УДК 37.018:378
Шистерова Елена Алексеевна
кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе
Пермский филиал Финуниверситета, Пермь, Россия 614077, Пермь, бульвар Гагарина, 50 e-mail: [email protected]
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЮРИСТА СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ
Elena A. Shisterova
Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director of Scientific and Methodological Work
Perm Branch of the Financial University 50, Gagarin Avenue, 614077, Perm, Russia e-mail: [email protected]
INTERDISCIPLINARY PROJECT AS A MEAN OF LAWYER'S MORAL
EDUCATION OF A SOCIAL SPHERE
Аннотация. В статье рассматривается нравственное воспитание будущих юристов посредством участия в междисциплинарном проекте «Доброе дело». Реализация проекта представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у обучающихся положительных моральных отношений в системе организуемой разнообразной учебной и внеучебной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств будущих юристов.
Ключевые слова: междисциплинарный проект, этическое воспитание, нравственная культура юриста, структура личности, профессионально-интегрированная интенсивно-коммуникативная технология обучения.
Abstract. The moral education of future lawyers through the participation in the interdisciplinary project "Good Deed" is considered in the article. The project's realization represents the consciously implemented process of formation positive moral relations among students in the system which is organized by various educational and extracurricular activities and on this basis making appropriate personal and ethical qualities of future lawyers.
© Шистерова Е.А., 2017
Key words: interdisciplinary project, ethical education, moral culture of a lawyer, personality structure, professionally integrated intensively communicative technology of studying.
В течение пяти лет в Пермском филиале Финансового университета студентами специальности «Право и организация социального обеспечения» реализуется междисциплинарный проект «Доброе дело». Потребность в нем обусловлена новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов-юристов социальной сферы, которые должны обладать системным видением своей будущей профессии, решения профессиональных задач. Способность системно видеть свою профессию обусловливает конкурентоспособность выпускника филиала. Оценить конкурентоспособность выпускника можно не только по уровню его готовности к профессиональной деятельности, но, в первую очередь, по его нравственным качествам.
По мнению многих исследователей, наиболее важным фактором в формировании личности будущего юриста является этическое воспитание, культура личности, его нравственность. Нравственная культура будущего юриста является условием его успешной профессиональной деятельности. К сожалению, можно отметить тот факт, что сегодня в российском обществе усиливается моральная деградация. Особенно настораживает тот факт, что эта тенденция характерна и для юридической деятельности.
А.В. Оболонский констатирует, что назрела проблема «возрождения» морали и воспитания общества в духе морально-этических принципов, ведь «этика и есть сердце демократии», поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения деятельности этих институтов базовым этическим принципам [2, с. 387].
Отсюда следует, что подготовка высокопрофессиональной личности юриста, особенно социальной сферы, призванного решать наиболее актуальные проблемы гражданского общества, невозможна без становления его нравственной культуры. Нравственная культура - это система ценностей человека, а также совокупность таких нематериальных элементов культуры, как нравственность, нормы поведения, знания, символы, обычаи, традиции. Эти ценности позволяют не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других [1, с. 23]. Юрист должен быть не только профессионалом в знании законов и правильном их применении, но и должен быть морально и нравственно безупречен.
К сожалению, в учебном процессе профессионального образования юристов не достаточно внимания уделяется этической стороне профессиональной деятельности, хотя образовательный процесс представляет собой необходимое пространство для этического развития будущего юриста. Кроме того, известно, что успехи в юридической деятельности, особенно связанные с общением, руководством людьми в особых ситуациях, определяются не только академической оценкой полученных знаний и способностями к обучению, но и целым рядом других личностных качеств,
которые в учебном процессе, как правило, не реализуются и не проверяются. Как пишет А.Д. Бойков, «правовая зрелость специалиста не может характеризоваться лишь определенной суммой знаний, умений, навыков, она включает и соответствующий уровень нравственного развития личности, овладения ею моральными требованиями данной профессии» [3, с. 121].
Под внутренней структурой личности понимаются свойства, интегрированные в ее сознании: это прежде всего психические элементы отражения внешних объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля); психические свойства личности (способности, характер); «идеологические» свойства сознания (установка, направленность, ценностно-нормативная ориентация); биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.) [5].
Юридическая психология выделяет в структуре личности юриста такие группы свойств, как:
а) мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепризнанным социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;
б) интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;
в) психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества как готовность противостоять реальным или мнимым угрозам и пр.;
г) физические, к которым относятся: возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.) [7].
В качестве показателей нравственной зрелости отечественными психологами (Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.) выделяются: готовность самостоятельно решать ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение; устойчивость нравственных качеств, что проявляется в возможности переноса сформированных в определенных жизненных ситуациях нравственных взглядов, отношений и способов поведения в новые, ранее не имевшие места в жизни человека, ситуации; проявление сдержанности в ситуациях, когда человек негативно реагирует на нравственно значимые для него события; возникновение нравственного конфликта как следствия осознания нравственной несостоятельности отдельных взглядов, поступков, действий [5].
Учитывая это при организации подготовки будущих юристов социальной сферы необходимо предусматривать в процессе подготовки как этические дисциплины, так и внеучебные мероприятия, посвященные духовному
83
развитию студента, - проведение творческих конкурсов и вечеров, посвященных этическому и нравственному росту личности, возможность участия в научных конференциях и др.
Особое внимание необходимо уделять приобщению студентов к деятельности, практическим занятиям, например, к встречам с уже состоявшимися сотрудниками служб, к просвещению в области права обычных граждан, к работе с социально-незащищенными группами населения. Все вышеперечисленное будет способствовать формированию высоконравственной личности студента - будущего специалиста. Этому и посвящен междисциплинарный проект «Доброе дело».
Вышесказанное, а также анализ научной литературы, посвященной указанным аспектам, состояние разработанности проблемы позволяют выделить противоречия между:
- необходимостью формирования у студентов правовой специальности нравственной культуры и становления моральных личностных качеств и отсутствием системного подхода к организации их формирования в аудиторной и внеаудиторной работе;
- реальным уровнем нравственной культуры выпускников филиала и современными требованиями работодателей;
- требованиями ФГОС СПО нового поколения и неразработанностью междисциплинарных подходов к организации самостоятельной работы студентов как важнейшему ресурсу формирования нравственной культуры студентов и выпускников филиала [6].
Реализация междисциплинарного проекта позволяет использовать интерактивный деятельностный поход к управлению подготовкой специалистов в области права и организации социального обеспечения. Междисциплинарный проект является интерактивным средством формирования у студентов нравственной культуры и становления моральных личностных качеств с начала обучения. Проект реализуется на базе геронтологического цента, центров комплексной реабилитации инвалидов Свердловского, Дзержинского и Индустриального районов г. Перми, Центра социальной адаптации, Пермской краевой детской больнице и др.
Междисциплинарный проект «Доброе дело» рассматривается нами также как интерактивная форма организации самостоятельной работы, форма организации контроля и оценки подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности, форма организации практического обучения, а также форма воспитательной работы студентов. Междисциплинарный проект носит яркий интерактивный характер, так как основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой, с клиентами и сотрудниками учреждений социальной защиты города Перми; взаимодействие преобладает над воздействием.
Междисциплинарный проект можно рассматривать как форму организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, поскольку он
обеспечивает развитие целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся в реальных условиях организаций и учреждений социальной защиты. Для успешной реализации междисциплинарного проекта необходимо мотивировать студентов на его выполнение. При этом важно использовать все виды мотивации:
1. Внешняя мотивация. Обучающийся должен быть убежден, что его будущая профессиональная карьера напрямую зависит от его учебных достижений.
2. Внутренняя мотивация. Организация индивидуализированного процесса обучения должна основываться на учете склонностей студента, его способности к учебе.
3. Процессуальная (учебная) мотивация. Проявляется в понимании студентом полезности выполняемой работы [4, с. 75].
Методы мотивации, которые используются при реализации проекта:
1) участие студентов в творческой деятельности;
2) участие в конкурсе проектов;
3) использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг);
4) поощрение студентов за успехи в творческой деятельности (премирование, поощрительные баллы) и санкции за неучастие в проекте;
5) индивидуализация заданий, выполняемых в ходе проекта, постоянное их обновление;
6) личность преподавателя - руководителя проекта.
Междисциплинарный проект является формой контроля и оценки усвоения практического опыта, освоенных умений, сформированных общих и профессиональных компетенций.
Междисциплинарный проект носит ярко выраженный воспитательный характер, выражающийся в профессиональной направленности, практико-ориентированности, волонтерской деятельности, нравственном потенциале.
Междисциплинарный проект несет в себе большие возможности для пересмотра всего образовательного процесса в аспекте современной парадигмы профессионального образования, в дальнейшем его можно использовать как форму организации практического обучения, так как он имеет все черты клинического обучения.
Междисциплинарный проект несет в себе также большой исследовательский потенциал, который поможет студентам успешно выполнять курсовые и выпускные квалификационные работы.
Результатами пятилетней реализации междисциплинарного проекта в управленческом аспекте стали усиление и приращение обязательных характеристик образовательного процесса подготовки юристов для социальной сферы:
- интерактивного характера обучения в широком смысле;
- профессиональной направленности и профессиональной мотивации обучаемых;
- личностно-ориентированного характера обучения специалистов, направленного на усиление индивидуальных нравственных качеств личности будущего специалиста;
- деятельностного характера (вовлечение в общественно полезную деятельность волонтерского свойства);
- связи теоретического и практического обучения;
- сформированности общих и профессиональных компетенций.
Результатами реализации междисциплинарного проекта в обучающем
аспекте можно назвать следующие:
- охват проектной деятельностью студентов 2-х курсов, а это значит участие в воспитательной работе филиала, охват контрольно-оценочными мероприятиями, участие обучаемых в решении практико-ориентированых задач;
- сформированность нравственной культуры и индивидуальных нравственных качеств личности будущих юристов;
- сформированность общих и профессиональных компетенций: умение более эффективно решать профессиональные задачи, повышение уровня самостоятельности, умения обосновывать свои суждения, убеждать других, умения работать в команде, принимать на себя ответственность за решение определенной проблемы, умения презентовать результаты своей работы.
Таким образом, междисциплинарный проект можно отнести к профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной
технологии обучения, которая может прийти на смену классно-урочной системе подготовки юристов.
Список литературы
1. Копылова Н.В., Фролова Е.А. Психологические особенности трудового воспитания юристов как составляющая духовно-нравственного становления в подготовке квалифицированных профессиональных кадров: метод. пособие. - Тамбов: Орион, 2012. - 38 с.
2. Оболонский А.В. Этические ценности - «спасательный круг» в меняющемся мире // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. - М., 2008. - С. 381-394.
3. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / Н.А. Бояркина [и др.]. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2012. - 121 с.
4. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - 751 с.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2001.
6. ФГОС СПО по специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения. - М., 2014.
7. Этическое воспитание юристов в современной России [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXX студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. - М.: МЦНО, 2016. -№ 1 (29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf