Научная статья на тему 'Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования'

Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / ПАТРИОТИЗМ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗЦЫ / MENTALITY / PROFESSIONAL COMPETENCES / PRINCIPLE OF EQUITY / PATRIOTISM / SOCIO-CULTURAL MODELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агеева Наталия Алексеевна

Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. Врачебная ментальность не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTALITY OF A DOCTOR IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION HUMANIZATION

A Russian doctor as a person, specialist and a citizen possesses a definite number of national traits and professional competences, determined with the peculiarities of religion and culture which are revealed in his attitude to himself and other people, surrounding him; to his country and the world in general. Medical mentality is not an inborn phenomenon but a socially acquired one; that’s why in medical and pharmaceutical higher educational establishments humanization of the educational process should be paid proper attention to.

Текст научной работы на тему «Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ

МЕНТАЛИТЕТ ВРАЧА

В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Агеева Наталия Алексеевна

канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону E-mail: nataliya. ageeva@mail. ru

MENTALITY OF A DOCTOR

IN THE CONTEXT OF HIGHER EDUCATION HUMANIZATION

Ageeva Nataliya

candidate ofphilosophical sciences, associate professor of the Department of History and Philosophy, Rostov State Medical University,

Russia, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. Врачебная ментальность не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание.

ABSTRACT

A Russian doctor as a person, specialist and a citizen possesses a definite number of national traits and professional competences, determined with the peculiarities of religion and culture which are revealed in his attitude to himself and other people, surrounding him; to his country and the world in general. Medical mentality is not an inborn phenomenon but a socially acquired one; that’s why

Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5) . URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/1231

in medical and pharmaceutical higher educational establishments humanization of the educational process should be paid proper attention to.

Ключевые слова: менталитет, профессиональные компетенции, принцип справедливости, патриотизм, социокультурные образцы.

Keywords: mentality; professional competences; principle of equity; patriotism; socio-cultural models.

Этимология слов «менталитет» и «ментальность» восходит к романогерманским языкам, которые (во французском — mentalite, немецком — mentalitaet, английском — mentality) обозначают «мышление». Российские ученые определяют ментальность по-разному:

1. трактуют как общественное сознание [7, с. 97],

2. характеризуют как «социальный архетип» — некую форму отражения духа народа [5, с. 86—87],

3. подчеркивают психологические основания менталитета [4, с. 50].

Достаточно емкое определение ментальности дано в монографии

отечественных авторов: «Ментальность — это характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру людей, детерминированная в историческом аспекте

экополитическими условиями жизни» [6, с. 12].

Менталитет врача можно рассматривать в историко-культурном и профессионально-психологических аспектах. Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. Благодаря синтезу личностного и социального формируется врачебная ментальность

как «социальный архетип», сложившийся на основе группового (общественного) сознания. Врачебная ментальность не врожденный феномен,

а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических вузах гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание.

Ментальность медицинского сообщества понимается нами как совокупность традиционных ценностей, установок, целей и представлений конкретной общности о себе, своем месте и роли в государстве. Важным критерием оценки профессиональной деятельности врача является справедливость как особая ценность и категорический императив, оказывающий воздействие на выбор медицинским работником модели своего поведения и оценок происходящих явлений. Общество и государство требуют от врача соблюдения принципа справедливости, что закреплено моральноэтическими и социально-правовыми документами, регламентирующими медицинскую деятельность. Врачи в ответ ждут от общества и государства исполнения социальных обязательств по справедливому распределению благ, гарантий занятости и достойной заработной платы.

Важнейшей чертой врачебного менталитета является патриотизм, проявляющийся предметно в самоотверженном труде медицинских работников во благо спасения жизни и охраны здоровья россиян. В медицинском сообществе не принято много говорить о патриотизме. Любовь к Родине медицинские работники доказывают на деле, когда государству необходима помощь в борьбе с последствиями техногенных катастроф, природных катаклизмов, войн, национальных конфликтов, террористических актов и т. п. Патриотизм врача проявляется в ежедневном труде и осознании медицинским работником высшей степени гуманизма своей профессиональной миссии.

В формировании патриотизма необходимо участие не только образовательных учреждений страны, но и всего гражданского общества в целом. «Социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной жизни. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. Иными словами, общество может и должно создавать такие

социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности» [3, с. 63]. Для студента-медика главным социокультурным образцом дальнейшей профессиональной деятельности могут быть его учителя и наставники, являющие собой пример врачебного мастерства и продолжения традиций, накопленных историей медицины. В медицинских вузах особое внимание уделяется роли преподавателя как посредника в процессе адаптации и главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении не только российских, но и иностранных студентов [8, с. 49].

Новые возможности медицины и медико-экспериментальной науки ставят перед специалистами и общественностью все более острые морально-правовые вопросы, при решении которых на первый план выдвигаются права граждан и в связи с этим возрастает роль биомедицинской этики как новой идеологической парадигмы медицинских работников. Междисплинарная специфика биоэтики являет собой важный шаг на пути реформы всей системы преподавания гуманитарных дисциплин в медицинских вузах, построенной на принципах преемственности и с учетом острейших проблем современной медицинской науки и практики. Преподавание курса биоэтики позволит отечественным студентам-медикам приобщиться к основам современных этических знаний применительно к области своей будущей профессиональной деятельности.

Современное общество диктует новые требования к личности, в которой должны гармонично сочетаться высокая квалификация, виртуозное владение техникой, должный уровень компетентности в своей специальности в сочетании с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями. «Высокий уровень компетентности медицинского работника включает в себя моральную, административную и правовую ответственность специалиста перед собственной совестью, коллективом и обществом. Идти в медицину нужно не на эмоциях «спасать мир», а имея для этого специальные компетенции, в которые входят не только

личностные качества специалиста, но и высокий уровень его знаний и умений» [1, с. 30]. В этой связи представляется актуальной задача более детального изучения и внедрения принципов биомедицинской этики в педагогический процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.

Реализация национального проекта в области здравоохранения актуализировала вопрос о повышении качества медицинской помощи. Это обусловлено повышением запросов пациентов и высокими требованиями в обществе к уровню материально-технического оснащения медицинских учреждений, использованию новейших биомедицинских технологий и наличию нравственной составляющей в профессиональной культуре медицинских работников. «Создание оптимальных условий для технического обеспечения лечебного процесса в медицинском учреждении не гарантирует качества оказываемой медицинской помощи, так как все это может быть обесценено агрессивностью, равнодушием, некомпетентностью, нарушением правовых и моральных норм профессионального общения медперсонала. Социальнопрактическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость — важнейший фактор качества оказываемой медицинской помощи» [2, с. 84—85].

8 ноября 2010 года Приказом Министерства образования и науки РФ № 1118 был утвержден новый ФГОС-3 по направлению подготовки специальности «Лечебное дело», в результате освоения которой выпускник медицинского вуза наряду с профессиональными (ПК) должен обладать и общекультурными компетенциями (ОК). «Основным методологическим компонентом ФГОС третьего поколения является компетентностный подход. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения» [9, с. 217].

Под компетенцией медицинского работника следует понимать его способность применять знания, умения и личностные качества для успешной

деятельности в области здравоохранения. В индивидуальном плане некомпетентность медицинского работника может квалифицироваться как невежество, а в общекультурном — как идеология антигуманизма, влекущая за собой рост числа «врачебных ошибок». Понятие «некачественная услуга» применимо к медицинским услугам, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью пациента. Все медицинское сообщество призвано нести ответственность за осуществление и поддержку законодательных норм, направленных на удовлетворение общественных запросов в сфере здравоохранения.

Современное общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинской помощи, медицинская услуга все чаще рассматривается как «товар», а пациент — как «потребитель». Произошли заметные изменения в этико-правовой плоскости взаимоотношений «медицинский работник — пациент», благодаря которым сместился акцент профессиональной установки врача с нозоцентрической (болезнь в центре внимания) на антропоцентрическую (человек в центре внимания). Принцип автономии личности подразумевает учет психофизических и культурно-религиозных особенностей не только пациентов и их родственников, но и врачей. В ходе формирования менталитета будущих медицинских работников необходимо задействовать всю мощь воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин, а это возможно лишь при условии комплексного подхода к гуманизации педпроцесса в медицинских и фармацевтических вузах.

Список литературы:

1. Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2014. — № 1. — с. 28—31.

2. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 6. — с. 77—86.

3. Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 3. — с. 58—64.

4. Акопова Г.В., Иванова Т.В. Феномен ментальности как проблема сознания // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 1. — с. 50.

5. Касьянова К.А. О русском национальном характере. — М.: Институт национальной модели экономики, 1994. — 368 с.

6. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) // Под ред. И.Г. Дубова. — М.: Имидж — Контакт, 1997. — 478 с.

7. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). — М.: Механик, 1996. — 208 с.

8. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора

культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 12 (32): сборник статей по материалам

XXXII международной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2013. — с. 49—54.

9. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 4. — с. 217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.