Научная статья на тему 'Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе'

Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ETHNIC IDENTITY / PERSONALITY / COMMUNICATION / VOLUNTEERING / COMPETENCE BUILDING APPROACH / HUMANIZATION / HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко Анна Петровна, Шаповал Галина Николаевна

Автор рассматривает особенности процесса формирования идентичности при обучении студентов-медиков. Особое внимание уделяется такому аспекту, как взаимосвязь профессиональной и этнической идентичности будущего врача. Автор приходит к выводу о том, что включение студентов-медиков в различные виды общественно значимой деятельности в процессе межличностного общения студента и преподавателя существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ETHNIC IDENTITY IN THE CONTEXT OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL PROCESS HUMANIZATION

The author considers peculiarities of ethnic identity formation in the process of medical students’ education. A special attention is given to such an aspect as interconnection of professional and ethnic identity of a future doctor. The author concludes that participation of medical students in different kinds of social activity in the process of interpersonal communication of a student and a teacher greatly enlarges the sphere of social communication, possibilities of social values assimilation and future doctors’ moral qualities formation.

Текст научной работы на тему «Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе»

ПРОБЛЕМА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СВЕТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ПЕДПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Иващенко Анна Петровна

ассистент кафедры истории и философии Ростовского государственного

медицинского университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

E-mail: an.ivaschencko@yandex.ru Шаповал Галина Николаевна канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

E-mail: sgalinka @rambler.ru

THE PROBLEM OF ETHNIC IDENTITY IN THE CONTEXT OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL PROCESS HUMANIZATION

Ivashchenko Anna

assistant of history and philosophy department of Rostov-on-Don State Medical

University, Russia, Rostov-on-Don Shapoval Galina

Candidate of Science, associate professor of history and philosophy department of Rostov-on-Don State Medical University, Russia, Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

Автор рассматривает особенности процесса формирования идентичности при обучении студентов-медиков. Особое внимание уделяется такому аспекту, как взаимосвязь профессиональной и этнической идентичности будущего врача. Автор приходит к выводу о том, что включение студентов-медиков в различные виды общественно значимой деятельности в процессе межличностного общения студента и преподавателя существенно расширяет сферу социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности будущих врачей.

ABSTRACT

The author considers peculiarities of ethnic identity formation in the process of medical students' education. A special attention is given to such an aspect as interconnection of professional and ethnic identity of a future doctor. The author concludes that participation of medical students in different kinds of social activity in the process of interpersonal communication of a student and a teacher greatly

enlarges the sphere of social communication, possibilities of social values assimilation and future doctors' moral qualities formation.

Ключевые слова: этническая идентичность; личность; общение; волонтерство; компетентностный подход; гуманизация; гуманитаризация.

Keywords: ethnic identity; personality; communication; volunteering; competence building approach; humanization; humanitarization.

Одной из стабильных тенденций в современном российском обществе является актуализация социально-культурной проблематики в сфере медицины. Современное общество диктует новые требования к личности, в которой должны гармонично сочетаться: высокая квалификация, виртуозное владение техникой, должный уровень компетентности в своей специальности в сочетании с социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями [6, с. 132].

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) оказало существенное влияние на образовательный процесс в целом — изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) в логике компетентностного подхода, увеличилась доля самостоятельной работы студентов, изменилась роль преподавателя — от позиции транслятора знаний к позиции тьютора. Главной же целью развития системы медицинского образования в свете введения нового образовательного стандарта является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения [15, с. 217]. Ориентиром гуманизации педпроцесса медицинского вуза должно стать формирование врачебного менталитета [2] посредством повышения уровня правосознания [4] и гражданской активности [13] студентов-медиков. Это представляется возможным во многом благодаря имеющимся духовным скрепам [1] и использованию, в том числе,

регионального компонента [5] в преподавании учебных дисциплин. Базисным критерием оценки качества медицинского образования выступает в данном случае профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [14, с. 202].

Гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека — будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность; это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины. Таким образом, задача гуманитарного знания в свете обучения студентов — сформировать у будущего врача осознанную потребность в нравственном совершенствовании, укрепить его веру в возможность использования гуманитарных знаний во благо человека, убедить его в существовании четких критериев зла и добра, что особенно важно для представителей различных культур и конфессий. Иначе неизбежно возникает опасность искажения идеалов, традиционно принятых в медицине, когда принцип «все для блага пациента» подменяется принципом «пациент для блага медицины и конкретного врача». Именно поэтому реалии современной жизни настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам гуманности, нравственности.

В процессе обучения в вузе студент находится в интенсивном процессе личностной идентификации. Немаловажной частью этого процесса является и складывающаяся профессиональная идентичность. Мы считаем, что успешность будущей профессиональной деятельности напрямую и во многом зависит от этого процесса, его интенсивности, вектора, а, следовательно, на педагога вуза ложится дополнительная ответственность, связанная с его

влиянием на формирование профессиональной идентичности. Причем, согласно последним исследованиям на вопрос о том, что студенты больше всего ценят в учебе, при опросе более 20 % из них отвечают: сам процесс обучения и подход к преподаванию, а 45 % отмечают что поддержка, признание со стороны преподавателей являются наиболее значимым из «ресурсов», предоставляемых средой обучения [12].

Одним из актуальнейших на сегодня вопросов, в обозначенном нами проблемном поле, является взаимосвязь профессиональной и этнической идентичности современного врача. Значительной частью этой проблемы является существование этническогокомпонента во взаимоотношениях врач-пациент. Безусловно, степень наличия этнического содержания в этом взаимодействии напрямую зависит от специализации врача, и глубины их культурно-личностного общения. Так для взаимодействия психотерапевт-пациент, этническая идентичность зачастую имеет решающее значение. Эффективность психотерапии зависит от совпадения этнической идентичности психотерапевта и пациента, их способности понять и принять наличие национальных, культурных, этнических различий, обусловленных, в том числе, и языком психотерапии [7, с. 116]. Однако не будем забывать, что медицина как область профессиональной деятельности невозможна без межличностного общения в любой из своих сфер. Так, согласно статье 17 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации деятельность врача имеет личный и социальный характер; каждый врач ответственен за свои решения и действия [10].

Мы выделяем вторую составляющую сторону этой проблемы, возвращаясь к процессу формирования профессиональной идентичности врача, этническая проблематика во взаимоотношениях педагог-студент медицинского вуза. Тем более существенное значение влияние педагога приобретает сегодня, в рамках современной социокультурной ситуации, которую чаще всего определяют через понятие «кризис».Кризисные явления обнаруживаются в современной культуре, теоретическом мышлении, массовом и индивидуальном сознании,

т. е. кризисные явления наблюдаются во всех сферах существования человека, что в свою очередь порождает, такой феномен который сегодня называют «кризис идентичности» [9, с. 222]. В подобных условиях, без какого-либо авторитетного руководителя, без определенных стандартов современный человек тяжело интегрируется в общественные и профессиональные отношения [8, с. 20].

Безусловно, внеклассные мероприятия, организованные преподавателем как носителем культуры, ретранслятором знаний, такие, как, например, волонтерское движение, являются одним из значимых направлений духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников, так как проведение благотворительных акций, уход за тяжелобольными детьми, забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, участие в компаниях по сдаче донорской крови учит милосердию, способности сопереживать чужую боль, способствует обучению молодых людей новым формам поведения, воспитывает личность, устойчивую к стрессам, способную самостоятельно и эффективно строить свою жизнь [11, с. 103]. Знакомство студентов-медиков с историей нашей страны, с русской религиозной философией и приобщение их к морально-нравственному наследию отечественной медицины также будет способствовать формированию мировоззрения студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение, а затем в конкретные дела на благо Родины [6, с. 131]. Эти знания, умения и навыки выпускнику медицинского вуза пригодятся при трудоустройстве, поскольку социально-практическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость — важнейшие факторы качества оказываемой медицинской помощи [3, с. 84—85].

Список литературы:

1. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования//Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2013. — № 31. — с. 57—61.

2. Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования//ишуег8ит: Медицина и фармакология. — 2014. — № 4 (5).

— с. 5.

3. Агеева Н.А. Профессиональная культура как нравственный императив деятельности врача // Гуманитарные и социальные науки. — 2013. — № 6.

— С. 77—86.

4. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности//Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2013. — № 30. — с. 79—83.

5. Агеева Н.А. Региональный компонент образования как эффективное средство социализации личности студентов российских вузов//Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 38. — с. 37—42.

6. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — С. 131—139.

Г--П

7. Гатупов Р.Р. Русскоязычная психотерапия. Этническая идентичность

психотерапевта и пациента//журнал «Психотерапия» — 2010 г. — № 10 — (94), — с. 116—122.

8. Иващенко А.П. Духовный кризис и этническая идентичность // Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные исследования. Сборник научных статей. Ростов-н/Д., 2013. — с. 19—22.

9. Иващенко А.П. Значение этнической идентичности в современных социокультурных условиях //Актуальные вопросы современной науки. — 2013. — № 26. — С. 213—222.

10. Кодекс профессиональной этики врача Российской Феде рации.//Первый национальный съезд врачей Российской Федерации /г. Москва, 5 октября 2012, [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=11268

11. Крамская С.В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. № 40: сборник статей по материалам XL международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. — С. 99—103.

12. Сухова Е.Н. Трансформация социопрофессиональной идентичности в медицине, Нижний Новгород, 2013. — 178 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://discollection.ru/article/25052013 122512 suhova

13. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков. //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2014. — № 40. — с. 53—58.

14. Шаповал Г.Н. О понятии «профессиональная компетентность» в современной педагогической науке// Успехи современного естествознания.

— 2011. — № 8. — С. 201—202.

15. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения //Гуманитарные и социальные науки. — 2013.

— № 4. — С. 216—226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.