ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ В МЕДИЦИНЕ
Ерохин Сергей Александрович
ассистент кафедры философии и социальных наук Волжской государственной
академии водного транспорта, РФ, г. Нижний Новгород
E-mail: _ film-motorship@mail. ru
THE PROBLEM OF SOCIAL TRUST IN MEDICINE
Erokhin Sergey
assistant of philosophy and social sciences department of Volga state academy of
water transport, Russia, Nizhny Novgorod
АННОТАЦИЯ
Уровень социального доверия в обществе и количество дефектов оказания медицинской помощи во многом зависят от качества образования в медицинских вузах. Решить эту проблему можно в процессе профессиональной подготовки студентов-медиков посредством гуманизации и гуманитаризации образования и благодаря дальнейшему улучшению работы службы менеджмента качества в лечебно-профилактических учреждениях страны.
ABSTRACT
The level of social trust in the society and the quantity of faults while providing medical assistance greatly depend on the quality of education in medical higher educational establishments. It is possible to settle the problem in the process of medical students' professional training by means of humanization and humanitarian efforts in the education and due to further improvement of work of quality management service in medioprophylactic institutions of the country.
Ключевые слова: дефекты; обращения граждан; социальное доверие; компетенции; врачебный менталитет; качество медицинских услуг; социализация; гуманизация.
Keywords: faults; citizens' addresses; social trust; competences; medical mentality; quality of medical services; socialization; humanization.
В последние годы в России значительно увеличилось количество обращений граждан в вышестоящие инстанции с жалобами на качество оказания
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
медицинской помощи. Это свидетельствует о неудовлетворенности россиян оказанными медицинскими услугами. «Современное общество диктует новые требования к личности, в которой должны гармонично сочетаться: высокая квалификация, виртуозное владение техникой, должный уровень компетентности в своей специальности в сочетании с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями» [1, с. 102].
Издавна уровень доверия пациента к врачу являлся важным критерием оценки эффективности их «терапевтического сотрудничества». Автономию пациента нарушать нельзя, но и ответственность с человека, обратившегося за помощью в ЛПУ, снимать тоже не следует: «Современное российское законодательство обеспечивает охрану здоровья россиян до тех пор, пока сами граждане РФ рационально и бережно относятся к своей жизни и собственному здоровью. На эффективность «терапевтического сотрудничества» оказывает влияние степень преобладания у пациента рационального или мифологического мышления» [7, с. 77].
Государство и гражданское общество пытаются найти пути решения проблемы преодоления невежества в профессиональной деятельности медицинских работников и наставить их на путь духовно-нравственного совершенствования личности. В индивидуальном плане некомпетентность медицинского работника может квалифицироваться как невежество, а в общекультурном — как идеология антигуманизма, влекущая за собой рост числа «врачебных ошибок». Преодоление невежества выражается в вечной борьбе Добра со Злом, воплощенной в этико-правовых и социокультурных трансформациях социума [3, с. 83].
Работа с обращениями граждан в современном обществе может быть названа как борьба «добра» со «злом», как путь быстрого реагирования на социально-экономические проблемы общества. Вечны не «добро» и «зло» сами по себе, но вечно их противоборство. В Добре воплощается прогрессивная линия развития общества, Зло же является тупиковой ветвью, ведущей к регрессу [16]. Несомненно, «государство может и должно бороться с невежеством путем
рационализации основных сфер жизнедеятельности общества — науки, образования и здравоохранения» [8, с. 61].
По данным Управления Президента РФ, исходя из тематики обращения граждан за 2012 год, в первой пятерке часто задаваемых вопросов были: 1) жалобы на работу медучреждений и медработников, 2) вопросы лекарственного обеспечения, 3) вопросы лечения и оказания медицинской помощи, 4) помещение в больницы и специализированные учреждения, 5) работа государственного и муниципального здравоохранения. Примерно эти же вопросы лидировали в рейтинге Управления и в 2013—2014 гг. больше всего обращений граждан туда поступает из г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской обл., Краснодарского края, Ростовской обл. Подробнее об этом можно прочесть в разделе «Обзоры обращений» на сайте Президента РФ [13].
Проведенные соцопросы респондентов указывают, что большинства проблем, изложенных в жалобах, можно было избежать при условии отлаженной работы системы менеджмента качества на местах — в ЛПУ. Безусловно, готовых рецептов для профилактики дефектов качества медицинской помощи нет: «В процессе работы по улучшению качества оказания медицинских услуг населению важна роль высшего руководства организации, что проявляется в его понимании необходимости постоянного мониторинга процессов, анализа проблем, поиска путей выхода из сложившейся ситуации, определения корректирующих действий и вектора дальнейшего развития ЛПУ» [4].
В ходе реализации международных стандартов прав человека актуализируется проблема гуманизации педпроцесса медицинского вуза: «Поскольку прогресс науки и техники опережает этико-правовое осмысление рисков, связанных с применением новых технологий, то внутренний самоконтроль участников инновационной деятельности приобретает первостепенную роль» [2, с. 199]. От нравственных императивов ученых и медицинских работников многое зависит в этом мире, ведь в центре их внимания находится человек.
Духовно-нравственное воспитание студентов-медиков включает в себя выработку врачебного менталитета через формирование: нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения. «Врачебная ментальность — не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание» [5].
Гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью «формирование нравственно и духовно развитого человека — будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность; это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины» [18, с. 112].
Формирование профессиональной культуры медицинских работников в педпроцессе вуза подразумевает создание условий для социализации личности студентов-медиков, при которых будет учитываться воспитательный потенциал преподаваемых учебных дисциплин в аудиторное и внеаудиторное время [11]. Включение в педпроцесс медицинского вуза регионального компонента способствует развитию патриотических чувств, гражданско-правовой активности и ответственности у молодежи. Подробно об этом изложено в ряде опубликованных работ [6; 9; 12; 14; 15]. Важная роль в процессе совместного обучения российских и иностранных студентов в медицинском вузе отводится межкультурному диалогу [10, с. 379], что способствует их профессиональной идентификации, как членов медицинского сообщества.
Критерием оценки качества медицинского образования по ФГОС-3 выступает компетентностный подход, в рамках которого профессиональная компетентность понимается как интегральная характеристика специалиста, отражающая его способность решать профессиональные задачи и принимать ответственные решения, исходя из собственных знаний, жизненного опыта и сформировавшихся ценностных ориентаций [17, с. 202].
В этой связи можно отметить, что уровень социального доверия в обществе и количество дефектов оказания медицинской помощи во многом зависят от качества образования в медицинских вузах. Решить эту проблему можно в процессе профессиональной подготовки студентов-медиков посредством гуманизации и гуманитаризации образования и благодаря дальнейшему улучшению работы службы менеджмента качества в ЛПУ страны.
Список литературы:
1. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 6. — С. 100— 108.
2. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение инновационной деятельности // Инновации в науке. — 2013. — № 28. — С. 199—203.
3. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. — 2014. — № 31. — С. 83—88.
4. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. — 2014. — № 6 (7). — С. 2.
5. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. — 2014. — № 4 (5). — С. 5.
6. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 38. — С. 37—42.
7. Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 5. — С. 69—77.
8. Гетманова С.Л. Парные понятия «добро» и «зло», «польза» и «вред», «правда» и «ложь» в контексте медицинской деятельности // Гуманитарные науки в XXI веке. — 2014. — № XXI. — С. 57—62.
9. Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 41—42. — С. 101—106.
10. Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2. — С. 378—381.
11. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2014. — № 6. — С. 5—9.
12. Крамская С.В. Роль регионального компонента образования в процессе социализации студентов-медиков // Гуманитарные науки в XXI веке. — 2014. — № XXI. — С. 94—99.
13. Обзоры обращений / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://letters.kremlin.ru/digests (дата обращения 27.01.2015).
14. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 40. — С. 53—58.
15. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2013. — № 32. — С. 49—54.
16. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: Дис. ... канд. филос. наук: Ростов-н/Д., 2002. — 166 с.
17. Шаповал Г.Н. «О понятии профессиональная компетентность» в современной педагогической науке // Успехи современного естествознания. — 2011. — № 8. — С. 201—202.
18. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2010. — №2 2. — С. 106—117.