Научная статья на тему 'Аналитико-теоретические подходы к концептуальному определению места и роли физической культуры и спорта в нравственном развитии личности курсанта'

Аналитико-теоретические подходы к концептуальному определению места и роли физической культуры и спорта в нравственном развитии личности курсанта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / спорт / личность / нравственная культура / духовное развитие / формирование / культурные ценности / общество / physical culture / sport / personality / moral culture / spiritual development / formation / cultural values / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александр Лукич Славко, Дмитрий Анатольевич Платонов

Рассматриваются теоретико-методологические походы к концептуальному определению места и роли физической культуры и спорта в нравственном развитии личности. Выделены концептуальные и функциональные определения физической культуры, основные принципы нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой. Дается анализ проблемного поля физической культуры через призму нравственного развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александр Лукич Славко, Дмитрий Анатольевич Платонов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical and theoretical approaches to the conceptual determination of the place and the role of physical culture and sport in the moral development of a personality

In the scientific article theoretical and methodological approaches to the conceptual definition of the place and role of physical culture and sports in the moral development of the individual are considered. The conceptual and functional definitions of physical culture, the basic principles of the moral development of the personality in the process of physical training are defined. The analysis of the problem field of physical culture through the prism of the moral development of the individual is given.

Текст научной работы на тему «Аналитико-теоретические подходы к концептуальному определению места и роли физической культуры и спорта в нравственном развитии личности курсанта»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10123 © А.Л. Славко, Д.А. Платонов, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АНАЛИТИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНЦЕПТУАЛЬНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕСТА И РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА

Александр Лукич Славко,

доцент кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат социологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Дмитрий Анатольевич Платонов, начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматриваются теоретико-методологические походы к концептуальному определению места и роли физической культуры и спорта в нравственном развитии личности. Выделены концептуальные и функциональные определения физической культуры, основные принципы нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой. Дается анализ проблемного поля физической культуры через призму нравственного развития личности.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, личность, нравственная культура, духовное развитие, формирование, культурные ценности, общество.

ANALYTICAL AND THEORETICAL APPROACHES TO THE CONCEPTUAL DETERMINATION OF THE PLACE AND THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN THE MORAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

Aleksandr L. Slavko,

Associate Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Dmitriy A. Platonov,

Head of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. In the scientific article theoretical and methodological approaches to the conceptual definition of the place and role of physical culture and sports in the moral development of the individual are considered. The conceptual and functional definitions of physical culture, the basic principles of the moral development of the personality in the process of physical training are defined. The analysis of the problem field of physical culture through the prism of the moral development of the individual is given.

Keywords: physical culture, sport, personality, moral culture, spiritual development, formation, cultural values, society.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Славко А.Л., Платонов Д.А. Аналитико-теоретические подходы к концептуальному определению места и роли физической культуры и спорта в нравственном развитии личности курсанта. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):365-7.

В нашей статье мы постараемся сформировать адекватное представление о физической культуре и найти концептуальное и функциональное определение всестороннему, нравственному развитию личности человека. Физическая культура входит в состав культуры общества. В Советском энциклопедическом словаре дается определение: «культура —

исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека».

Следовательно, чем выше уровень развития общества, тем более развита культура, в том числе и физическая.

Многие ученые с развитием культуры связывают возможность духовного развития [1; 2].

Уровень развития физической культуры общества и ее влияние на личность на современном этапе развития общества с философских и социологических позиций рассматривали в своих трудах некоторые исследователи [3; 4, с. 55—57], они отмечали, новое осмысление сущности физической культуры, которое проявляется в акцентуализации влияния на нравственную сферу человека.

На наш взгляд, этому способствует и то, что нравственному аспекту в физической культуре и спорте, в средствах массовой информации уделяется недостаточно внимания, а элементы агрессии и насилия, напротив, показываются очень часто.

Данное положение, безусловно, связано с характером духовно-нравственной атмосферы целостного пространства современности, способом функционирования социальных и культурных ценностей, актуальных на данном этапе общественного развития.

Доминирующее положение масскультурных форм, с одной стороны, активизирует архетипи-ческие и, как следствие, зрелищные аспекты феноменов физической культуры и спорта. С другой стороны, тем самым, выявляется проблемность духовно-нравственного содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Основанность последней в фактах физического совершенствования человека располагает к экспликации собственно природно-инстинктивной активности. При этом очевидно, что природная составляющая не покрывает полностью антропологических свойств, но при этом входит в определенную взаимосвязь с социальной и культурной стороной человека.

В спорте и физической культуре, в той степени, в какой они включены в орбиту поверхности культурного пространства, т.е. массовой культуры, такая взаимосвязь конкретизируется именно в эстетизации природной инстинктивности. Это и порождает ее зрелищность как проявленность сугубо физических свойств в социокультурном плане.

В то же время социокультурная природа человека не исчерпывается возможностями развития именно этого аспекта, она более глубока и многообразна. Это позволяет выявлять проблемность рассмотренной взаимосвязи и в то же время дает осно-

вания к поиску и позиционированию физкультурно-спортивной деятельности как развития физических способностей на основе сверхприродных идеалов и ценностей.

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что физическая культура и спорт нацелены не только на достижение рекордных результатов, но и являются в своей сущности сферой проявления нравственности, равноценной таким формам человеческой деятельности как искусство, наука, религия и др.

Но хотелось бы еще обратить внимание, что феномену физической культуры и спорта не стоит автоматически присваивать статус нравственной деятельности, так как при занятии физическими упражнениями формируется нравственная культура личности под действием этих упражнений. А вот именно принципиальная взаимосвязь физической культуры, физической активности в определенной среде, социуме с активностью сверхфизической, то есть нравственной и дает основание возможности позитивного воздействия на нравственное развитие личности. Но это только возможно тогда, когда сама физкультурно-спортивная деятельность получает гуманистическую направленность, в противном случае это приводит к девиантности личности.

Культура в научном понимании — это процесс, а главное — результат ее деятельности может носить материально-преобразующий, духовно-преобразующий и социально-преобразующий характер.

Совершенно очевидно, что за пределами физической культуры всестороннее развитие человека невозможно. Ведь «физическое совершенство» как атрибут гармонично развитой личности и находится во взаимосвязи и во взаимном влиянии физической культуры и общей культуры личности.

Нравственное, духовное развитие личности не происходит стихийно, естественным путем, как, например, физическое развитие, а требует хорошо продуманной и организованной воспитательной работы. Как известно, самой по себе «нравственной деятельности» как таковой нет, однако нравственный аспект характерен любой культуре и любому виду человеческой деятельности, в частности физкультурной.

366

Вестник экономической безопасности

№ 2/2019

Процесс нравственного формирования личности является сложным и длительным. Для эффективного управления этим процессом необходимо вовлечение личности в структуру нравственных отношений и создание механизма ее корректировки.

Основой нравственной культуры личности является активная жизненная позиция, основанная на нравственных принципах гуманистической направленности. Мы считаем, что активная жизненная позиция в основной своей части закладывается в результате занятий физической культурой и спортом в конкретном коллективе и определенных жизненных условиях. То есть личность является носителем идей конкретного социума. У личности формируется определенное отношение к идеалам, пропагандируемым в обществе, в конкретный исторический период.

В этом плане, по нашему мнению, в спорте и на учебных занятиях по физической культуре использование моделирования спортивных ситуаций может реально способствовать формированию нравственного аспекта личности. Моделирование спортивных ситуаций также позволяет выявить уровень нравственной культуры личности и оказать на нее корректирующее воздействие.

Делая вывод, можно уверенно заявить, что в физической культуре, как и в культуре в целом, духовное начало превалирует. Согласно теоретико-методологическому подходу к концептуальному определению роли физической культуры в нравственном развитии личности можно определить, что мотивом к активной физической деятельности должно являться не физическое превосходство, а желание к

самосовершенствованию. Таким образом, основополагающим принципом нравственного развития личности средствами физической культуры является создание когнитивных условий, понимания другого человека, так как участник соревнований может оказаться в роли победителя и проигравшего, то есть испытать на себе эмоциональное состояние победы или поражения.

Физкультурная деятельность, как мы видим, является той формой нравственной деятельности, которая содействует нравственному развитию личности человека. На основе проведения детального анализа структуры нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой, возможна разработка методик корректирующего воздействия на нравственное развитие личности в конкретно сложившихся условиях.

Литература

1. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992.

2. Паначев В.Д. Социально-управленческие аспекты взаимодействия спорта и личности. Пермь, 2004.

3. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребности в физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 1998.

4. Рахматов А.И., Каймин М.А. Дифференцированный подход в образовательном процессе физического воспитания студентов высших учебных заведений // Теория и практика физической культуры. 2009. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.