ПРОФССИОНАЛЬНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Шаповал Галина Николаевна
канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF PROFESSIONAL AND ETHNIC IDENTIFICATION OF MEDICAL STUDENTS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL
EDUCATION
Shapoval Galina
Candidate of Science, associate professor of history and philosophy department of Rostov-on-Don State Medical University, Russia, Rostov-on-Don
В статье автор рассматривает проблему профессиональной и этнической идентификации студентов-медиков в контексте интернационального обучения. Особое внимание уделяется понятию «волонтерство». Автор приходит к выводу о том, что при изучении проблемы профессиональной и этнической идентификации гуманизация и гуманитаризация высшего образования, а также личность преподавателя играют первостепенную роль.
The author considers the problem of professional and ethnic identification of medical students in the context of international education. A special attention is given to the notion "volunteering". The author concludes that studying the problem of ethnic and professional identification humanization and humanitarization of higher education as well as a teacher's identity are of significant importance.
Ключевые слова: гуманизация; социализация; адаптация; идентичность; волонтерство; культура; диалог.
Keywords: humanization; socialization; adaptation; identity; volunteering, culture, dialogue.
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
created by free version of
DociFreezer
Президент РФ В.В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики» [17]. Именно поэтому содержание высшего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности [12, с. 378].
Фундаментальность российского образования делает Россию привлекательной для иностранных студентов и традиционно в наши вузы приезжают на обучение студенты из разных стран. Сущность социальной адаптации иностранцев, временно проживающих и обучающихся в российских вузах, заключается в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим укладом, но не в ассимиляции, а в принятии чужой культуры, уважении к чужим традициям, ценностям, нормам [20, с. 25].
При изучении проблем этнической и профессиональной идентичности молодежи отечественные исследователи уделяют особое внимание гуманизации и гуманитаризации образования [13], развитию у студентов способности критического мышления [8], роли личности преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении студентов [20].
Гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека — будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность; это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины [21, с. 201].
Совместное обучение российских и иностранных студентов в медицинском вузе предполагает межкультурный диалог, тем самым ставя перед системой высшего профессионального образования решение проблемы превращения культурного многообразия в средство поиска ценностно-смысловых ориентиров, которые синтезируют обогащающий потенциал разных культур, способствуя укоренению молодежи в родной культуре и приобщению к мировой культуре. Из множества педагогических условий нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно, можно выделить несколько: 1) формирование ценностного отношения студентов к иной культуре на основе этнической толерантности; 2) усвоение студентами элементов русской культуры с опорой на особенности национальных культур студентов-иностранцев; 3) формирование благоприятного психологического климата в группах смешанного национального состава и др. [12, с. 379].
Культура всегда играла и играет важную роль в процессе социализации личности будущего врача. Знакомство студентов-медиков с историей нашей страны, с русской религиозной философией и приобщение их к морально -нравственному наследию отечественной медицины будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности [7, с. 131]. В ряде опубликованных работ идентификация личности студента-медика характеризуется в историко-культурном, этико-правовом и профессионально-психологических аспектах [11; 12; 16; 18].
Культурно-образовательное пространство является средой, влияющей на адаптационные процессы, имеющие прямую корреляцию с учебной успешностью иностранных студентов. Следовательно, организация личностно развивающего культурно-образовательного пространства становится педагогическим условием интенсификации подготовки иностранных студентов. Она состоит из: 1) активизации личностной позиции иностранного студента в учебно-воспитательном процессе; 2) информационного и этнокультурного
обеспечения личностного взаимодействия; 3) целесообразно-гуманного использования национальных особенностей в условиях жизнедеятельности; 4) ориентации на полноценность языкового диалога в досуговой сфере [22, с. 106]. Перед руководством вуза и перед каждым отдельным преподавателем в это время встает серьезная задача — дать такую информацию о России, которая позволила бы студенту комфортно ощущать себя в новой языковой и культурной среде, легко налаживать необходимые контакты с представителями другой нации [23, с. 216].
Российские ученые рассматривают понятие идентичность применительно к сфере медицины сквозь призму традиционных ценностей, установок, целей и представлений медицинского сообщества о себе, своем месте и роли в государстве [1; 2; 3; 4; 6]. В процессе обучения в вузе студент находится в интенсивном процессе личностной идентификации. Немаловажной частью этого процесса является и складывающаяся профессиональная идентичность. Останавливаясь на определении «профессиональная культура», отметим, что она обозначает концентрацию определенной системы норм, знаний, навыков и правил, которые позволяют стать молодому специалисту полноправным членом данного профессионального сообщества, правильно взаимодействовать с окружающими в рамках своей сферы деятельности» [5, с. 78].
Одним из актуальнейших на сегодня вопросов является взаимосвязь профессиональной и этнической идентичности современного врача. Тем более существенное значение влияние педагога приобретает сегодня, в рамках современной социокультурной ситуации, которую чаще всего определяют через понятие «кризис». Кризисные явления обнаруживаются в современной культуре, теоретическом мышлении, массовом и индивидуальном сознании, т. е. кризисные явления наблюдаются во всех сферах существования человека, что в свою очередь порождает, такой феномен который сегодня называют «кризис идентичности» [10, с. 222]. В подобных условиях, без какого-либо авторитетного руководителя, без определенных стандартов современный человек тяжело интегрируется в общественные и профессиональные отношения [9, с. 20].
Особое внимание следует уделять внеаудиторным мероприятиям, таким, как экскурсии, посещение музеев, театров, кружки и т. д. и особенно мероприятиям, посвященным жизни и деятельности выдающихся врачей [19, с. 111]. Практика показывает, что в процессе патриотического и духовно нравственного воспитания подростков в условиях вуза следует больше внимания уделять мероприятиям и экскурсиям, знакомящим с историей и культурой родного края и регионами РФ. Можно с уверенностью сказать, что образовательные экскурсии — это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности. Экскурсионная работа предоставляет уникальную возможность пробудить у студентов чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Так, например, студенты РостГМУ в аудиторное время на лекциях и семинарах по курсу «История Отечества» и «Политология» знакомятся с особенностями региона [14], а во внеаудиторное время проводятся экскурсии по городу Ростову-на-Дону и Ростовской области, также студенты-медики принимают активное участие в волонтерском движении на Дону.
Волонтерское движение является одним из направлений духовно -нравственного воспитания студентов и мощным фактором профилактики негативных явлений и гуманизации в молодежной среде. Проведение благотворительных акций, уход за тяжелобольными детьми, забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, участие в компаниях по сдаче донорской крови учит милосердию, способности сопереживать чужую боль, способствует обучению молодых людей новым формам поведения, воспитывает личность, устойчивую к стрессам, способную самостоятельно и эффективно строить свою жизнь [15, с. 102]. Иностранные студенты также с интересом познают Россию, людей, нравы, обычаи, быт, отношение к истории, религии, с удовольствием
^ created by free version of
i) DociFreezer
откликаются на предложения посещения музеев, выставок, концертов, театров, вечеров интернациональной дружбы [24, с. 85].
В заключении отметим, что знакомство студентов-медиков с историей нашей страны, с русской религиозной философией и приобщение их к морально -нравственному наследию отечественной медицины будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности в профессиональном плане, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение [7, с. 131].
Список литературы:
1. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 6. — С. 100— 108.
2. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. — 2014. — № 31. — С. 83—88.
3. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. — 2014. — № 6 (7). — С. 2.
4. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. — 2014. — № 4 (5).
— С. 5.
5. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 6.
— С. 77—86.
6. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные
^ created by free Version of
S DociFreezer
вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 38. — С. 37—42.
7. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — С. 131— 139.
8. Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 5. — С. 69—77.
9. Иващенко А.П. Духовный кризис и этническая идентичность // Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные исследования. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2013. — С. 19—22.
10. Иващенко А.П. Значение этнической идентичности в современных социокультурных условиях //Актуальные вопросы современной науки. —
2013. — № 26. — С. 213—222.
11. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. —
2014. — № 41—42. — С. 101—106.
12. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2. — С. 378—381.
13. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2014. — № 6. — С. 5—9.
14. Крамская С.В. Революционные партии и культурно-просветительные организации на Дону (1910—1916 гг.) // Гуманитарные и социально -экономические науки. — 2014. — № 2. — С. 51—54.
15. Крамская С.В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 40. — С. 99—103.
16. Крамская С.В. Роль регионального компонента образования в процессе социализации студентов-медиков // Гуманитарные науки в XXI веке. — 2014. — № XXI. — С. 94—99.
17. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения 20.02.2015).
18. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 40. — С. 53—58.
19. Шаповал Г.Н. Гуманитарный аспект медицинского образования как неотъемлемая составляющая обучения иностранных студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 33. — С. 108—112.
20. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2013. — № 32. — С. 49—54.
21. Шаповал Г.Н. «О понятии профессиональная компетентность» в современной педагогической науке// Успехи современного естествознания.
— 2011. — № 8. — с. 201—202.
22. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов. //Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2010. — № 2.
— С. 106—117.
23. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС 3 поколения //Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 4.
— С. 216—226.
^ created by free Version of
S DociFreezer
24. Шаповал Г.Н, Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами.// Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2011. — № 3. — С. 82—86.