DOI: 10.18522/2070-1403-2020-78-1 -207-217
ПЕДАГОГИКА
(специальность: 13.00.08)
УДК 37
Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина, Ю.А. Лобейко
Северо-Кавказский федеральный университет
г. Ставрополь, Россия
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
[Elena I. Zritneva, Nadezhda P. Klushina, Yury A. Lobeiko Continuing education in pedagogical activity: theoretical and methodological aspects of research]
Problems of education always occupy an important place in the activity of the State, because the moral, intellectual, economic and cultural potential of each society depends most directly on the state of the educational sphere and its development opportunities. Continuing education reflects the growing role of education at all stages of life. Continuing education means a whole range of conscious actions that complement each other and take place both within and outside the education system at different times of life. This activity is focused on the acquisition of knowledge, development of all parties and abilities of the individual, including the ability to learn and preparation for the performance of various social and professional duties.
Key words: educational process, socio-pedagogical concept, system of continuous education, personality, learning society, educational paradigm
Как философская категория непрерывность подразумевает целостность того или иного процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий, которые проявляются в системе при получении и преобразовании поступающей в нее научной информации [1, с. 30]. «Философская рефлексия задает образовательной концепции смысл, цель, формы, выполняет интегративную функцию» [3, с. 80]. Непрерывность не абсолютно противоположна дискретности. В рационально построенном образовательном процессе деятельность по достижению заранее определенных целей образует единство переходящих друг в друга противоположностей. Такой процесс дискретен и непрерывен одновременно.
Под непрерывным образованием понимается целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Его основные этапы: обучение, воспитание и развитие человека, предшествующее его вступлению в самостоятельную жизнь - детско-юношеское образование; учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности - образование взрослых.
Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, то есть в той или иной мере формального образования, дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса. Преемственная связь между отдельными ступенями интеграция в единое целое достигается посредством надлежаще построенного неформального и информального образования, они же обеспечивают свободу познавательной активности и выбора увлечений индивида.
Ю.Н. Кулюткин рассматривает непрерывное образование в двух аспектах:
• организационно-педагогическом - как реально функционирующую и постоянно развивающуюся систему государственных, общественных и частных институтов, обеспечивающих возможность общего и профессионального образования человека на протяжении всей жизни;
• важнейший социально-педагогический принцип, отображающий современную тенденцию построения образования как целостной системы, направленной на развитие личности и составляющей условие социального прогресса. С этой точки зрения непрерывное образование представляет собой «элемент жизнедеятельности личности в целом, условие постоянного развития интеллектуального потенциала в современном изменяющемся мире» [7].
Непрерывное образование как социально-педагогическая концепция рассматривает образование с трех сторон: процесс, охватывающий всю жизнь человека; как аспект образовательной практики целенаправленного непрерывного освоения человеком социокультурного опыта и с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации и проведения соответствующей образовательной политики.
Г.А. Ключарев и Е.И. Огарев определяют данную категорию как «пожизненное развитие социальных адаптивных и креативных возможностей человека посредством освоения новых профессиональных или иных навыков и знаний с целью наиболее полной самореализации и социальной интеграции» [5].
Образование взрослых означает весь комплекс организационных процессов образования, благодаря которому лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают знания, улучшают техническую и профессиональную квалификацию и изменяют свои взгляды и поведение. При этом подчеркивается, что образование призвано помочь взрослому понять себя и жизнь; оно становится непременным условием включения индивида в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения им ценностно-нормативной системы, языка, мышления, чувствования, деятельности и общения, накапливания знаний, освоения культуры, духовных и нравственных ценностей, через «...формирование духовных и культурных традиций» [10, с. 66], через формирование личности в многонациональном социуме [9, с. 113-114]. «Система духовно-нравственных ценностей способна обеспечить необходимое стабильное существование и развитие.» [4, с. 1566].
Образование взрослых есть составная часть системы образования, основной задачей которой является содействие всестороннему развитию человека в период его самостоятельной жизни. В этом смысле образование взрослых является социальным институтом, преемственно продолжающим процесс превращения имеющегося в обществе социально-культурного опыта в достояние всех его членов, и через это обеспечивающим пожизненное обогащение творческого потенциала личности, учитывающего как ее межличностные отношения [8, с. 73], так и ее огромное влияние на «.формирование гражданской позиции в обществе» [7, с. 33].
Образование взрослых имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле слова образование взрослых охватывает все виды деятельности, в которые включаются взрослые. В узком смысле образование взрослых является институциональным образованием. При этом период взрослости представляет наиболее благоприятную почву для претворения в жизнь преемственной связи между отдельными стадиями пожизненного образовательного процесса и интеграции в единое целое.
Образование взрослых отличается назначением, спецификой контингента, своеобразием деятельности образовательных учреждений, особенностями цели, задач, форм и методов образовательного процесса. В образовании взрослых можно выделить базовое - вузовское образование и последипломное образование [12, с. 11]. Вузовское образование - один из важнейших этапов непрерывного образования, который позволяет индивиду осваивать накопленные в специализированных сферах культуры (философия, политика, экономика) социально необходимые знания и использовать их в своей деятельности [10]. Последипломное образование - это образование, нацеленное на освоение новых знаний и умений выпускником высшего или среднего специального учебного заведения. Таким образом, непрерывное образование является более широким понятием по отношению к образованию взрослых, выступающему в качестве одной из его главных форм.
Формирование системы непрерывного образования в нашей стране начиналось в середине прошлого века, путем создания специализированных учреждений общего и профессионального образования. В 50-е гг. XX в. широкое распространение получило повышение квалификации работников, ранее охватывающее только области просвещения и здравоохранения (институты усовершенствования учителей и врачей). Появляется сеть курсов по обучению вторым профессиям, по изучению передовых методов труда.
По мере расширения сети образовательных учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, система непрерывного образования стала включать не только институты и курсы повышения квалификации, но и различные культурно-образовательные и досуговые учреждения, специально созданные для удовлетворения познавательных потребностей взрослых. Таким образом, сложилась система образования взрослых состоящая из следующих компонентов:
• формальное образование - система институционализированного образования выступает в качестве основы и базы образования взрослых; завершение программы или курсов предполагало законодательно установленные права на поступление в учебные заведения более высокого ранга, на получение более высокой должности;
• неформальное образование осуществлялось вне рамок традиционной системы образования, но носило целенаправленный характер; оно
связано с любительскими занятиями, со стремлением взрослых расширить кругозор или приобрести знания и умения, необходимые в быту или сфере общения; • информальное образование характеризовало процесс освоения новых знаний и умений, формирования и обогащения установок, протекающих вне рамок образовательных учреждений, в ходе профессиональной деятельности. Этот тип образования соединил формальное образование и культурную деятельность.
Активное, целенаправленное развитие системы непрерывного образования взрослых начиналось с 60-х гг. прошлого века. Именно в это время создаются международные институты и организации, которые под руководством известных политических и государственных деятелей поддерживают образование взрослых в разных странах.
В России в этот исторический период начали учреждаться специализированные отраслевые и межотраслевые институты повышения квалификации специалистов, факультеты повышения квалификации или соответствующие отделения при вузах, курсы при предприятиях и других заведениях.
В 60-е гг. XX в. при главном участии Научно-исследовательского института общего образования разработана концепция непрерывного образования взрослых, центральным моментом которой было установление связей образования взрослых с социальными реалиями и этапами в человеческой жизни: школьным (включая первоначальную профессиональную подготовку) и последипломным, предполагающим повышение квалификации, образовательного и культурного уровня.
В 70-80-е гг. ХХ в. непрерывное образование стало рассматриваться как многоаспектное явление, что позволило вести исследования по нескольким направлениям: социально-экономическая эффективность непрерывного образования; социологические проблемы непрерывного образования; психологические особенности познавательной деятельности взрослых; педагогические проблемы непрерывного образования; методические проблемы непрерывного образования [13].
Различные подходы к повышению квалификации дифференцировались в зависимости от специализации: к руководителям образовательных учреждений, педагогам-воспитателям к преподавателям гуманитарного и естественно-математического циклов.
Одно из важнейших направлений исследования связано с введением в 1974-1975 гг. стажировки начинающих преподавателей. Процесс профессионального становления молодых преподавателей стал рассматриваться в контексте непрерывного образования. Одновременно разрабатывались социально-педагогические основы профессионального становления молодых преподавателей, выявлялись типичные затруднения молодых педагогов. Психолого-педагогические исследования в те годы были направлены на выявление сущности профессионально-педагогического мышления преподавателя.
Анализ работ, посвященных проблеме непрерывного образования позволяет констатировать, что в 70-80-е гг. ХХ в., была проведена большая исследовательская работа, в ходе которой раскрыта сущность непрерывного образования; показаны его исторические и социально-экономические истоки; выявлены объективные факторы, обусловливающие социальную необходимость в организации системы образования в нашей стране на основе принципа непрерывности; установлены ведущие функции (компенсаторная, адаптационная, развивающая). Определены принципы построения системы непрерывного образования (целостность, полиструктурность, преемственность, интегративность, гуманистическая направленность содержания непрерывного образования, демократизм); проанализированы социально-педагогические условия профессионального становления молодых преподавателей; выявлена сущность профессионально-педагогического мышления преподавателя его творческого потенциала на разных этапах профессиональной деятельности. Экспериментально отработаны новые методы в работе с преподавателями, проанализированы объективные потребности в последипломном образовании взрослых. Важной составной частью исследований этого периода, в русле концепции непрерывного образования стала разработка организационно-педагогических основ, содержания и методики обучения взрослых. Таким образом, в 70-80-е гг. XX в. были зарождены теоретико-методологические основы непрерывного образования взрослых в нашей стране.
Дальнейшее развитие и реформирование системы непрерывного образования взрослых связано с кардинальными социально-экономическими и социокультурными изменениями, происходящими в России на рубеже веков.
Образование как индикатор трансформационных процессов общества изменило свой статус как в жизни общества, так и отдельной личности. Появилась обновленная концепция непрерывного образования, отраженная в емком понятии обучающегося общества.
Термин «обучающееся общество» был введен в педагогический тезаурус в западных странах в 70-е гг. XX в. шведским ученым Торстэном Хусэном, который утверждал, что образовательное учреждение утратило былое влияние вследствие того, что помимо прямой информации от преподавателя обучающиеся имеют доступ к широкому диапазону знаний за счет таких источников как пресса, телевидение, компьютерные сети. В изменившихся условиях главная задача образовательного учреждения должна состоять в обучении молодых людей приобретать знания. Современное толкование данного понятия в значительной степени отличается от идей, первоначально изложенных шведским ученым.
Большие образовательные возможности обучающегося общества в своих работах подчеркивает P.M. Хатчинс, рассматривая его как общество, в котором все получают широкое общее образование в образовательных учреждениях и продолжают получать образование в аналогичных учебных заведениях или вне их, общество, в котором работают университеты в истинном смысле «true universities» как центры независимой мысли, а критика дает возможность преобразования ценностей.
Согласно точке зрения М. Тайта, концепция обучающегося общества определенно опирается на понятия образования в течение всей жизни и обучающуюся организацию, и использует категории производительности (productivity) и изменения (change).
Понятие обучающегося общества всеохватывающее, затрагивает как профессиональные интересы, так и качество всей жизни в стране, оно представляет собой связующее звено между образованием и экономикой, образованием и социумом, образованием и личностным развитием, является «сложным взаимодействием различных видов социальной коммуникации» [2, с. 95]. Обучающееся общество - это общество, все граждане которого получают высококачественное общее образование, необходимую профессиональную подготовку и работу (или ряд работ), достойную человека, и продолжают участвовать в образовательном и подготовительном процессах в течение всей жизни.
В определенных жизненных ситуациях, когда человек не удовлетворен своим положением в обществе, своими успехами, для него источником светлых сильных чувств, возвышающих образ жизни, является самообразование, другие виды приобщения к успехам людей. В самообразовании человек ищет новые чувства, новые знания, переживания. В процессе самообразования личность совершенствует свой ум, меняет его структуру, используя все внутренние возможности. Это творческая работа по развитию человека, расширению эрудиции, углублению миропонимания, повышению эффективности коммуникаций.
Значительное место в самообразовании занимает медиаобразование. Современный человек имеет возможность использовать такие мощные информационные средства, как компьютер, интернет, которые могут обеспечить новые знания. Именно с этого времени начинается господство человека над самим собой, развиваются высшие технологии в коммуникациях. Широкое использование информационного поля телевидения, радио, видео предоставляют глобальные возможности для самообразования. Чтобы противодействовать поп-культуре и низкопробной книжной, аудио- и видео продукции в самообразовании и самообучении должны превалировать академические ценности.
Обучающееся общество - это общество, в котором обучающимся субъектам предоставляется широкий спектр высококачественных образовательных услуг на основе их потребностей, на протяжении всей жизни. В обучающемся обществе, образование и самообразование должны строиться на взаимосвязи и взаимодополняемости формального, неформального и инфор-мального образования, обеспечивая тем самым свободу познавательной активности и выбора увлечений индивида.
Концепция обучающегося общества, затрагивая всю систему образования, в современной социокультурной ситуации приобретает новое значение, охватывая целый ряд предложений по преобразованию организации и содержания обучения на всех этапах и всех звеньях образовательной системы в контексте непрерывного образования в течение всей жизни.
Опыт становления образовательных парадигм в технологически развитых странах, к которым есть все основания отнести и современное трансформирующееся российское общество, свидетельствует о необходимости учета сле-
дующих факторов: интеграция различных сфер жизнедеятельности общества и их усиливающееся взаимовлияние; расширение спектра видов профессиональной (оплачиваемой) деятельности человека; сокращение сроков морального устаревания некогда приобретенной профессии; динамично возрастающий объем, подлежащего усвоению социального опыта; снижение спроса на стандартизированную деятельность и повышение спроса на инновационно-креативную деятельность.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Арутюнян В.В., Лукьянов Г.И., Тронина Л.А. Социально-философские аспекты научной информации в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3(106).
2. Бакланова О.А., Бакланов И.С., Ерохин А.М. Методологические конструкты исследования социальности современного общества // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 3-1.
3. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 5.
4. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7.
5. Ключарев Г.А., Огарев Е.И. Непрерывное образование в условиях трансформации. М.: Франтера, 2002.
6. Кулешин М.Г. Социально-политическое самообразование студентов вузов: педагогический аспект организации // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 3.
7. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. СПб.: СпецЛит, 2002.
8. Лобейко Ю.А. Социально-психологические проблемы общения в контексте межличностных общественных отношений // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4.
9. Мерклин В.А. Феномен "социального существа" в информационном обществе // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам XVIII международной научно-практической конференции. 2017.
10.Мустафаева М.Г., Мустафаев М.В. Вопросы социально-психологического поведения личности: национальные и этноконфессиональные аспекты // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Естественные науки. 1987. № 2.
11.Несмеянов Е.Е., Харламова Г.С. Духовность как концепт и мировоззренческая универсалия (рецепция идей Плотина) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2018. № 6(103).
12.Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. № 3.
13.Сорокина А.С., Власова В.Н. Образовательное пространство медицинского вуза как среда, формирующая стремление к здоровому образу жизни // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 6 (38).
14.Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности протекания адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3.
R E F E R E N C E S
1. Arutyunyan V.V., Lukyanov G.I., Tronina L.A. Socio-philosophical aspects of scientific information in society // Humanities and socio-economic sciences. 2019. No 3 (106).
2. Baklanova O.A., Baklanov I.S., Erokhin A.M. Methodological constructs of the study of the sociality of modern society // Historical and socio-educa-tional thought. 2016.Vol. 8. No. 3-1.
3. Bolkhovskoy A.L., Goverdovskaya E.V., Ivchenko A.V. Education in a globalizing world: a philosophical view // Economic and humanity studies of regions. 2013. No. 5.
4. Goncharov V.N., Popova N.A. Spiritual and moral values in the system of public relations // Fundamental Research. 2015. No. 2-7.
5. Klyucharyov G.A., Ogarev E.I. Continuing education in the face of transformation. M.: Frantera, 2002.
6. Kuleshin M.G. Socio-political self-education of university students: pedagogical aspect of organization // Economic and humanity studies of regions. 2018. No. 3.
7. Kulyutkin Yu.N. Value-semantic guidelines of modern education: Problematic essays. St. Petersburg: SpetsLit, 2002.
8. Lobeiko Yu.A. Socio-psychological problems of communication in the context of interpersonal social relations // Economic and humanity studies of regions. 2015. No. 4.
9. Merklin V.A. The phenomenon of "social being" in the information society // Prospects for the development of science and education, collection of scientific papers based on the materials of the XVIII international scientific and practical conference. 2017.
10.Mustafaeva M.G., Mustafaev M.V. Issues of socio-psychological personality behavior: national and ethno-confessional aspects // Bulletin of the North Caucasus Scientific Center of Higher Education. Natural Sciences. 1987. No. 2.
11.Nesmeyanov E.E., Kharlamova G.S. Spirituality as a concept and worldview universality (reception of Plotin's ideas) // Humanities and socio-economic sciences. 2018.No 6 (103).
12.Novikov A.M. The principles of building a system of continuing professional education // Pedagogy. 1998. No. 3.
13.Sorokina A.S., Vlasova V.N. The educational space of a medical university as a medium, forming the desire for a healthy lifestyle // Education. The science. Innovation: The Southern Dimension. 2014. No. 6 (38).
14.Shapoval G.N., Kamalova O.N. Features of the course of adaptation processes in the organization of educational work with foreign students // Humanities and socio-economic sciences. 2011. No. 3.
_11 февраля 2020 г.