Научная статья на тему 'Формирование нравственных отношений в педагогическом процессе'

Формирование нравственных отношений в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY / INDIVIDUAL / CONSCIOUSNESS / SOCIETY / MORALITY / IDEOLOGICAL AND MORAL VALUES / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов А. В., Миронова Е. Н., Макеенко И. П.

Moral relations are one of the kinds of ideological relations that, unlike material ones, pass through the consciousness of people before they develop. On this basis, moral relations can be defined as the practical realization in the actions of people of norms and rules of conduct arising from laws and principles of morality, as the value nature of the interrelationships established between people in the process of their joint social activity. The specifics of moral relations in pedagogical activity are that they manifest a causal relationship, in which the actions of one group of persons cause others to react in a normative and assessment way.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFEWORLD OF PERSONALITY AND SOCIAL REALITY

Moral relations are one of the kinds of ideological relations that, unlike material ones, pass through the consciousness of people before they develop. On this basis, moral relations can be defined as the practical realization in the actions of people of norms and rules of conduct arising from laws and principles of morality, as the value nature of the interrelationships established between people in the process of their joint social activity. The specifics of moral relations in pedagogical activity are that they manifest a causal relationship, in which the actions of one group of persons cause others to react in a normative and assessment way.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных отношений в педагогическом процессе»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-78-1 -196-206

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

А.В. Власов, Е.Н. Миронова

Краснодарский университет

Министерства внутренних дел Российской Федерации (Ставропольский филиал) г. Ставрополь, Россия

И.П. Макеенко

Технологический институт сервиса (филиал) Донской государственный технический университет г. Ставрополь, Россия igma- 108@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

[Andrey V. Vlasov, Evgeniya N. Mironova, Igor P. Makeenko Formation of moral relations in the pedagogical process]

Moral relations are one of the kinds of ideological relations that, unlike material ones, pass through the consciousness of people before they develop. On this basis, moral relations can be defined as the practical realization in the actions of people of norms and rules of conduct arising from laws and principles of morality, as the value nature of the interrelationships established between peo -ple in the process of their joint social activity. The specifics of moral relations in pedagogical activity are that they manifest a causal relationship, in which the actions of one group of persons cause others to react in a normative and assessment way.

Key words: personality, individual, consciousness, society, morality, ideological and moral values, pedagogical activity, pedagogical influence.

Природу нравственных отношений нельзя понять в отрыве от природы социально-экономических отношений. Они, с одной стороны, вытекают из образа жизни общества, а с другой - характеризуют его и носят конкретно-исторический характер, а в самом обществе и социальный характер, определяющийся информационными процессами. «Основная форма научной информации -знания, составляют основу информационных процессов» [4, с. 175-179].

Нравственные отношения возникают на основе реальных взаимодействий людей, вступивших в определенные контакты в процессе своей общественной практики. Полезность этих контактов и их характер осознается людьми и закрепляется в их представлениях в виде норм и правил поведения. В дальнейшем своем развитии эти нормы регулируют отношения между людьми [10]. С течением времени они видоизменяются, усложняются, обновляются, исходя из изменяющихся исторических условий функционирования и развития общества, имеют мировоззренческое значение в системе общественных отношений [3, с. 1566-1569],

По мнению К. Маркса, развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом и косвенном общении. Различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой, позднейшие поколения наследуют накопленные предшествовавшими поколениями производительные силы и формы общения, что определяет их собственные взаимоотношения.

Нравственные отношения рассматриваются как социальный механизм морали, как практическая моральная деятельность людей. Они проявляются в действиях, поступках и оценках, отражающих степень доверия, уважения, интереса, степень добровольного и заинтересованного участия одних людей в делах и судьбе других, характер ответственности, выполнения личного и общественного долга, характер взаимовлияния людей, социальных групп, коллективов в выполнении моральных норм и правил, поддержании обычаев и нравственных традиций, в морально-этических контактах людей.

Через систему нравственных отношений реализуется удовлетворение нравственных потребностей людей, которые представляют собой нужду в общественном признании, уважении личного достоинства. «В системе производственной деятельности, в различных формах человеческого общения формируется не только понимание и оценка другого человека как человека, но формируется и потребность видеть в другом себе подобного, относиться к другому человеку как к субъекту. Именно на основе этой потребности и конституируются моральные отношения» [12, с. 39].

Педагогическая деятельность имеет специфические особенности, которые определяются особенностями контактов, взаимодействий преподавателя с детьми, их родителями, своими коллегами, общественными организа-

циями. В свою очередь, она определяет и специфику нравственных потребностей преподавателя. Их социальная обусловленность, профессиональная направленность поступков преподавателя позволяют объективно оценивать стиль и характер его деятельности, выявлять его установки и интересы и их социальную ценность, .

Нравственные отношения - это такая форма социальных связей, социальных контактов, в которой реализуется практический нравственный опыт людей, «в определенной, фиксирующей этот мир структуре ... в сознании» [2, с. 156-159]. «Сознание постоянно формирует мир, мир есть форма организации сознания» [6, с. 270-273]. При формировании педагогического сознания преподавателя «важно обеспечивать максимальное взаимодействие социальных условий» [8, с. 143-147], «... а также изменений, происходящих благодаря этому в социокультурной сфере» [13, с. 109-119]. Нравственные отношения воплощается в суждениях, оценках, намерениях, поступках, действиях на основе осознанных и усвоенных моральных норм и правил, обычаев и традиций, способствующих формированию современного типа культуры и личности [9]. От характера этих отношений зависит моральное состояние людей.

Моральное состояние людей, групп, коллективов (что часто называют моральной атмосферой - по отношению к коллективам) зависит в значительной степени от их нравственного сознания и самосознания, но в большей степени от стиля и характера нравственных отношений. Если последние строятся на принципах подлинного гуманизма, коллективизма, уважения человеческого достоинства, справедливости, великодушия, взаимного участия, взаимопомощи, то и моральное состояние людей будет благоприятным. И наоборот, если эти принципы попираются или даже неумышленно нарушаются, моральное состояние людей отрицательное. Это относится к любой сфере, к любой среде. Но в педагогической среде, в сфере педагогической деятельности это положение, эта формула должна учитываться постоянно, на каждом шагу, потому что педагог по своим непосредственным, органическим функциям формирует моральное состояние воспитуемых.

Нравственные отношения, выражая общественную потребность, представляют собой осуществленное в действиях практическое единство личных и общественных интересов людей, поэтому они определяют как моральное сознание, так и нравственную деятельность людей и в системе морали как

основа. И поэтому изучение их представляет исключительную важность, для педагога особенно. Но оно представляет и известную трудность, так как объективное содержание этих отношений чаще всего выражается опосредованно, в оценочных характеристиках, в нормативных суждениях, в сочетании, взаимообусловленности сложных социальных явлений. Этому изучению, имеющему для педагога совершенно практическое значение, значительно поможет вычленение отдельных элементов отношений.

Как и в любой деятельности, в педагогической взаимоотношения на основе предстоящих или текущих педагогических операций можно условно разделить на ряд мыслительно-деятельных актов:

• моральная ориентация - заключается в том, что как педагог, так и вос-питуемые (обучающиеся) на основе усвоенного социального опыта, познанных и так или иначе индивидуально признанных моральных норм, обычаев, традиций, правил ориентированы определенным образом на их выполнение;

• поиск - выбор путей реализации моральных норм и предписаний в тех или иных ситуациях, в тех или иных условиях;

• затруднение - имеет место в любой форме взаимоотношений, так как далеко не всегда одна сторона знает о намерениях другой. В системе нравственных отношений это наблюдается в большей степени, чем в системе, к примеру, экономических отношений, ибо последние строятся, как правило, на основе заведомо выработанной и систематически обновляемой информации;

• намерение вообще и намерение педагогическое означает не что иное как выбранный характер поступка, деятельности, отношений к чему-либо;

• педагогическое намерение - выбранный путь воспитательного воздействия, характер предполагаемых педагогических действий, отдельных педагогических актов;

• моральная мобилизация - заключается в том, что в общении друг с другом с учетом конкретных ситуаций люди стремятся заранее подготовить себя к тем или иным действиям, сконцентрировать умственные, физические и духовные силы на том или ином объекте отношений, сосредоточить свое внимание на той стороне или характере действий, которые, по мнению каждого, могут привести к наиболее благоприятному результату;

• нравственное целеполагание - состоит в том, что как воспитатель, так и воспитуемые строят свои отношения, ориентируясь на достижение определенной моральной цели (связано с конкретной реализацией нравственного идеала);

• мнение - личное или общественное - в любом случае представляет собой собранные воедино соображения и оценки относительно тех или иных явлений, фактов, событий как прошедших, так и настоящих и будущих; личное мнение как продукт индивидуального сознания (в том числе и нравственного) является основой индивидуального стиля поведения, которое, в свою очередь, является одним из основных слагаемых нравственных отношений; общественное же мнение создает тот фон нравственной атмосферы, который в значительной степени определяет тип, характер нравственных отношений;

• предложение - конкретное выражение мыслей, идей, соображений, которое является своеобразным вызовом, катализатором нравственных отношений; именно разного рода предложения (в широком смысле) порождают согласие, несогласие, развивают основу формирования и развития нравственных позиций людей;

• информированность - важнейший элемент в любой системе социальных отношений, который проявляется при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30-34], а в нравственных отношениях служит той переменной, без которой они не могут развиваться (мы судим о поступках, взглядах и убеждениях как, детей, так и взрослых, не только по тому, что непосредственно наблюдаем, ощущаем, но и по тому, что мы узнаем о них из тех или иных источников); преподаватели больше всего допускают ошибок не по злому умыслу, а из-за того, что они или плохо информированы или вовсе дезинформированы относительно своих воспитанников и коллег;

• согласие и несогласие - уже приставка «со» указывает на нечто совместное, а всякое совместное предполагает те или иные отношения; в нравственных отношениях согласие или несогласие играет роль основного критерия типа отношений; именно на основе согласия строятся отношения солидарности и в целом отношения педагогической консолидации, а на основе несогласия - соответственно, отношения конфликтно-

сти (хотя несогласие, в зависимости от того, в какой форме оно выражается, является двигателем, нравственного развития, с одной стороны, а с другой стороны, - основой отрицания аморальных явлений и фактов);

• доброжелательное поручение - форма конкретного выражения нравственных отношений, в значительной степени отличающаяся от других форм, таких, как задание, приказ; в системе нравственных отношений доброжелательное поручение создает тот мажорный фон, который А. С. Макаренко считал основным признаком нравственного самочувствия коллектива;

• запрет - самая древняя форма нравственных отношений (запреты-табу при первобытнообщинном строе) - предписание, направленное на предотвращение, прекращение тех или иных действий, поступков коллективных и личных.

Все эти различные по важности элементы нравственных отношений, которые играют неодинаковую роль в подсистемах различающихся по объектно-субъективной связи: обучающий - обучаемые; преподаватель - коллеги; преподаватель - руководитель педагогического коллектива; преподаватель - родители обучающихся.

Моральная ориентация во взаимоотношениях обучающих и обучающихся строится таким образом, что нравственные установки даются преподавателем, а принимаются обучающимися, а во взаимоотношениях преподавателя с коллегами она строится совсем по-иному.

Структуру нравственных отношений можно рассматривать и по другому критерию вычленения их элементов - по критерию соотносительных связей. Это отношения моральной координации, этической субординации, моральной регуляции. Эти виды нравственных отношений в педагогической практике и в подготовке к ней имеют особое значение. Преподаватель, руководствуясь законами и принципами морали с учетом специфики морали педагогической, не только определенным образом строит свои взаимоотношения с вос-питуемыми, своими коллегами, руководителями, всем коллективом, где он работает, но и координирует отношения обучающихся: старших к младшим, и наоборот - младших к старшим, сильных к слабым, мальчиков к девочкам. Этим реализуются одновременно и отношения субординации [13]. Но последние более четко определяются во взаимоотношениях самого преподава-

теля с обучающимися и руководителями. Отношения моральной регуляции заключаются в том, что через запреты, моральные побуждения, моральное стимулирование, моральные предписания и моральные требования преподаватель - предупреждает и разрешает моральные конфликты, нейтрализует распространение аморальных привычек, развитие аморальных склонностей, регулирует поведение воспитуемых.

По характеру проявления нравственные отношения могут быть отношениями доброжелательными, солидарными, конфликтными; по степени развития - зрелыми, незрелыми, активными, умеренными, пассивными. Например, взаимопомощь в образовательном или педагогическом коллективе (один из приззнаков нравственных отношений) может быть активной, пассивной (созерцательной) и умеренной. Стабильные отношения могут быть, в свою очередь, конфликтными и благожелательными, активными или пассивными.

Нравственные отношения можно рассматривать в трех аспектах: социологическом, аксиологическом и гносеологическом. Социологический аспект предполагает выяснение тех социальных факторов, которые порождают определенный тип отношений, изучение социальной среды, в которой они формируются и развиваются. Аксиологический аспект позволяет выяснить нравственную ценность поступков, в которых отражаются отношения между участниками педагогического процесса. Гносеологический аспект позволяет рассмотреть характер отношений в зависимости от уровня знаний и этической культуры взаимодействующих лиц, определить познавательную сущность нравственного взаимодействия.

Для успешного решения задач, стоящих перед образовательным учреждением в формировании всесторонне развитой личности, каждому преподавателю и каждому педагогическому коллективу нужно стремиться реализовать принципы непрерывности, принципы последовательности и принципы преемственности в нравственном воспитании обучающихся. С этой целью важно объединить усилия семьи, образовательного учреждения и общественности для создания условий, в которых учащиеся смогли бы практически реализовать усвоенные в процессе этического просвещения представления о высокой нравственной ценности труда, о нравственном долге и ответственности перед обществом. Единство и согласованность педагогических влияний на коллектив обучающихся, через нее на личность молодого человека, в значительной

мере зависит от характера нравственных отношений, сложившихся между преподавателем и обучающимися, педагогическим и образовательными коллективами, семьей и образовательным учреждением. Научиться управлять этими отношениями - одна из важнейших задач, которые должны решаться в системе профессиональной педагогической деятельности [13]. Возможность управления механизмом восприятия личностью педагогических воздействий предполагает проникновение в сущность этого процесса, исследование качественных изменений в сознании и поведении обучающегося, постоянное тщательное изучение нравственных отношений во всех подсистемах.

Педагогический процесс - это процесс взаимодействия преподавателя с обучающимися, в ходе которого между ними возникают определенные отношения управления и подчинения, доверия и требовательности, дисциплины и самодисциплины, взаимной поддержки и противоречий, взаимопонимания и конфликта. При этом «обучающиеся могут иметь различный коэффициент взаимности в разных областях межличностного общения» [11, с. 3391-3394], позволяющей «... влиять на процесс овладения соответствующими умениями» [7, с. 33-36]. Характер этих отношений играет большую роль в формировании личности обучающихся, потому что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

Особенностью педагогической деятельности является то, что индивидуальные усилия отдельных преподавателей не принесут желаемого успеха, если они не согласованы с действиями своего педагогического коллектива. Последний является тем звеном, который связывает в единый согласованный воспитательный комплекс общие задачи и индивидуальные способы их решения, направленные на достижение общих успехов.

Как свидетельствует педагогическая практика, результаты воздействия коллектива на сознание каждого отдельного педагога зависят прежде всего от характера сложившихся в коллективе отношений. Вопрос о системе нравственных отношений в педагогическом коллективе - один из важнейших в педагогической этике, так как производственная деятельность преподавателей протекает в сфере духовной деятельности общества [5; с. 14].

Важной воспитательной функцией здоровых нравственных отношений в учебно-воспитательном коллективе является то, что в их атмосфере

развиваются такие важные компоненты коллективности как трудовая дисциплина, творческая активность, сплоченность и ориентация людей на высокие идейно-нравственные ценности. Под влиянием коллективных воздействий, основанных на общественно ценной и личностно значимой деятельности, происходят глубокие качественные изменения духовного мира обучающего и обучающегося, формируется правильное понимание общественного долга, более объективная самооценка своих поступков с позиций общественно значимых интересов.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. №3(106).

2. Бакланов И. С., Бакланова О. А., Ерохин А. М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. 2015. Т. 1. № 2 (21).

3. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7.

4. Гончаров В.Н., Берковский В.А., Кулешин М.Г. Социально-философский анализ исследования информационных процессов в контексте научно-информационной деятельности // Kant. 2019. №1(30).

5. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 1 (86).

6. Колосова О.Ю. Жизненный мир личности и социальная реальность // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 2(6).

7. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3.

8. Лобейко Ю.А., Говердовская Е.В. Психолого-педагогический аспект развития личности студента-спортсмена в контексте современных социальных условий // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1.

9. Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Проект модернизации - европейский соблазн // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 2 (14).

10.Мерклин В.А. Основные характеристики постиндустриального общества // Перспективы развития науки и образования. сборник научных трудов по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2017.

11.Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15.

12.Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

13.Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности протекания адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранным студентам // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3.

14.Kolosova O.Y., Vergun T.V. Peculiarities of marginal ethnocultural groups consciousness formation // Научный альманах стран Причерноморья. 2016. № 1. .http://science-almanac.ru

R E F E R E N C E S

1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // Humanities and socio-economic sciences. 2019. No 3 (106).

2. Baklanov I.S., Baklanova O.A., Erokhin A.M. Epistemological and linguistic studies in the analytical philosophy of science: semantics of constructs // Bulletin of North Caucasus state technical institute. 2015.Vol. 1. No. 2 (21).

3. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental Research. 2015. No. 2-7.

4. Goncharov V.N., Berkovsky V.A., Kuleshin M.G. Socio-philosophical analysis of the study of information processes in the context of scientific and informational activities // Kant. 2019.No 1 (30).

5. Zholobova I.K., Shapoval G.N. Actual problems of the scientist's social and professional responsibility // Humanitarian and socio-economic sciences. 2016. No. 1 (86).

6. Kolosova O.Yu. The life world of an individual and social reality // Bulletin of the North-Caucasian Humanity Institute. 2013. No2 (6).

7. Kuleshin M.G. Socio-political self-education of university students: the pedagogical aspect of organization // Economic and humanity studies of regions. 2018. No. 3.

8. Lobeiko Yu.A., Goverdovskaya E.V. The psychological and pedagogical aspect of the development of the personality of a student-athlete in the context of modern social conditions // Modern high technology. 2016. No. 4-1.

9. Matyash T.P., Nesmeyanov E.E. The modernization project - a European temptation // Bulletin of Volgograd State University. Ser. 7: Philosophy. Sociology and social technology. 2011. No. 2 (14).

10.Merklin V.A. The main characteristics of a post-industrial society // Prospects for the development of science and education. collection of scientific papers on the materials of the XVIII international scientific-practical conference. 2017.

11.Redko L.L., Leonova N.A. Anthropological paradigm of professional training of teachers in the system of higher education: methodological aspect // Fundamental research. 2015. No. 2-15.

12.Rybakova N.V. Moral relations and their structure. L.: Publishing house of Leningrad State University, 1974.

13.Shapoval G.N., Kamalova O.N. Features of the course of adaptation processes in the organization of educational work with foreign students // Humanities and socio-economic sciences. 2011. No. 3.

14.Kolosova O.Y., Vergun T.V. Peculiarities of marginal ethnocultural groups consciousness formation // Science almanac of the Black Sea region countries. 2016. No. 1. .http: //science-almanac.ru

_28 января 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.