УДК: [657.6 + 658.15] (075.8) 338.42 ББК: 65.053я73-1 + 65.291.9я73-1
Макарова В.И., Богдашкин Ю.Н., Елисеева И.В., Елисеева А.И.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ НАМЕЧЕННЫХ ЗАДАЧ И ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА РОССИИ
Makarova V.I., Bogdashkin Y. N., Eliseeva I. V., Eliseeva A.I.
ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PLANNED TASKS AND FORECAST ECONOMIC DEVELOPMENT OF MACHINE-BUILDING
COMPLEX OF RUSSIA
Ключевые слова: основные сектора машиностроительного комплекса, темпы экономического развития, проблемы, факторы, риски, критериальные показатели экономического развития.
Keywords: the main sectors of machine-building complex, the pace of economic development, problems, factors, risks, criteria indicators of economic development.
Аннотация: в работе в разрезе основных секторов машиностроительного комплекса рассмотрены основные проблемы, факторы, угрозы и риски, препятствующие экономическому развитию авиационной промышленности, судостроительной, ракетно-космической, автомобильной, сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, бытовой техники и энергетического машиностроения. Представлен темпориальный прогноз критериальных показателей экономического развития машиностроительного комплекса России на период до 2030 года.
Abstract: at work, in the context of the main sectors of machine-building complex are considered the main problems, factors, threats, and risks hampering economic development of the aviation industry, shipbuilding, aerospace, automotive, agricultural machinery, machine tools, household appliances and power engineering. Presented temporally forecast of the main indicators of economic development of machine-building complex of Russia for the period till 2030.
В основе решения проблем устойчивого экономического развития России лежит повышение эффективности и обеспечения конкурентоспособности машиностроительного комплекса как основного реального
сектора экономики страны. Основные проблемы, препятствующие интенсивному развитию машиностроительного комплекса, представлены на рисунке 1.
Г ч Основные проблемы, препятствующие интенсивному развитию машиностроительного комплекса:
■ Ш
технологическая отсталость отдельных irp ОИЗ Е ОД СТЕ высокая материале- и энергоемкость пр оизв од ств а
низкая пр о из в одитель ность труда недостаток финансовых ресурсов Св том числе на HITOKP) зависимость от поставок импортных комплектующих зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитич еской конъюнктуры --
Рисунок 1 - Основные проблемы, препятствующие интенсивному развитию машиностроительного комплекса
Вышеуказанные проблемы, которые сдерживают социально-экономическое развитие машиностроительного комплекса, свидетельствуют о необходимости реализации эффективной промышленной политики, направленной на решение комплекса правовых, экономических, организационных и иных мер, с целью интенсивного развития промышленного потенциала РФ, обеспечения производства конкурентоспособной продукции.
Предпосылки социально-экономического развития машиностроительного комплекса РФ в долгосрочной перспективе на период до 2030 года заложены в реализации основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности РФ, в том числе обеспечении устойчивого роста реального сектора экономики. Основными задачами по реализации направления, касающего обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, в том числе машиностроительного комплекса, являются:
- комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;
- обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь, стратегически важных производств;
- создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
- обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;
- поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
- повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;
- формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;
- комплексное развитие транспортной
инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;
- комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;
- создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
- расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
Реализация основных задач экономического развития и безопасности реального сектора экономики России позволит обеспечить конструкторское и технологическое обновление производства в отдельных секторах машиностроительного комплекса, внедрение новых технологий, инновационных проектов как важнейших факторов повышения производительности труда, фондоотдачи основных средств, соответственно экономического роста и развития экономики страны.
В данной работе в разрезе основных секторов машиностроительного комплекса рассмотрены проблемы, факторы, угрозы, риски, а также критериальные показатели экономического развития авиационной промышленности, судостроительной, ракетно-космической, радио-электронной, автомобильной, сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, бытовой техники, энергетического машиностроения:
1. Основные проблемы и мероприятия в сфере обеспечения экономической безопасности, позволяющие создать потенциал для развития, а также критериальные показатели авиационной промышленности представлены на рисунке 2.
Авиационная промышленность
Проблемы
•зависимость эффективного функционирования авиационной промышленности от поставок продукции военного назначения, ограничения на возможности аккумулирования финансовых ресурсов для развития гражданских сегментов данного сектора машиностроения;
• недостаточный технологический уровень развития производства авиационной техники, ее узлов и агрегатов, снижение эффективности производств енных процессов;
• высокая себестоимость выпускаемой продукции из-за высокой трудоемкости и низких объемов производства, отсюда снижение выручки, чистой прибыли и собственного капитала предприятия;
•низкая доля квалифицированного производств енного персонала, неэффективная система управления производственным процессом и контроля качества выпускаемой продукции, что в значительной степени снижает ее конкур енгоспособносгь;
• низкий уровень развития системыгарангийногои по слегар ангинного обслуживания авиационной техники снижает спроси продажи данной продукции на российском и мировом рынках.
Мероприятия:
• р аз витие крупных интегрированных структур, коне о лидируюлщх конструкторские и технологические ресурсы в авиастроении, вертолете строении, а также двигателестро ении; •значительный объем поставок на рынках военной авиационной техники;
•разработка и вывод на рынок новой авиационной техники.
Основные критериальные
показатели
• среднегодовоитемпроста производсгвапр о дукции авиационной промыншенности в периоддо 2020 года составит порядка 107%, к 2030 году объем производства относительно уровня2011 года увеличится в 2.6 раза; повышение
конкур енго спо с о бно сги выпускаемой авиационной продукции, в том числе за счет использования новых технологий и материалов;
•реализация инвестиционных проектов в о енно-транспортной авиации, разработка!! вывод на рынок новых и
модернизир о ванных образцов авиационной техники;
• развитие сервисной сети и систем ы по слепр о дажного обслуживания авиационной техники;
• повышение производственного и технического потенциала предприятий авиационной пр ом ыншенно сти, р е ализ ация проектов по техническому перевооружению действуюлщх и созданию новых производств енных м ондао стей. Например, к 2025 году ожидается обеспечить рентабельность продаж самолетов порядка 11%, вертолетов - 8%
Рисунок 2 - Потенциал для развития и критериальные показатели авиационной
промышленности
В соответствии с государственной программой «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» планируется инвестировать более 700 млрд. руб. на реализацию данной программы.
Реализация инновационных проектов позволит обеспечить выпуск новых видов авиационной продукции, повысить их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Однако в случае реализации консервативного сценария развития экономики страны, снижения объемов государственной поддержки авиастроения и сокращения расходов на реализацию государ-
ственной программы «Развитие авиационной промышленности» возможны риски, препятствующие реализации мероприятий, направленных на выполнение целевых параметров экономического развития авиационной промышленности, темпы развития авиационной промышленности могут быть снижены до 156% относительно уровня 2011 года.
2. Основные проблемы, мероприятия, позволяющие обеспечить темпы роста производства продукции и критериальные показатели судостроительной промышленности, представлены на рисунке 3.
Судостроительная промышленность
Проблемы
• длительный производственный цикл строительства судов Период изготовления и поставки судов отечественных судостроителей в 2 - 3 раза выше по сравнению с ведущими зарубежными фирмами;
•ограниченные возможности производства отдельных видов судов, в том числе с большим водоизмещением, в связи с чем перечень данной продукции на зарубежных рынках ограничен; ■ низкий уровень технологической оснащенности, износ основных производственных средств в настоящее время составляет около 70%и высокая трудоемкость производства;
• недостаточный уровень привлечения и использования современных источников инвестиционных ресурсов, таких как лизинг, кредитование с целью модернизации, реконструкции и обновления техники и технологии судостроительной промышленности.
Мероприятия:
• увеличение объемов государственного оборонного заказа; •расширение объемов военно-технического сотрудничества; •реализация проектов в области гражданского судостроения. Планируется объем выпуска гражданской продукции отечественного судостроения к 2030 году относительно уровня 2011 года по количеству тонн водоизмещения увеличится более чем в 3,1 раза; •реализация мероприятий по стимулированию развития научно-технического и производственно-технологического потенциала судостроительной промышленности.
Основные критериальные
показатели
•рост объемов производства в судостроительной промышленности к 2030 году должен увеличится в 4 раза относительно уровня 2011 года;
• среднегодовой темп роста производства судостроительной промышленности к 2020 году составит порядка 115%; •снижение трудоемкости, рост производительности труда в процессе производства отечественных судов; •повышение конкурентоспособности судов за счет реализации инновационных судостроительных проектов с большим водоизмещением; •сокращение длительности производственного цикла строительства судов, за счет повышения уровня технологической оснащённости, приведёт к снижению калькуляционных затрат на их производство.
Рисунок 3 - Потенциал для развития и критериальные показатели судостроительной
промышленности
В соответствии с государственной программой «Развитие судостроения» в период с 2013 года по 2030 год планируется направить из федерального бюджета около 338 млрд. руб. с целью реализации мероприятий по повышению научно-технологического потенциала и конкурентоспособности продукции судостроительной промышленности.
Вместе с тем в случае реализации консервативного сценария развития экономики страны возможно снижение темпов разви-
тия судостроительной промышленности до 317%.
3. Мероприятия и критериальные показатели ракетно-космической промышленности представлены на рисунке 4. В рамках государственной программы «Космическая деятельность России» суммарный объем финансирования за счет средств федерального бюджета к 2020 году составит порядка 1,7 трлн. рублей без учета ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
Критериальные показатели
среднегодовой темп развития производства продукции в ракетно-космической промышленности составит порядка 107%, к 2030 году объем производства продукции увеличится более чем в 2:8 раза относительно уровня 2011 года.
Рисунок 4 - Мероприятия и критериальные показатели ракетно-космической
промышленности
Необходимо в перспективе учитывать возможные риски сокращения финансирования инвестиционных проектов в сфере космической деятельности. Следует обеспечить формирование эффективной системы управления рисками с целью предотвращения угроз экономической безопасности машиностроительной промышленности, разработать оптимальную структуру источников финансирования важнейшего сектора экономики страны.
4. Радиоэлектронная промышленность в настоящее время характеризуется недостаточным технологическим уровнем развития, отсутствием значительного количества компетенций в области разработки и производства продукции радиоэлектронной промышленности, в том числе продукции гражданского применения. Имеют место следующие факторы, ограничивающие экономическое развитие данного сектора машиностроительного комплекса:
- моральный и физический износ основных средств научной и производственной базы;
- зависимость динамики производства от поставок продукции для нужд обороны и безопасности;
- недостаточный уровень внедрения результатов НИОКР в производственную
деятельность;
- низкая доля высококвалифицированного инженерного и производственного персонала.
Основные мероприятия, реализация которых позволит повысить научно-технический и производственно-технологический потенциал для развития радиоэлектронной промышленности на долгосрочную перспективу, включают в себя:
- создание научно-технического задела по перспективным электронным и радиоэлектронным технологиям;
- создание научно-технической и технологической базы производства конкурентоспособных радиоэлектронных изделий;
- обеспечение оптимального выпуска радиоэлектронной продукции, которая используется в военной технике, медицине, в области связи и передачи информации, а также в других секторах экономики страны.
В соответствии с государственной программой «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 20132025 годы» планируется инвестировать более 180 млрд. рублей.
Основные критериальные показатели социально-экономического развития радиоэлектронной промышленности России в долгосрочной перспективе в процессе реа-
лизации инновационного сценария:
- увеличение производительности труда в 6,5 раз к 2025 году;
- внедрение новых технологий радиоэлектронной продукции;
- увеличение доли отечественных радиоэлектронных изделий на внутреннем рынке до 40%;
- увеличение доли собственных инвестиционных ресурсов, направленных на повышение потенциала радиоэлектронной отечественной промышленности с целью снижения зависимости производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования от заемного капитала;
- среднегодовой темп роста производства продукции радиоэлектронной промышленности составит порядка 107%, к 2030 году объем производства увеличится более чем в 5 раз относительно уровня 2011 года.
Однако при условии реализации кон-серватиного сценария развития экономики страны, могут возникнуть риски сокращения капитальных вложений из федерального бюджета России на развитие гражданского сектора радиоэлектроники, в связи с чем сократятся темпы развития данного сектора машиностроительного комплекса к 2030 году до 352% относительно уровня 2011 года.
5. Автомобильная промышленность. Предполагается, что развитие автомобильной промышленности в стране и долгосрочной перспективе в основном будет определяться уровнем платежеспособного спроса на автомобильную технику со стороны физических и юридических лиц. Основные проблемы и негативные факторы, сдерживающие развитие автомобильной промышленности:
- низкий объем финансирования НИОКР, направленных на развитие производств автомобильной промышленности;
- технологическое отставание, низкая доля инвестиций в производство автомобильной техники;
- низкая доля современной автокомпонентной промышленности;
- низкое качество комплектующих российских поставщиков;
- отсутствие профессионализма промышленного персонала, в том числе управ-
ленческих кадров;
- снижение темпов роста производительности труда;
- низкая инвестиционная активность российских предприятий автомобильной промышленности;
- сокращение платежеспособного спроса на автомобильную технику в кризисный и подкризисный периоды (2010-2011 гг.) приводило к снижению объемов производства легковых автомобилей, сокращению выручки и прибыли от продаж автомобильной продукции, снижению собственного капитала и внутренних источников инновационного развития. Это негативное «наследие» привело к зависимости многих предприятий автомобильной промышленности от заемного капитала, а при отрицательном дифференциале в процессе кредитования к отрицательному эффекту финансового рычага.
В настоящее время для развития производства автомобильной техники характерен ряд положительных тенденций, основные из них:
- рост платежеспособного спроса автомобильной техники на внутреннем рынке с использованием лизинга и кредитных механизмов;
- внедрение новой техники и технологии в процесс производства автомобильной продукции;
- эффективное использование логистических транспортных систем в процессе реализации автомобильной продукции;
- реализация инновационно-инвестиционных проектов в сфере автомобилестроения, направленных на повышение финансовых результатов и собственного капитала предприятий.
В долгосрочной перспективе на период до 2030 года развитие конкурентоспособной автомобильной промышленности обусловлено реализацией важнейших инвестиционных проектов и программ инновационного развития, таких, как:
- реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (при участии ОАО "Группа "ГАЗ", ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "КАМАЗ" и ОАО "СОЛ-ЛЕРС") в рамках реализации Стратегии раз-
вития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. При этом объем инвестиционной государственной программы развития автомобилестроительных предприятий (включая) в период до 2020 года составит более 435 млрд. рублей;
- реализация программ инновационного развития ОАО "АВТОВАЗ" и ОАО "КАМАЗ", в рамках которых предполагается разработка и внедрение в производство новых технологий.
Основные критериальные показатели социально-экономического развития автомобильной промышленности России в долгосрочной перспективе инновационного сценария:
- среднегодовой темп роста производительности труда в период к 2020 году составит более 106,5%;
- рост объемов производства продукции автомобильной промышленности обеспечит население легковыми автомобилями к 2020 году составит порядка на 1 тыс. населения 400 ед. автомобильной техники, а к 2030 году - 600 ед. на 1 тыс. населения;
- рост инвестиций в предприятия автомобильной промышленности. Однако существует ряд рисков, которые могут привести к снижению конкурентоспособности продукции автомобильной промышленности, сокращению темпов роста производства автомобильной техники к 2030 году до 253% относительно уровня 2011 года. Это возможно в условиях реализации консервативного сценария развития экономики стра-
ны, при этом предполагается увеличение доли импортной автомобильной техники на внутреннем рынке. Необходимо в ближайшей перспективе разработать меры и мероприятия, направленные на минимизацию рисков таких, как: финансовые, инновационные, технологические, коммерческие и социальные риски.
Модернизация научно-исследовательской и опытно-экспериментальный базы научных и инжиниринговых организаций автомобилестроения позволит эффективно реализовать новые инвестиционные проекты и программы, повысить финансовые результаты предприятия автомобильной промышленности, наполнить отечественный транспортный комплекс современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и экономической безопасности. В данной работе рассмотрен пример реализации системного подхода формирования механизма обеспечения экономической безопасности промышленного предприятия (Таблица 1 ), который предполагает проведение постоянного мониторинга, диагностики экономического состояния, проведения анализа финансового состояния и финансовых результатов, выявление проблем, вызовов, угроз, критериальных показателей, разработку основных вариантов экономического развития, направленных на экономический рост, повышение прибыли, собственного капитала, снижение зависимости от заемных средств, что обеспечит долгосрочное функционирование, развитие и экономическую безопасность предприятия.
Таблица 1 - Основные прогнозные показатели финансовых результатов предприятия
Наименование показателя 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1.Выручка, тыс. руб. 33226484 35220073 37685478 40700316
2. Темп роста выручки, % 105,6 106 107 108
3. Себестоимость продаж, тыс. руб. 12293799 12855327 13453716 14041609
4. Темп роста себестоимости продаж, % 103,85 104,57 104,65 104,37
5. Доля себестоимости продаж в общем составе выручки, % 37,00 36,50 35,70 34,50
6. Коммерческие расходы, тыс. руб. 4851067 4825150 4899112 5087540
7. Темп роста коммерческих расходов, % 103,60 99,47 101,53 103,85
8. Доля коммерческих расходов в общем составе выручки, % 14,60 13,70 13,00 12,50
9. Управленческие расходы, тыс. руб. 1528419 1338363 1243621 1221010
10. Темп роста управленческих расходов, % 101,50 87,57 92,92 98,18
П родолжение таблицы 1
Наименование показателя 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
11. Доля управленческих расходов в общем составе выручки, % 4,60 3,80 3,30 3,00
12. Себестоимость полная, тыс. руб. 18673284 19018839 19596449 20350158
13. Темп роста себестоимости полной, % 103,59 101,85 103,04 103,85
14. Доля себестоимости полной в общем составе выручки, % 56,20 54,00 52,00 50,00
15. Прибыль от продаж, тыс. руб. 14553199 16201233 18089029 20350157
16. Темп роста прибыли от продаж, % 106,87 111,32 111,65 112,50
17. Доля прибыли от продаж в общем составе выручки, % 43,80 46,00 48,00 50,00
Как видно из данных таблицы, предприятие в прогнозном периоде выполнит критериальные условия реализации закона получения прибыли. Необходимо отметить, что основные условия создаются за счет снижения в динамике доли полной себестоимости в общем составе выручки, в том числе снижение доли себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов в общем составе выручки.
6. Сельскохозяйственное машиностроение характеризовалось в период 20062011 гг. низкой конкурентоспособностью российских видов продукции сельскохозяйственного машиностроения. Развитие производства сельскохозяйственных машин и оборудования в средне- и долгосрочной перспективе ожидается за счет реализации государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в соответствии с положениями Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации на период до 2020 года, а также реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособной продукции российских производителей сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе:
- внедрение результатов НИОКР, направленных на создание новых энергоэффективных конкурентоспособных видов сельскохозяйственных машин и оборудования;
- реализация инвестиционных проектов по технологическому перевооружению мощностей по производству сельскохозяйственной техники;
- разработка и применение требований на уровне зарубежных аналогов к производ-
ству сельскохозяйственной техники в России.
Ожидаемые целевые критериальные показатели по итогам реализации государственных программ и вышеуказанных мероприятий относительно уровня 2011 года:
- объем инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение увеличится к 2020 году в 1,9 раза;
- производительность труда к 2020 году увеличится более чем в 2,2 раза;
- объем экспорта сельскохозяйственной техники увеличится в 5 раз;
- ежегодный рост объемов производства к 2020 году составит в среднем 105%, а к концу 2030 года увеличится более чем в 2,5 раза. Кроме того, предполагается до 2030 года интенсивное развитие спроса на энергонасыщенную сельскохозяйственную технику, например, тракторную технику, с более высокими темпами роста объемов производства отечественной продукции и снижением темпов роста объемов поставок импортной сельскохозяйственной техники.
7. Станкостроение. Данный сектор машиностроительного комплекса в период 2006-2011 гг. характеризовался низкой конкурентоспособностью отдельных видов продукции станкостроения, ограниченными возможностями производства отдельных видов продукции, недостаточным объемом инжиниринговых решений с использованием отечественных средств производства. Кроме того, возраст свыше 50% технологического оборудования предприятий станкостроения составляет более 25 лет.
Основные факторы, позволяющие создать потенциал для развития производства технологического оборудования, в средне- и
долгосрочной перспективе:
- эффективная реализация мероприятий в соответствии с государственной программой "Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности" в рамках подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности";
- интенсивная реализация инвестиционных программ российских предприятий, в том числе организаций станкостроения, в рамках государственных целевых программ;
- реализация инвестиционных проектов по созданию новых производств технологического оборудования, в том числе с иностранными партнерами.
Таким образом, ожидается, что в случае реализации инновационного сценария социально-экономического развития России среднегодовой темп роста производства продукции станкостроения к 2020 году составит порядка 108%, а к 2030 году производство станков увеличится более чем в 3 раза относительно 2011 года.
Однако, в случае реализации консервативного сценария развития экономики страны указанные темпы производства технологического оборудования могут быть снижены.
8. Бытовая техника. Среднегодовой темп производства бытовой техники в значительной степени определяется динамикой спроса со стороны физических лиц. Ожидается рост реальных располагаемых доходов населения к 2030 году относительно уровня 2011 года более чем в 2 раза, в связи с чем предполагается увеличить производство бытовой техники к 2030 году более чем в 2,2 раза. При этом к 2020 году среднегодовой темп роста производства бытовых приборов составит порядка 104,5%, то есть практически для развития характерна стагнация, поскольку на конец 2011 года среднегодовой темп роста производства бытовой техники составил 104%.
9) Конец 2011 года характеризовался относительно высокими среднегодовыми темпами роста продукции энергетического машиностроения, в том числе: по турбинам паровым - 130%, по турбинам газовым -110% и по турбинам гидравлическим -130%. Основные факторы, сдерживающие
развитие отечественного энергомашиностроения:
- разомкнутость цикла инновационного развития «наука-техника-производство»;
- большая номенклатура и, как следствие, малая серийность выпуска, сопровождающаяся высокими удельными затратами на подготовку и производство продукции;
- наличие сильных зарубежных конкурентов на рынке, объем производства которых значительно выше объема производства российских компаний;
- ограниченные возможности сопряженных секторов экономики, которые создают дефицит необходимых марок стали и размеров заготовок, генераторов и других комплектующих. Кроме того, имеет место недостаток в строительном комплексе организаций, проектирующих и строящих новые электростанции.
Основными тенденциями развития, согласно Стратегии развития энергетического машиностроения на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года (Приказ Мин-промторга России от 22 февраля 2011 № 206), являются:
- снижение доли зарубежного оборудования при строительстве новых генерирующих мощностей, а также при модернизации существующих генерирующих мощностей;
- освоение производства отдельных видов оборудования высокой мощности.
Факторы, обеспечивающие развитие данной отрасли:
- рост внутреннего спроса на продукцию энергетического машиностроения;
- улучшение состояния технологического уровня основных средств предприятий соответственно повышение качества и формирование оптимальной доли себестоимости продукции;
- повышение доли инвестиций в НИОКР при разработке перспективной высокопроизводительной продукции и ключевых комплектующих, повышение технологического уровня развития производства продукции энергетического машиностроения;
- увеличение связей и взаимодействия предприятий электроэнергетики и энергетического машиностроения, создание нового
оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе;
- увеличение уровня государственной поддержки отрасли, а также формирование внутренних источников инновационного развития;
- обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
В прогнозный период до 2030 года ввод мощностей в электроэнергетике в целом будет обеспечен возможностями отечественного энергетического машиностроения с учетом импорта газовых турбин большой единичной мощности.
Государственной программой "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предусмотрено создание унифицированного энергетического оборудования различной мощности. Создание отечественных газотурбинных установок обеспечит частичное замещение импорта при строительстве новых объектов энергетики и при замене существующего парка оборудования. Отечественные производители также закрепят свои позиции на внешнем рынке в области поставок оборудования для строительства АЭС и ГЭС.
При благоприятном экономическом развитии России и предприятий энергетического машиностроения планируется прирост производства к 2020 году турбин газовых на 16%, турбин паровых - на 25%, турбин гидравлических - на 24%, а к 2030 году составит соответственно на 17%, 27% и 25% по отношению к уровню 2011 года.
Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе развитие конкурентоспособного машиностроительного комплекса основано на выполнении предусмотренных в прогнозном периоде до 2030 года государственных программ, реализация которых возможна за счет эффективного формирования и обеспечения среднегодового
темпа роста собственных внутренних источников инновационного развития предприятий всех секторов машиностроительного комплекса. В первую очередь, в процессе долгосрочного развития и эффективного функционирования предприятия необходимо обеспечивать оптимальную структуру собственного и заемного капитала, финансовую устойчивость и платежеспособность экономического субъекта. Поскольку основным источником роста собственного капитала является чистая прибыль, то темпы ее роста отражают в динамике положительную тенденцию изменения целевых показателей, характеризующих экономическое развитие предприятия. При этом, учитывая темпоральную логику, основанную на действии экономических законов развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо обеспечивать соотношения:
- среднегодовые темпы роста собственного капитала должны быть больше среднегодовых темпов роста заемного капитала. Причем цена заемного капитала должна быть меньше экономической рентабельности предприятия, то есть положительный дифференциал обеспечит эффект финансового рычага;
- среднегодовые темпы роста прибыли должны быть больше темпов роста выручки;
- среднегодовые темпы роста полной себестоимости должны быть меньше темпов роста прибыли от продаж;
- среднегодовые темпы роста выручки должны быть больше темпов роста валюты баланса предприятия.
В целом, реализация выполнения основных трендов и путей экономического развития машиностроительного комплекса позволит обеспечить импортозамещение и экспорт конкурентоспособной продукции промышленных предприятий страны в текущий период и в долгосрочной перспективе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Макарова, В.И., Бобренева, Е.А., Стародубов, В.П., Самуйлова, М.Е., Андреева, И.А. Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия: учебное пособие. [Часть 1] -Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2012. - 227 с.
2. Макарова, В.И., Бобренева, Е.А., Стародубов, В.П., Самуйлова, М.Е., Андреева, И.А. Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия: учебное пособие. [Часть 2] -Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева. 2012. - 227 с.
3. Макарова, В.И., Елисеева, И.В. Стратегическое планирование как форма реализации стратегии экономического развития и безопасности предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - № 1. - С. 60-66.
4. Макарова, В.И., Богдашкин, Ю.Н., Елисеева, И.В. Процесс разработки и реализации стратегии жилищно-коммунального хозяйства страны // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 3(37). - Т. 2.
5. Макарова, В.И., Остроухова, В.А. Диагностика экономического состояния предприятия химической промышленности // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 3(37). - Т. 2.
6. Макарова, В.И., Елисеева, И.В., Елисеева, А.И. Лизинг как инструмент обновления основных средств и обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - № 2 (36). - Т. 2.
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Минэкономразвития России. http://economy.gov.ru/minec/ activi-ty/sections/macro/prognoz/doc20130325_06
8. Немцев, А.Д. Практика применения "карты потока создания ценности" для анализа бизнес-процессов / А.Д. Немцев, Е.М. Шевлякова, М.К. Шевляков // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. № 2. - С. 176-181.
9. 10. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Моделирование системы мониторинга интеллектуального ресурса предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2016. - Т. 2. № 1. - С. 169-175.