Научная статья на тему 'Гуманизация педпроцесса медицинского вуза в контексте ценностной консолидации общества'

Гуманизация педпроцесса медицинского вуза в контексте ценностной консолидации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HUMANIZATION / SPIRITUAL TIES / SOCIALIZATION / CONSOLIDATION OF THE SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамская С.В.

It is considered the process of humanization of a medical university in the light of spiritual ties. Well-established after disintegration of USSR system of market values has worsen spiritual crisis in the Russian society a lot. Spiritual ties create certain guidelines for individuals and promote value consolidation of the whole society. All these actualize a leading hand of the humanities in the modernization of system of education and health affair that afterwards will cause the rise of the level of youth’s civil activity and social trust in the society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanization of the pedagogical process in a context of value consolidation of medical university

It is considered the process of humanization of a medical university in the light of spiritual ties. Well-established after disintegration of USSR system of market values has worsen spiritual crisis in the Russian society a lot. Spiritual ties create certain guidelines for individuals and promote value consolidation of the whole society. All these actualize a leading hand of the humanities in the modernization of system of education and health affair that afterwards will cause the rise of the level of youth’s civil activity and social trust in the society.

Текст научной работы на тему «Гуманизация педпроцесса медицинского вуза в контексте ценностной консолидации общества»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37 С.В. Крамская

кандидат исторических наук, доцент Ростовский государственный медицинский университет г. Ростов-на-Дону, Россия sveta011961@mail .ru

ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДПРОЦЕССА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ ОБЩЕСТВА

[Kramskaya S. V. Humanization of the pedagogical process in a context of value consolidation of medical university]

It is considered the process of humanization of a medical university in the light of spiritual ties. Well-established after disintegration of USSR system of market values has worsen spiritual crisis in the Russian society a lot. Spiritual ties create certain guidelines for individuals and promote value consolidation of the whole society. All these actualize a leading hand of the humanities in the modernization of system of education and health affair that afterwards will cause the rise of the level of youth's civil activity and social trust in the society.

Key words: humanization, spiritual ties, socialization, consolidation of the society.

Духовный кризис, усугубившийся на рубеже XIX - XX вв., не был преодолен и в начале XXI столетия. Можно говорить о «плюсах» и «минусах» идеологии СССР, но полное ее отсутствие точно не лучший вариант. После развала СССР в российском обществе ведутся споры о необходимости введения государственной идеологии. Политолог И.Н. Панарин утверждает: «Плодотворная созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, духовно и социально разобщенном. Россия нуждается в Государственной идеологии, идеологии интеллектуальной и духовной свободы, патриотизма и державности» [13, с. 226].

12 декабря 2012 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию В.В. Путин отметил: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образова-

ния, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [14].

В современных условиях возникла острая потребность в принятии всесторонних мер со стороны государственных, военных и других общественных организаций по преодолению негативных последствий, вызванных разнузданной кампанией последних лет прошлого века по депатриотизации общественного сознания, поэтому значение воспитательной деятельности разнообразных общественных организаций в формировании патриотизма граждан очень высоко. На наш взгляд, ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для их приобщения к истокам русской культуры [4].

Проблемы экологии души человека и духовного суверенитета личности постоянно находятся в поле зрения ученых, начиная с античных мыслителей и заканчивая современными исследователями философской антропологии, социальной философии, психологии, педагогики и др. Духовная активность задает смысловое направление развитию основных интенций образования: познанию внешнего мира, самопознанию, ценностному осмыслению, мотивации продуктивной и созидательной деятельности на благо общества. Вектор духовности ориентирован не столько на развитие частных, узких социальных образцов профессионализма, сколько к уникальному и целостному формированию гражданина, способного приносить пользу не только себе, но и обществу [3; 4].

Человек, культура, патриотизм и творчество - главные ценности гуманистического образования. Основополагающим свойством человека традиционной культуры является его способность к ценностной идентификации. Многие соотечественники пытаются найти рецепты быстрого строительства в Российской федерации гражданского общества, забывая при этом, что возрождение духовности и достижение высокого уровня правосознания народа - длительный процесс, нуждающийся в тщательной методологической проработке в сферах науки и образования, объединяющий усилия в общем деле всех граждан без исключения. Формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным

при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [4].

В современном мире живут люди с разным религиозным мировоззрением и секулярным взглядом на жизнь. Традиционные моральные принципы служат основой для интеграции многокультурного общества, а нравственная скудость и религиозная безграмотность являются питательной средой для экстремизма и терроризма. Это актуализирует проблему дальнейшей гуманизации системы образования РФ через создание оптимальных условий для полноценного развития личности обучающихся на основе изучения не только ценностей светского общества, но и религиозных традиций народов, населяющих страну. В последнее время российская общественность обсуждает проблему целесообразности введения учебных дисциплин религиозной направленности в образовательные учреждения страны. Изложение взглядов по этой проблематике содержится в ряде опубликованных работ [2; 3; 11; 12].

В деле формирования врачебного менталитета, повышения уровня патриотизма и правосознания студентов-медиков в педпроцессе медицинского вуза необходимо уделять особое внимание гуманитарным дисциплинам: история Отечества, история медицины, биоэтика, философия, мировые религии. Российские ученые рассматривают понятие духовные скрепы как механизм для национальной идентификации, а применительно к сфере медицины сквозь призму традиционных ценностей, установок, целей и представлений медицинского сообщества о себе, своем месте и роли в государстве [1; 4; 5; 6; 15; 16].

В процессе гуманизации и гуманитаризации высшего образования необходимо ориентироваться на конечный результат, а именно - на умение молодых россиян адаптироваться к скоротечности современной жизни, не отклоняясь при этом от курса смысложизненного поиска в рамках культурно-религиозных ценностей и правового поля государства. Жизнь не стоит на месте, знания постоянно устаревают, поэтому человеку необходимо заниматься самообразованием и критически осмысливать поступающую информацию, осуществляя выбор своей деятельности на основе критически развитого мышления, духовных скреп и правосознания личности [7].

В процессе социализации личности молодых людей важную роль играет культура. Применительно к сфере будущей профессиональной деятельности врача в процессе социализации студента-медика первостепен -

ное значение приобретает социальная среда, созданная в медицинском вузе с целью приобщения индивида к ценностям науки и религии, традициям медицины [7; 8]. В процессе самовоспитания студента-медика происходит трансформация внешних установок во внутренние, в результате чего будущий врач присваивает себе приобретенный в вузе учебно-воспитательный массив профессиональных знаний, умений и навыков.

В педпроцессе медицинского вуза гуманитарный цикл по курсам «История Отечества», «История медицины» и «Культурология» должен включать региональный компонент, с целью знакомства студентов со спецификой культуры и быта конкретного субъекта РФ, его историческими особенностями и менталитетом народа [8; 9; 10]. В этом плане интересен опыт работы в РостГМУ по ознакомлению обучающихся с историей донского казачества; общественным и революционным движением на Дону в конце XIX - начала XX в. [9].

Благодаря консолидации общества можно решить многие социальные проблемы. Совместная и плодотворная работа семьи и образовательных учреждений, государственных и муниципальных структур, общественных организацийпо патриотическому воспитанию способна принести положительные результаты. Волонтерское движение является одним из направлений духовно-нравственного воспитания студентов и мощным фактором профилактики негативных явлений и гуманизации в молодежной среде. «Проведение благотворительных акций, уход за тяжелобольными детьми, забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, участие в компаниях по сдаче донорской крови учит милосердию, способности сопереживать чужую боль, способствует обучению молодых людей новым формам поведения, воспитывает личность, устойчивую к стрессам, способную самостоятельно и эффективно строить свою жизнь» [10, с. 102].

Воспроизведению социального опыта способствуют историко-краеведче-ские экскурсии, во время которых студенты РостГМУ знакомятся культурой и бытом предков, с традициями милосердия и благотворительности на Дону. В Ростовской области существует несколько фондов и благотворительных организаций, которые являются лучшим подтверждением того что в наши дни традиции милосердия продолжают развиваться, совершенствуются формы и методы этой благородной деятельности. По велению души студенты РостГМУ принимают активное участие в мероприятиях благотворительного

фонда «Дарина», миссией которого является оказание помощи детям с онко-гематологическими заболеваниями. Это является показателем высокого уровня эмпатии у студентов-медиков и эффективности воспитательной работы педагогов РостГМУ. Актуализируется проблема профессиональной подготовки специалиста и социализации личности будущего врача в контексте гуманизации и гуманитаризациипедпроцесса вуза при активном использовании воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин.

В заключение хотелось бы отметить, что духовные скрепы не только задают индивидам четкие социокультурные ориентиры, но и способствуют ценностной консолидации всего общества. Все это актуализирует ведущую роль гуманитарных наук в деле модернизации системы образования и здравоохранения, что впоследствии приведет к повышению уровня гражданской активности молодежи и социального доверия в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности // Инновации в науке. 2013. № 28.

2. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. 2014. № 31.

3. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. 2014. № 6 (7).

4. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. № 31.

5. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизациипедпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 41-42.

6. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2.

7. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6.

8. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 3.

9. Крамская С.В. Деятельность ростовских социалистов-революционеров в годы нового революционного подъема (1912-1914 гг.) // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 4.

10.Крамская С.В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 40.

11.Месхи Б.Ч., Несмеянов Е.Е. Теология или лженаука: что на самом деле разрушает отечественное образование // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4.

12.Несмеянов Е.Е. Возражение на письмо «100 академиков» РАН // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4.

13.Панарин И.Н. Информационная война и Третий Рим. М., 2003.

14.Послание Президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118

15.Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 40.

16.Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. 2015. № 43.

REFERENCES

1. Ageeva N.A. Bioethical measurement of innovation // Innovations in science. 2013. № 28.

2. Ageeva N.A. Bioethical measurement of the concepts of "good" and "evil", "benefit" and "harm" in the context of medical activity // Modern medicine: topical issues. 2014. № 31.

3. Ageeva N.A. Defects care: problems and solutions // Universum: Medicine and Pharmacology. 2014. № 6 (7).

4. Ageeva N.A. Spiritual ties of the society as the main benchmark of humanization of higher education // Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. 2013. № 31.

5. Ivashchenko A.P., Shapoval G.N. The problem of ethnic identity in the light of humanization of the pedagogical process in medical school // Actual questions of social sciences: sociology, with, political science, philosophy, history. 2014. № 41-42.

6. Kamalova O.N., Shapoval G.N. On the question of the moral education of Russian and foreign students studying together // Humanities and social sciences. 2014. № 2.

7. Kramskaya S.V. Topical issues of humanization and humanization of higher education // Economic and humanitarian areas of research. 2014. № 6.

8. Kramskaya S.V. Topical issues of humanization of the medical school pedagogical process // Humanities and social and economic sciences. 2014. № 3.

9. Kramskaya S. V. Activity Rostov of Socialist-Revolutionaries in the years of the new revolutionary upsurge (1912-1914) // Humanities and social sciences. 2012. № 4.

10.Kramskaya S. V. The role of the educational potential of disciplines taught in medical school pedagogical process // Person, family and society: issues of pedagogy and psychology. 2014. № 40.

11.Meskhi B.Ch, Nesmeyanov E.E. Theology and pseudoscience: what really destroys national education // Humanities and social sciences. 2014. № 4.

12.Nesmeyanov E.E. Objection to the letter "100 academics" RAS // Humanities and social sciences. 2013. № 4.

13.Panarin I.N. Information War and the Third Rome. M., 2003.

14.Address of the President to the Federal Assembly. [Electronic resource] -URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118

15.Shapoval G.N. Education of civil qualities formation during the civil activities of medical students // Actual questions of social sciences: sociology, political science, philosophy, history. 2014. № 40.

16.Shapoval G.N. Professional and ethnic identification of medical students in the context of international training // Innovations in science. 2015. № 43.

_8 августа 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.