Научная статья на тему 'Формирование нравственно-ценностной сферы сознания курсантов юридического факультета'

Формирование нравственно-ценностной сферы сознания курсантов юридического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ КУРСАНТОВ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЮРИСТА / НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА СОЗНАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / КУРСАНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА / ЕDUCATIONAL PROCESS / MORAL CONSCIOUSNESS / MORALITY OF CADETS / LEGAL EDUCATION / THE CONCEPT OF EDUCATION OF A LAWYER / THE MORAL SPHERE OF CONSCIOUSNESS / MORAL EDUCATION / MORAL GUIDELINES / GENERAL AND SPECIAL REFERENCE POINTS / STUDENTS OF THE FACULTY OF LAW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жалмурзин Рустам Булатович, Дрозд Николай Александрович

В данной статье рассматриваются пути, программы формирования нравственного сознания курсантов юридического факультета. Основная цель исследования внесение предложений по совершенствованию нравственного воспитания и формированию нравственной сферы сознания. В статье дается понятие нравственно-ценностной сферы сознания на основе анализа психологической и педагогической литературы. Приводятся примеры практических занятий, направленных на повышение морально-деловых качеств, а также обосновывается их эффективность. Рассмотрено деление нравственных ориентиров на общие и специальные. Наряду с этим вынесено предложение по созданию концепции воспитания юристов и формирования их нравственной сферы сознания на основе передового опыта и обобщения ведущих идей современных ученых в области педагогических и психологических наук. Сделан вывод о необходимости устранять пробелы в педагогических и психологических науках, обобщать идеи ведущих авторов и внедрять их в практическую деятельность педагогов, что, несомненно, прямым образом отразится на формировании нравственной сферы сознания и соответственно на нравственном воспитании личности, в том числе и курсантов.This article considers approaches to the formation of moral consciousness of cadets oflaw faculty. The main purpose of the research is to make suggestions for improving moral education and forming moral spheres of consciousness. The article gives the concept of moral education of the sphere of consciousness based on the analysis of psychological and pedagogical literature. It also provides examples of practical classes aimed at forming the moral sphere of consciousness, which include practical classes and educational work plans aimed at improving moral and business qualities, as well as justifies their effectiveness. The classification of moral guidelines into General and special ones is considered. Along with this, a proposal was made to create a concept of educating lawyers and forming their moral sphere of consciousness, created on the basis of best practices and generalization of all the leading ideas of modern scientists in the field of pedagogical and psychological Sciences. Based on the analysis, it is concluded that it is necessary to eliminate gaps in pedagogical and psychological Sciences, generalize the ideas of leading authors and implement scientific progress in the field of educational activities in everyday life, which will undoubtedly affect the formation of the moral sphere of consciousness and directly affect the moral education of the individual, including cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жалмурзин Рустам Булатович, Дрозд Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-ценностной сферы сознания курсантов юридического факультета»

DOI 10.37523/SUI.2020.38.2.018 УДК 378

Жалмурзин Рустам Булатович

командир взвода юридического факультета, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: inst@samlawin.ru

Rustam B. Zhalmurzin

Platoon Сommander of the Law Faculty,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: inst@samlawin.ru

Дрозд Николай Александрович

курсант 3-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: kolia.drozd99@mail.ru

Nikolay A. Drozd

3 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: kolia.drozd99@mail.ru

формирование нравственно-ценностной сферы сознания курсантов юридического факультета

Аннотация. В данной статье рассматриваются пути, программы формирования нравственного сознания курсантов юридического факультета. Основная цель исследования - внесение предложений по совершенствованию нравственного воспитания и формированию нравственной сферы сознания. В статье дается понятие нравственно-ценностной сферы сознания на основе анализа психологической и педагогической литературы. Приводятся примеры практических занятий, направленных на повышение морально-деловых качеств, а также обосновывается их эффективность. Рассмотрено деление нравственных ориентиров на общие и специальные. Наряду с этим вынесено предложение по созданию концепции воспитания юристов и формирования их нравственной сферы сознания на основе передового опыта и обобщения ведущих идей современных ученых в области педагогических и психологических наук. Сделан вывод о необходимости устранять пробелы в педагогических и психологических науках, обобщать идеи ведущих авторов и внедрять их в практическую деятельность педагогов, что, несомненно, прямым образом отразится на формировании нравственной сферы сознания и соответственно на нравственном воспитании личности, в том числе и курсантов.

Ключевые слова: образовательный процесс, нравственное сознание, нравственность курсантов, юридическое образование, концепция воспитания юриста, нравственная сфера сознания, нравственное воспитание, нравственные ориентиры, общие и специальные ориентиры, курсанты юридического факультета.

development of moral and value consciousness of law faculty cadets

Summary. This article considers approaches to the formation of moral consciousness of cadets oflaw faculty. The main purpose of the research is to make suggestions for improving moral education and forming moral spheres of consciousness. The article gives the concept of moral education of the sphere of consciousness based on the analysis of psychological and pedagogical literature. It also provides examples of practical classes aimed at forming the moral sphere of consciousness, which include practical classes and educational work plans aimed at improving moral and business qualities, as well as justifies their effectiveness. The classification of moral guidelines into General and special ones is considered. Along with this, a proposal was made to create a concept of educating lawyers and forming their moral sphere of consciousness, created on the basis of best practices and generalization of all the leading ideas of modern scientists in the field of pedagogical and psychological Sciences. Based on the analysis, it is concluded that it is necessary to eliminate gaps in pedagogical and psychological Sciences, generalize the ideas of leading authors and implement scientific progress in the field of educational activities in everyday life, which will undoubtedly affect the formation of the moral sphere of consciousness and directly affect the moral education of the individual, including cadets.

Keywords: еducational process, moral consciousness, morality of cadets, legal education, the concept of education of a lawyer, the moral sphere of consciousness, moral education, moral guidelines, General and special reference points, students of the faculty of law.

Одной из проблем современности является несформированость у молодого поколения представлений о значимых для общества нравственных ценностях. Это тем более важно для обучающихся в юридических вузах: часто они не могут дать четкий правовой анализ той или

© 2020 Жалмурзин Р. Б., Дрозд Н. А.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

иной ситуации, а также организовать работу над ней; не понимают саму сущность тех правил поведения, которые им в дальнейшем предстоит защищать при осуществлении своей деятельности. Из этого вытекают проблемы невостребованности, некомпетентности, конфликтности в коллективе и неконкурентоспособности выпускников. Таким образом, приходится констатировать низкий уровень нравственно-ценностной сферы сознания у обучающихся юридических вузов, что, несомненно, является препятствием его профессиональной деятельности. Юристы, педагоги, психологи в последние годы стараются решить эту проблему, предложить пути, программы, освоение которых повысит уровень нравственно -ценностной сферы сознания у студентов. В большей степени это касается, конечно, студентов-юристов, которым в дальнейшем предстоит проявлять высокие моральные качества в процессе работы.

Однако в настоящее время решение данных проблем нередко так и остаются научными изысканиями. Это связано с тем, что ни система образования, ни отдельные вузы и преподаватели не уделяют этому аспекту должного внимания. Многие из них считают, что целью высшего образования является исключительно получение профессиональных знаний. Как итог мы имеем низкий уровень нравственно-ценностной сферы сознания, и не только у курсантов, но и в обществе в целом. Для того чтобы в этом убедиться, мы можем обратиться к статистическим данным ВЦИОМ. В 2020 г. ВЦИОМ исследовал нравственно-ценностную сферу жизни населения, факторы и структуры, которые на них влияют. Так, в качестве главного блюстителя морали и нравственности в обществе наибольшее число опрошенных выделяют Министерство культуры РФ. Практически 90 % полагает, что эту роль необходимо возложить на местных властей, поскольку муниципалитетам наиболее удобно транслировать информацию на менее широкий круг лиц. На Общественную палату и МВД России рассчитывает каждый пятый (19 % и 22 % соответственно). В задачи президента этот вопрос включают 79 % опрошенных. При этом следует отметить, что если около 80 % опрошенных считают, что формированию нравственно-ценностной сферы способствует школа, то от высших учебных заведений такого почти никто не требует. На наш взгляд, эта статистика наглядно иллюстрирует, что вузы не только не уделяют должного внимания воспитанию обучающихся, но и, по мнению общества, не должны этого делать. Такой подход представляется неверным.

В настоящее время образовательные организации играют огромную роль в воспитании личности, это касается и высшего образования. Воспитание должно включать в себя следование морали, нравственности, правомерному поведению. Еще основатель советской педагогики А. С. Макаренко писал о том, что преподаватели «имеют возможность внушить детям теорию честности, теорию отношения к вещам своим, чужим и государственным с бесконечной убедительностью, с очень строгой логикой» [1]. Вместе с этим отметим, что образовательные организации сами часто используют устаревшие методики или вообще никакие не используют, обращаются к повторяемым устаревшим формам мероприятий, которые не приносят результата.

Исследование данной темы необходимо начать с уточнения терминологии. Итак, ценность в широком смысле - это важность, полезность какого-либо действия или свойства какого-либо предмета. Необходимо отметить, что полезностью и важностью наделяется именно сам предмет. Значимость определяется не из свойства предмета, а с учетом потребности его в человеческой жизнедеятельности.

В настоящее время в обществе наблюдается нестабильная ситуация в политической, экономической и социальной сфере, исходя из этого можно констатировать, что общество нуждается в переоценке ценностей и формировании нравственных ориентиров, которые будут соответствовать тенденциям развития общества и научно-техническому прогрессу. Такие перемены неизбежно должны коснуться и современной системы образования, а также обозначенной в данной статье проблемы.

В наиболее общем виде сферы сознания условно можно распределить на три большие группы. Первая - это когнитивная, к которой относятся процесс познания и результаты познавательной деятельности. Вторая - эмоциональная сфера сознания, в которую входит отношение человека к окружающему миру. Третья - это нравственно-ценностная, которая включает в себя формирование мотивов, интересов, духовных идеалов личности.

Основываясь на диссертации Т. В. Жирновой, можно сделать вывод, что нравственно-ценностная сфера сознания отражает ценности, преобразуя и регулируя отношения с людьми определенного субъекта, позволяя оценивать складывающиеся отношения, придает направленность его моральным исканиям, действиям и поступкам [2].

Комплексное исследование темы, связанной с формированием нравственно-ценностной сферы сознания и выбором нравственных ориентиров, невозможно без четкого определения понятий темы. Также следует выявить соотношение нравственных ориентиров и нравственной сферы сознания. Именно это будет способствовать формированию нравственной сферы сознания в образовательном процессе у обучающихся юридического факультета.

Кроме того, следует отметить, что такие методы формирования нравственной сферы сознания, как разъяснение, внушение, убеждение, устарели и требуют доработки, которая возможна исключительно с учетом анализа психологической и педагогической учебной литературы, что позволит выявить конкретные шаги к формированию нравственных ориентиров и тем самым достижению цели исследования выбранной темы.

Отметим, что указанные проблемные вопросы не были до конца исследованы, о чем свидетельствует отсутствие комплексного подхода к формированию нравственной сферы сознания. Необходимо отметить, что фундамент для разработки подхода к формированию нравственной сферы сознания заложен в психологической науке. Нравственно-ценностная сфера сознания регулирует поведение и межличностные отношения между людьми с помощью установленных нравственных ориентиров, все это дает основание полагать, что ценности являются основным составным компонентом нравственной сферы сознания помимо нравственных принципов, норм, убеждений и идеалов.

Анализируя литературу, следует отметить, что отсутствует единое понятие «нравственно-ценностная сфера сознания». Мы считаем, что данное понятие следует раскрывать, как определенные, наделенные субъективными оценками правила поведения человека, принципы, убеждения и нормы, которыми он руководствуется при выборе какого-либо решения.

Другими словами, данный термин напрямую связан со способами и методами воспитания и психологического воздействия с целью формирования определенного типа поведения. При формировании сознания курсантов юридического факультета в первую очередь следует ориентироваться на такие общечеловеческие ценности, как долг, честь, совесть, справедливость, честность, гуманизм, а также специальные ценностные ориентиры, на которые ориентируются при формировании нравственной сферы сознания у лиц, обучающихся на юридическом факультете: главенство буквы закона, гласность, равенство всех перед законом, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Мы согласны с позицией Т. В. Жирновой, которая в своем диссертационном исследовании в качестве одного из самых эффективных подходов к формированию нравственно-ценностных ориентиров выделяет практическую деятельность [2], и считаем, что для формирования нравственно-ценностной сферы сознания курсантов юридического факультета большое значение имеет практика и стажировка в различных организациях по направлению деятельности. Практика будет способствовать формированию нравственных ориентиров с помощью получения знаний от практических работников, а также собственного опыта принятия каких-либо решений. Это должно стать необходимым фундаментом при формировании нравственно-ценностной сферы сознания курсантов юридических вузов.

При этом необходимо учитывать, что при формировании общих и специальных ценностных ориентиров необходимо использовать различные методы. Например, при формировании общих ориентиров, таких как честь, совесть, долг, необходимо проводить информационно-просветительскую работу. К таковой можно отнести встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами службы в уголовно-исполнительной системе, спортсменами и т. д.; организацию различных диспутов, касающихся вопросов мужества, чести, долга и т. д. Помимо этого представляется необходимым внедрение в процесс интерактивных технологий, которые способствовали бы улучшению коммуникации между курсантами и преподавателями; формированию у обучающихся самоуважения, дисциплины, самостоятельности.

Рассматривая особенности формирования специфических нравственных ориентиров, повторим о необходимости использовать как можно больше практических занятий, которые дают определенные навыки человеку, изучающему юриспруденцию. Под ними мы понимаем, к примеру, стажировку в суде. Суд является одной из ветвей власти и единственной, наделенной вершить правосудие и выносить решения относительно каждого конкретного дела и лица, участвующего в этом деле. При участии в реальных судебных разбирательствах у лиц, обучающихся на юридическом факультете, формируется правильное понятие о правосудии, верховенстве буквы закона и гласности и открытости судебного разбирательства.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Также необходимо отметить действенность создания на базе институтов юридических клиник, одной из целей которых является правовое просвещение населения и формирование у студентов, обучающихся по образовательным программам юридической направленности, навыков оказания юридической помощи [3]. Юридическая клиника выполняет следующие функции:

1) организация приема граждан для консультации по различным вопросам под контролем преподавателей;

2) проведение различного рода занятий, в которые входят практика, лекции, семинары, диспуты, для формирования базисных знаний в области юриспруденции;

3) помощь в составлении различного рода форм юридических документов;

4) работа с правовыми документами, нормативно-правовыми источниками и базами данных;

5) агитационная работа и распространение правовой информации в целях исключения случаев недопонимания и неправильного толкования норм права;

6) сотрудничество с различными органами и организациями государственного, федерального и местного значения [4].

Следует отметить, что далеко не в каждом образовательном учреждении существует юридическая клиника, мы считаем необходимым создание в каждом юридическом вузе кафедры, которая будет заниматься исключительно бесплатной юридической помощью гражданам и просветительской деятельностью с помощью привлечения обучающихся данного вуза, что будет способствовать повышению уровня морально-нравственного сознания курсантов, обучающихся на юридическом факультете [5].

Также стоит отметить, что в каждом образовательном учреждении должен быть разработан план воспитательной работы, с включением в него блока по повышению морально-деловых качеств обучающихся, одной из целей которого является формирование нравственного сознания.

В данный план входят мероприятия различной направленности, экскурсии, лекции по направлению деятельности, учебно-методические сборы с отработкой на практике полученных умений и навыков, а также принятие зачетов по усвоенному материалу и анализ отношения обучающихся к нравственным ориентирам до и после выполнения мероприятий плана. Целью таких зачетов будет являться и корректировка последующих планов [6]. Кроме того, для достижения указанной цели следует ввести обязательную аккредитованную программу для преподавателей, чтобы они имели представление о формировании нравственно-ценностных установок у курсантов.

Можно отметить, что для достижения какой-либо цели принимают концепции, например, Концепция экономического развития, Концепция развития уголовно-исполнительной системы.

Само по себе понятие «концепции» - это систематизация всех идей (взглядов), выработанных для понимания направления развития. С. В. Пупков в своей диссертационной работе пишет о создании концепции по воспитанию студентов-социологов. Соглашаясь с эффективностью создания данного документа, предлагаем обобщить опыт ученых, занимающихся проблемой формирования нравственно-ценностной сферы сознания, и дополнить его современными идеями и направлениями с учетом технологического и ментального развития государства [7].

Если должным образом охарактеризовать проблемы, связанные с нравственно-ценностной сферой сознания студентов юридических вузов, то неизбежно следует констатировать, что в современной России уровень и условия правовой культуры в целом находятся на низком уровне, а это значит, что необходимо создать такие рабочие механизмы, которые исправили бы эту тенденцию. К таким механизмам можно отнести некоторые дополнительные элементы системы образования, направленные на формирование правовой культуры и расширение нравственно-ценностной сферы сознания. В данной работе были исследованы некоторые научные подходы, исходя из которых можно прийти к выводу, что нравственно-ценностная направленность формируется из ряда критериев, к примеру, она зависит от состава (мотивационный и волевой критерий) и от формы внешнего проявления, от потребностей, мотивов, деятельности конкретного курсанта. Именно комплекс таких критериев позволяет выявить потребности личности в нравственно-ценностных ориентирах и подсказать ему источник таких ориентиров.

Так, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одной из наиболее актуальных проблем в формировании нравственного сознания курсантов юридического факультета является определение подходов, форм и методов воспитания обучающихся и создание эффективного плана воспитательных мероприятий, который будет направлен на формирование у курсантов юридического факультета нравственно-ценностных ориентиров, которые в дальнейшем будут формировать их нравственное сознание. Также следует отметить, что с учетом динамичности

изменений в обществе необходимо разрабатывать новые подходы и определить концепцию, в которую будут включены ключевые идеи воспитания юристов. На сегодняшний день отсутствует как само понятие формирования нравственной сферы сознания, так и основная идея и план реализации данного направления. Так, необходимо ввести практический подход к формированию нравственно-ценностной сферы сознания с помощью получения опыта на практике в организации по направлению деятельности, а также создания плана по повышению морально-деловых качеств обучающихся и последующей его корректировке. Поэтому необходимо устранять пробелы в педагогических и психологических науках, обобщать идеи ведущих авторов и внедрять их в образовательную деятельность, что, несомненно, отразится на формировании нравственной сферы сознания и соответственно на нравственном воспитании личности, в том числе и курсантов.

Библиографический список

1. Макаренко А. С. О воспитании. М: Политическая литература, 1990. 315 с.

2. Жирнова Т. В. Формирование нравственно-ценностной сферы сознания студентов в процессе обучения в колледже: на примере финансово-экономического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара: Самарский государственный университет, 2004. 19 с.

3. Климова И. В., Карлов Г. П., Мухаметрахимова О. С., Трошкина Д. В. Духовно-нравственное развитие студентов в контексте реализации проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность» // МНКО. 2017. № 1 (62). С. 56-61.

4. Цепкова А. Н. Формирование культуры поведения студентов вуза средствами технологий личностно ориентированного образования // СНВ. 2019. № 2. С. 71-77.

5. Мамалова Х. Э., Абдулазимова Т. Х. Формирование духовно-нравственных установок личности студента // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 111-118.

6. СихаеваА. М. Нравственность - основа воспитания и развития личности // Современные инновации. 2018. № 2. С. 67-73.

7. Пупков С. В. Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Московский государственный университет, 2010. 36 с.

References

1. Makarenko A. S. O vospitanii [About education]. Moscow, 1990, 315 p. [in Russian].

2. Zhirnova T. V. Formirovaniye nravstvenno-tsennostnoy sfery soznaniya studentov v protsesseobucheniya v kolledzhe: na primere finansovo-ekonomicheskogo kolledzha. Аutoref. diss. kand. ped. nauk [Formation of moral and value sphere of consciousness of students in the course of training in College: on the example of financial and economic College. Candidate's of Pedagogy thesis]. Samara, 2004, 19 p. [in Russian].

3. Klimova I. V., Karlov G. P., Mukhametrakhimova O. S., Troshkina D. V. Dukhovno-nravstvennoye razvitiye studentov v kontekste realizatsii proyekta «Vozrastaniye soznaniya: оbrazovaшye, kul'tura, dukhovnost'» [Spiritual and moral development of students in the context of the project «Increasing consciousness: еducation, culture, spirituality»]. MNKO [MNKO], 2017, no. 1 (62), рp. 56-61 [in Russian].

4. Tsepkova A. N. Formirovaniye kul'tury povedeniya studentov vuza sredstvami tekhnologiy lichnostnooriyentirovannogo obrazovaniya [Formation of a culture of behavior of University students by means of technologies of personality-oriented education]. SNV [SNV], 2019, no. 2, pp. 71-77 [in Russian].

5. Mamalova H. E., Abdulazimova T. H. Formirovaniye dukhovno-nravstvennykh ustanovok lichnosti studenta [Formation of spiritual and moral attitudes of the student's personality]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, pp. 111-118 [in Russian].

6. Sigaeva A. M. Nravstvennost' - osnova vospitaniya i razvitiya lichnosti [Morality - the basis of education and personality development]. Sovremennyye innovatsii [Modern innovation], 2018, no. 2, pp. 67-73 [in Russian].

7. Pupkov S. V. Formirovaniye nravstvenno-tsennostnoy pozitsii studenta v kul'turno-obrazovatel'nom prostranstve vuza. Аutoref. diss. doctora ped. nauk [Formation of the student's moral and value position in the cultural and educational space of the University. Doctor's of Pedagogy thesis]. Moscow, 2010, 36 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.