Научная статья на тему 'Особенности формирования нравственного сознания как основополагающий компонент воспитания личности курсанта образовательных организаций системы МВД России'

Особенности формирования нравственного сознания как основополагающий компонент воспитания личности курсанта образовательных организаций системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУРСАНТ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПОСТУПОК / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МОРАЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PHYSICAL PREPARATION / MORALITY / CADET / MORAL CONSCIOUSNESS / DEED / PERSONALITY / MORAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славко Александр Лукич, Калашников Константин Павлович

Анализируется проблема нравственного развития курсантов высших образовательных организаций системы МВД России в процессе занятий по дисциплине «Физическая подготовка». Дан анализ терминов «мораль» и «нравственность». Анализируется воспитательный процесс нравственного развития личности, выявлены основные компоненты данного процесса.The problem of the moral development of cadets of higher educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is analyzed in the course of classes in the discipline «Physical Training». The analysis of the terms «moral» and «morality» is given. The educational process of the moral development of the personality is analyzed, the main components of this process are identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славко Александр Лукич, Калашников Константин Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования нравственного сознания как основополагающий компонент воспитания личности курсанта образовательных организаций системы МВД России»

УДК 796:005.591.6; ББК 74.48 DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10016

© Славко А.Л., Калашников К.П. 2020

PECULIARITIES OF FORMING MORAL CONSCIOUSNESS AS A BASIC COMPONENT OF EDUCATION OF THE PERSONALITY OF PERSONALITY EDUCATION ORGANIZATIONS SYSTEM ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Аlexander Lukich Slavko,

candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the department of physical training of the educational and scientific complex of special training, Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot

Александр Лукич Славко,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Konstantin Pavlovich Kalashnikov,

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of physical training of the educational and scientific complex of special training at Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot

Константин Павлович Калашников,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Для цитирования: Славко А.Л., Калашников К.П. Особенности формирования нравственного сознания как основополагающий компонент воспитания личности курсанта образовательных организаций системы МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2020. С. 70-72.

Abstract. The problem of the moral development of cadets of higher educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is analyzed in the course of classes in the discipline «Physical Training». The analysis of the terms «moral» and «morality» is given. The educational process of the moral development of the personality is analyzed, the main components of this process are identified.

Keywords: physical preparation, morality, cadet, moral consciousness, deed, personality, moral development, morality, educational process.

Аннотация. Анализируется проблема нравственного развития курсантов высших образовательных организаций системы МВД России в процессе занятий по дисциплине «Физическая подготовка». Дан анализ терминов «мораль» и «нравственность». Анализируется воспитательный процесс нравственного развития личности, выявлены основные компоненты данного процесса.

Ключевые слова: физическая подготовка, нравственность, курсант, нравственное сознание, поступок, личность, нравственное развитие, мораль, воспитательный процесс.

Формирование высоконравственной личности сотрудника правопорядка является приоритетным направлением образовательного процесса в системе высшего образования Министерства внутренних дел. Офицер МВД России должен с честью служить закону и соблюдать моральные принципы. Довольно успешно можно добиться формирования высоконравственной личности сотрудника в процессе организации учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка».

Исследование данной проблемы начнем с определения терминов «мораль» и «нравственность». К понятиям нравственность и мораль в современной научной литературе есть различные трактовки этих понятий.

Термин «мораль» имеет корень латинского происхождения «moralis» и такие значения, как «характер, нрав» и от «mores» - «обычай, поведение, нравы». Термину «нравственный» В. Даль дает определение - духовный, добродетельный,

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

согласный с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Имея близкое смысловое значение, многими авторами употребляются как синонимы.

Но мы в своем исследовании согласны с мнением В. Соловьева: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе».

В. Соловьев [4, С. 290-291] под нравственностью понимает то, что регулирует поведение гражданина в обществе и воспитывается в индивиде на основе убеждений, и понимается под нравственностью внутренний регулятор поведения человека. А мораль наиболее часто встречается в научной литературе как внешний регулятор поведения человека и выражается в правилах, нормах, обычаях и поддерживается обществом, за нарушение - применяется общественное осуждение. По следованию нормам морали в обществе определяется степень воспитанности гражданина.

При исследовании данной проблемы мы встретились в научной литературе с такими терминами, как нравственное сознание и моральное сознание.

Поэтому наиболее точное, на наш взгляд, понятие, определяющее систему внутренних взглядов, ценностей, убеждений - это нравственное сознание.

Под термином нравственное сознание в научной литературе подразумеваются общественные ценности, нормы морали, усвоенные личностью. То есть обучающийся осваивает ценности общества. В процессе обучения курсант воспринимает предлагаемые ему представления добра и зла, нормы поведения через призму уже частично сформированных убеждений, нормы и принципы представлений о морали, которые были заложены в той социальной среде, где он рос до поступления в образовательные организации МВД России. Так как в связи с изменениями, произошедшими в последние годы в нашем обществе, моральные принципы и нормы у различных социальных групп довольно различны. Поэтому при организации воспитательного процесса могут возникать коллизии.

Главное свойство нравственного сознания -это возможность управлять поведением индивида, то есть, если есть выбор поступить по законам морали или эгоистическим. Так, стремление из положительных мотивов стать сильным и смелым, участвуя в спортивных соревнованиях, добиваясь цели - стать чемпионом может перерасти в эгоистическую направленность.

Поэтому воспитательный процесс необходимо начинать с формирования таких понятий, как честь и достоинство, совесть, долг, а главное - понятий добра, зла, и службе на благо Родине и на основе этих понятий необходимо осу-

ществлять формирование нравственного сознания курсантов. В первую очередь, создание основы сознания - то есть таких понятий, как совесть, долг, честь, достоинство.

Система таких нравственных ценностей позволит организовать физкультурно-спортивную деятельность, которая будет направлена на нравственное развитие личности курсанта, все это позволит исключить такие безнравственные поступки, как достижение победы любой ценой, ведение нечестной игры, выполнение запрещенных действий или приемов, неуважение личности соперника, одобрение или прием медицинских препаратов (допинга), дающие превосходство над соперником.

При организации воспитательного процесса на занятиях по дисциплине «Физическая подготовка» необходимо у курсантов формировать нравственное сознание и на основе знаний спортивной морали и этики.

Особенно обращать на данный момент при организации единоборств различных видов, где особенно важно при проведении поединка уметь управлять своими действиями и не поступать безнравственно, то есть применять запрещенные действия, вести «грязную борьбу», проявлять неуважение к более слабому сопернику. Исключить стремление добиться победы любой ценой, не соблюдая правила спортивной морали, принципов «fair play». Как известно, таковой нравственной деятельности нет.

Деятельность человека в обществе, группе, трудовом коллективе строится на основе принципов морали, не исключение составляет спортивная и педагогическая. Как свидетельствуют исследования ученых О. Г. Дробницкого [1], А. Н. Леонтьева [2], И. Э. Надуткиной [3] главным фактором оценки нравственного развития личности является поступок. Основываясь на одном из главных принципов психологии о единстве сознания и деятельности, следует, что нравственное сознание во многом определяет нравственную деятельность личности и ее можно проанализировать по поступкам.

Постановка курсанта перед выбором поступить благородно по законам спортивной морали или добиваться личной выгоды, то есть легкой, но нечестной победы. Создание условий, при которых курсанту необходимо сделать выбор, данное действие будет являться истинным результатом нравственного развития и критерием установок нравственного сознания.

При выявлении проблем в нравственном развитии обучающегося необходимо проводить корректировку установок нравственного сознания.

№ 1 /2020

71

Подводя вывод нашего исследования можно констатировать, что особенностью нравственного императива является его безличный характер, то есть требует от обучающегося следовать закону, принципам морали на основе собственного сознания. Это будет способствовать формированию установок действовать в любых сложных служебных ситуациях согласно закону и моральным принципам. Организация учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» направленного не только на развитие физических качеств и умений, навыков применения боевых приемов борьбы, но и на нравственное развитие

будет способствовать формированию всестороннее развитой личности защитника правопорядка.

Библиографический список

1. Дробницкий, О. Г. Моральная философия. Избранные труды / О. Г. Дробницкий. - М., 2002. -523 с.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н.Леонтьев. - М., 2004. - 350 с.

3. Надуткина, И. Э. Диагностика и оптимизация воспитательного процесса в высшей школе : дис. ... канд. соц. наук. - Белгород, 1997. - 179 с.

4. Соловьев, В. С. Соч. в 2 т. : Т. 2. - М., 1989.

Tjb-uw.Hhn,i:i MÙ.ilyMHH

психология

Психология : учебное пособие / под. ред. И. В. Грошева, В. Ф. Родина. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 303 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Цель учебного пособия - раскрыть основные психологические понятия через призму особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Круг вопросов в тематических разделах учебного пособия определяют объем знаний, практических умений и компетенций, которыми должны овладеть обучаемые в процессе изучения курса психологии. Представленный материал пособия раскрывает основные психологические понятия, используя которые обучаемые сформируют более релевантную модель будущей профессиональной деятельности.

Учебное пособие предназначено для бакалавров, магистров и аспирантов, обучающихся по курсам общей психологии и психологии профессиональной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

№■1

Педагогическая антропология : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 271 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Представлены исторические, культурологические, социальные, педагогические, правовые, концептуальные основы возникновения и становления античной, отечественной и зарубежной педагогической антропологии; закономерности, противоречия и тенденции ее развития.

Отражены основные направления совершенствования педагогической антропологии, в том числе особенности деятельности выдающихся педагогов-антропологов прошлого и настоящего, их вклад в развитие различ-ных аспектов педагогической и антропологической науки. Представлена современная концепция педагогической антропологии, включающая ее цель, приоритеты, принципы, задачи, методологическую основу, механизм реализации и развития в системе российского образования и науки.

Для студентов (курсантов, слушателей), аспирантов (адъюнктов), научно-педагогических работников. Может представлять интерес для персонала федеральных и региональных органов образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.