Научная статья на тему 'Муниципалитет как субъект управления непрерывным образованием'

Муниципалитет как субъект управления непрерывным образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕДИНСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / MUTUAL UNDERSTANDING / COOPERATION / INTEGRATION / UNITY / COMMUNICATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопова Татьяна Сергеевна

В статье рассматривается процесс муниципального управления непрерывным образованием на уровне территории муниципалитета и при решении системных, инновационных, культурных и гуманистических задач развития территории и личности. Муниципальное управление непрерывным образованием выступает как процесс и система, адекватная сложившейся в регионе модели непрерывного образования в единстве институтов и технологий, развитие которых призвано обеспечить как решение ближайших задач удовлетворение потребностей региона в квалифицированной рабочей силе, так и задач на отдаленную перспективу рост уровня культурного развития и образованности населения, проживающего на территории области. Как управляющие образованием муниципалитеты выступают как интегрированные подконтрольные структуры государственных органов управления образованием, взаимодействующие с ними, друг с другом, с некоммерческими организациями для создания всеобъемлющей системы управления непрерывным образованием, подчиненной единой цели образования и воспитания, профессиональной подготовки людей всех возрастных категорий на территории. Проблемы муниципального управления непрерывным образованием начинаются при нарушении принципа системности: когда материальное и финансовое обеспечение носит случайный, точеный характер (финансируются отдельные программы, а не процесс в целом), управляющие субъекты слабо взаимодействуют друг с другом, недостаточно развита мотивационная составляющая управления. Решение проблем, по мнению автора, в наличии государственного координационного центра, обеспечивающего единство системы финансирования, научный подход к деятельности муниципалитетов по управлению непрерывным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the process of continuous education municipal management at the level of the municipality in solving systemic, innovation, cultural and humanitarian tasks of territory development and the personality. Continuing education municipal management is considered as a process and a system, which is adequate to the current in the region of the model of lifelong learning in unity of institutions and technologies, the development of which is intended to provide solution to the next task meeting the needs of the region in qualified labour force, and objectives for long term the growth of the level of cultural development and education of the population living in the region. As education managers, municipalities are integrated and controlled by the public bodies of education management, interacting with them, with each other, with non-profit organizations to create a comprehensive case management system, continuing education, subordinated to the common goal of education and upbringing, professional training for people of all ages in the territory. Problems of continuing education municipal administration starts with the violation of the system principle: when material and financial support has accidental and pointed character (are financed by individual programmes and not the overall process), control subjects interact weakly with each other, the motivational component of the control is not sufficiently developed. Problem solving, according to the author’s opinion, in the presence of a state coordination center providing the unity of the system of financing, a scientific approach to the activities of municipalities on continuing education management.

Текст научной работы на тему «Муниципалитет как субъект управления непрерывным образованием»

УДК 37

Т. С. Акопова

Муниципалитет как субъект управления непрерывным образованием

В статье рассматривается процесс муниципального управления непрерывным образованием на уровне территории муниципалитета и при решении системных, инновационных, культурных и гуманистических задач развития территории и личности. Муниципальное управление непрерывным образованием выступает как процесс и система, адекватная сложившейся в регионе модели непрерывного образования в единстве институтов и технологий, развитие которых призвано обеспечить как решение ближайших задач - удовлетворение потребностей региона в квалифицированной рабочей силе, так и задач на отдаленную перспективу - рост уровня культурного развития и образованности населения, проживающего на территории области. Как управляющие образованием муниципалитеты выступают как интегрированные подконтрольные структуры государственных органов управления образованием, взаимодействующие с ними, друг с другом, с некоммерческими организациями для создания всеобъемлющей системы управления непрерывным образованием, подчиненной единой цели образования и воспитания, профессиональной подготовки людей всех возрастных категорий на территории.

Проблемы муниципального управления непрерывным образованием начинаются при нарушении принципа системности: когда материальное и финансовое обеспечение носит случайный, точеный характер (финансируются отдельные программы, а не процесс в целом), управляющие субъекты слабо взаимодействуют друг с другом, недостаточно развита мотивационная составляющая управления. Решение проблем, по мнению автора, - в наличии государственного координационного центра, обеспечивающего единство системы финансирования, научный подход к деятельности муниципалитетов по управлению непрерывным образованием.

Ключевые слова: взаимопонимание, сотрудничество, интеграция, единство, коммуникация, социальное партнерство.

T. S. Akopova

Municipality as a Subject of Continuous Education Management

The article examines the process of continuous education municipal management at the level of the municipality in solving systemic, innovation, cultural and humanitarian tasks of territory development and the personality. Continuing education municipal management is considered as a process and a system, which is adequate to the current in the region of the model of lifelong learning in unity of institutions and technologies, the development of which is intended to provide solution to the next task - meeting the needs of the region in qualified labour force, and objectives for long term - the growth of the level of cultural development and education of the population living in the region. As education managers, municipalities are integrated and controlled by the public bodies of education management, interacting with them, with each other, with non-profit organizations to create a comprehensive case management system, continuing education, subordinated to the common goal of education and upbringing, professional training for people of all ages in the territory. Problems of continuing education municipal administration starts with the violation of the system principle: when material and financial support has accidental and pointed character (are financed by individual programmes and not the overall process), control subjects interact weakly with each other, the motivational component of the control is not sufficiently developed. Problem solving, according to the author's opinion, in the presence of a state coordination center providing the unity of the system of financing, a scientific approach to the activities of municipalities on continuing education management.

Keywords: mutual understanding, cooperation, integration, unity, communication, social partnership.

Непрерывное образование стало задачей муниципальных органов власти с появлением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и регламентируется на муниципальном уровне Конституцией Российской Федерации (Ст. 43, положение о бесплатном всеобщем начальном и среднем образовании), федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], уставами и правовыми актами муниципальных районов, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти области, положением об управлении образования администрации муниципально-

го района. Непрерывное образование (программа европейского сообщества «Lifelong Leaming Programm» - образования через всю жизнь, предоставления возможности людям разных возрастных групп получать образование) на региональном уровне рассматривается как задача обеспечения конкуретноспособности развития территории и индивида через реализацию различных моделей реформирования образования. В целом, непрерывное образование является важнейшим фактором социально-экономического развития региона, сохранения его культуры, традиций, национальных особенностей.

© Акопова Т. С., 2017

Непрерывное образование в России осуществляется по двум направлениям: как дополнительное образование для детей (согласно Концепции развития дополнительного образования детей, принятой Правительством Российской Федерации 4.09.2014 г., № 1726-р) и образование для взрослых (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации в различных формах). Несмотря на то, что основу этих направлений составляет предоставление возможности детям и взрослым различными способами развивать свои творческие способности, они ставят и вполне конкретные задачи подготовки детей и молодежи к получению профессионального образования и взрослых - к повышению квалификации с учетом меняющейся социально-экономической ситуации в российском обществе, на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Соотношение непрерывного образования на этих уровнях означает создание общероссийской системы непрерывного образования, управление которым начинается на низшем, муниципальном уровне.

Для формирования модели управления непрерывным образованием на муниципальном уровне необходимо его соответствие потребностям территории муниципалитета, соподчинение иерархических управленческих структур, создание муниципального механизма финансирования, отлаженное функционирование всех управленческих структур муниципалитета, соотношение муниципального, регионального и федерального управления системой непрерывного образования.

Перспективы перехода региональной экономики на инновационный путь развития прямо связаны с подготовкой высококвалифицированных кадров и с функционированием системы непрерывного образования на территории муниципальных органов управления. Непрерывное образование на территории муниципалитета - это развитие высшего, среднего профессионального образования, система профессиональной подготовки, в ходе которой решаются задачи экономические (подготовка к участию в рыночных отношениях), культурные (духовное развитие личности), политические и социальные (формирование гражданина). С учетом того, что социально-экономические условия жизни региона меняются медленнее, чем текущие потребности населения территории и конъюнктура рынка, муниципалитеты незаменимы в системе управления образованием. В их ведении - оптимизация территориальной образовательной среды с целью создания благоприятных условий для обучения и воспитания молодежи, получения дополнительного образования, приспособления населения территории к изменившимся условиям на рынке труда путем

предоставления возможности качественной профессиональной подготовки и переподготовки.

Муниципальное управление развитием непрерывным образованием как система и процесс -относительно новое для России явление. Системность муниципального управления достигается созданием целостной структуры управления образованием на локальной территории, при этом система муниципального управления является подсистемой общегосударственной системы управления непрерывным образованием на общероссийской территории, подчиняясь государственным органам управления образованием в лице Министерства образования и науки Российской Федерации, региональных структур (департаментов, управлений). Муниципалитеты координируют деятельность негосударственных образовательных организаций на своей территории, общественных организаций и местных сообществ, так или иначе участвующих в образовательном процессе.

Как процесс муниципальное управление представляет собой деятельность муниципальных органов, уполномоченных создавать оптимальную среду непрерывного образования через ряд последовательных этапов, регулировать непрерывное образование на локальной территории, реализуя движение от низших форм к высшим, от начального образования к среднему, от среднего к профессиональному высшему, к развитию различных форм дополнительного образования, от обучения детей до образования взрослых. На каждом этапе реализуется конкретная задача - информационное обеспечение, формирование инфраструктуры, создание ресурсной базы - с учетом потребности развития территории и личности.

Функция муниципалитета в реализации образовательных программ - организация общедоступного и бесплатного начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования -реализуется путем

— финансирования образовательных программ соответственно потребностям в развитии экономики муниципалитета;

— создания материальной базы (через исполнение бюджета муниципального района, обеспечение помещениями, коммунальными услугами);

— формирования системы управления образованием через объединение существующих образовательных институтов региона всех уровней идеей непрерывного образования;

— обеспечения с этой целью взаимопонимания, сотрудничества, единства действий всех муниципальных образований, готовящихся осуществлять образовательные программы на своей территории;

— повышения роли общественных организаций в непрерывном образовании;

— создания условий для расширения числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров для всех групп населения;

— распространения общественных профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

— заинтересованности граждан во влиянии на бюджетную политику региона, паритетном бюджетировании - участии граждан территории в бюджетном процессе: распределении средств муниципалитета совместно с муниципальными работниками;

— решения проблемы коммуникации (лингво-обеспечения) для групп мигрантов;

— удовлетворения индивидуальных запросов граждан в дополнительном образовании.

Функции муниципалитетов и образовательных учреждений в создании системы непрерывного образования определяются объектом, на который направлена деятельность каждого из них. Объектом деятельности муниципалитета является развитие экономики района, образовательной организации - обеспечение ее качественным кадровым потенциалом.

Основными принципами образовательного менеджмента муниципалитетов являются взаимопонимание, сотрудничество, интеграция, объединение, коммуникация (в том чисел и языковая) субъектов образовательного процесса, социальное партнерство и общее понимание образовательных задач, инновационный подход и мобильность в решении задач непрерывного образования.

С точки зрения теории систем эффективное управление непрерывным образованием - это соответствие деятельности управленческих организаций системе непрерывного образования, которая сложилась в данном регионе, соотнесение этой системы с изменениями в жизни региона, в частности, с потребностями в квалифицированной рабочей силе, диктуемыми современным рынком труда [2].

Эффективное муниципальное управление предполагает выражение и практическую реализацию интересов населения территории, сочетание государственных и муниципальных интересов. Важно, чтобы идея непрерывного образования была усвоена субъектами муниципального управления. Это условие не только оптимального управления непрерывным образованием, но и мотивирования населения на процесс непрерывного образования.

В сфере непрерывного образования явно обнаруживается недостаток как эффективного управления, так и стремления граждан к продолжению полученного ранее образования или повышению уровня квалификации. С. В. Мальтусова отмечает

низкую мотивированность населения России на получение дополнительного образования, несмотря на то, что потребность общества и государства в развитом человеческом капитале объективно возрастает [8, с. 83]. Примечательно замечание автора о роли чиновников высшего ранга (Ф. А. Фурсенко, Г. О. Грефа, А. А. Ливанова) в снижении статуса высшего образования в глазах населения. Подобная позиция о переизбытке людей с высшим образованием носит политический характер: не соответствует задачам ускоренного развития экономики и технологического прогресса, а соответственно - на руку силам, заинтересованным в социально-экономическом отставании России. Остается надеяться, что на уровне конкретных территорий, где потребность в высококвалифицированных специалистах ощущается не абстрактно, а ежедневно и ежечасно, будет формироваться более реалистичный подход к профессиональному образованию граждан. Тем более, что в ряде регионов России уже имеется опыт оптимальной и эффективной реализации образовательных программ различного уровня и направленности [6].

Другой проблемой муниципального управления является слабая подготовленность управленческих кадров муниципалитетов к реализации непрерывного образования на территории, недостаточность ресурсов, прежде всего финансовых, для обеспечения оптимальной системы непрерывного образования, неготовность применять инновационные формы управления непрерывным образованием, неэффективность работы с населением по привлечению к новым и дополнительным формам образования.

Таким образом, проблемы в работе муниципалитетов по обеспечению непрерывного образования начинаются там, где нарушаются основополагающие принципы в работе муниципальных образований - системности и научности, где существующая модель управления системой не соответствует в достаточной степени самой сложившейся системе, потребностям развития территории и личности.

Роль муниципалитетов выходит за рамки непосредственной организации образовательного процесса, предполагается создание социальных условий для работы педагогических кадров, оздоровления инфраструктуры, деятельность на территории муниципалитета культурных учреждений разного типа (библиотек, клубов), развитие физкультуры и спорта, осуществление эффективной молодежной политики, предоставление возможности различных видов деятельности людям старшего возраста, работа с группами мигрантов, с людьми ограниченных возможностей, с бывшими военными и лицами, вышедшими на свободу из мест заключения. В то же время сложившаяся в 2000-е гг. система управления образованием, предоставившая муни-

ципалитетам определенную автономию в создании образовательных программ, существенно снизила роль государства в управлении образованием, а вслед за этим - и финансовые возможности муниципалитетов. В настоящее время сложившаяся ситуация противоречит решению о строительстве новых школ, техническом и технологическом переоснащении уже существующих образовательных организаций, принятому Президентом. В общегосударственном масштабе все отчетливее обнаруживается потребность в создании единого общероссийского пространства непрерывного образования на основе взаимодействия федерального, регионального и муниципального уровней при сохранении дошкольных, начальных, средних и высших образовательных учреждений в государственном ведении, где муниципалитеты являются интегрированными подконтрольными структурами государственных органов управления образованием [5]. Это потребует изменения функций и структуры муниципального управления образованием, корректировки федерального и регионального законодательства.

В системе управления непрерывным образованием муниципалитетам может быть отведена роль совместного участия под контролем и при приоритетной роли государства, которое берет на себя функции законодательные, финансового и материально-технического обеспечения, распределительные, контролирующие, координирующие, информационные, методические и т. д., создавая единую систему непрерывного образования в стране [7].

В Ярославской области находится 100 муниципальных образований: 17 районов, 3 городских округа, 10 городских поселения, 70 - сельских [2]. Численность населения Ярославской области на 1.01.2016 г. составила 1 271 912 человек, из которых экономически активных - 688,5 тыс человек [13]. Непрерывное образование в Ярославской области развивается в направлении единства институтов и технологий, обеспечивающих создание ассоциативной модели регионального комплекса [5].

Структура непрерывного образования представляет собой образовательную среду, включающую государственные образовательные учреждения дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования, организации дополнительного образования взрослых, сеть учреждений неформального образования, общественных и общественно-профессиональных объединений, образовательные программы.

Это динамичная, постоянно обновляющаяся в ходе роста социального опыта и компетентности личности система, единство которой обеспечивается взаимодействием образовательных организаций, государственных органов управления образованием

(Департаменты образования города и области; муниципальные органы, осуществляющие управление образованием на территории; региональная Ассоциация «Непрерывное профессиональное образование»; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского; Институты развития образования и т. д.). Система дополнительного образования Ярославской области включает 84 организации дополнительного образования сферы образования, в них функционирует 6 333 детских объединения (2013 год - 6 226 объединений). Всего в данных организациях сферы образования занимаются 88 024 ребенка. В сфере образования организовано сетевое взаимодействие организаций общего образования и организаций дополнительного образования (ОДО) [11]. В структуре ОДО Ярославской области важное место занимают разнообразные формы коллективного управления, в том числе государственно-общественного управления: попечительские, управляющие и другие советы, в состав которых, наряду с органами местного самоуправления муниципальных образований, входят руководители, педагоги и обучающиеся организации, представители родительской общественности, бизнес-сообществ. Практически во всех образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы, созданы различные общественные советы [4].

Структурные параметры непрерывного образования определяются уровнем научно-технического прогресса, развитостью интеллектуальной, культурной среды региона [3]. Задачи, возникающие в разные периоды развития территории, могут создавать ситуативные формы обучения (различные курсы повышения квалификации). Повышение качества всей системы непрерывного образования предполагает использование субъектами управления образованием имеющегося российского и зарубежного опыта, что подразумевает и обучение самих управленцев.

Понимание работниками муниципальных органов управления необходимости решения всего комплекса вопросов, связанных с развитием непрерывного образования, возникает как результат их общей культуры, осведомленности о проблемах образования на их территории. Мысль о том, что управленец всегда должен выходить за рамки узкого круга собственных задач, не нова, но сегодня звучит особенно остро. Широта взглядов обеспечивает стратегические постановки задач, видение перспектив, не позволяет «закапываться» в сиюминутных проблемах. Возможности этого создаются постоянным вниманием к происходящим событиям, знанием сущностных явлений и пониманием их смысла и значения. Постоянное образование и самообразование работников муниципалитетов становится насущной потребностью и условием перспективно-

го развития современных территорий. Работники муниципальных органов управления в настоящее время не могут не быть образованными людьми в той степени, в какой это требуют задачи устойчивого, стратегически выверенного развития вверенной им территории. Динамика личностного развития субъекта управления и динамика развития территории - два все более связанных процесса.

Через муниципалитеты могут осуществляться базовые принципы непрерывного образования:

— преемственности - сохранение лучшего опыта при переходе с одной образовательной ступени на другую;

— непрерывности - возможность получать различные виды и формы образования;

— интеграции - в деятельности различных управляющих структур;

— плюрализма - сочетание региональных и территориально-отраслевых подходов к управлению;

— конкурентности - учет специфики разных категорий потребителей и заказчиков образования;

— технологичности - использование инновационных методов обучения, создание интегрированных и многопрофильных образовательных комплексов;

— конкретности - создание муниципалитетами условий для развития системы образования «через всю жизнь» на данной территории.

Реализация этих принципов закрепляется в законодательной, нормативно-правовой базе развития непрерывного образования региона и его муниципалитетов, которая формируется на основе Конституции РФ, законов РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также регулирующих и рекомендательных документов мирового сообщества.

Модель субъективно-ориентированного образования на территории включает движение обучающегося по горизонтали (получение дополнительного образования в существующих на данной территории образовательных организациях и в создаваемых заново) и вертикали (ступенчатое, уровневое обучение) образовательного процесса; выбор различных видов и форм образования (в том числе, онлайн-обучение, дистанционные формы, использование возможностей интернета, аудиовизуальных медиа), в развитии которых муниципальные органы управления могут принимать активное участие, создавая ресурсную, прежде всего материально-техническую, базу. Дефицит ресурсов, которые находятся в распоряжении муниципалитетов, приводит к необходимости тесного взаимодействия с бизнес-структурами на взаимовыгодной основе. И тем не менее ресурсный потенциал муниципалитетов не может справиться с задачей обеспечения

территории полноценным образовательным потенциалом, главную нагрузку в этой области может и должно нести государство, если оно заинтересовано в формировании качественного, осуществляемого в соответствии с потребностями развития страны, образования [12].

Главной целью в субъектно-ориентированной модели непрерывного образования является развитие личности - ее культуры, духовного мира. Именно муниципальные органы, управляющие всей инфраструктурой, являются центрами, организующими деятельность клубов, библиотек и других учреждений культуры.

Непрерывное образование на муниципальном уровне реализует социально-экономическую, социокультурную, политическую, социально -психологическую и гуманитарную функции.

Социально-экономическая функция состоит в создании условий для профессиональной подготовки, переподготовки и получения дополнительных форм образования при сокращении численности производственных трудовых ресурсов; для перемещения работника из сферы производства в сферу услуг [9]. Это, прежде всего, мобильность работника, готовность осваивать новые профессии. В социально-психологическом плане это потребует подготовки работника к необходимости постоянно совершенствоваться в избранной специальности, перепрофилироваться и даже кардинально изменять профессию. Социокультурный аспект непрерывного образования - развитие инфраструктуры неформального образования для коммуникации и решения лингвистических проблем молодежи и пожилых людей, представителей разных конфессий и национальных меньшинств, мигрантов и беженцев. Политический аспект состоит в привлечении к решению этих задач представителей политических партий, Правительства города и области, депутатов областной думы, которые, обладая коммуникативным потенциалом (связями с гражданским обществом, международными связями), располагая обширной сферой влияния, способны привлекать внимание федеральных органов власти, общественности к значимости программы интеграции в системе образования [13]. Важно не только осознание ими значения развития непрерывного образования в регионе, но и активная поддержка этого процесса. Для расширения диапазона действий политического истеблишмента региона до охвата ими проблем непрерывного образования возможно использовать ресурс избирательных кампаний, средств массовой информации, обучения и повышения квалификации представителей администрации, государственных служащих, работников муниципалитетов.

Гуманитарная функция непрерывного образования - формирование «понимающей» личности, способной к социальной коммуникации.

Управленческие аспекты непрерывного образования - установка чиновников области и города на развитие материально-технической базы образовательных учреждений, их инфраструктуры; оптимизацию образовательной сети посредством укрепления партнерских отношений в системе образования и вне нее; на интеграцию уровней образования от дошкольного до профессионального и соблюдение основных положений закона «Об образовании» Российской Федерации.

Создание системы непрерывного образования на региональном уровне достигается действием на территории региона конкурентной среды, дающей возможности выбора различных форм и направлений обучения [9, 10, 11]. Это формы дополнительного образования для взрослых, которые формируют региональную сеть профессиональной подготовки, ориентируясь на интересы личности и потребности региона в кадрах [10]. При этом возникает проблема соответствия, координации действий, программ дисциплин, учебно-методической работы, мониторинга качества образования, оценки получаемых результатов.

Необходимость быстро реагировать на потребности настоящего и стратегического развития региона - сама по себе сложная задача в условиях существующих проблем обеспечения финансовыми ресурсами, наличия отдаленных населенных пунктов, ограниченности доступа к информации, к интернету. Главная роль во внедрении в сознание населения идеи о необходимости постоянного обучения принадлежит педагогическим образовательным организациям - от колледжей до университетов. Однако установка на образование начинается с раннего возраста, когда определяются смысл и назначение образования в жизни ребенка. Научить учиться может только учитель, роль которого многократно возрастает. Но и учитель должен быть способен создавать интеллектуальную среду - отсюда необходимость непрерывного педагогического образования на территории каждого муниципалитета.

Библиографический список

1. Аналитическая записка к Мониторингу рынка труда и прогнозу кадровых потребностей экономики Ярославской области (прогноз на период с 2017 по 2023 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://resurs-

yar.ru/files/prog_rt/prognoz_2017_2023.pdf

2. В Ярославской области растет уровень образованности населения [Электронный ресурс]. - Режим досту-

па: //https://yamovosti.com/rus/news/region/studies/yarst at-obrazovaniye300113 (Дата обращения 29.07.2017\

3. Государственная программа Ярославской области «Развитие образования и молодежная политика в Ярославской области» на 2014-2020 годы в ред. постановлений Правительства области от 17.09.2014 № 913-п, от 29.10.2014 № 1095-п, от 24.03.2015 № 313-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //yarregion.ru/depts/docsPrograms

4. Государственная программа Ярославской области «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.cfo-info.com/389668

5. Доклад министра образования и науки Самарской области Д. Е. Овчинникова на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования «Эффективное управление ресурсами сферы образования как условие решения социально-экономических задач региона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.ssc.smr.ru/ftp/d03_2009.pdf

6. Дополнительное образование в Ярославской области: где школьники могут получить дополнительные углубленные знания? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: //https://yarreg.ru/articles/20161005154942/

7. Информационная справка о сфере высшего образования Ярославской области на начало 2015-2016 учебного года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source =web&cd= 1&ved=0ahUKEwiE1 -mTo_LXAhWiCJoKHXYBCOwQFggnMAA&url=http% 3A%

8. Мальтусова, С. В. Факторы формирования мотивации к непрерывному образованию в современной России [Текст] / С. В. Мальтусова // Вестник ТГУ -2015. - 7 (147).

9. Об утверждении Концепции развития системы начального профессионального образования Ярославской области на период до 2010 г. Постановление Администрации ЯО от 05.07.2006 № 140-а. Документ по состоянию на январь 2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://yaroslavl.regnews.org/doc/aw/v9.htm/

10. Об утверждении областной целевой программы «Повышение эффективности и качества профессионального образования Ярославской области на 2017-2019 годы»: постановление Правительства Ярославской области от 17 марта 2017 года № 206 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://docs.cntd.ru/document/446168817

11. Об утверждении целевой программы «Развитие дополнительного образования детей в Ярославской области» на 2016-2018 годы: Постановление Правительства Ярославской области от 23 мая 2016 года № 584-п (в редакции Постановления Правитель-

ства Ярославской области от 16.05.2017 № 396-п) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://docs.cntd.ru/document/439060669

12. Региональная программа «Оказание содействия добровольному переселению в Ярославскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //https://xn-b1ab2a0a.xn-b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_file/Programma_pereseleniya _Yaroslavskoy_oblasti.pdf

13. Ярославская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Росстат, 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://yar.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yar/res ources/8ad4f3004ce982ce82c0d74fc772e0bb/ %D0 %AF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F+ %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8C+ %D0 %B2+ %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %84 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %85+2016.pdf

Bibliograficheskij spisok

1. Analiticheskaja zapiska k Monitoringu rynka truda i prognozu kadrovyh potrebnostej jekonomiki Jaroslavskoj oblasti (prognoz na period s 2017 po 2023 gody [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //http://resurs-yar.ru/files/prog_rt/prognoz_2017_2023.pdf

2. V Jaroslavskoj oblasti rastet uroven' obrazovannosti naselenija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //https://yarnovosti.com/rus/news/region/studies/ yarstat-obrazovaniye300113 (Data obrashhenija 29.07.2017\

3. Gosudarstvennaja programma Jaroslavskoj oblasti «Razvitie obrazovanija i molodezhnaja politika v Jaroslavskoj oblasti» na 2014-2020 gody v red. postanovlenij Pravitel'stva oblasti ot 17.09.2014 № 913-p, ot 29.10.2014 № 1095-p, ot 24.03.2015 № 313-p [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //yarregion.ru/depts/docsPrograms

4. Gosudarstvennaja programma Jaroslavskoj oblasti «Razvitie sistemy gosudarstvennogo upravlenija na territorii Jaroslavskoj oblasti» na 2015-2017 gody [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //http://www.cfo-info.com/389668

5. Doklad ministra obrazovanija i nauki Samarskoj oblasti D. E. Ovchinnikova na Vserossijskom soveshhanii rukovoditelej organov ispolnitel'noj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii, osushhestvljajushhih upravlenie v sfere obrazovanija «Jeffektivnoe upravlenie resursami sfery obrazovanija kak uslovie reshenija social'no-jekonomicheskih zadach regiona [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim

dostupa: //http://www.ssc.smr.ru/ftp/d03_2009.pdf

6. Dopolnitel'noe obrazovanie v Jaroslavskoj oblasti: gde shkol'niki mogut poluchit' dopolnitel'nye uglublennye znanija? [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //https://yarreg.ru/articles/20161005154942/

7. Informacionnaja spravka o sfere vysshego obrazovanija Jaroslavskoj oblasti na nachalo 2015-2016 uchebnogo goda [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&so urce=web&cd= 1&ved=0ahUKEwiE 1 -mTo_LXAhWiCJoKHXYBCOwQFggnMAA&url=http% 3A%

8. Mal'tusova, S. V. Faktory formirovanija motivacii k nepreryvnomu obrazovaniju v sovremennoj Rossii [Tekst] / S. V. Mal'tusova // Vestnik TGU, vypusk. -2015. - 7 (147).

9. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija sistemy na-chal'nogo professional'nogo obrazovanija Jaroslavskoj oblasti na period do 2010 goda. Postanovlenie Adminis-tracii JaO ot 05.07.2006 № 140-a. Dokument po sos-tojaniju na janvar' 2016 goda [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: //http://yaroslavl.regnews.org/doc/aw/v9.htm/

10. Ob utverzhdenii oblastnoj celevoj programmy «Povyshenie jeffektivnosti i kachestva professional'nogo obrazovanija Jaroslavskoj oblasti na 2017-2019 gody»: postanovlenie Pravitel'stva Jaroslavskoj oblasti ot 17 marta 2017 goda № 206 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //http://docs.cntd.ru/document/446168817

11. Ob utverzhdenii celevoj programmy «Razvitie dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Jaroslavskoj oblasti» na 2016-2018 gody: Postanovlenie Pravitel'stva Jaroslavskoj oblasti ot 23 maja 2016 goda № 584-p (v redakcii Postanovlenija Pravitel'stva Jaroslavskoj oblasti ot 16.05.2017 № 396-p) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //http://docs.cntd.ru/document/439060669

12. Regional'naja programma «Okazanie sodejstvija dobrovol'nomu pereseleniju v Jaroslavskuju oblast' sootechestvennikov, prozhivajushhih za rubezhom» na 2014-2020 gody [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //https://xn-b1ab2a0a.xn-b1aew. xn--p1ai/upload/site1/document_file/Programma_pereseleniya _Yaroslavskoy_oblasti.pdf

13. Jaroslavskaja oblast' v cifrah. Kratkij statistich-eskij sbornik. Rosstat, 2016 [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: //http://yar.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yar/res ources/8ad4f3004ce982ce82c0d74fc772e0bb/ %D0 %AF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %8F+ %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8C+ %D0 %B2+ %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %84 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %85+2016.pdf

Reference List

1. An analytical note to Monitoring of the labour market and the forecast of personnel requirements of economy of the Yaroslavl region (the forecast for the period from 2017 to 2023 [An electronic resource]. - Access mode: //http://resurs-

yar.ru/files/prog_rt/prognoz_2017_2023.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Level of education of the population grows in the Yaroslavl region [An electronic resource]. - Access mode://https://yarnovosti.com/rus/news/region/studies/yar

stat-obrazovaniye300113 (Date of the address 29.07.2017)

3. The state programme of the Yaroslavl region «Development of education and youth policy in the Yaroslavl region» for 2014-2020 in the edition of resolutions of the Government of the region from 17.09.2014 № 913-p, from 10/29/2014 № 1095-p, from 3/24/2015 № 313-p [An electronic resource]. - Access mode://yarregion.ru/depts/docsPrograms

4. The state programme of the Yaroslavl region «Development of the system of public administration in the territory of the Yaroslavl region» for 2015-2017 [An electronic resource]. - Access mode://http://www.cfo-info.com/389668

5. The report of the Minister of Education and Science of the Samara region D. E. Ovchinnikov at the All-Russian meeting of Heads of executive authorities of the territorial subjects of the Russian Federation controling education «Effective management of education resources as a condition of the solution of social and economic problems of the region [An electronic resource]. - Access mode: //http://www.ssc.smr.ru/ftp/d03_2009.pdf

6. Additional education in the Yaroslavl region: where can school students get additional profound knowledge? [Electronic resource]. - Access mode://https://yarreg.ru/articles/20161005154942/

7. The information certificate of the sphere of the higher education of the Yaroslavl region at the beginning of the 2015-2016 academic years [An electronic resource]. - Access mode://www.google.ru/url? % sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahU KEwiE1-

mTo_LXAhWiCJoKHXYBCOwQFggnMAA&url=http% 3A

8. Maltusova S. V. Factors of formation of motivation to continuous education in modern Russia // the Bulletin of TSU, issue. - 2015. - 7 (147).

9. About the approval of the Concept of development of the system of primary professional education of the

Yaroslavl region upto 2010. Resolution of the Administration of the Yaroslavl Region from 05.07.2006 № of 140. The document from January, 2016 [An electronic resource]. - Access mode://http://yaroslavl.regnews.org/doc/aw/v9.htm/

10. About the approval of the regional target programme «Increase in Efficiency and Quality of Professional Education of the Yaroslavl Region for 2017-2019»: resolution of the Government of the Yaroslavl Region from March 17, 2017 № 206 [An electronic resource]. -Access mode://http://docs.cntd.ru/document/446168817

11. About the approval of the target programme «Development of Additional Education of Children in the Yaroslavl Region» for 2016-2018: The resolution of the Government of the Yaroslavl region from May 23, 2016 № 584-p (in edition of the Resolution of the Government of the Yaroslavl Region from 16.05.2017 № 396-p) [An electronic resource]. - Access mode://http://docs.cntd.ru/document/439060669

12. The regional programme «Rendering Assistance to Voluntary Resettlement to the Yaroslavl Region the Compatriots Living Abroad» for 2014-2020 [An electronic resource]. - Access mode: //https://xn-b1ab2a0a.xn-b1aew.xn--

p1ai/upload/site1/document_file/Programma_pereseleniya _Yaroslavskoy_oblasti.pdf

13. The Yaroslavl Region in figures. Brief statistical collection. Rosstat, 2016 [An electronic resource]. - Access

mode://http://yar. gks.ru/wps/wcm/connect/ro sstat_ts/yar/r esources/8ad4f3004ce982ce82c0d74fc772e0bb/%D0%AF %D1%80%D0%BE %D1%81%D0%BB %D0%B0%D0 %B2%D1%81%D0%BA %D0%B0%D1%8F + %D0%BE %D0%B1%D0%BB %D0%B0%D1%81%D 1%82%D1%8C + %D0%B2

+ %D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%B0%D 1 %85+2016.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.