И. С. Карась
СИСТЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Работа представлена кафедрой морально-психологического обеспечения сил флота Военно-морского
института радиоэлектроники им.А. С. Попова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. Ю. Волковыский
Статья посвящена путям повышения эффективности процесса нравственного воспитания курсантов военно-морских учебных заведений. Комплексная программа, предложенная автором, основана на концепции нравственного воспитания, которая предполагает формирование ценностных ориентаций и повышение уровня морального сознания с помощью эмоционального воздействия.
The article is devoted to the ways of increasing efficiency of the moral upbringing process among students in higher military schools. The complex programme proposed by the author is based on formation of moral consciousness and values by means of emotional components.
Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на прочном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в области образования и воспитания. В связи с этим среди направлений развития психолого-педагогических исследований одним из главных признано изучение условий и механизмов формирования ценностной базы молодых людей, их нравственных установок и достойных человека ориентаций.
Армия и флот - часть российского общества. Важное место занимает проблема формирования морального сознания военнослужащих армии и военно-морского флота. Она особенно актуальна в настоящее время, когда прежние идеологические установки утратили свое значение, а ценностные ориентации подверглись деформации.
Образовательный процесс в военных образовательных учреждениях без опоры на четко сформулированные и научно обоснованные программы не может в полной мере реализовать задачу нравственного
воспитания курсантов. Многостороннее взаимодействие преподавателей, курсантов, командиров подразделений как активных субъектов деятельности, к сожалению, не всегда согласовано и подчинено главной цели воспитания - формированию у будущих офицеров качеств военного профессионала и высоконравственной личности.
В результате возникло противоречие между объективными требованиями к обеспечению приоритетности нравственного воспитания, потребностью в духовно развитом выпускнике военного вуза, с одной стороны, и существующим состоянием духовно-нравственного воспитания курсантов - с другой. Разрешить это противоречие возможно на основе теоретической разработки проблемы совершенствования нравственного воспитания курсантов и исследования практических подходов к формированию духовно-нравственной сферы личности будущего военного специалиста. Для этого была разработана Комплексная программа и Методика процесса нравственного воспитания в военно-морских учебных заведениях.
Одной из основных задач нравственного воспитания является, на наш взгляд, формирование высокого морального сознания личности курсанта. Актуальность этой задачи вытекает из того факта, что нравственность как индивидуальная мотивация поведения личности и как социальное явление существует на разных уровнях.
В ходе своей жизни до поступления в военный институт и в период обучения в нем курсанту известна совокупность нравственных норм и ценностей, которые предлагаются различными социальными институтами, такими как семья, образовательные учреждения, религия, государство. Кроме того, нравственные императивы и ценности могут передаваться некоторым неинсти-туциализированным (диффузным) способом через традицию, культуру, образование, воспитание, т. е. через систему нравственных практик, с которыми курсант сталкивается в своей жизни.
Тем не менее знание моральных норм, правил и императивов не является достаточным условием их соблюдения. Вполне возможны случаи, когда курсант знаком с моральной нормой, но она не интернали-зована и не становится его убеждением, а принимается им формально. Это можно назвать внутренним несогласием с нормой, которое при наличии определенных личностных особенностей курсанта может привести к нарушению моральных норм в его поведении. Такими личностными особенностями могут выступать пренебрежение мнением всего курсантского коллектива и преобладание ориентации на собственные, а не на групповые ценности. Поэтому при формировании морального сознания личности курсанта очень важна роль здорового курсантского коллектива.
Для того чтобы знание нормы не расходилось с реализацией ее в поведении, необходимо, чтобы норма была либо интер-нализована, либо рационально принята воспитуемым как справедливая, необходимая и полезная.
Вторым этапом формирования духовных потребностей должно стать развитие моральной самооценки личности курсанта. Определяя свои моральные позиции, курсант ориентируется не только членов своего курсантского коллектива, но и на собственное отношение и оценку как совершаемых им поступков, так и мотивов, побуждающих к их реализации.
При формировании моральных потребностей большую роль в реализации моральных норм в поведении выполняют моральные убеждения, идеалы и другие элементы индивидуального морального сознания личности. Они становятся активной действенной силой, способствующей выбору определенной линии поведения курсанта, только в том случае, если формируют соответствующие мотивы, являющиеся побудителями деятельности курсанта. Именно в мотивах, обусловливающих выбор поведения, раскрывается степень моральной зрелости личности курсанта.
Поэтому третьим направлением формирования морального сознания должно стать формирование мотивации поведения курсанта и в конечном счете направленности личности как ее основной нравственной характеристики.
Таким образом, процесс формирования морального сознания личности курсанта должен состоять из следующих этапов:
1. Укрепление роли курсантского коллектива.
2. Формирование духовных потребностей курсантов:
• формирование моральных убеждений и идеалов,
• развитие моральной самооценки личности.
3. Формирование мотивации нравственного поведения.
Процесс формирования морального сознания будет проходить более эффективно в том случае, если педагог делает его эмоциональным. Поэтому немаловажную роль в педагогической деятельности профессор-
ско-преподавательского и командирского состава должен занимать эмоциональный компонент. Для того чтобы воздействие педагога стало значимым для курсанта, его нужно сочетать с испытываемой курсантом в данный момент эмоцией, вызванной той или иной ситуацией. Тогда это воздействие, слова педагога или командира получат у вос-питуемого эмоциональную окраску, а их содержание приобретет для его будущего поведения мотивационную значимость.
Другим важным направлением в процессе нравственного воспитания курсантов должно стать формирование ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации - важнейший, стержневой элемент духовной структуры личности. Причем эти ориентации есть результат выбора на основе усваиваемой информации, жизненного опыта и влияния воспитателей, наставников, а систематизирующим фактором тут выступает общественно значимая направленность будущих военно-морских офицеров на защиту морских рубежей России. Высокие духовные ценности тогда становятся действительной опорой в учебе и службе курсантов, когда каждый курсант научится сам сопротивляться, давать отпор всякого рода несостоятельным, порочным и притом навязчивым взглядам и установкам в условиях небывалого распространения отрицательных влияний. Поэтому формирование
ценностных приоритетов должно сопровождаться воспитанием волевых качеств, обеспечивающих преодоление явлений моральной неустойчивости, самообмана и самообольщения и способствующих укреплению подлинной общечеловеческой этики.
Задача педагогов состоит в том, чтобы при формировании ценностных ориентаций личности учитывать не только потребности каждого курсанта, но и его возможности. Главным звеном в формировании ценностных ориентаций будущих офицеров ВМФ должно стать выделение приоритетных ценностей, которые станут основой для формирования духовно-богатой личности.
Целесообразно разделить формируемые нравственные ценности на две группы (схема 1). В первую группу вошли общечеловеческие ценности, формирование которых, на наш взгляд, будет способствовать выработке определенной системы убеждений и взглядов, способствующих развитию нравственных качеств курсантов. Во вторую группу сгруппированы ценности, способствующие формированию особых профессиональных качеств будущих военно-морских офицеров.
Воспитанию самоуважения, чувства собственного достоинства способствует всяческое поощрение усилий воспитуемо-го честно и добросовестно выполнять свой профессиональный долг, т. е. в данный момент - хорошо учиться и служить. Курсан-
Первая группа:
• понимание ценности человеческой жизни;
• способность к состраданию
• готовность оказать помощь
• трудолюбие
• доброжелательность
• честность
• вежливость
• скромность
• самоуважение
Формируемые нравственные качества
Вторая группа:
Схема 1
• патриотизм
• исполнительность
• чувство долга
• смелость
• понимание необходимости
и значимости военной службы
• коллективизм
• понятие офицерской чести
• готовность взять на себя ответственность
• высокая культура поведения
ты должны осознать, что их достоинство, честь зависят от их собственной решимости вырасти настоящими людьми, от трудолюбия, воли, доброго отношения к окружающим, от наличия постоянного стремления к самовоспитанию.
С целью реализации концепции нравственного воспитания в военных образовательных учреждениях была создана Комплексная программа нравственного воспитания, которая опирается на цели и задачи воинского воспитания и включает в себя перечень форм работы по духовно-нравственному воспитанию, методов и средств воспитательного воздействия (схема 2). Ведущим педагогическим фактором реализации программы является высокий уровень нравственности самих преподавателей и владение ими формами и методами направленного нравственно-воспитательного воздействия.
Весь процесс воспитания осуществляется с использованием комплекса взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.
Методика совершенствования процесса нравственного воспитания в вмузах ставит своей целью развитие морального сознания и ценностных ориентаций курсантов, опирается на данные профессионально-психологического сопровождения обра -зовательного процесса и направлена на формирование психологической атмосферы и педагогической среды, обеспечивающих целенаправленное и согласованное воздействие на личность курсанта, условия для самовоспитания.
Уровень нравственного воспитания курсантов э
после окончания иеда!
Применение принципов, методов, средств и форм нравственного воспитания курсан -тов ВМИИ осуществлялось комплексно, что позволило обеспечить успешное функционирование системы нравственного воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.
В соответствии с Комплексной программой нравственного воспитания курсантов осуществлялось целенаправленное воздействие по нескольким направлениям:
1) воспитание курсантов экспериментальной группы непосредственно в ходе образовательного процесса в соответствии с принятыми средствами, методами и формами совершенствования процесса нравственного воспитания курсантов;
2) воспитание курсантов экспериментальной группы в ходе различных внеклассных мероприятий, включенных в программу педагогического эксперимента с обязательным использованием эмоционального компонента;
3) индивидуальная работа по формированию морального сознания и ценностных ориентаций каждого курсанта экспериментальной группы, в зависимости от того, какой уровень нравственной воспитанности был выявлен у курсанта в ходе констатирующего эксперимента.
Динамика процесса нравственного воспитания курсантов была выявлена в ходе педагогического эксперимента по внедрению в воспитательный процесс Комплексной программы нравственного воспитания. Результаты эксперимента можно представить в виде табл. 1.
Таблица 1
;риментальной и контрольной групп до начала и
Уровень нравственного воспитания, балл До начала эксперимента После окончания эксперимента
Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий (4-5) 4 (10,8%) 5 (13,8%) 12 (32,5%) 6 (16,5%)
Средний (2-3) 21 (56,7%) 20 (55,5%) 17 (46%) 20 (55,5%)
Низкий (0-1) 12 (32,5%) 11 (30,7%) 8 (21,5%) 10 (28%)
Схема 2
Для статистической обработки данных эксперимента был использован критерий Результаты статистической обработки позволили сделать вывод о том, что различие уровней нравственного воспитания курсантов экспериментальной и контрольной групп несущественно на уровне значимости до начала проведения педагогического эксперимента и значимо на том же уровне после проведения эксперимента.
Выполненное исследование позволяет сделать вывод о том, что повышение эффективности процесса нравственного воспитания курсантов военно-морских учебных заведений может быть достигнуто в результате следующих мер:
• осуществления дифференцированного и индивидуального подходов в ходе образовательного процесса;
• создания необходимых условий для формирования профессиональной направленности будущих офицеров ВМФ;
• выполнения Комплексной программы и методики нравственного воспитания курсантов, в основу которых положена концепция нравственного воспитания, включающая в себя следующие направления педагогического воздействия: формирование морального сознания личности курсанта, формирование ценностных ориентаций, воспитание чувств и эмоций, способствующих развитию нравственно-значимых качеств.