Научная статья на тему 'Развитие навыков исследовательской компетенции обучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов'

Развитие навыков исследовательской компетенции обучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТЕРИИ ИНТЕРАКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ / INTERACTIVE FORMS AND METHODS / RESEARCH COMPETENCE / WILLINGNESS OF TEACHERS TO CONTROL THE FORMATION OF THE RESEARCH COMPETENCE / LEVELS OF THE DEVELOPMENT OF THE RESEARCH COMPETENCE / THE CRITERIA OF INTERACTIVITY OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шистерова Елена Алексеевна

В статье представлены некоторые результаты реализации проекта формирования и развития исследовательской компетенции субъектов образовательного процесса посредством включения в профессиональное обучение интерактивных форм и методов. Проект реализован в рамках действия нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шистерова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some results of the realization of the project in formation and development of the research competence of an educational process person by incorporating interactive training forms and methods into the professional education are presented in the article. The project was implemented within the framework of a new generation of the federal state educational standards of the vocational education.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков исследовательской компетенции обучающихся посредством включения в образовательный процесс колледжа интерактивных форм и методов»

УДК 371.39

Шистерова Елена Алексеевна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, пермский филиал, Пермь, Россия, e-mail: esh-perm@mail.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОЛЛЕДЖА ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Elena A. Shisterova

Oandidate of Pedagogical Sciences, the Deputy Director for Research and Methodology

Perm Financial Economic college - the brunch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Perm, Russia, e-mail: esh-perm@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS

THROUGH THE INCLUSION OF INTERACTIVE FORMS AND

METHODS OF TRAINING IN THE EDUCATIONAL PROCESS

OF COLLEGE

Аннотация. В статье представлены некоторые результаты реализации проекта формирования и развития исследовательской компетенции субъектов образовательного процесса посредством включения в профессиональное обучение интерактивных форм и методов. Проект реализован в рамках действия нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Ключевые слова: интерактивные формы и методы; исследовательская компетенция; готовность педагогов к управлению формированием исследовательской компетенцией; уровни развития исследовательской компетенции; критерии интерактивности занятия.

Abstract. Some results of the realization of the project in formation and development of the research competence of an educational process person by incorporating interactive training forms and methods into the professional education are presented in the article. The project was implemented within the

© Шистерова Е.А., 2014

framework of a new generation of the federal state educational standards of the vocational education.

Key words: interactive forms and methods; research competence; willingness of teachers to control the formation of the research competence; levels of the development of the research competence; the criteria of interactivity of the lesson.

Третье поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования реализуется уже четвертый год. Однако проблемы и трудности, возникшие при переходе на эти стандарты, продолжают существовать. Первое, с чем столкнулись педагогические коллективы, - это новые требования к результатам обученности студентов, выраженные в компетенциях. Возникло много вопросов: чем заявленные в стандарте компетенции отличаются от привычных знаний, умений и навыков, на каком содержании и какими методами их можно формировать и, самое сложное, как оценить их сформированность.

Много трудностей было с требованиями к государственной итоговой аттестации по всем специальностям в форме защиты выпускных квалификационных работ. Это для большинства преподавателей - новый вид профессиональной деятельности, направленный на развитие у выпускников определённого уровня исследовательской компетенции. К нему большинство педагогов оказались не готовы. Мы провели исследование готовности преподавателей профессиональных образовательных организаций к управлению формированием и развитием исследовательской компетентности студентов. Под готовностью педагогов мы понимаем совокупность мотивационно-волевой, когнитивной, технологической и рефлексивной составляющих. Результаты показали, что на начало введения ФГОС СПО у 87 % педагогов преобладали внешние мотивы к формированию и развитию исследовательской компетенции студентов; 62% педагогов показали низкий уровень методологической подготовки. Отсутствие опыта и, как следствие, низкий уровень владения технологиями формирования указанной компетентности - у 74 % педагогов. Низкий уровень осознания себя как субъекта управления формированием и развитием исследовательской компетенции обучаемых - у 86 % педагогов.

В ходе исследования были выявлены зависимости между уровнем методологической компетентности педагогов и уровнем исследовательской компетенции студентов; между готовностью педагогов осуществлять руководство формированием исследовательской компетенции и качеством указанной деятельности студентов.

Также были определены причины, затрудняющие формирование и развитие исследовательской компетенции у студентов:

1. Низкая готовность и умение педагогов обеспечивать методическое сопровождение процессов формирования и развития указанной компетенции.

2. Низкий уровень владения студентами общими и специальными познавательными умениями, необходимыми для проведения исследований.

3. Наличие дефицита времени, ограничивающего развитие рассматриваемой деятельности у студентов (базовая подготовка занимает всего 1 год 10 месяцев).

В своей работе мы понимали исследовательскую компетенцию студента как интегративную характеристику личности, предполагающую владение методологическими знаниями, технологиями осуществления

исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к их использованию в будущей профессиональной деятельности [3].

Отсюда были определены основные направления формирования и развития исследовательской компетенции обучающихся:

- развитие мотивации к осуществлению исследовательской деятельности;

- освоение понятийных и методологических основ исследовательской деятельности;

- включение элементов исследования в учебную, квазипрофессиональную и профессиональную деятельность в форме интерактивных занятий.

Мы предположили, что включение интерактивных форм и методов обучения в педагогический процесс в объеме не менее 20 % часов, отведенных учебным планом на практические занятия, будет способствовать формированию и развитию исследовательской компетенции студентов.

Для проверки предположения мы разработали проект формирования и развития исследовательской компетенции субъектов образовательного процесса. Цель проекта - развитие исследовательской компетенции студентов, повышение готовности педагогов к управлению развитием указанной компетенции через внедрение в образовательный процесс интерактивных форм и методов обучения. Проект включает в себя задачи, принципы реализации, условия достижения поставленной цели, риски и способы их минимизации, ожидаемые результаты.

Исследовательская компетенция студентов - это интегративное качество личности, которое развивается непрерывно и гетерохронно во время всего периода обучения [2]. В структуре рассматриваемой компетенции представлено взаимосвязанное единство мотивационно-ценностного, когнитивного, коммуникативно-деятельностного и рефлексивного компонентов.

Мы определили закономерности формирования отдельных компонентов исследовательской компетенции за период обучения. В первый год

на интерактивных занятиях формируются и развиваются когнитивный и коммуникативно-деятельностный компоненты, на последнем курсе целенаправленно развиваются мотивационно-ценностный и рефлексивный компоненты, при продолжающемся развитии когнитивного и коммуникативно-деятельностного [5].

Применяемые формы учебных занятий должны соответствовать этим закономерностям. В начале обучения ведущей деятельностью студента является знаково-отражательная и практико-моделирующая (А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова). Им соответствуют такие формы и методы интерактивных занятий, как методы технологии развития критического мышления: инсерт, кластерный анализ, синквейн и др., решение ситуационных, исследовательских задач, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры и др.

В последний год обучения ведущим видом деятельности продолжает оставаться практико-моделирующая при доминировании проектной. Формами и методами, адекватными этим видам деятельности, являются дискуссии, дебаты, «мозговой штурм», кейс-стади, проектная методика и др. [1].

Мы описали уровни развития исследовательской компетенции студентов.

Низкий уровень сформированности исследовательской компетенции характеризуется слабым владением элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволяющими выделить лишь внешние признаки, связи и отношения объектов исследования, выполнением задания под влиянием преподавателя в соответствии с уже знакомым алгоритмом действий, медленной скоростью мыслительных процессов, внешней мотивацией учебной деятельности. Самооценка осуществляется по алгоритму, предложенному преподавателем.

Средний уровень сформированности исследуемой компетенции соответствует следующим характеристикам обучаемых: достаточное владение элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволяющими не просто понимать, а видеть существенные стороны явления. Постановка целей исследования осуществляется при участии преподавателя. Достаточная скорость протекания мыслительных процессов. Внутренняя мотивация учебной деятельности, проявление интереса и осознание ценности исследовательских умений для успешного обучения. Осознание себя субъектом исследовательской деятельности и принятие целей исследования.

Высокий уровень описывается следующими показателями: свободное владение элементами анализа, сравнения, классификации, обобщения, позволяющими акцентировать внимание на существенном и проявлять оригинальность мышления. Высокая скорость протекания мыслительных процессов. Самостоятельная постановка цели деятельности, разработка новых путей решения задач и аргументированное доказательство правильности

решения. Способность к быстрой перестройке своих действий в случае возникновения затруднений. Внутренняя мотивация исследовательской деятельности и признание ценности ее для будущей профессиональной деятельности и жизни в целом. Способность к эффективному самоконтролю, осознание себя как субъекта исследовательской деятельности.

Мы разработали критерии интерактивности занятия, которые позволяют, с одной стороны, подготовить современное занятие в русле компетентностной парадигмы, с другой - помогают провести анализ и самоанализ занятия.

Занятие включает в себя три обязательных компонента: мотивационно-целевой, содержательный и организационно-деятельностный. Чтобы занятие было признано интерактивным, каждый из этих компонентов должен соответствовать ряду критериев и показателей. Интерактивность мотивационно-ценностного компонента определяется обеспечением мотивационной готовности студентов к работе, созданием положительного эмоционального настроя на занятии, четким обозначением его целевых ориентиров, направленностью деятельности педагога на развитие индивидуальности обучаемого.

Интерактивность содержательного компонента соответствует адекватности отобранного содержания целевым ориентирам, требованиям формирования общих и профессиональных компетенций.

Интерактивность организационно-деятельностного компонента определяется созданием на занятии развивающего пространства, реализацией индивидуального подхода, ориентацией на формирование учебной и профессиональной деятельности.

Анализ критериев и показателей интерактивности занятия убеждает, что именно такая форма организации учебного процесса включает в себя наиболее полную совокупность необходимых и достаточных условий для формирования и развития исследовательской компетенции студентов.

В ходе реализации проекта были апробированы разработанные педагогами филиала интерактивные формы и методы обучения по специальности «Банковское дело». В работе участвовали 162 студента.

Диагностика уровня сформированности исследовательской компетенции до включения в образовательный процесс интерактивных форм и методов показала, что высокий уровень имеют 9 % студентов, средний - 38 %, низкий -53 %. Диагностика в конце обучения в колледже показала, что высокий уровень имеют 37 % студентов, средний - 52 %, низкий - 11 %.

Уровень готовности педагогов к управлению формированием и развитием исследовательской компетенции студентов за время реализации проекта показал положительную динамику. Внешняя мотивация к указанной деятельности перешла во внутреннюю у 34 % педагогов, методологическая грамотность достигла необходимого уровня у 70 %, владение технологиями

91

применения интерактивных форм и методов в обучении продемонстрировали 61 % преподавателей, осознание себя как субъекта управления развитием исследовательской компетенции обучающихся показали 72 %.

Таким образом, результаты реализации проекта подтвердили наше предположение о том, что включение интерактивных форм и методов обучения в образовательный процесс позволяет эффективно формировать и развивать исследовательскую компетенцию будущих специалистов. Разработанные и апробированные интерактивные формы и методы обучения обобщены в методическом сборнике.

Список литературы

1. Ершов В.В. Психологическая готовность педагогов к применению форм совместной продуктивной деятельности. - Ставрополь, 2006. - 28 с.

2. Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности. - Ярославль, 2009. - 243 с.

3. Малышкина Н.Д. Формирование готовности к инновационной научно-педагогической деятельности будущего педагога профессионального обучения. - Волгоград, 2009. - 185 с.

4. Рогожникова Р.А. Учителю-исследователю: учеб.-метод. пособие. -Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2001. - 104 с.

5. Шистерова Е.А. Методология управления адаптацией педагогов к инновационной деятельности. - М., 2013. - 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.