УДК: 796.077-57
ТЕХНОЛОГИЯ
формирования социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи
Кандидат педагогических наук И.Р. Тарасенко Кандидат социологических наук А.А. Марченко Кандидаты педагогических наук, доценты П.В. Тарасов, О.Ю. Тарасова Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
TECHNOLOGY OF FORMATION OF SOCIOSPIRITUAL VALUES VIA PHYSICAL CULTURE WITHIN VOCATIONAL TRAINING OF YOUNG STUDENTS
I.R. Tarasenko, Ph.D. AA. Marchenko, Ph.D. P.V. Tarasov, associate professor, Ph.D.
O.Yu. Tarasova, associate professor, Ph.D.
Stavropol state agrarian university, Stavropol
Key words: personal physical culture, sociospiritual values, educational technology, motivational value orientations.
The purpose of the study was to determine and experimentally substantiate organizational and psychological educational conditions of technological support of formation of sociospiritual values of young students by means of physical culture. Thus, the students personal physical culture developed after the experimental education by the end of the research. Based on the teacher's supervision, students' self-rating and control tests, 34% and 44,4% of the total number of subjects learned physical culture at the level of knowledge and its creative use respectively. The introduction of the designed educational technology, escalation of spiritual and social values and motives, interests and needs in the sphere of physical culture; the use of the personality-centered and developmental education ensured steady attendance of classes by students, substantial changes in their physical fitness and active self-education, self-training and physical development of young students.
The educational observations revealed improvement of the students' communicational culture, professional and civic patriotism and aggravation of personally and professionally important qualities, such as conations, purposefulness, kindness, mutual assistance and humor.
Ключевые слова: физическая культура личности, социально-духовные ценности, педагогическая технология, мо-тивационно-ценностные ориентации.
Введение. На современном этапе развития российского общества модель высококвалифицированного специалиста должна включать помимо узкопрофессиональных знаний и умений также и основные свойства личности, гармоническое развитие которых обеспечивает духовное, физическое, психическое и социальное здоровье, высокий уровень культуры, коммуникации, общения и творчества [2, 4, 5, 6]. В этом контексте современная система образования требует пересмотра его содержания на основе философско-антропологического и культурологического подходов, обеспечивающих отражение гуманистических и гуманитарных измерений бытия человека, его социально-духовных ценностей, деятельности в природе и обществе. Сущностная характеристика такого отражения - целостная картина мира и человека в нем, в его гармонии духовного и физического развития [1, 3, 8]. В настоящее время социально-духовные ценности складываются в основном стихийно под влиянием самых различных факторов, и прежде всего жизненно насущных потребностей, содержание которых сегодня определяется реставрацией в России капиталистических отношений, далеко не всегда отвечающих духовности, человеческой морали, нравственности, психическому здоровью общества и культуре народа в целом [1, 7]. Все это в значительной степени обусловливает социальную значимость настоящего исследования, и прежде всего в силу того, что духовная жизнь
является важной стороной функционирования и развития общества, в ее содержании проявляется подлинно человеческая сущность. Процесс подготовки кадров, до настоящего времени являющийся одним из сложных видов деятельности, остается не до конца изученным и определенным как по содержанию образования и его качеству, так и в отношении основных компонентов профессионально важных качеств личности будущих специалистов. Неоспорим и тот факт, что в структуре их профессионализма особое место должны занимать социально-духовные ценности. Именно они, на наш взгляд, являются основой любой деятельности человека, и в частности профессиональной: они мотивируют ее, активизируют и превращают процесс труда в творческую работу и, что самое ценное, актуализируют духовный смысл производственных отношений в обществе и обеспечивают их результативность.
Цель исследования - определить и экспериментально обосновать организационные и психолого-педагогические условия технологического обеспечения формирования социально-духовных ценностей студенческой молодежи средствами физической культуры.
Методы и организация исследования. Педагогическая технология формирования социально-духовных ценностей является технологической микроструктурой в макроструктуре формирования физической культуры личности и представляется нами как функциональная система организационных способов алгоритмизированного управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, инструментально обеспечивающая средствами физической культуры гуманитарное становление личности, становление и развитие в их сознании многообразной системы социально-духовных образований, в которых отражается социальная и личностно значимая мотивационно-потребностная сфера (знания, нравственность, этика поведения, эстетика чувств и вкусов, здоровый образ жизни, отношение к труду и физкультурно-спортивной деятельности), интегрированная в мировоззрение и духовные способности личности студента, представляющие собой совокупность ее свойств и качеств воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные ценности общества.
Обобщение педагогического опыта образовательных технологий, определение условий тех-нологизации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в вузе позволили прийти к заключению о возможности создания технологической модели формирования социально-духовных ценностей будущих специалистов средствами физической культуры. В ее структуру были включены пять основных направлений педагогического процесса и 22 компонента, составля-
ющих социально-духовные ценности физической культуры личности студента, экстраполирующиеся в ключевой - мировоззрение [8].
Технология формирования социально-духовных ценностей, как и любая педагогическая технология, предполагает наличие идеологии (цель, содержание, принципы); «орудий» труда (учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение); кадров (соответственно подготовленных преподавательских кадров -управленцев, умеющих заниматься творческой работой, устремленных к достижению цели). Процесс формирования социально-духовных ценностей имеет четкую структуру (см. рисунок).
Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Ставропольский государственный аграрный университет. В выборочную совокупность испытуемых для получения эмпирических данных вошло 140 студентов первого курса агрономического факультета. В состав группы не входили спортсмены-разрядники. Эксперимент проходил в течение четырех семестров. В программу обучения по дисциплине «Физическая культура» была внедрена педагогическая технология формирования социально-духовных ценностей.
При разработке педагогической технологии экспериментально определен оптимальный вариант распределения программного материала и основной формы содержания учебных занятий:
- выявлены состав учебных элементов и их логическая взаимосвязь;
- обоснованы последовательность изучения разделов курса, структура и формы содержания занятий;
- выбраны методические приемы, методы и средства учебной деятельности, отражающие особенности курса;
- определены временные критерии освоения учебных элементов.
Формирование социально-духовных ценностей в структуре физической культуры личности
Педагогический процесс
Диагностично поставленная цель
Содержание и принципы реализации цепи
Функциональная
модель и ее операциональная составляющая
Преподаватель как ведущее и определяющее начало процесса
Студент как объект и субъект воспитания
Коллектив как объект и субъект воспитания
Духовная самореализация
Технологическая структура процесса формирования социально-духовных ценностей
студента и профессионально важных качеств обеспечивалось технологическим функционально-операциональным компонентом, результатом которого являлось духовное и физическое самосовершенствование.
Педагогическая технология как образовательно-воспитательная система включала три основные составляющие: информационную, инструментальную, социальную.
Формирование научного мировоззрения, активного отношения к труду, эстетических и нравственных качеств, социально-духовных ценностей в процессе воспитания физической культуры связано с общими задачами целостного воспитательного процесса, но решение их детерминировано специфическими средствами и методами, присущими только физической культуре и спорту. К специфическим средствам и методам относятся и условия, в которых они применяются. А они, как известно, в определенных ситуациях концентрированно отражают реалии жизни, способствуют выявлению и проявлению черт характера, чувств, взаимоотношений, взглядов, убеждений и т. п. Именно в этом и актуализируется значимость физической культуры и спорта в воспитании социально-духовных ценностей личности.
Нравственное воспитание на занятиях по физической культуре студентов осуществлялось посредством создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих культуру общения на практических занятиях и в соревновательной деятельности; передачи опыта знаний по правилам соревнований; сообщения информации о спартианском, олимпийском движениях, различных формах гуманистически направленной физической культуры и спорта.
Эстетическое сознание студентов формировалось на основе знаний науки об эстетике и включало в себя осознанное эстетическое отношение к проявлениям эстетических категорий в действительности. Средствами, воздействующими на эстетические чувства студентов в процессе физического воспитания, являлись поступки студентов, технико-тактические действия, правильно и красиво выполненные упражнения, музыкальное сопровождение, форма одежды, культура общения на занятиях, инвентарь и оборудование, четкая и продуманная организация занятий и т. п. Для воспитания эстетических чувств занятия физическими упражнениями обеспечивались музыкальным сопровождением, демонстрацией плакатов, видеороликов, клипов, а также практиковалось посещение студентами городских и краевых соревнований по видам спорта, связанным с искусством.
В спортивно-технической подготовке внимание студентов акцентировалось не только на правильном и рациональном выполнении
упражнений, но и на красоте движений. Негативные проявления поведения студентов во время занятий и соревнований обсуждались и анализировались в учебных группах. Студентам поручалась организация спортивных праздников, соревнований, вечеров, где они выступали как в роли участников, так и в роли судей.
Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе было установлено, что знания в области физической культуры молодежи, поступившей в университет, в большинстве своем не соответствовали требованиям Госстандарта по дисциплине «Физическая культура», низкий уровень проявлялся в мотивационно-ценностных ориентациях, социально-духовных ценностях, слабой физической подготовленности и физическом развитии, и как следствие молодежь имела соответствующую общую работоспособность и состояние здоровья в целом. В основном физическая культура личности проявлялась на ситуативном уровне (58,6 %), при котором отмечалось отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о значимости социально-духовных ценностей в структуре профессиональных качеств личности и в физической культуре, их обеспечивающей. Мотивационно-ценностные ориентации проявлялись ситуативно и невыраженно. Физическое совершенство характеризовалось низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону. В целом отмечалось отсутствие положительного отношения к освоению ценностей физической культуры, стремления к ее познанию и целенаправленному использованию. Уровень начальной грамотности отмечался у 32 % начинающих обучение в вузе, но при этом характеризовался наличием самых элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры. Причем знания имели феноменологическую ступень абстракции и в большинстве случаев первую степень осознанности и ученический уровень их усвоения.
Целостная оценка социально-духовных ценностей подразумевает единство телесного и духовного в структуре личности. Состояние здоровья напрямую зависит от личностных качеств, осознанности поведения, принятия (или непринятия) основных социально-духовных ценностей, что способствует либо укреплению, либо ущербу здоровья (своему и других).
Результаты самооценки структурных компонентов здорового образа жизни поступающих в университет демонстрируют далеко не утешительную картину. Совершенно здоровыми считают себя около 15,9 % опрошенных. При этом соблюдают режим дня лишь 11 %. Употребляют спиртные напитки довольно часто более 4,7 %
и иногда - до 78,6 %. Занимаются табакокурением 67 %. Интересно, что практически 100 % респондентов положительно относятся к здоровому образу жизни, но придерживаются его постоянно только 9,1 %.
Состояние психологического и духовно-нравственного здоровья студентов исследовалось по трем уровням: высокий, средний, низкий [7].
Уровни психологического здоровья студентов, поступивших в вуз, соответствуют следующим критериям: высокий уровень (26,8 %) - принятие себя как личности, достойной уважения, отсутствие тревожности, рефлексия, активность, ответственность; средний уровень (40,7 %) - сонливое состояние, сниженное настроение; низкий уровень (32,4 %) - тревожность, депрессия, раздражительность, бессонница.
Уровни духовно-нравственного здоровья соответствовали следующим критериям: высокий уровень (19,8 %) - благожелательность, благородство, вера, великодушие, чувство собственного достоинства, милосердие, совесть, спокойствие, сострадание, понимание, справедливость, щедрость, человечность; средний уровень (22,9 %) -конфликтность, тревожность, холодность; низкий уровень (14,8 %) - душевная пустота, трагическое мировосприятие, утрата интереса к жизни, зло.
Конструирование педагогической технологии формирования социально-духовных ценностей личности студента: разработка диагностируемой цели, технологических принципов; определение содержания обучения согласно критериальным характеристикам цели; создание функциональной модели, основанной на слагаемых педагогической технологии и реализация ее на практике позволили значительно изменить состояние социально-духовных ценностей студентов в положительную сторону и как следствие повысить уровень их физической культуры в целом.
За период эксперимента у 27,7 % студентов претерпела изменение в лучшую сторону физкультурно-спортивная этика. Значительно возросло трудолюбие (на 53,2 %); у 33 % опрошенных усилились эстетические чувства к опосредованному и неопосредованному восприятию физических упражнений и спортивных ситуаций; на 53,5 % повысилось количество студентов, систематически придерживающихся здорового образа жизни, причем на научной основе (56,8 %), увеличилось количество не употребляющих спиртных напитков (на 10,6 %) и некурящих (на 13,5 %).
Включение в учебный процесс по физической культуре средств и методов, способствующих формированию эстетического вкуса, этики, нравственности, воли, трудолюбия, проявление во время занятий положительных эмоций, создание психологической комфортности
на занятиях (отсутствие раздражительности, формального отношения преподавателя; непомерного объема заданий; страха перед предстоящим зачетом) обеспечило в целом повышение уровня социально-духовных ценностей физической культуры личности и уровня психологического и духовно-нравственного здоровья студентов.
Опрос в конце четвертого семестра показал, что, несмотря на довольно короткий срок обучения в вузе, у студентов под воздействием педагогической технологии изменилось соотношение значимости мотивов к ценностям физической культуры. При сохранении доминирующей роли личностно значимых мотивов (90 %) возросла их оценка на 35,2 % с позиции социальных и на 45,8 % с позиции профессиональных ценностей. Также при сохранении ведущего места физиологических потребностей в сфере физической культуры (80,1 %) усилилась роль потребностей самоактуализации (на 37,3 %), самоуважения (на 31,7 %), в социальных связях (на 35,6 %).
В конце четвертого семестра студенты обладали знаниями в области оздоровительной физической культуры, оздоровительной и спортивной тренировки, оздоровительных систем; методами самоконтроля и физического самосовершенствования; показывали умение строить прогноз своего здоровья и физкультурной деятельности, используя аналитические представления о закономерностях изменения состояния организма, физического развития, подготовленности, знаний, междисциплинарные связи. Большинство ответов соответствовали второй и третьей степени осознанности материала, третьей и второй ступени абстракции его изложения.
Сравнительный анализ результатов испытаний, полученных в начале первого и в конце четвертого семестра, показал, что за два года обучения в вузе, в условиях применения технологического подхода на фоне повышения уровня мотивационно-ценностных ориентаций и улучшения посещаемости занятий, качественно вырос и уровень физической подготовленности студенческой молодежи.
Успеваемость по приросту показателей по таблицам программы физической культуры в вузе во всех видах контрольных испытаний соответствует оценкам «хорошо» и «отлично».
Таким образом, в итоге экспериментально-педагогического воздействия к завершению исследования существенно вырос в целом и уровень развития физической культуры личности студента. В результате педагогических наблюдений, самооценки студентов и контрольных испытаний было установлено, что из общего числа контингента, принимающего участие в эксперименте, овладели физической культурой на уровне обра-
зованности 34 % и творческого ее использования 44,4 %.
Внедрение разработанной педагогической технологии, усиление социально-духовных ценностей и мотивов, интересов и потребностей в сфере физической культуры; использование личностно ориентированного и развивающего обучения обеспечило стабильную посещаемость занятий студентами, существенное изменение их физической подготовленности и высокую степень включенности студенческой молодежи в самообразование, самовоспитание и физическое самосовершенствование.
В процессе педагогических наблюдений было установлено повышение уровня культуры общения, коммуникации студентов и проявления профессионального и гражданского патриотизма, а также усиление таких личностных и профессионально значимых качеств, как волевые усилия, целеустремленность, доброжелательность, взаимовыручка, юмор.
Выводы
1. Социально-духовные ценности в структуре личности будущего специалиста есть разнообразная многогранная система образований в сознании общества и индивида, в которой отображаются актуальные потребности, интересы, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности, ее творческая направленность и духовные способности (представляются нами как социально, так и личностно выработанная совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные ценности общества, а также воспроизводить и творить их, воплощать их в жизнь и жить ими).
2. Определенные в ходе исследования основные составляющие социально-духовных ценностей студенческой молодежи, поддающиеся формированию средствами физической культуры (знания, нравственность, эстетика, здоровый образ жизни, отношение к труду и физкультурно-спортивная деятельность) взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимодополняют друг друга и характеризуются интегративной целостностью их развития.
3. Педагогическая технология формирования социально-духовных ценностей является технологической микроструктурой в макроструктуре формирования физической культуры личности и представляется нами как функциональная система организационных способов алгоритмизированного управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, инструментально обеспечивающая средствами физической культуры гуманитарное становление личности, развитие в ее сознании многообразной системы социально-духовных образований,
в которых отражается социальная и личностно значимая мотивационно-потребностная сфера (знания, нравственность, этика поведения, эстетика чувств и вкусов, здоровый образ жизни, отношение к труду и физкультурно-спортивной деятельности), интегрированная в мировоззрение и духовные способности личности студента, представляющие собой совокупность ее свойств и качеств воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные ценности общества.
Литература
1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 117-120.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д: изд-во Ростовского педагогического университета, 2000.
- 352 с.
3. Виленский М.Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 3.
- С. 2-7.
4. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы / В.И. Горовая. - Ставрополь, 1995. - 160 с.
5. Ковалева О.И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: дис. ... канд. пед. наук / О.И. Ковалева. - Ставрополь, 2004.
- 160 с.
6. СластёнинВ.А. Педагогика: инновационная деятельность: монография / В.А. Сластенин, С.С. Подымова. - М.: МГПУ, 1997.
- 321 с.
7. Соловьев Г.М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1998. - 168 с.
8. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Совр. высш. школа. - 1986. -№ 2. - С. 75-84.
9. Тарасенко И.Р. Формирование социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи: автореф.
дис..... канд. пед. наук / И.Р. Тарасенко. - Ставрополь: СГУ,
2005. - 22 с.
References
1. Artyukhova, I.S. Values and education / I.S. Artyukhova // Pedagogika. - № 4. - 1999. - P. 117-120. (In Russian)
2. Bondarevskaya, E.V. Theory and practice of personality-centered education / E.V. Bondarevskaya. - Rostov-on-Don: publ. h-se of RPU, 2000. - 352 P. (In Russian)
3. Vilensky, M.Ya. The key essential characteristics of essential characteristics of the educational technology of formation of personal physical culture / M.Ya, Vilensky, G.M. Solov'ev // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2001.
- № 3. - P. 2-7. (In Russian)
4. Gorovaya, V.I. Higher teacher's education: problems and perspectives / V.I. Gorovaya. - Stavropol, 1995. - 160 P. (In Russian)
5. Kovaleva, O.I. Personality-centered education of students of modern universities as a factor of preserved health: Ph.D. Pedagogics / O.I. Kovaleva. - Stavropol, 2004. - 160 P. (In Russian)
6. Slastenin, V.A. Pedagogics: innovation activity: monograph / V.A. Slastenin, S.S. Podymova. - Moscow: MSPU, 1997. - 321 P. (In Russian)
7. Solov'ev, G.M. Formation of student's personal physical culture within the framework of educational technologies / G.M. Solov'ev.
- Stavropol: publ. h-se of SSU, 1998. - 168 P. (In Russian)
8. Talyzina, N.F. Theoretical issues of development of the expert model / N.F. Talyzina // Sovremennaya vysshaya shkola. - 1986. -№ 2. P. 75-84. (In Russian)
9. Tarasenko, I.R. Formation of sociospiritual values by means of physical culture in the course of vocational training of young students: abstract of Ph.D. thesis / I.R. Tarasenko. - Stavropol: SSU, 2005. - 22 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 03.07.2013 г.