Научная статья на тему 'Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства)'

Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПОДХОДЫ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВА / СТУДЕНТЫ / MORAL CULTURE / APPROACHES / METHODS / MEANS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усольцева Светлана Леонидовна

В работе рассмотрены проблемы воспитания нравственной культуры в современной образовательной среде. Определены подходы, методы, средства формирования нравственной культуры студентов. Нравственное становление личности студента невозможно без понимания высочайших человеческих ценностей, овладения базовыми нравственными понятиями, чувствами, которые в дальнейшем послужат главным ориентиром личности, воплощаемым в его поведении и поступках. Изучение структуры формирования нравственного поведения личности выявили необходимость учета преобладающей нравственных ценностей и психологического типа студентов при выстраивании учебного процесса.The article considers the problems of education of the moral culture in the modern educational environment. The approaches, methods, and means of forming the moral culture of students are determined. The moral formation of the student’s personality is impossible without understanding the highest human values, mastering the basic moral concepts, feelings, which in the future will serve as the main guideline of the personality embodied in his behavior and actions. The study of the structure of the formation of moral behavior of the individual revealed the need to consider the prevailing moral values and the psychological type of students when building up the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственности студентов средствами физической культуры (методология, теория, методы и средства)»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом материалы проведенного исследования позволили конкретизировать процентное соотношение общей и специальной физической подготовки гандболистов на всех этапах становления их спортивного мастерства. Уточнить содержательную структуру основных компонентов физической подготовки гандболистов, определить процентный модельный диапазон каждого из элементов ОФП и СФП.

Экспериментальная проверка сформированных в данном исследовании положений подтвердила их обоснованность и практическую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гандбол : приказ Министерства спорта РФ от 30 августа 2013 г. N 679 // URL : https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/ (дата обращения: 20.04.2020).

2. Игнатьева, В.Я. Теория и методика гандбола : учебник / В.Я. Игнатьева. - Москва : Спорт, 2016. - 328 с.

3. Зациорский, В.М. Физические качества: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - Москва : Советский спорт, 2009. - 200 с.

4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. - 5-е изд. испр. и доп. - Москва : Советский спорт, 2010. - 340 с.

5. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. -Москва : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

6. Тхорев, В.И. Технологии спортивной подготовки : учебное пособие / В.И. Тхорев. -Краснодар : [б. и.], 2017. - 151 с.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of August 30, 2013 N 679 "On the approval of the Federal standard for sports training in the sport of handball." - available at: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/27833/.

2. Ignatiev, V. Ya. (2016), The theory and methodology of handball: textbook, Sport, Moscow.

3. Zatsiorsky, V. M. (2009), Physical qualities: the foundations of the theory and methods of education, Soviet sport, Moscow.

4. Matveev, L.P. (2010), The general theory of sports and its applied aspects: a textbook for universities of physical education, Soviet sport, Moscow.

5. Platonov, V.N. (1986), Training qualified athletes, Physical culture and sport, Moscow,

6. Tkhorev, V.I. (2017), Technologies of sport training, tutorial, Krasnodar.

Контактная информация: kuba2185@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

УДК 796.011.1

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, МЕТОДЫ И

СРЕДСТВА)

Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург

Аннотация

В работе рассмотрены проблемы воспитания нравственной культуры в современной образовательной среде. Определены подходы, методы, средства формирования нравственной культуры студентов. Нравственное становление личности студента невозможно без понимания высочайших человеческих ценностей, овладения базовыми нравственными понятиями, чувствами, которые в дальнейшем послужат главным ориентиром личности, воплощаемым в его поведении и поступках. Изучение структуры формирования нравственного поведения личности выявили необходимость

учета преобладающей нравственных ценностей и психологического типа студентов при выстраивании учебного процесса.

Ключевые слова: нравственная культура, подходы, методы, средства, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p474-479

FORMATION OF MORALITY OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE (METHODOLOGY, THEORY, METHODS AND MEANS)

Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural state University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The article considers the problems of education of the moral culture in the modern educational environment. The approaches, methods, and means of forming the moral culture of students are determined. The moral formation of the student's personality is impossible without understanding the highest human values, mastering the basic moral concepts, feelings, which in the future will serve as the main guideline of the personality embodied in his behavior and actions. The study of the structure of the formation of moral behavior of the individual revealed the need to consider the prevailing moral values and the psychological type of students when building up the educational process.

Keywords: moral culture, approaches, methods, means, students.

В настоящее время в современном российском обществе в условиях глобальной модернизации во всех сферах жизнедеятельности наблюдается значительное снижение уровня нравственности, особенно среди подрастающего поколения. Одной из причин такого регресса является коллапс практически всех институтов социализации. Многолетнее отрицание человеком подлинных ценностей нравственной культуры привело к перевороту общественного сознания. Это связано, в первую очередь, с тем, что формирование нравственного облика, ценностей оказывают влияние мировые проблемы, существующие противоречивые тенденции развития современного общества, глобальный информационный поток и т.д.

В связи с этим, в нашей стране повышенное внимание уделяется воспитанию молодежи. Данная категория является потенциалом будущего страны и, поэтому должна включать в себя все лучшее, что уже есть в современном обществе. К изменениям, непосредственно влияющим на условия и результаты воспитания, можно отнести расслоение общества по социальному статусу, пропаганда средствами массовой информации потребительского отношения, насилия и т.п., кризис семейных отношений и многое другое. И здесь приоритетной задачей высшего образования является подготовка студенческой молодежи к жизни в сегодняшнем мире. С одной стороны, молодому человеку нужно помочь определить границы его максимальных возможностей, понять, на что он реально способен, социализироваться в обществе. С другой, только сформированное достоверное представление об окружающей действительности, систематизация ценностных ориента-ций, нравственных, политических суждений поможет в развитии гармоничной личности.

В ходе исследования были выявлены следующие противоречия:

- между объективной потребностью общества в целостной личности, сочетающей профессионализм с высоким уровнем нравственной культуры, и невозможностью достижения гармоничной личности в рамках сложившейся системы высшего образования;

- между моралью, сформированной социумом и нравственно-культурными ценностями личности молодых, что зачастую не совпадает с их внутренними ориентирами, обеспечивая условия для формирования нигилистических взглядов с последующими личностными деструкциями и антисоциальными проявлениями;

- между необходимостью внедрения современных систем нравственного воспитания в образовательную среду вуза и недостаточным дифференцированием используе-

мых средств в формирования нравственной культуры студента.

Таким образом, для эффективности решения задачи формирования нравственной культуры студенческой молодежи, требуется максимальное участие всех работников высшей школы.

Проблемой нравственного воспитания личности занимаются многие ученые. В теории и методике обучения и воспитания ведутся многоуровневые теоретико-методологические изыскания по изучению понятий и категорий нравственной культуры и различных ее моделей и овладение всеми категориями обучающихся в образовательно-воспитательной среде на различных уровнях.

Теоретическую основу исследования составили труды педагогов дореволюционной России (Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д., Толстой Л.Н. и др.). Работы современных ученых, взятых за основу: на научно-теоретическом уровне (Амонашвилли Ш.А., Братусь Б.С., Дробницкий О.Г., Метлик И.В., Мудрик А.В., Петракова Т.И. и др.), на теоретико-методологическом (Белозерцев Е.П., Бим-Бад Б.М., Бондаревская Е.В., Ни-кандров Н.Д., Слободчиков В.И. и многие др.), историко-педагогическом (Богуславский М.В., Додонов В.И., Меньшиков В.М. и др.), содержательном (Зеньковский В.В., Ничи-поров Б.В., митрополит Владимир (Богоявленский), архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадский) и др.), методическом (Бородина А.В., Давыдова Н.В. и др.), профессионально-педагогическом (Сластенин В.А. Склярова Т.В. и др.), психолого-педагогическом (Бех И.Д., Бондаревская Е.В., Боришевский М.И., Выготский Л.С., Сухомлинский В.А. и др.). Одной из главных задач во время обучения в вузе мы считаем формирование поведенческого компонента нравственной культуры, его исследованию посвящены работы Абульхановой-Славской К. А., Рубинштейна С.Л. и др.

В соответствии с этим, сегодняшняя образовательная система не может быть удо -влетворена только введением и реализацией дисциплин культурологической направленности, осуществляющих преимущественно знаниевую парадигму образования. Физическая культура в данном случае должна выступить связующим звеном, между полученными теоретическими знаниями и практическим формированием ценностей нравственной культуры личности в процессе занятий.

По нашему мнению, именно физическая культура обладает большими возможностями, направленными не только на освоение двигательных навыков и развитие физических способностей, но и на овладение общечеловеческими ценностями, формирующими духовное и телесное развитие индивида, определяя его ценностные ориентиры, нравственное поведение в социуме.

Нравственное воспитание средствами физической культуры и спорта описано в работах Ашмарина Б.А, Выдрина В.М., Лесгафта П.Ф., Лубышевой Л.И., Пономарева Н.И. и многих других.

Методологическую основу исследования составили: культурологический, антропологический, аксиологический, культурно-исторический, системный, индивидуально-дифференцированный, деятельностный подходы.

Культурологический подход, учитывая целостность социологического и историко-культурологического аспектов физической культуры, становится необходимым условием организации системы физического воспитания с учетом понимания единой сущности человека.

Системный подход позволил более глубоко рассмотреть элементы нравственной и физической культуры, выявить их сходства и различия.

В рамках антропологического подхода удалось соединить принципы культуро- и природосообразности при формировании нравственной культуры студента средствами физического воспитания.

Для определения значимости ценностных ориентаций в существующих культурных группах более эффективным оказался аксиологический подход, позволяющий аргу-

ментировать личностные предпочтения человека.

По теории Выготского Л.С., процесс формирования мышления и прочих психических функций путем овладения системой знаков-символов через форму внешней деятельности, а культурные средства имеют реальную форму, а психические функции оказывают интерпсихическое действие [3].

Рассмотрение знаковой системы оказалось возможным посредством использования культурно-исторического подхода.

Сущность деятельностного подхода в процессе нравственного воспитания человека средствами физической культуры и спорта состоит в том, что происходит ориентация его не только на приобретение знаний, но и на приемы усвоения образов, способов мышления и деятельности, формирование познавательных способностей и творческого потенциала. В рамках данного подхода двигательное действие становится средством самосовершенствования индивида.

Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение методологии, теории, методов и средств формирования нравственности студентов средствами физической культуры в условиях вуза.

Современная нравственная культура имеет определенную структурную типологи-зацию. Каждому типу нравственной культуры свойственны свои ценностные ориентиры, определяющие ментальность личности. Целый ряд российских авторов (Соколов А.В., Щербакова И.О., Франц А.С. и др.) исследовал взаимоисключающие идеальные модели личности, бытующие в нравственной культуре в данное время. Предрасположенность человека к тому или иному виду трудовой деятельности формируются, в том числе и от наличия ценностей нравственной культуры.

Профессором Битинасом было выявлено шесть теорий того, как воспринимаются ценности.

Теория биологическая. Все заложено на генетическом уровне и не поддается корректировке в школе и вузе. Максимум, в дошкольных учреждениях в раннем возрасте можно сформировать набор определенных ценностей.

Теория интеллектуальная. Берет свое начало от Сократа, подчеркивающего важность формирования нравственности. По мнению профессора Лоуренса человек под воздействием определенной ситуации делает выбор определенных ценностей из всего своего арсенала ценностей.

Теория духовности. При рождении в человеке заложено определенная положительная духовная основа, которую он в процессе приобретаемого опыта теряет. Это происходит под воздействием «цивилизации». Здесь основной задачей педагога является «вытащить» наружу то добро, которое было заложено в человеке с рождения.

Социальная теория. Считается, что основным фактором формирования нравственности является социум и нравственность не что иное, как принятие групповых норм.

Поведенческая теория. Показателем нравственной культуры считаются не ценности, а поведение человека, его нравственные поступки. И весь смысл педагогического воздействия заключается в формировании хорошего поведения.

Теория деятельности. Также много внимания уделяется поступкам человека, но содержит и компонент внутреннего сознания. Основной момент воспитания - активность самой личности, участие в реальных действиях. Через нравственные поступки идет приобщение человека к ценностям [2].

Выделенные Битинасом теории восприятия ценностей подтверждаются исследованиями, проведенными Д.А. Жуковым при изучении психотипов личности [1]. Исходя из предложенной им типологизации, для благополучной реализации характерного вида деятельности индивид должен обладать определенным набором ценностей и нравственных качеств. Перед любым поступком сначала возникает потребность, затем мотивация, в последнюю очередь формируется программа действий. Все это - «потребность - мотивация

- программа действий» составляет комплекс действий. Эти комплексы накапливаются с опытом, а их реализация происходит в соответствии с пережитыми впервые эмоциями (положительными или отрицательными) и полученным результатом. Кумуляция нравственного опыта происходит в течение всей жизни индивида. Включает в себя глубокое понимание норм морали, осознание своего комплекса действий с позиции общечеловеческих ценностей.

Исходя из этого, существующий поливариантный уровень функционирования нравственной культуры предполагает наличие различных культурных групп. В рамках групп определены морально-нравственные ценности, конкретизирующие понимание добра, зла, достоинства, чести и т.д. Учет этих особенностей предполагает создание в учебном процессе различных педагогических условий, позволяющих индивидуализировать процесс нравственного воспитания в соответствии с выявленными групповыми культурными особенностями студентов. В рамках нашего исследования также нужно отметить, что каждый возрастной период имеет свою характерную структуру устойчивости. А смена неких форм устойчивости другими в переходный период содержит определенные педагогические трудности. Студенческий возраст отличается стабильной социализацией с формированием устойчивых свойств личности в отличие от аналогичного подросткового периода. В соответствии с возрастной периодизацией, большинство студенческой молодежи способно к профессионально-нравственному развитию. В его основе лежит процесс культурного самоопределения личности.

Ценностные ориентации начала XXI века включают в себя уровень притязаний личности, его представление о нравственных ценностях, готовность действовать сообразно моральным нормам и правилам. Изучив современные представления о сущности и содержании понятия «нравственное поведение» были отмечены основные моменты формирования в процессе обучения: культурная среда, использование современных педагогических технологий, создание педагогических условий.

Культурную образованность, по нашему мнению, повысит включение в лекционный курс лекций, направленных на более глубокое изучение понятий культуры и культурологической составляющей физической культуры.

В рамках внеаудиторной работы, помимо спортивно-массовых мероприятий, проводить научные семинары, научно-практические конференции, мастер-классы соответствующей тематики с приглашением звезд спорта или известных ученых.

Актуальным на сегодняшний день видится применение таких методов, как организация и самоорганизация через коллектив, повседневное целенаправленное общение, взаимодействие, личная самодеятельность и педагогическое и психологическое сопровождение. Это выражается через:

- коллективную игру, управление и т.д.;

- социальную защиту, уважение, поощрение, доверие, решение проблемных ситуаций и др.;

- самоорганизацию как самоанализ и самосознание, как чувства и разум (самовоспитание), через волю и поведение (самостимулирование);

- разъяснение, создание ситуации успеха, поощрение, наказание и т.п. [4].

Одним из способов накопления нравственного комплекса действий является систематическая работа по решению различных ситуаций, задаваемых педагогом в процессе как аудиторных, так и внеаудиторных занятий. Наиболее сложными являются ситуации с разрешением конфликта и дальнейшим моделированием событий. Ролевые игры позволяют оценить ситуацию с позиции другого человека, и помогают развитию эмпатии и рефлексии у студентов. Обсуждение разнообразных ситуаций позволяет им более глубоко осознать важность оценивания собственной позиции.

Таким образом, совпадение у студентов нравственных представлений о жизненных ценностях и разделение на группы по психотипу с учетом их ценностных ориентаций

позволит создать модели, включающие в себя необходимые составляющие для формирования нравственной культуры. Общаясь в определенной группе со схожими интересами, студент неизбежно принимает принятые в ней нормы поведения, социализируясь и выполняя различные роли через процесс идентификации. У них формируется позитивный нравственный опыт существования в учебной группе в процессе физкультурной деятельности, в процессе которой он становится самодостаточным, без проявлений немотивированной агрессии и стремления самоутверждения за счет унижения других.

Студент в процессе обучения формирует систему ценностей, мировоззрение, ценностные ориентации, происходит обогащение когнитивной и коммуникативной компетентности студента, его рефлексивного опыта и самореализации в общественной жизни, учится применять эти знания на практике, формируя высокую степень нравственных чувств, и, впоследствии реализуя в повседневной жизни устойчивый нравственный выбор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуков, Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей : в 2 т. Т. 1 / Д.А. Жуков. - 3-е изд. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2016. - 428 с.

2. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы / В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. - 320 с.

3. Маланов, С.В. Культурно-историческая теория развития высших психических функций / С.В. Маланов. - URL : http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1654 (дата обращения: 10.03.20).

4. Николаева, И.И. Методы и средства формирования нравственной культуры студента в поликультурной образовательной среде / И.И. Николаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7, часть 3. - С. 480483.

REFERENCES

1. Zhukov, D.A. (2016), Wait, who leads? Biology behavior rights and other animals, Alpina-non-fictions, Moscow.

2. Kukushin, V.S. (2002), Theory and methodology of educational work, Mart, Rostov-on-Don.

3. Malanov, S.V. (2018), "Cultural-historical theory of the development of higher mental functions", available at: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1654 (accessed of March 2020).

4. Nikolaeva, I.I. (2016), "Methods and means of forming a student's moral culture in a multicultural educational environment", International Journal of Applied and Fundamental Applied and Fun-damentalResearch, No. 7 (part 3), pp. 480-483.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.04.2020

УДК 796.012.12

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

Ирина Мунировна Утяшева, старший преподаватель, Иркутский государственный университет путей сообщения; Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация

Развитию мышечной выносливости студентов третьей функциональной группы в настоящее время уделяется большое внимание. Физическая нагрузка регламентируется функциональными возможностями сердечно-сосудистой и дыхательной системой. Мотиватором формирования выносливости является дефицит энергии ММВ (медленных мышечных волокон). Считается, что аэроб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.