Научная статья на тему 'К проблеме нравственного и физического воспитания в системе подготовки сотрудника правопорядка'

К проблеме нравственного и физического воспитания в системе подготовки сотрудника правопорядка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУРСАНТ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / MORALITY / ETHICS / CADET / ACADEMIC DISCIPLINE / MORAL QUALITIES / PERSONALITY / BEHAVIOR / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славко Александр Лукич, Платонов Дмитрий Анатольевич, Дементьев Владимир Львович

Рассматривается значимость гармонизации духовных и физических сил в формировании таких профессиональных и общечеловеческих ценностей как активная жизнь, здоровье, психическая и физическая гармония, физическое развитие. Рассматривается процесс нравственного развития личности. Обсуждается проблема объективизации морального сознания в нравственном поведении обучающихся. Раскрывается взаимосвязь существующих на данном этапе развития общества нравственных отношений и сформированных моральных норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славко Александр Лукич, Платонов Дмитрий Анатольевич, Дементьев Владимир Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of moral and physical education in the law enforcement officer training system

Discusses the importance of harmonizing spiritual and physical forces in the formation of such professional and common human values as active life, health, mental and physical harmony, and physical development. The process of moral development of a personality is considered. The problem of the objectification of moral consciousness in the moral behavior of students is discussed. The interrelation of the moral relations existing at this stage of development of society and the formed moral norms is revealed.

Текст научной работы на тему «К проблеме нравственного и физического воспитания в системе подготовки сотрудника правопорядка»

УДК 37, 796 ББК 74, 75.1

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10068 © А.Л. Славко, Д.А. Платонов, В.Л. Дементьев, 2020

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ПРАВОПОРЯДКА

Александр Лукич Славко,

доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Дмитрий Анатольевич Платонов, начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Владимир Львович Дементьев, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматривается значимость гармонизации духовных и физических сил в формировании таких профессиональных и общечеловеческих ценностей как активная жизнь, здоровье, психическая и физическая гармония, физическое развитие. Рассматривается процесс нравственного развития личности. Обсуждается проблема объективизации морального сознания в нравственном поведении обучающихся. Раскрывается взаимосвязь существующих на данном этапе развития общества нравственных отношений и сформированных моральных норм.

Ключевые слова: физическая подготовка, мораль, нравственность, курсант, учебная дисциплина, нравственные качества, личность, поведение, культура.

TO THE PROBLEM OF MORAL AND PHYSICAL EDUCATION IN THE LAW ENFORCEMENT OFFICER TRAINING SYSTEM

Аlexander L. Slavko,

Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Dmitriy A. Platonov,

Head of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Vladimir L. Dement'ev,

Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training,

Doctor оf Pedagogical Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Discusses the importance of harmonizing spiritual and physical forces in the formation of such professional and common human values as active life, health, mental and physical harmony, and physical development. The process of moral development of a personality is considered. The problem of the objectification of moral consciousness in the moral behavior of students is discussed. The interrelation of the moral relations existing at this stage of development of society and the formed moral norms is revealed.

Keywords: physical training, morality, ethics, cadet, academic discipline, moral qualities, personality, behavior, culture.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Славко А.Л., Платонов Д.А., Дементьев В.Л. К проблеме нравственного и физического воспитания в системе подготовки сотрудника правопорядка. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):355-8.

Физическая подготовка как часть физической мого уровня общей культуры и особенно развитию

культуры в образовательных организациях МВД профессионально важных нравственных качеств у

России представлена как учебная дисциплина и яв- курсантов в течение всего периода обучения. Она

ляется важным элементом в программе целостно- входит обязательным разделом в состав гумани-

го развития личности курсанта, его психических и тарного компонента образования. Такое положение

физических качеств и способностей. Она может и дисциплины «Физическая подготовка» определя-

должна способствовать формированию необходи- ется ее значимостью в гармонизации духовных и

физических сил, в формировании таких профессиональных и общечеловеческих ценностей как активная жизнь, здоровье, психическая и физическая гармония, физическое развитие.

В настоящее время многие специалисты говорят о необходимости разработки методик, направленных на реализацию идей гуманистической педагогики, что согласуется с основополагающими постулатами Болонских соглашений. Мы считаем, что физическая подготовка обладает значительным нравственным потенциалом, и его использование в образовательном процессе будет способствовать формированию личности сотрудника правопорядка. О наличии большого нравственного потенциала физкультурно-спортивной деятельности свидетельствуют научные труды Л.И. Лубышевой [1], В.К. Бальсевича [2], М.Я. Виленского [3], В.И. Столярова [4].

Однако в настоящее время прослеживается тенденция снижения внимания к нравственному воспитанию курсантов образовательных организаций МВД России в процессе занятий физической подготовкой. Как правило, содержание и организация учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» сводится только к обучению двигательным навыкам, технико-тактической подготовке и целенаправленному развитию физических качеств. Данная ситуация, по нашему мнению, связана с недооценкой значимости развития нравственных качеств у курсантов и узостью стереотипного подхода к организации и проведению учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка». О необходимости преобразования системы высшего образования в сторону усиления воспитательной составляющей также отмечается в научной работе П.А. Мусинова [5]. При этом следует подчеркнуть значимость целенаправленного духовного и физического развития обучающегося, которое коренится в классических целях воспитания, направленных на формирование гармонически развитой личности. Существование таких целей имеет давнюю историческую базу. Их можно обнаружить отчасти в античной системе воспитания, основанной на идее гармонии разума, тела и души, воспитании меры и порядка, отчасти в принципах воспитания эпохи Возрождения, выдвигающих на первый план идеал свободной, творчески незакрепощенной личности.

Наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека до формирования его личности и поведения.

В настоящее время на федеральном уровне принят ряд документов (закон о физической культуре и спорте, национальная доктрина образования, концепция развития физической культуры и спорта), конституирующих физическую культуру и спорт в качестве социокультурных институтов, входящих в непосредственный круг деятельности государства.

Идея воспитания, собственно как и формирования личности человека, получает более полное звучание в идеологической программе коммунистического переустройства общества, по крайней мере, в ее декларативном звучании.

В изучаемом контексте интересно высказывание Е.Г. Грабаренко [6], который считает одним из главных условий повышения эффективности процесса нравственного воспитания студентов «развитие индивидуальных форм работы со студентами, а также — студенческого коллектива как субъекта воспитания».

В то же время для того, чтобы проанализировать развитие нравственных качеств личности необходимо еще раз уточнить понимание терминов «мораль» и «нравственность». Как в повседневном сознании, так и в научной литературе данные термины очень часто употребляются в качестве синонимов [7; 8]. Это вполне оправданно и правильно в том случае, когда в них отражается особый тип ценностно-нормативного регулирования поведения, отличного как от права, так и от социальной психологии.

Мораль характеризует совокупность исторически сформировавшихся и унаследованных норм, принципов и ценностей, существующих в общественном и индивидуальном сознании, а нравственность — это объективация морального сознания на практике. Такое разграничение понятий берет свое начало еще от Гегеля, и оно, бесспорно, имеет серьезные основания, так как обращает внимание на сложный и противоречивый процесс превращения определенных моральных ценностей из потенциального осознания «идеальной нормы» в поведенческое состояние, раскрывает объективацию и ма-

териализацию моральных принципов в жизни, на практике.

Система нравственного развития личности, в том числе и личности курсанта, несет в себе черты, почерпнутые из господствующей системы ценностей и антиценностей, а нравственность представляет собой целостную систему, присущую конкретному социуму или обществу и отражает в себе качественную характеристику социальной и духовной жизни определенной культуры. Социально-экономическое и культурное развитие общества требует внесения определенных корректирующих воздействий в нравственное развитие. Это обусловлено тем, что нравственность включает в себя не только представления, убеждения, предположения, не только субъективные основания для оценки поведения, но и практическую мораль, определенный аспект деятельности, который с точки зрения ценностей может быть квалифицирован как нравственный или безнравственный.

Разграничение, стало быть, имеет научно-эвристическую ценность, поскольку в первом случае акцент делается на идеальном, ценностном аспекте морали, на содержании и структуре морального сознания, а во втором случае — на морали как части реальных общественных отношений, существующего поведения, функционирующих норм человеческой деятельности.

Моральное поведение невозможно без непосредственной деятельности сознания, но оно развивается на его основе самостоятельно и противопоставляется ему как объективная реальность и как моральное сознание, детерминированные, в конечном счете, социально-экономическими условиями, способом жизни человека.

Таким образом, моральное сознание находит свою объективацию в нравственном поведении, в существующих на данном этапе развития общества нравственных отношениях. Но и сформированные нравственные отношения оказывают обратное воздействие на моральные нормы.

Исходя из вышесказанного, можно дать определение нравственной культуры личности как диалектического единства сознания и поведения, видимого субстанционального качества действующей морали.

В последнее время в научной литературе можно встретить достаточно перспективное, с воспитатель-

ной точки зрения, рассмотрение соотношения между понятиями «мораль» и «нравственность». Нравственность, в соответствии с данной точкой зрения, не является лишь объективированной моралью, только практическим снятием противоречия между личным и общественным, она, прежде всего, саморазвитие, самосовершенствование, самореализация.

Мораль как система норм и правил регулирует поведение с учетом интересов социальной группы и ее целей, в то время как нравственность имеет целью развитие потенциальной универсальности индивидуума и направлена не только к воспроизводству нынешних социальных отношений, но прежде всего к их творческому обогащению и развитию.

В.С. Библер [9, с. 19], например, интерпретируя понятия мораль и нравственность, определяет мораль как устоявшуюся в нормах и предписаниях (как надо себя вести, чтобы жить достойно) форму нравственности. «Основная беда нашей нравственной жизни — это ее идеологизация и нарастающий новый феномен — морализирование, т.е. поспешное, неорганичное, неукорененное в культуре расщепление нравственных перипетий, только-только начинающих формироваться, их — на корню — высыхание в однозначные, не в моем сознании рожденные, заимствованные моральные предписания».

Морализирование особенно опасно для неокрепшего сознания. Моральные нормы быстро приобретают для него характер внешних моральных постулатов, к которым оно легко «прилепляется», лишь бы поскорее избавиться от собственных непереносимых нравственных перипетий. Эти чужие постулаты человек воспринимает неорганично, плоскостно. Они как бы освобождают индивида от всякой личной ответственности.

Проанализировав основополагающие аспекты учебной дисциплины «Физическая подготовка», которая является составной частью физической культуры, можно сделать вывод, что она обладает большим потенциалом в нравственном развитии личности курсанта. Данный вывод опосредованно подтверждает диссертационное исследование И.Л. Журкиной [10], посвященное воспитанию нравственных качеств у спортсменов. В целом же, этот выдвинутый вывод базируется на парадигме отечественной высшей школы — образование невозможно без воспитания.

В современном гуманитарном знании утвердилось понимание неповторимости и своеобразия каждой личности. В то же время социальное бытие не существует только в рамках индивидуально значимого аспекта личности, она неизбежно связывается с уровнем общезначимого, чем определяется возможность известной редукции индивидуального к социальному, к некой целостности личности, которая охватывает большое количество ее социальных свойств.

По мнению ряда ученых (Р.Д. Айдаровой [11], А. Мень [12], Ю.А. Нарижного [13], С.Л. Рубинштейна [14]), экономические, идеологические, нравственные, эстетические и другие отношения, отраженные в соответствующих сферах сознания, являются непременными элементами социализации личности.

Для нас первоочередное значение имеет нравственная целостность, которая представляет собой единство общественного и индивидуального, является своеобразным отражением сложного взаимодействия общества и личности, в наибольшей степени определяет понимание нужности конкретной личности обществу. Формирование высоконравственной личности защитника правопорядка является одной из основополагающих образовательно-воспитательных целей процесса профессиональной подготовки. Вооружая курсанта арсеналом боевых приемов борьбы, необходимо проводить работу, направленную на воспитание нравственной личности. Эта проблема не является новой, но она в каждое историческое время приобретает новый аспект.

В заключение требуется отметить, что изменения в социально-экономической, культурной и идеологической жизни российского общества привели к обострению духовно-нравственных противоречий. Принципы, считавшиеся аморальными, со временем перестали противоречить представлению о нравственности, а те основания, которые ранее были выдвинуты в качестве моральных, вызывают сейчас у большей части современных людей скептическое отношение в силу их утопического характера. Это свидетельствует о том, что моральные нормы общества определяются самим обществом в тот или иной момент его развития, а неизменными остаются лишь глубинные общечеловеческие нравственные ценности, такие как служение отечеству, идеалам добра и справедливости. Только высоконравственная и физически подготовленная лич-

ность сотрудника правопорядка способна успешно противостоять силам зла и эгоистическим идеалам, насаждаемым извне. Умелое использование потенциала физической культуры и осуществление духовного воспитания в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка» позволят сформировать у курсантов, будущих сотрудников правопорядка необходимые нравственные идеалы и помогут успешно выполнять свою профессиональную деятельность.

Литература

1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 2003.

3. Виленский В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2005.

4. Столяров В.И. Философия физической культуры и спорта. Книга I. Метафилософский анализ: философия физической культуры и спорта как особая философская дисциплина. М.: СГУ, 2015.

5. Мусинов П.А. Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.

6. Грабаренко Е.Г. Воспитание нравственных качеств студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1983.

7. Смоленцев А.С. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.

8. Апанасенко Г.Л. Нравственность и личность в современной культурной ситуации. М., 1996.

9. Библер В.С. Бытие на грани // Век ХХ и мир. 1989. № 7.

10. Журкина И.Л. Формирование нравственных отношений подростков в спортивной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.

11. Айдарова Р.Д. Закономерность нравственного развития личности в условиях обновления социалистического образа жизни: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Алма-Ата, 1990.

12. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1982.

13. Нарижный Ю.А. Анализ критериев нравственной зрелости личности в современной этике: дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1989.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей педагогики: в 2 т. Т. 2. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.