Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭТИКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК МЕХАНИЗМА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ'

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭТИКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК МЕХАНИЗМА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIOETHICS / COMPETENCIES / COMPETENCE / SOCIALIZATION / IGNORANCE / LEGAL AWARENESS / SITUATIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манцов А.А., Ермаков А.А.

Topical issues for the modernization of the Russian educational system are considered in matters of increasing the ethical and legal consciousness of medical students. In order to study the level of formation of ethical and legal consciousness during the study of the disciplines “Philosophy” and “Bioethics”, a study was conducted with students at the Department of Philosophy of Rostov State Medical University, in which 2 and 6 year students took part. The authors believe that students who have a high level of legal awareness and moral imperatives of medical activity will be able to achieve success in their studies and professional activities. Graduates with a low level of ethical and legal identity in further medical activities will not be immune from situations in which violations of various types of rights and freedoms of citizens of the Russian Federation may occur, which will entail an increase in professional errors and problems in relationships in the “doctor” model “doctor”, “doctor-patient”, “doctor-relative-patient”, etc. The algorithm for compiling and solving situational problems in various disciplines, that is, an analysis of situations theoretically possible in medical practice, will help overcome the path from competencies to competency. The experience of students conducting ethical and legal analysis of specific situations is of practical importance for the pedagogical community, since its use will help to improve the quality of training for health systems in different countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF INCREASING THE LEVEL OF ETHICAL-LEGAL CONSCIOUSNESS AMONG MEDICAL STUDENTS AS A MECHANISM FOR QUALITY TRAINING

Topical issues for the modernization of the Russian educational system are considered in matters of increasing the ethical and legal consciousness of medical students. In order to study the level of formation of ethical and legal consciousness during the study of the disciplines “Philosophy” and “Bioethics”, a study was conducted with students at the Department of Philosophy of Rostov State Medical University, in which 2 and 6 year students took part. The authors believe that students who have a high level of legal awareness and moral imperatives of medical activity will be able to achieve success in their studies and professional activities. Graduates with a low level of ethical and legal identity in further medical activities will not be immune from situations in which violations of various types of rights and freedoms of citizens of the Russian Federation may occur, which will entail an increase in professional errors and problems in relationships in the “doctor” model “doctor”, “doctor-patient”, “doctor-relative-patient”, etc. The algorithm for compiling and solving situational problems in various disciplines, that is, an analysis of situations theoretically possible in medical practice, will help overcome the path from competencies to competency. The experience of students conducting ethical and legal analysis of specific situations is of practical importance for the pedagogical community, since its use will help to improve the quality of training for health systems in different countries.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭТИКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК МЕХАНИЗМА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

DOI: 10.18522/2070-1403-2020-80-3-291-299

ПЕДАГОГИКА

(специальность: 13.00.08)

УДК 37

А.А. Манцов, А.А. Ермаков

Ростовский государственный медицинский университет

г. Ростов-на-Дону, Россия

mantsow2016@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭТИКО-ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ КАК МЕХАНИЗМА КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

[Artem A. Mantsov, Andrey A. Ermakov On the issue of increasing the level of ethical-legal consciousness among medical students as a mechanism for quality training]

Topical issues for the modernization of the Russian educational system are considered in matters of increasing the ethical and legal consciousness of medical students. In order to study the level of formation of ethical and legal consciousness during the study of the disciplines "Philosophy" and "Bioethics", a study was conducted with students at the Department of Philosophy of Rostov State Medical University, in which 2 and 6 year students took part. The authors believe that students who have a high level of legal awareness and moral imperatives of medical activity will be able to achieve success in their studies and professional activities. Graduates with a low level of ethical and legal identity in further medical activities will not be immune from situations in which violations of various types of rights and freedoms of citizens of the Russian Federation may occur, which will entail an increase in professional errors and problems in relationships in the "doctor" model "doctor", "doctor-patient", "doctor-relative-patient", etc. The algorithm for compiling and solving situational problems in various disciplines, that is, an analysis of situations theoretically possible in medical practice, will help overcome the path from competencies to compe -tency. The experience of students conducting ethical and legal analysis of specific situations is of practi -cal importance for the pedagogical community, since its use will help to improve the quality of training for health systems in different countries.

Key words : bioethics, competencies, competence, socialization, ignorance, legal awareness, situational tasks.

В современном мире многие политики, юристы, учёные и представители гражданского общества озабочены проблемой соблюдения различных видов прав, а также свобод граждан. Для членов научного, медицинского и педагогического сообществ разработка механизмов защиты различных видов прав,

а также свобод граждан является актуальной, а, следовательно, проблема формирования высокого уровня этико-правового сознания у студентов-медиков должна стать приоритетной. Основное направление стратегии политики государства в сфере реанимации духовно-нравственных составляющих российского общества может занять именно формирование одних и тех же подходов в воспитании и обучении. И тем самым внимание будет сконцентрировано на общечеловеческих ценностях, будет произведена ориентация подрастающего поколения в верном морально-этичном направлении.

Высокая компетентность любого медицинского работника (врача, медицинской сестры и т.д.) содержит в себе идеальное сочетание моральной, административной и правовой ответственности специалиста перед своей совестью, коллективом сотрудников и, конечно, перед общественностью. Путь в медицину должен формироваться не только на эмоциональных составляющих («спасать мир»), но и на наличии специальных компетенций, включающих в себя различные личностные качества специалиста, достойный уровень знаний и умений. Компетенция медицинского персонала - это умение применять знания, навыки и личностные качества для выполнения как можно более успешной деятельности в медицинской сфере. Отсутствие компетенции медицинского персонала может рассматриваться с двух сторон: с индивидуальной как невежество, а также с общекультурной - как идеология антигуманизма, которая влечет за собой увеличение количества «врачебных ошибок» [1, с. 80]. Развитие научно-технической и социально-экономической сторон общества прямо пропорционально зависит от уровня духовности личности в совокупности с ее степенью гармоничного развития гражданской позиции и социокультурной устремленности. Все вышеперечисленное формирует актуальность процесса разработки современным научным обществом комплекса мер по борьбе с невежеством в течение профессиональной подготовки каждого индивидуума.

Правовой основой противодействия правонарушениям в сфере здравоохранения первоначально является не только правовое сознание членов медицинского сообщества, но и действующие нормативно-правовые акты и документы. Формула правового закона по сути своей представлена правосознанием, которое возникло благодаря своевременному принятию индивидуумом общественных норм в качестве личного закона. Следователь-

но, у медицинских сотрудников, имеющих низкий уровень правосознания, чаще всего прослеживается наклонность к асоциальному поведению принятию решений и, наоборот, у медицинских сотрудников, обладаю -щих высоким уровнем правосознания, в поведенческой сфере превалирует гуманистическая составляющая.

Нравственный компонент культуры каждого первоначально закладывается в кругу семьи и социума, а затем уже на сформированный «фундамент» происходит выстраивание врачебного менталитета, слагающегося из конкретного набора компетенций, которые усваиваются обучающимися в медицинском вузе [6]. Выделяя наиболее значимые задачи в профессиональной подготовке каждого студента, стоит уделить особенное внимание для комплексного интегрирования этико-правовой и профессиональной составляющей в педагогическом воспитании в университете, чтобы достичь всесторонне развитой личности и сформировать основы мировоззрения для будущего врача. Безусловно, нравственные императивы врачебной деятельности должны формироваться во всех университетах мира «по умолчанию». Однако, человеческий фактор имеет определяющее значение в медицинской деятельности, следовательно, востребованными на международной арене являются те педагогические технологии, которые гуманны, просты и эффективны в применении. На наш взгляд, биоэтический и философский анализ медицинской деятельности, отображённый в семинарских занятиях по Философии и Биоэтике, поможет выпускникам медицинских университетов мира качественно выполнять свои должностные обязанности, а действующим медицинским работникам - избежать профессиональных ошибок [2].

По окончании социологического опроса авторы получили следующие результаты. Как следовало ожидать, обучающиеся 6 курса после завершения обучения дисциплин уже на профилированных кафедрах должны иметь некий уровень знаний, который относится к этико-правовой составляющей медицинской деятельности. На деле оказывается, что это не всегда так. Студенты (51%) показали низкий уровень правосознания, так как их нынешний уровень знаний не соответствовал хотя бы минимальной норме требуемому уровню. Например, в процессе решения ситуационных задач эти студенты придерживались тактики действия «врача-нарушителя», старались оправдать своими неблаговидными поступками медицинского работника, не учитывая

законодательную составляющую вопроса. Все это говорит, что за весь период обучения в медицинском вузе у некоторых студентов-медиков так и не сформировался верный формат этико-правового сознания, благодаря которому будущий врач верно осознает все составляющие элементы справедливости, правдивости, добровольности и конфиденциальности, и проявляет элементы солидарности с медицинским обществом. Таким образом, необходимо сформировать и постоянно поддерживать взаимодействие между профильными и непрофильными кафедрами в вузе, чтобы обеспечить наличие верного правосознания у студентов как в аудиторное время, так и вне его. Например, моделирование ситуаций этико-правового содержания во время семинарских занятий по профильным дисциплинам привели бы к лучшей ориентации обучающихся в нормативной базе российского законодательства.

Если сопоставить средние данные уровня сформированности правосознания студентов 2 курса до эксперимента и после по способности моделировать ситуационные задачи, то можно сделать вывод о прямой зависимости существенных результатов интерактивности на разных уровнях: «студент - студент», «педагог - студент», «врач - пациент» от организации должного педагогического фона для наиболее продуктивного осмысления, запоминания и внедрение лицами педагогического процесса этико-правовых норм, разработанных членами медицинского сообщества .

Обучающий этап эксперимента по моделированию ситуационных задач был направлен на когнитивную деятельность, которая основывается на таких принципах, как справедливость, добровольность, правдивость, конфиденциальность, в дальнейшем это проявилось в умении студентов вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, выслушивать аргументы противоположной стороны и оперировать философскими, медицинскими и юридическими терминами. Обсуждение спорных вопросов во время дискуссий, диалог преподавателя с учащимися, организация и работа в микрогруппах, составление ситуационных задач и дальнейшее их решение, создание проектов и их защита по проблемам человека в современном мире, проблемам экологии и формированию здорового образа жизни, обучающиеся закрепляли полученные знания и умения, принимали творческий опыт и учи -лись конструктивной деятельности, развивали свои душевные качества в этическом выборе и обучались некоторым элементам ораторской речи. Та-

ким образом, в течение освоения дисциплин «Философия» и «Биоэтика» студенты приобретают навык сотрудничества в пределах единого этико-правового поликультурного поля.

За непродолжительный курс в рамках занятий по «Биоэтике» - 18 часов и 36 часов изучения «Теории философии» сложно сформировать у студентов ключевые моменты, которые становятся явны в умении и готовности: 1) применять в своей профессиональной деятельности принципы этики и деонтологии, 2) диалектично приступать к обработке итогов собственной медицинской деятельности, дабы в дальнейшем избежать профессиональные ошибки и т.д. Следовательно, как общекультурные, так и профессиональные знания следует формировать в течение всех лет обучения в университете. К сожалению, в Программе ГИА не наблюдается контрольно-измерительных критериев, необходимых для определения сформированности общественной и культурной осведомлённости у выпускников РостГМУ. Все направлено на выявление профессионального уровня сформированности врача. Профилирующие кафедры тоже в центре всего ставят проверку профессиональных знаний у обучающегося. Во всем объёме философские, биоэтические и этико-правовые основы медицинской деятельности освещаются только в педагогическом процессе соответствующих непрофильных кафедр.

Студенты 4-6 курсов во время кураций на профильных кафедрах, изучая специальные медицинские дисциплины, учатся проводить разбор клинических случаев, писать доклады на самые интересные и актуальные темы. Все это необходимо для успешной профессиональной деятельности. Однако, только врач с высокими этическими и правовыми нормами сознания обладает способностью к самоконтролю, точному исполнению всех должностных инструкций, что является очень важным для внутреннего контроля за качеством оказания медицинской помощи. Внутренний контроль качества в любой медицинской организации не дает должного результата без способности каждого врача и сотрудника осуществлять самоконтроль. Это указывает на необходимость проведения работы, направленной на формирование высокого этического и правового сознания у студентов медицинских университетов в течение всех периодов обучения.

Выборкой исследования стали студенты российских вузов, но не остались без внимания и иностранные студенты. Как следует из проводимых ранее

преподавателями кафедры философии исследованиях, проведёнными в разных годах, оценка удовлетворённости потребителя из студентов-иностранцев дала возможность создать план действий по введению необходимых условий для наилучшей социализации в обществе и инкультурации студентов из других государств [5, с. 81]. Результатом этого шага стало более высокая межнациональная терпимость, согласие и толерантность среди студентов развитие коммуникационных навыков при взаимодействии с людьми различных культур и вероисповеданий.

Как известно, социализация - это двухсторонний процесс, состоящий из накопления знаний, умений и навыков (компетенции) и их воспроизводства (компетентность) на практике. В частности, изучение Биоэтики, составление и решение ситуационных задач в дальнейшем пригодится обучающимся из разных стран мира, поскольку облегчит им процесс самообразования и ускорит работу с нормативно-правовыми документами.

Безусловно, формированию должного уровня этико-правового сознания, этнической и профессиональной идентичности и выявлению их уровней во время промежуточной и итоговой аттестации будет способствовать наличие контрольно-измерительных материалов культурологического и этико-право-вого содержания [4]. Философские и биоэтические вопросы должны пройти красной нитью во всех учебных пособиях и каждой учебной дисциплине в высших медицинских учреждениях. Ведь только совместная деятельность преподавателей и студентов-медиков предоставит возможность повысить нравственно-этические качества выпускников и сформировать самоконтроль и ответственность к осуществляемой деятельности. В будущем это повлечет за собой повышение этико-правового уровня работников медицинских организаций и эволюцию здравоохранения.

В ходе изучения учебных дисциплин «Философия» и «Биоэтика» студентами на семинарских занятиях разрабатывается и внедряется алгоритм принятия правильного решения, что положительно скажется на процессе овладения навыками этико-правового измерения медицинской деятельности посредством моделирования и анализа теоретически возможных ситуаций, использования диалектического метода в принятии решений и оценке результатов своей работы и работы коллег [3, с. 17], предотвращения профессиональных ошибок. Отдельно отметим, что учёным и практикам всего мира, изуча-

ющим и применяющим в работе принципы биоэтики, необходимо обратить пристальное внимание на контроль качества в сфере медицинского образования и предоставляемых медицинских услуг населению посредством выявления уровня этико-правового сознания у выпускников университетов и действующих медицинских работников.

В заключение можно сделать вывод: какими бы ни были предпосылки для достижения высокого уровня этико-правового сознания у студентов-медиков, философские и биоэтические знания могут реализоваться и стать необходимостью только, если будет наблюдаться непрерывное использование этических и правовых норм во время всего периода обучения в медицинских университетах. Проблема формирования этико-правового, биоэтического и философского сознания у студентов-медиков и определения его уровня должна быть одной из самых важных при проведении промежуточной аттестации изучаемых учебных дисциплин по профилирующим и непрофилирующим предметам.

Соблюдение норм медицинского сообщества со студенческих лет, регулярные упражнения в нравственном поступке в дальнейшем будут доведены обучающимися до автоматизма и приведут к принятию решений, правильных с этико-правовой точки зрения. Однако эпизодическое обращение внимания на этические нормы студентом отрицательно влияет на профессиональную деятельность, в которой будут прослеживаться элементы попустительства.

Федеральные законы и Этические кодексы являются установкой из вне - обществом, государством, но только внутренняя потребность человека в соблюдении этических и правовых норм, а также создание системы общественных связей способны запустить процессы самоконтроля, самоанализа и самосовершенствования личности студента. Только таким образом возможно воспитать личность с активной гражданской позицией, высокими духовными и нравственными качествами, желающую трудиться на благо общества, обладающую способностью к командной работе, уважающую права и свободы окружающих людей.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Агеева Н.А. Автоэволюция систем образования и здравоохранения в контексте оптимизации внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 4. С. 76-85.

2. Вигель Н.Л., Агеева Н.А., Шаповал Г.Н. Курс лекций по истории европейской и русской философии. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. Киров, 2017.

3. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 1 (86). С. 17-21.

4. Утёмов В.В., Горев П.М. Технология разработки коробочных образовательных решений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 1. С. 22-31.

5. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1 (80). С. 81-84.

6. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Экономические и социальные исследования регионов. 2010. № 2. С.106-117.

R E F E R E N C E S

1. Ageeva N.A. Autoevolution of education and health systems in the context of optimizing internal quality control of medical care // Economic and humanitarian research of regions. 2018. №4. Pp. 76-85.

2. Vigel N.L., Ageeva N.A., Shapoval G.N. The course of lectures on the history of European and Russian philosophy. Textbook for students of medical and pharmaceutical universities. Kirov, 2017.

3. Zholobova I.K., Shapoval G.N. Actual problems of social and professional responsibility of a scientist / / Humanities and socio-economic sciences. 2016. № 1 (86). Pp. 17-21.

4. Utemov V.V., Gorev P.M. The technology for developing case study solutions // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2018. № 1. Pp. 22-31.

5. Shapoval G. N. Maintaining a high level of training motivation during the socialization of the personality of a foreign medical student / / Humanities and socio-economic sciences. 2015. № 1 (80). Pp. 81-84.

6. Shapoval G. N. The correlation of competence approach and quality of education in the process of inculturation of foreign students // Economic and social studies of regions. 2010. № 2. P. 106-117.

24 мая 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.