Научная статья на тему 'Формирование личности студента в процессе профессиональной подготовки: нравственный аспект'

Формирование личности студента в процессе профессиональной подготовки: нравственный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / MORALITY / MORAL EDUCATION / MORAL FORMATION / MORAL IDEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миниахметова Оксана Викторовна

Рассматривается современное состояние проблемы нравственного становления личности в процессе образования. У современной молодежи наблюдается низкий уровень нравственных качеств и неспособность дать оценку своему поведению и действиям окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discusses the current state of the problem of moral formation of personality in the process of education. Today's youth has a low moral qualities and inability to evaluate my behavior and actions of others.

Текст научной работы на тему «Формирование личности студента в процессе профессиональной подготовки: нравственный аспект»

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378.034

Миниахметова Оксана Викторовна

преподаватель

ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» аспирант кафедры педагогики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Oksana V. Miniahmetova

Teacher

GAPO «Regional technical College» Postgraduate Student of the Department of Pedagogy

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

THE FORMATION OF PERSONALITY OF THE STUDENT IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING: THE MORAL DIMENSION

Аннотация. Рассматривается современное состояние проблемы нравственного становления личности в процессе образования. У современной молодежи наблюдается низкий уровень нравственных качеств и неспособность дать оценку своему поведению и действиям окружающих.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, нравственное становление, нравственный идеал.

Abstract. Discusses the current state of the problem of moral formation of personality in the process of education. Today's youth has a low moral qualities and inability to evaluate my behavior and actions of others.

Key words: morality, moral education, moral formation, moral ideal.

Воспитательная работа в колледже является неотъемлемой частью выполнения образовательным учреждением СПО своего назначения -

© Миниахметова О.В., 2017

удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки конкурентоспособных специалистов.

Основной целью воспитательной работы является развитие личности студента как гражданина российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.

Воспитательный процесс направлен на решение следующих задач:

- формирование профессиональных качеств личности;

- формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;

- нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения;

- приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества;

- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;

- соблюдение норм коллективной жизни, опирающихся на уважение к закону, к правам окружающих людей;

- формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию.

Решение всех вышеперечисленных задач способствует развитию воспитательной системы колледжа. Воспитательная система колледжа является гуманистической. Она ориентирована на личность обучающегося, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними. Воспитательная работа - это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.

В колледже разработан и реализуется системный подход к воспитательному процессу.

В основе системного подхода заложены принципиальные идеи:

1) воспитание - целенаправленное управление процессом развития и профессионального становления личности;

2) главным в гуманистическом воспитании является создание условий для целенаправленного систематического развития студента как равноправного субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности;

3) воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через профессиональное образование и организацию жизнедеятельности студента;

4) главнейшим психологическим эффектом социализации и воспитания студентов является постепенное формирование у них потребности

РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

и способности к самовоспитанию, самостоятельному развитию себя как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Воспитательная работа основывается на следующих принципах:

- личностного подхода в воспитании;

- гуманистического подхода к построению отношений в воспитательном процессе;

- средового подхода в воспитательной деятельности, т.е. создание эффективной среды воспитания;

- дифференцированного подхода к воспитанию студентов;

- природосообразности и культуросообразности воспитания, творческого развития.

Воспитательная работа в колледже регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция о правах ребенка;

- Закон «Об образовании»;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Постановления правительства Пермского края;

- Устав ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»;

- Правила внутреннего распорядка для обучающихся колледжа.

Также воспитательная работа в колледже определяется в соответствии с

государственными образовательными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с перспективным, годовым и текущим планированием, отражена в деятельности всех структур воспитательного пространства и должностных обязанностях субъектов педагогического процесса.

В колледже обучаются в основном юноши и девушки 16-20 лет. Данному возрасту свойственны проблемы самопознания своего «Я», жизненный поиск и формирование ценностных ориентаций. Характеристика сегодняшнего контингента является отражением позитивных и негативных явлений, происходящих в обществе. С одной стороны, становится шире круг интересов и профессиональных стремлений. А с другой стороны, выросло количество сирот (за 5 лет от 73 до 174 человек), количество неполных и неблагополучных семей.

Воспитательная работа в колледже ведется по следующим направлениям:

- учебно-познавательное;

- гражданско-патриотическое;

- нравственно-этическое;

- спортивно-оздоровительное;

- информационное.

Педагогический коллектив проводит целенаправленную работу по гуманизации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется

129

ранней адаптации групп нового приема. Начинается она с мониторинга обучающихся 1-го курса: их личностных потребностей, показателей здоровья, мотивации к обучению, положения семьи. Особое внимание уделяется студентам из числа «группы риска». Итоги исследований обсуждаются на педагогическом совете (консилиуме), на основании проведенного анализа определяются и систематизируются направления, виды и формы воспитательной работы; утверждается годовой план.

Нравственное воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса колледжа и является его приоритетным направлением. Кураторами групп и мастерами производственного обучения разработаны программы по духовно - нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. В течение четырех лет православная общественная организация «МиР» вела курс основ нравственности для всех групп обучающихся колледжа. На базе колледжа дважды были организованы и проведены секции межрайонных образовательных Пасхальных чтений.

Преподаватели обращаются к студентам только по имени. И это не мелочи. Студенты быстро принимают правила поведения, основанные на взаимном уважении не только по отношению к педагогам, но и между собой. Жизнь в колледже «кипит» до вечера. Администрация не остается равнодушной к активной деятельности студентов, поощряя инициативу молодежи, разработав систему поощрений, механизмы стимулирования обучающихся.

Положительные результаты многолетней работы находят свое подтверждение в итогах муниципальных, краевых, всероссийских конкурсов, фестивалей, соревнований. Высоких результатов студенты достигают благодаря хорошо поставленной работе дополнительного образования, направленной на развитие личности, способствующей повышению культурного и интеллектуального уровня человека, а также благодаря наличию базы для организации воспитательной работы.

С точки зрения современной теории воспитания именно воспитательная система отражает один из наиболее фундаментальных факторов педагогической деятельности: образовательное учреждение предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы самоорганизации и нравственного воспитания личности.

Эффективным и продуктивным воспитание может быть только в организованной воспитательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.