых и иных инструментов с учетом обязательств принятых при вступлении в ВТО. Создание системы инновационного развития электроэнергетики на основе научно-технического и инновационного потенциала отечественного энергетического машиностроения и применения механизмов гчп.

Повышение конкурентоспособности, экспортного потенциала и качества продукции автомобильной промышленности. Обеспечить финансовую и организационную поддержку спроса на все виды сельскохозяйственной техники. Обеспечение условий для роста объема экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения. Повышение конкурентоспособности отрасли по всем показателям, включая: технические, экономические и финансовые. Применение всего комплекса мер государственной поддержки реального сектора. Создание конкурентоспособной новой техники и технологий для решения стратегических задач развития электроэнергетики, обеспечивающих безопасную и надежную работу ЕЭС России.

Максимальная локализация производства комплектующих и автомобилей всех автопроизводителей, а также развитие региональных производств автомобильной техники и базовых автокомпонентов, включая регионы Сибири и Дальнего Востока. Обеспечить создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники, отвечающих современным требованиям эксплуатации,используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР. Повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения на внутреннем и внешних рынках. Стимулирование процессов глубокого технического перевооружения и модернизации производства, направленного на снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества. Преодоление технологического отставания российского энергетического машиностроения от ведущих мировых производителей на основе освоения инновационных разработок высокотехнологичного энергоэффективного оборудования и модернизации предприятий энергетического машиностроения.

Достижение глобального стоимостного преимущества по производству комплектующих для производимой автомобильной техники. Повысить уровень локализации производства сельскохозяйственной техники и комплектующих всех производителей до 50%. Развитие рынка ключевых высокотехнологичных комплектующих; стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава. Стимулирование отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых технологий и «ноу-хау» для разработки и освоения производства новых современных востребованных на рынке видов продукции, что позволит значительно расширить присутствие на внешних рынках. Создание организационной и технологической инфраструктуры, способствующей эффективному созданию и внедрению новой техники и технологий для решения стратегических задач развития электроэнергетики.

Развитие системы технического регулирования в Автомобилестроении Обеспечить создание в России производства сельскохозяйственной техники, соответствующего меледународным стандартам, путем модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых. Стимулирование эффективного инвестиционного процесса в транспортном машиностроении, в том числе за счет создания на территории РФ совместных п роизводствен н ых предприятий с иностранными производителям современных и надежных материалов. Решение вопросов обеспечения высококвалифицированными кадрами и развития кадрового потенциала. Создание и развитие сети инжиниринговых центров энергетического машиностроения для обеспечения комплексного подхода в процессе создания и внедрения высокотехнологичного оборудования для электроэнергетики в рамках инвестиционных проектов.

Все указанные задачи лежат в русле стратегического планирования и полностью согласовываются с концептуальными основами устойчивого экономического развития, которое включает следующие критерии:

- абсолютная востребованность рынком производимой продукции;

- двадцатипятипроцентная и выше рентабельность выпускаемой продукции, для нали-

чия возможности современного обновления производственных технологий и мощностей;

- стабильное увеличение объёма выпускаемой продукции при опережающих темпах роста прибыли;

- непрерывное обучение и переподготовка кадров с учётом изменяющихся производственных и экономических условий.

Таким образом, государственная программа и построенные на её основе стратегии развития ряда подотраслей машиностроения, гармонизируют с критериями устойчивого развития, достижение хотя бы части из указанных задач позволит качественно изменить ситуацию в отрасли в целом, выйти из рецессии и переориентироваться на импортозамещающее производство.

Государственной программой предусмотрено, что степень достижения результатов подпрограмм будет оценена за счёт реализации ряда показателей. В качестве целевых показателей и индикаторов программы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" выступают: индекс промышленного производства, индекс производительности труда, индекс физического объёма инвестиций в основной капитал, индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест,удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и некоторые другие индикаторы. Предполагаемые значения результатов реализации программ по подотраслям сведены в таблицу 3.

Таблица 3 - Прогнозные значения показателей

по некоторым подотраслям машиностроения, относящихся к предмету государственной программы

Подотрасли машиностроения 2017 2018 2019 2020

Индекс промышленного производства, к предыдущему году, в %

Автомобильная промышленность 106,1 105,9 106,4 107,5

Сельскохозяйственное машиностроение 101,6 101,8 101,7 101,8

Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности 100,5 100,7 100,6 100,7

Транспортное машиностроение 102,0 101,5 102,0 101,5

Тяжёлое машиностроение 101,1 100,9 100,8 100,8

Силовая электротехника и энергетическое машиностроение 102,2 102,1 102,0 101,9

Индекс производительности труда, к предыдущему году, в %

Автомобильная промышленность 111,0 107,2 104,3 103,0

Сельскохозяйственное машиностроение 102,0 102,3 102,2 102,7

Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности 100,9 101,1 101,0 101,0

Транспортное машиностроение 104,7 104,6 104,7 103,9

Тяжёлое машиностроение 104,1 103,4 104,2 104,9

Силовая электротехника и энергетическое машиностроение 104,1 103,4 104,2 104,9

Источник: составлено автором по данным государственной программы "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328.

Фактические расходы на реализацию программы с 2014 по 2016 годы составили 363,72 млрд руб. Планируемые расходы до конца реализации программы составят по годам, соответственно [1,3]:

- 2017 год -121 714 200 тыс. руб.;

- 2018 год -120 971 10Отыс. руб.;

- 2019 год -121 083 600 тыс. руб.;

- 2020 год -124 357 700 тыс. руб.

Отметим, что только по автомобильной

промышленности объёмы бюджетныхассигно-ваний составят: в 2017 году - 110740333,5 тыс. руб., в 2018 - 112855292,бтыс. руб., в 2019 -115820545,1 тыс. руб., 119075519,4тыс. руб.[1 ]. На финансирование других подпрограмм, относящихся к машиностроению, бюджетных ассигнований на период с 2017 по 2020 годы не предусмотрено.

В Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2020 , года, утверждённой Приказом Минпромторга ' России от 23 апреля 2010 г. №319, указывается что, источниками финансирования расходов на реализацию стратегии являются собственные и привлеченные средства автопроизводителей при поддержке федерального бюджета (в части государственных гарантий, в среднесрочной перспективе субсидий процентных ставок и прямых инвестиций в НИОКР), бюджетов субъектов Российской Федерации (в части средств, направленных на создание технопарков), а также средства коммерческих организаций и иные внебюджетные источники, в основе своей представленные инструментами проектного финансирования на срок не менее 10-15 лет по льготной ставке.

При анализе ситуации практически каждая из подотраслей машиностроения отмечает недостаточное развитие в силу низкой доли инвестиций, поэтому государственные программы развития имеют столь важное значение в решении проблемы поиска инвестиций, поскольку даже незначительная доля вливаний государственных ассигнований даёт толчок развития предприятия и дальнейший приток инвестиций посредством рыночных механизмов. Как правило, средства федерального бюджета производители направляют на субсидирование части процентных ставок по при-

О си

-О X

9

со Си

си

Ё

183

влеченным кредитам, на нужды технического перевооружения, реализацию комплексных инвестиционных проектов, субсидирование затрат на развитие инжиниринговых центров и т.д. При успешном освоении бюджетных средств и выравнивании экономической ситуации, инвестиционная привлекательность производства повышается, и далее в действие вступают общерыночные законы привлечения долгосрочных источников финансирования. По крайней мере, производители должны ориентироваться на такой сценарий, если стремятся к устойчивому развитию своего производства.

Исходя из иностранного опыта государственной поддержки предприятий отраслей машиностроения, можно отметить ключевую роль крупных долгосрочных инвестиций, которые реализуются на базе современных технологий кредитования, это - облигационные займы, синдицированные кредиты, проектное финансирование, организация фондов развития конкретных производств, которые в России должны стать альтернативой бюджетных источников. Во-первых, в силу того, что в России на данный момент времени практически нет ни одной отрасли, которая бы остро не нуждалась в государственной поддержке, а объёмы бюджетных средств ограничены. Во-вторых, современные технологии кредитования дешевле классического банковского кредита, что повышает гарантии возврата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заёмных или привлечённых средств для реализации проекта, а значит, вносит определённую стабильность в условия работы производств.

Таким образом, отметим, что сам факт разработки государственных программ поддержки определённых отраслей имеет важное зна-чениедля поддержки конкретных производств, но ввиду лимитированности бюджетных средств российская машиностроительная отрасль должна переориентироваться на альтернативные источники финансирования, что сделает её развитие более устойчивым и стабильным.

Примечания:

1.http://minpromtorg.gov.ru/activities/ state_prog га ms/list/

2.https://ria.ru/economy/20170203/1487148015.html

3. http://budget.rn in promtorg.gov.ru/citizens/ klyuchevyye-pokazateli-new?h=383

4. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г. Управление инновационной активностью экономических субъектов // Финансово-экономические проблемы развития региона и учетно-аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур : сб. ст. Ежегодной 77-й научно-практической конференции СтГАУ "Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу". - 2013. - С. 420423.

5. Давыдянц Д.Е., Агаркова Л.В., Агарков A.B. Категория "устойчивость": содержание и критериальная оценка // Экономика и менеджмент современного предприятия: теория и практика. Труды конференции / под ред. д.э.н., проф. A.B. Бабкина. - 2007. - С. 222-225.

INNOVATIVE ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOOL CONTENT OF MARKETING AUDIT OF RETAIL TRADE Maksimenko Lyudmila Sergeevna, DSc of Economics, Professor E-mail: icm777@maii.ru

Godina Oiga Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia E-mail: padaika.o.v@yandex.ru

Tatyasheva Eiina Vakhitovna, Postgraduate student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Republic of Chechnya

E-mail: eiinatatasheva@rambier.ru

The article deals with the content and features of the marketing audit of retail trade, examines the composition of the tool content of this type of marketing control, determines the essence of the innovative marketing tool for the local retail market in the form of a sales funnel. The authors study the classical version of the "sales funnel" and build a script for the development of its algorithmic basis.

Keywords: marketing control; marketing audit of retail trade; sales funnel.

УДК 658.87 ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ВАК РФ 08.00.12 ИНСТРУМЕНТАРНОГО СОДЕРЖАНИЯ МАРКЕТИНГОВОГО

АУДИТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

© Максименко Л.С., 2017 ©Година О.В., 2017 © Таташева Э.В., 2017

В статье рассматриваются содержание и особенности маркетингового аудита розничной торговли, исследуется состав инструментарного содержания этого типа маркетингового контроля, определяется суть инновационного для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.