Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России в условиях рыночной экономики'

Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24704
1809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Машиностроительный комплекс / отрасли машиностроения / обрабатывающие производства / Machine-building complex / branches of mechanical engineering / manufacturing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климович Кристина Павловна, Одинцова Мария Александровна

Проведен анализ статистических данных ведущих отраслей машиностроительного комплекса РФ, рассмотрены ключевые проблемы его функционирования и дана оценка возможных перспектив развития машиностроения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климович Кристина Павловна, Одинцова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of Russian machinebuilding complex in a market economy

The analysis of statistical data of leading branches of machine-building complex of the Russian Federation, discussed the key issues of its operation and the evaluation of the possible prospects of development of the country's engineering industry.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России в условиях рыночной экономики»

К.П. Климович, М.А. Одинцова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Уровень развития машиностроительного комплекса (МСК) определяет состояние производственного потенциала государства, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливноэнергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), а также наполнение потребительского рынка. От показателей развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и, конечно же, обороноспособность государства.

Машиностроительный комплекс обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли в современных условиях развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы:

Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве - приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технического прогресса в машиностроении - станкостроение и инструментальная промышленность.

Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технического прогресса в отдельных отраслях хозяйства - строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение.

Перспективы экономического и социального развития страны предъявляют новые требования к уровню машиностроения, его научно-технической и производственной базе. Исследованию особенностей, проблем и возможностей развития машиностроительного комплекса РФ посвящена данная статья.

Отраслевая структура машиностроительного комплекса РФ

Машиностроительный комплекс объединяет предприятия и производства машиностроения и металлообработки, нацеленных на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного потребления.

16

Российский рынок машиностроения - это совокупность рынков, отличающихся между собой как по номенклатуре и объему производимого товара, так и по степени экономической концентрации и конкурентоспособности.

Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно велик, что не только обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей, но и оказывает сильное воздействие на размещение производства отдельных видов продукции. При этом даже при одном целевом назначении выпускаемой продукции размеры, состав, технологические процессы, форма общественной организации производства на предприятиях таких отраслей сильно отличаются. В целом машиностроение относится к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени, чем любая другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и т. д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное воздействие оказывает ряд экономических факторов, например, концентрация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость отдельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей, возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.

Машиностроение вместе с производством металлических изделий, металлических конструкций и ремонтом машин и оборудования входит в состав более крупной комплексной отрасли промышленности - машиностроение и металлообработка. Выпуск продукции машиностроения в общем выпуске этой отрасли составляет около 80%. Отрасли машиностроения объединены в единый машиностроительный комплекс, который включает в себя более 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств.

К комплексным отраслям относятся:

• тяжелое машиностроение;

• транспортное машиностроение;

• энергетическое машиностроение;

• электротехническая промышленность,

• химическое машиностроение;

• нефтяное машиностроение;

• станкостроительная промышленность;

• инструментальная промышленность;

• приборостроение;

• сельскохозяйственное машиностроение;

• автомобильная промышленность;

• машиностроение для легкой и пищевой промышленности;

• авиационная промышленность;

• судостроительная промышленность;

• прочие отрасли машиностроения1.

17

Традиционно машиностроение делят на следующие группы отраслей: тяжелое машиностроение, среднее машиностроение, общее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования (рис. 1).

Рис.1. Отраслевая система машиностроительного комплекса

В состав тяжелого машиностроения входят:

• подъёмно-транспортные машины (грузоподъемные краны, лифты, подъемники (вышки), машины непрерывного транспорта (конвейеры и пр.));

• железнодорожное машиностроение;

• судостроение;

• авиационная промышленность;

• ракетно-космическая отрасль;

• производство технологического оборудования по отраслям;

• строительное и коммунальное машиностроение;

• сельскохозяйственное машиностроение;

• нефтегазовое машиностроение;

• химическое машиностроение;

• лесопромышленное машиностроение.

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как

• транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения);

• сельскохозяйственное;

• производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (исключая легкую и пищевую).

18

Ведущие отрасли точного машиностроения - приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна - это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, радиоэлектронная аппаратура, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Производство металлических изделий и заготовок:

• производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры;

• производство массовых металлоизделий (метизов) - проволока, канаты, гвозди, крепеж.

Проблемы, характерные для отечественного машиностроительного комплекса

Россия обладает достаточным человеческим, научным и ресурсным потенциалом, который должен лечь в основу высокоэффективной национальной экономики. Однако при анализе экономической деятельности в стране наблюдается необходимость в создании условий объединения данных факторов, что требует мобилизации усилий со стороны всех субъектов экономической системы. В свою очередь данные фундаментальные механизмы реализуются в рамках российского машиностроительного комплекса, который больше прочих хозяйственных отраслей пострадал в период последнего экономического кризиса.

В настоящее время экономическое положение машиностроительного комплекса довольно тяжелое. Основные проблемы российского машиностроения можно охарактеризовать следующим образом2:

1. Отечественное машиностроение значительно отстает от многих развитых и некоторых развивающихся стран. Об этом свидетельствует тот факт, что по данным Росстата удельный вес отрасли в ВВП России за 2000-2013 гг. составлял 5-6%, а доля отрасли в структуре промышленного производства за данный период не превышала 20%, в то время как в развитых странах, таких как США, Германия и Япония, машиностроительной отраслью создается 30-35% ВВП, а доля машиностроения в промышленном производстве составляет порядка 50%.

2. Сильная изношенность основных фондов. Необходимость развития отечественного машиностроения особенно подчеркивает ситуация, сложившаяся в структуре основных фондов: коэффициент обновления основных фондов повысился с 1,4 % в 2000 г. до 3,9 % в 2010 г., однако данный показатель еще не достиг уровня 1990 г. (6,3 %), а темпы обновления машиностроения в 2 раза ниже, чем в целом по промышленности.

3. Учитывая темпы выбытия основных фондов, составивших за период 2000-2010 гг. порядка 1%, можно сделать вывод о том, что все это ведет к сохранению высокого уровня износа основных фондов.

19

4. Длительность (зачастую неопределенность) периода окупаемости инвестиционных ресурсов. Поскольку производственные фонды машиностроительных предприятий нуждаются в существенном обновлении, важным показателем является объем инвестиций в машиностроительный сектор. Динамика объема инвестиций, как в основные фонды машиностроительных предприятий, так и в целом в реальный сектор экономики за период 2000-2010 г. увеличились на 84% и 2,2 раза, соответственно. Однако доля инвестиций в машиностроение в общем объеме инвестиций за тот же период снизилась на 18%. Исходя из этого, можно заключить, что темпы роста инвестиций в машиностроение отстают от темпов роста в экономику в целом. Принимая во внимание тот факт, что отрасль хронически недофинансировалась в 90-е годы, подобная динамика не способствует качественному росту как машиностроения, так и всей российской экономики. Планы по модернизации и переход на инновационный путь развития не могут быть реализованы при таких темпах и объемах финансирования машиностроительной отрасли.

5. Глубочайшая специализация производства. Каждое машиностроительное предприятие до сих пор имеет свою, достаточно строго определенную номенклатуру выпускаемой продукции. В рыночных условиях слишком глубокая специализация - серьезное препятствие для развития.

6. Неуклонное старение и ухудшение качественного состава инженерных и производственных кадров, их недостаточная квалификация.

В зависимости от характера трудностей, препятствующих развитию машиностроительного комплекса РФ, можно выделить следующие группы проблем3:

• инвестиционные (критический моральный и физический износ оборудования и технологий; морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей; низкая инвестиционная привлекательность машиностроения);

• инновационные (недостаток финансовых ресурсов вследствие низкой рентабельности производства; низкое качество продукции, высокие производственные издержки; низкая инновационная восприимчивость предприятий отрасли; недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок);

• конкурентные (слаборазвитая система менеджмента качества; недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой политики; недостаточно развитая система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия; неравные условия конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий и др.);

• управленческие (медлительность при подготовке и реализации управленческих решений; отсутствие подразделений, обеспечивающих интеграцию производства в единое экономическое пространство);

20

• кадровые (острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженернотехнических и рабочих специальностей; неэффективная кадровая политика, не способствующая привлечению квалифицированных специалистов в сферу промышленного производства, научно-технической и технологической деятельности);

• организационно-правовые (недостаточно развитая система производственной кооперации; несовершенство законодательной базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения; малоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики и др.).

Одной из самых серьезных проблем машиностроительного комплекса РФ, на наш взгляд, является высокий уровень износа основных производственных фондов. Средний возраст оборудования составляет в среднем 22 года. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%, а на многих предприятиях используются машины, чуть ли не полувековой давности. Фонды многих предприятий отрасли требуют обновления (рис. 24), что невозможно без привлечения инвестиций.

Рис. 2. Состояние основных фондов машиностроения России, %

Высокая доля устаревшего оборудования объясняет недостаточное использование производственных мощностей в машиностроительных организациях. На Рис.3 представлен уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по производству машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования5.

21

ы

ы

Автомобили грузовые (включая шасси) Автомобили легковые Электродвигатели универсальные Бытовые пылесосы Холодильники и морозильники бытовые Бульдозеры самоходные и с поворотным отвалом

Экскаваторы Машины кузнечно-прессовые Станки металлорежущие Тракторы для сельского и лесного хозяйства Краны мостовые электрические Подшипники шариковые или роликовые Турбины газовые Турбины паровые

О 10 20 30 АО 50 60 70 80

12012 1=12011 02010

90

Рис. 3. Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций машиностроения, %

Уровень инновационной активности на промышленных предприятиях остается низким после падения в несколько раз в кризисный период, неэффективно работают механизмы продвижения в производство перспективных разработок. Это вызывает особую озабоченность в связи с тем, что машиностроение является базой инновационного развития всей экономики, ее технического перевооружения и реконструкции. Сегодня Россия занимает 31 место в мире по числу поданных заявок на патенты, 30 место по расходам на НИОКР (они составляют 1,1 % от ВВП)6, что значительно ниже аналогичных показателей ведущих стран мира.

Результатом снижения инновационной активности явилась утрата имеющихся конкурентных преимуществ перед зарубежными производителями в области ресурсоемкости, производительности, качества продукции, а некоторые виды продукции вообще перестали выпускаться. При этом ситуация является кризисной не только в вопросе технических и технологических инноваций, но и в сфере управления. По мнению многих ученых, одной из проблем развития машиностроительной отрасли, является отсутствие адекватной современным условиям системы управления предприятием. Системы управления отечественным машиностроением, как показывают результаты различных исследований, далеко не совершенны и мало соответствуют задачам, которые необходимо решать в рыночной экономике. Причины такого несоответствия выражаются в нарушении иерархии подчинения менеджеров и персонала; нечетком закреплении функций за руководителями; зачастую низкой квалификации руководителей; отсутствии системы внутреннего аудита и т.п. Практически все перечисленные причины, в большей или меньшей степени, оказывают негативное воздействие на организацию машиностроительного производства.

Произошедший в годы реформ разрыв между производством и наукой сказался также на возникновении серьезных кадровых проблем, выразившихся, в первую очередь, в нехватке квалифицированного персонала. Численность занятых в машиностроении неуклонно падает (с 8 млн. чел в 1991 г. до 4 млн. чел в 2011 г.). Например, удельный вес занятых в обрабатывающих отраслях в 2013 г. составил - 14,75%7 (2000 г. - 19,06%, 2005 г. -17,23%, 2010 г. - 15,23%, 2012 г. -14,96% соответственно)8.

Средний возраст работников по отрасли превысил 50 лет. Молодое поколение не выбирает эти профессии из-за низкого «имиджевого» рейтинга специальностей машиностроительного профиля и низкой оплаты труда.

Организационно-правовые проблемы российского машиностроения обусловлены, прежде всего, отсутствием законодательно оформленной государственной поддержки, нацеленной на стимулирование развития отрасли. Один из существенных тормозящих факторов развития отрасли - несовершенство российского законодательства в промышленной сфере.

23

Перспективы развития машиностроительного комплекса России

Решение проблем машиностроительного комплекса требует основательного и взвешенного подхода, что обусловлено целым рядом факторов:

• машиностроительный комплекс, выступая в качестве катализатора научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, является по сути одной из немногих отраслей обрабатывающей промышленности, развитие которой оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами высокого технического уровня;

• МСК принято считать самой сложной отраслью промышленности, производящей широко дифференцированную продукцию: от наиболее активной части основных фондов (орудий труда) до привычных всем бытовых приборов и автомобилей;

• многие машиностроительные предприятия работают на оборонный комплекс, поэтому развитие данной отрасли определяет обороноспособность страны;

• по числу занятых (порядка 35% от трудоспособного населения9) и по стоимости выпускаемой продукции машиностроительный комплекс, который насчитывает тысячелетнюю историю величайших научных побед, до сих пор занимает первое место среди всех отраслей промышленного производства.

В России на сегодняшний день имеются предпосылки для эффективного развития предприятий машиностроения, а именно:

• наличие собственной сырьевой базы, собственных энергоносителей;

• развитая сеть транспортных и энергетических коммуникаций;

• высокий потенциал фундаментальной и прикладной науки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• запасы интеллектуальной собственности;

• необходимый образовательный уровень населения;

• производственный потенциал и традиции.

Необходима разработка эффективной многоуровневой политики в машиностроительной отрасли, которая должна быть адекватной общестенным потребностям и носить ярко выраженный инновационный характер развития. Это задача довольно сложная и требующая, прежде всего, определения приоритетов развития отрасли. Исследование этого вопроса показало, что расстановка приоритетов должна основываться на усилении роли государства в развитии машиностроения. Государство должно создавать равные условия для развития всех предприятий, благоприятную конкурентную среду и ликвидировать множество бюрократических барьеров.

Промышленная политика России должна определить основные, стратегически важные направления развития машиностроения, науки и технологий с учетом мировых тенденций, а также отрасли, предприятия и группы товаров, в отсутствии которых страна не сможет вести независимую

24

экономическую политику в мировом сообществе, не сможет обеспечить социальной стабильности и возможность для успешной жизнедеятельности населения.

На сегодняшний день уже сделаны определенные шаги в формировании стратегии развития машиностроения. Разработаны за последние годы две концепции (станко-инструментальной и автомобильной отраслей) а так же некоторые стратегии развития (авиационной промышленности, нефтегазового, строительно-дорожного и коммунального, энергетического, тракторного и сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, машиностроения для легкой промышленности). Но принятые документы по причине недостаточной согласованности (между собой и с перспективными общегосударственными задачами), не в полной мере отвечают требованиям системности.

Тем не менее, статистические данные показывают некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в развитии машиностроительного комплекса РФ. Например, очевиден рост объема произведенных товаров обрабатывающих производств (в 2005 г. - 8872 млрд. руб.; 2010 г. - 18872 млрд. руб.; 2011 г. - 22802 млрд. руб.; 2012 г. - 25098 млрд. руб.10, 2013 г. - 25993 млрд. руб.11 в фактически действовавших ценах). Пример положительной динамики объема произведенной продукции в стоимостном выражении некоторых обрабатывающих производств представлен на рис. 4.

Рис. 4. Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. руб.

25

По нашему мнению, промышленная политика России применительно к машиностроительному комплексу должна быть ориентирована на формирование эффективного частно-государственного партнерства направленного на достижение адекватного позиционирования российского машиностроения в условиях рыночной экономики и интеграцию российского машиностроения в мировое экономическое сообщество, как ведущего производителя наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Одновременно необходимо обеспечивать совершенствования банковской и страховой системы, стимулирование крупномасштабных долгосрочных инвестиций в технологическое перевооружение и развитие машиностроения с целью кардинального повышения эффективности промышленного производства.

Заключение

Машиностроение является ведущей отраслью России и сосредоточено в крупных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, на Урале, в Поволжье, Западной Сибири. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. Отраслевой состав машиностроения очень сложный. Он состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, сельскохозяйственное и транспортное машиностроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение и др.

Для того чтобы продукция отечественной промышленности была конкурентоспособной на глобальных рынках, необходимо иметь в своем арсенале самые современные машины и оборудование, производство которых является функцией машиностроительной отрасли.

В настоящее время машиностроительный комплекс России испытывает ряд серьезных проблем, связанных с высокой долей устаревшего оборудования, недостаточным использованием производственных мощностей, нехваткой высококвалифицированных кадров, малоэффективной государственной поддержкой на законодательном уровне и недостаточным инвестированием.

Сейчас российская промышленность стоит у своего рода «развилки»: либо отечественное машиностроение решит задачи модернизации и станет по всем параметрам конкурентоспособным, либо пойдет процесс вытеснения отечественных производителей зарубежными.

Примечания

1 Промышленность России. 2012: Ст.сб./ Росстат. - М., 2012. - 59 с.

Promyshlennost' Rossii. 2012: St.sb./ Rosstat. - M., 2012. - 59 c.

26

2 Невский Н., Задумина Н. Стратегическое развитие машиностроительного комплекса: факторный анализ // Проблемы теории и практики управления. - 2011. № 9. - С.58-66.

Nevskij N., Zadumina N. Strategicheskoe razvitie mashinostroitel'nogo kompleksa: faktomyj analiz // Problemy teorii i praktiki upravlenija. - 2011. № 9. - S.58-66.

3 Российский статистический ежегодник. 2010: стат. собирают. / Росстат. - М, 2010. - 813 с.

Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2010: stat. sobirajut. / Rosstat. - M, 2010. -813 s.

4 Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. - 717 с. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2013: Stat.sb./Rosstat. - M., 2013. - 717 s.

5 Полякова Н. Интеллектуальный рост // Электронное издание «Наука и технологии России». - http://www.strf.ru/mobile.aspx?CatalogId=221&d_no=54065. Poljakova N. Intellektual'nyj rost // Jelektronnoe izdanie «Nauka i tehnologii Ros-sii». - http://www.strf.ru/mobile.aspx?CatalogId=221&d_no=54065.

6 Россия 2014: Стат. справочник/ Росстат. - М., 2014. - 62 c.

Rossija 2014: Stat. spravochnik/ Rosstat. - M., 2014. - 62 c.

7 Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. -717 с.

Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2013: Stat.sb./Rosstat. - M., 2013. - 717 s.

8 Российский статистический ежегодник. 2010: стат. собирают. / Росстат. - М, 2010. - 813 с.

Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2010: stat. sobirajut. / Rosstat. - M, 2010. -813 s.

9 Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. -717 с.

Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2013: Stat.sb./Rosstat. - M., 2013. - 717 s.

10 Россия 2014: Стат. справочник/ Росстат. - М., 2014. - 62 c. Rossija 2014: Stat. spravochnik/ Rosstat. - M., 2014. - 62 c.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.