Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова И.А.

Статья посвящена анализу процесса становления морального сознания у будущих юристов. Представлены теоретическая база и конкретные практические методы, которые используются в учебном процессе. Отмечается, что в процессе развития морального сознания формируется ряд общекультурных компетенций.The article analyzes the process of formation of moral consciousness of future lawyers. The theoretical base and specific practical methods of the educational process are described. It is noted that in the process of development of moral consciousness a number of general cultural competences are formed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

«Профилактика и коррекция проблемного поведения»- «ЗАО» Ростиздат», Ростов-на-Дону, 2014, с.39-41.

Э.Шевченко О.Н. Анализ внеаудиторных просветительских мероприятий по приобщению детей к языкознанию и чтению (по материалам проекта «Время семьи») // Экономика и социум. 2017. № 1 (32).

УДК 37.015.3

Егорова И.А., к. с.н. доцент кафедры управления Таганрогский институт управления и экономики Российская Федерация, г. Таганрог ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Статья посвящена анализу процесса становления морального сознания у будущих юристов. Представлены теоретическая база и конкретные практические методы, которые используются в учебном процессе. Отмечается, что в процессе развития морального сознания формируется ряд общекультурных компетенций.

Ключевые слова: моральное сознание, этические принципы, общекультурные компетенции.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MORAL CONSCIOUSNESS OF FUTURE LAWYERS

Abstract. The article analyzes the process of formation of moral consciousness of future lawyers. The theoretical base and specific practical methods of the educational process are described. It is noted that in the process of development of moral consciousness a number of general cultural competences are formed.

Key words: moral consciousness, ethical principles, general cultural competences.

Профессиональная подготовка специалистов в области права предъявляет к учебному процессу ряд требований. Существенная их часть связана с формированием профессиональных компетенций, обеспеченных соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и опытом применения в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Однако существуют и такие компетенции, которые связаны с развитием личности будущего специалиста, формированием у него определенных нравственных ориентиров, которыми он будет руководствоваться в своей профессиональной деятельности.

Подготовка будущих специалистов в области права и организации социального обеспечения, которая осуществляется на факультетах среднего профессионального образования, нацелена в том числе и на формирование у обучающихся высокого уровня морального сознания, которое, в свою

очередь, будет закладывать основу профессионального мировоззрения юриста.

Одной из наиболее важных и интересных для студентов тем является тема этики и деонтологии деятельности юриста. При изучении данной темы поднимаются вопросы моральной и нравственной оценки тех или иных поступков, принципов, которыми личность руководствуется при совершении нравственного выбора, а также соотнесения личных нравственных ориентиров с нормами права и общественной морали. На занятиях по данной теме студентам предлагаются для решения и обсуждения этические дилеммы, решение которых зависит от сформированного у них уровня морального сознания.

При анализе уровней морального сознания мы опираемся на идеи Л.Кольберга [1, 3], занимавшегося проблемами морально-нравственного развития личности. Как известно, этим ученым была предложена концепция трех уровней морального сознания, в соответствии с тем, какие ценности и представления о добре и зле лежат в основе социального поведения личности, принятия решений в неоднозначных, трудных и конфликтных ситуациях.

Первый, преконвенциональный (или доконвенциональный) уровень морального сознания основывается на том, что человек поступает в соответствии с социальными нормами, руководствуясь боязнью наказания за «неправильное» поведение или ожиданием поощрения за «правильное» поведение. На этом уровне человек не понимает суть социальных норм, он действует в соответствии с последствиями, которые влечет за собой их соблюдение или несоблюдение лично для него. Он может соблюдать правила только во взаимодействии с людьми, которые ему нравятся. Также на этом уровне возможен своего рода «обмен» хорошими или плохими поступками - человек поступает в соответствии с социальными нормами с теми, кто проявляет такое же поведение по отношению к нему, и нарушает нормы в общении с другими «нарушителями».

Конвенциональный уровень связан с представлениями о социальных нормах как о результатах общественного договора. Человек на этом уровне морального сознания старается быть или казаться «хорошим», чтобы избежать плохого отношения со стороны близких, либо чтобы не расстраивать их. Также возможна ориентация на значимых других, чье мнение важно для человека, ситуации, в которых он «сверяет» собственное поведение с прошлым или предполагаемым поведением людей, к которым испытывает уважение, считает образцом или которые пользуются авторитетом. Показателем конвенционального уровня является поведение по правилам, инструкциям, выполнение своего долга, следование профессиональным, этическим, правовым или религиозным нормам, ритуалам, традициям. При этом возникает понимание относительности общественных норм - то, что в одной культуре считается благом и

поощряется, в другой может осуждаться как зло, либо вообще не подвергаться моральной оценке.

Постконвенциональный уровень морального сознания (или уровень автономной морали) характеризуется тем, что человек поступает согласно внутренним нравственным принципам, соотносящимся с универсальными общечеловеческими ценностями чести, справедливости, истины, равенства, уважения, уникальности каждого человека. При этом личность проявляет уважение к принципам других людей. Ведущую роль при этом играет самоуважение, а поступки в соответствии с нравственными принципами регулируются собственной совестью, а не внешними обстоятельствами или социальными отношениями.

Этические задачи, предлагаемые студентам для решения и обсуждения, построены по типу дилемм Л.Кольберга. Они представляют собой ситуации, в которых необходимо выбрать способ поведения на основе этического выбора между долгом и совестью, просьбой друга или родственника и законом, спасением жизни и нарушением закона.

В ходе обсуждения этических задач всегда возникает активная дискуссия, поскольку все решения и объяснения оказываются индивидуальными, и в ходе групповой дискуссии каждый обучающийся доказывает свое мнение, выдвигая дополнительные аргументы, соглашаясь или споря со своими коллегами.

Именно такая форма проработки темы этики и деонтологии профессиональной деятельности юриста позволяет подключить к учебному процессу личностные смыслы и прошлый опыт учащихся. В результате у студентов формируются и развиваются компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности и носящие общекультурный характер. Приводя примеры тех или иных этически сложных ситуаций, будущие специалисты в сфере права и организации социального обеспечения начинают лучше понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, эффективного выполнения своих профессиональных задач, учатся принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, понимать необходимость личной ответственности за собственные решения и действия. Кроме того, усвоение основных этических принципов деятельности юриста и любого представителя профессий типа «Человек-Человек» [2] запускает процесс профессионального и личностного развития, поскольку формирует нравственные ориентиры профессиональной деятельности. Формируется также умение соблюдать деловой этикет, культуру, нормы и правила поведения при общении с коллегами, руководством, потребителями. Немаловажную роль играет и формирование устойчивости к коррупционному поведению, нетерпимости к любым его проявлениям.

Таким образом, анализ различных уровней морального сознания и применение этических, моральных и нравственных принципов к решению

сложных этических задач способствует развитию собственного морального сознания будущих специалистов в сфере права и организации социального обеспечения населения, а также вносит свой вклад в формирование и развитие важнейших общекультурных компетенций.

Использованные источники:

1.Байковская Н.А. Развитие идеи Л. Кольберга о межкультурной универсальности становления моральных суждений в современных исследованиях // Психологическая наука и образование. 2013, №2. С. 190202. http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_2_3314.pdf

2.Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М., 2003.

3.Kohlberg L. My personal Search for Universal Morality. Birmingham, 1991. Индекс УДК 37.062.3

Калашникова А. В. старший преподаватель школа педагогики ДВФУ г. Уссурийск

кафедра педагогики Россия, г. Уссурийск Kalashnikova AV senior lecturer

Pedagogy School FEFU Ussuriisk Department of Pedagogy

Russia, Ussuriisk ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ Данная статья посвящена проблеме диалогического общения между субъектами образовательного процесса как эффективному условию воспитания способности к самоорганизации у студентов. Для более глубокого понимания сущности процесса воспитания способности к самоорганизации у студентов, особое внимание уделяется концепциям общения. Потому как в процессе общения студент переводится из позиции объекта в позицию субъекта управления своими действиями через взаимоотношения в учебном процессе.

Ключевые слова: Самоорганизация, синергетика, личность, самоактуализация, общение, рефлексия, коллектив, конгломерат.

THE DIALOGICAL INTERACTION BETWEEN SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS, AS AN EFFECTIVE CONDITION OF EDUCATION CAPACITY FOR SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS

This article focuses on the problem of dialogical communication subjects of educational process as an effective condition of education capacity for self-organization among students. For a deeper understanding of the process of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.