Научная статья на тему 'Особенности формирования мотивации студентов к физическому совершенствованию на этапе вузовской подготовки'

Особенности формирования мотивации студентов к физическому совершенствованию на этапе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / физическое совершенствование / мотив / физическая культура / программа развития мотивации к занятиям физическим совершенствованием. / motivation / physical improvement / motive / physical culture / program of development of motivation to engage in physical improvement.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Владимирович Коршунов, Владимир Владимирович Пужаев, Анна Евгеньевна Сумишевская

Исследуется формирование мотивации студентов к занятиям физическим совершенствованием. Проведен сравнительный анализ мотивов к занятиям физическим совершенствованием у студентов первого и четвертого курсов московских вузов, имеющих и не имеющих возможность свободного выбора физкультурно-спортивной специализации в рамках обязательных занятий по физической культуре. Показано, что студенты, обладающие возможностью самостоятельно выбирать физкультурную специализацию, а также те студенты, которые мотивированы на освоение профессии, демонстрируют более высокую мотивацию к физическому совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексей Владимирович Коршунов, Владимир Владимирович Пужаев, Анна Евгеньевна Сумишевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF STUDENTS’ MOTIVATION FOR PHYSICAL IMPROVEMENT AT THE STAGE OF UNIVERSITY TRAINING

The article is devoted to the study of the formation of students’ motivation to engage in physical improvement. A comparative analysis of the motives for physical improvement classes for first and fourth year students of Moscow universities, who have and do not have the opportunity to freely choose physical education and sports specialization in the framework of compulsory physical education classes, has been carried out. As a result, it was shown that students with the ability to independently choose physical education specialization, as well as those students who are motivated to learn a profession, demonstrate a higher motivation for physical improvement.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования мотивации студентов к физическому совершенствованию на этапе вузовской подготовки»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1/159.9

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10183

ББК 88

© А.В. Коршунов, В.В. Пужаев, А.Е. Сумишевская, 2019

Научная специальность 19.00.13 — психология развития, акмеология

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НА ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ

ПОДГОТОВКИ

Алексей Владимирович Коршунов, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки, кандидат социологических наук

Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета (105568, Москва, ул. Чечулина, 1, корпус 1)

Владимир Владимирович Пужаев, старший преподаватель кафедры физической подготовки УНКСП, кандидат педагогических наук, мастер спорта международного класса России

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Анна Евгеньевна Сумишевская, студент 1 курса магистратуры

Московский городской педагогический университет (129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1)

Аннотация. Исследуется формирование мотивации студентов к занятиям физическим совершенствованием. Проведен сравнительный анализ мотивов к занятиям физическим совершенствованием у студентов первого и четвертого курсов московских вузов, имеющих и не имеющих возможность свободного выбора физкультурно-спортивной специализации в рамках обязательных занятий по физической культуре. Показано, что студенты, обладающие возможностью самостоятельно выбирать физкультурную специализацию, а также те студенты, которые мотивированы на освоение профессии, демонстрируют более высокую мотивацию к физическому совершенствованию.

Ключевые слова: мотивация, физическое совершенствование, мотив, физическая культура, программа развития мотивации к занятиям физическим совершенствованием.

FEATURES OF THE FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION FOR PHYSICAL IMPROVEMENT AT THE STAGE OF UNIVERSITY TRAINING

Alexey Vladimirovich Korshunov, associate professor of the department of adaptology and sports training, candidate of sociological sciences

Institute of Natural Science and Sports Technologies of Moscow City Pedagogical University (105568, Moscow, Chechulina str., 1, building 1)

Vladimir Vladimirovich Puzhaev, Senior Lecturer at the Department of Physical Training, UNKSPP, Ph.D Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Anna Evgenievna Sumishevskaya, 1st year master student

Moscow Pedagogical University of Moscow (129226, Moscow, 2nd Sel'skokhozyaystvenniy proezd, 4 bild. 1)

Annotation. The article is devoted to the study of the formation of students' motivation to engage in physical improvement. A comparative analysis of the motives for physical improvement classes for first and fourth year students of Moscow universities, who have and do not have the opportunity to freely choose physical education and sports specialization in the framework of compulsory physical education classes, has been carried out. As a result, it was shown that students with the ability to independently choose physical education specialization, as well as those students who are motivated to learn a profession, demonstrate a higher motivation for physical improvement.

Keywords: motivation, physical improvement, motive, physical culture, program of development of motivation to engage in physical improvement.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Коршунов А.В., Пужаев В.В., Сумишевская А.Е. Особенности формирования мотивации студентов к физическому совершенствованию на этапе вузовской подготовки. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):289-92.

Актуальность. В современном обществе особое внимание все больше стало уделяться физической активности и здоровому образу жизни. Заниматься физической культурой становится модно, вследствие чего поднимается статус тренировок и упражнений. Государство заинтересовано в оздоровлении населения, так как здоровый гражданин физически более активен, а значит, более продуктивен и результативен в трудовой сфере, что в свою очередь влияет на экономику, данное положение отражено в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8]. Вследствие этого возникает необходимость в повышении двигательной активности населения, но более значимая цель — это воспитание подрастающего поколения, замотивированного на занятия физическим совершенствованием. Особо важно формировать мотивацию к занятиям физической культурой у студентов.

Исследованиям физической культуры и связи ее с различными психологическими и педагогическими аспектами занимались П.К. Дуркин, А.Н. Туренков, Л.Н. Скотникова, С.В. Начинаская, О.Н. Степанов.

Физическое развитие перестраивает не только организм индивида, но и оказывает влияние на другие сферы: психологическую, духовную, социальную. Особенно подчеркивается важность физического совершенствования в процессе овладения студентами будущей специальности. Целью профессионально-прикладной физической подготовки является освоение знаний, умений и навыков, способствующих оптимизации и улучшению профессиональной деятельности, устранению различного рода перегрузок мышечной системы, снятию нервно-мышечного и эмоционально-психического напряжения [1].

В то же время при всей важности занятий физическим воспитанием у студентов наблюдается сниженная мотивация. Выделяют также причины, из-за которых занятия физической культурой теряют в глазах студентов свою привлекательность. К ним относятся: занятия физической культуры на том уровне, на котором они представлены в вузах, не удовлетворяют в полной мере запросы студентов, а также казарменная сущность самого процесса физического воспитания [5]; студенты не удовлетворены качеством того, как проводятся занятия, а также их содержанием, отсутствием целей;

отсутствует возможность выбора учащимися интересующего вида спорта [6]; отсутствие заинтересованности к связанным с занятиями ценностями; плохое материальное и техническое оснащение [6]; ориентация занятий на нормативные показатели [5]. Эти факторы влияют на тот факт, что у студентов не формируется ценностного отношения к занятиям в рамках учебной дисциплины физической культурой [7].

Образование мотивации у студенческой молодежи к занятиям физической культурой и совершенствованию в обозначенной сфере актуализируется в одну из основных задач вузовского образования [9], не только в направленности на занятия физической активностью в профессионально-прикладном аспекте, но и с целью стимулирования двигательной активности студентов [3]. Но для того, чтобы решить поставленную задачу не формально, а успешно и эффективно, нужен комплексный подход, направленный на внедрение новых видов физической активности в дисциплину, формирование соответствующих потребностей и установок, направленных на занятия [4]. Сами по себе занятия физкультурной деятельностью не представляют ценности для студенческой молодежи, а потому эти занятия никоим образом не оказывают влияния на становление у них потребностей в спортивно-оздоровительной деятельности и двигательной активности [2]. Однако отмечается положительная связь между привлекательностью занятий для студентов и развивающейся иерархией мотивов к физическому совершенствованию [10].

Цель исследования состоит в определении психолого-педагогических условий формирования мотивации к физическому совершенствованию студентов вузов и на этой основе разработать практические рекомендации для деканов факультетов вузов по совершенствованию психолого-педагогических условий физической подготовки студентов.

Задачи исследования:

1. На основе анализа опыта изучения формирования мотивации к физическому совершенствованию в отечественной и зарубежной психологии разработать программу исследования психолого-педагогических условий формирования мотивации к физическому совершенствованию студентов вузов.

2. Провести эмпирическое исследование психолого-педагогических условий формирования мотивации к физическому совершенствованию студентов вузов.

3. Разработать практические рекомендации для деканов факультетов вузов по совершенствованию психолого-педагогических условий физической подготовки студентов.

Таким образом с учетом актуальности и практической значимости обозначенной темы, нами было проведено исследование студентов вуза. Рабочей гипотезой послужило предположение, что важнейшими психолого-педагогическими условиями формирования мотивации к физическому совершенствованию является свободный выбор физкультурно-спортивной специализации в рамках обязательных занятий по физической культуре и понимание того, что физическая культура является компонентом успешного овладения профессиональной деятельности.

Нами была предпринята попытка оценить эффективность уже используемых способов формирования мотивации студентов к занятиям физическим совершенствованием, реализуемые в вузах Москвы, чтобы в последствии, на основе полученных результатов, создать программу формирования мотивации студентов.

В исследовании приняло участие 97 студентов московских вузов, условно разделенных на 4 группы:

1 группа — студенты первого курса, имеющие выбор секции для занятий в рамках дисциплины «Физическая культура» — 27 человек.

2 группа — студенты четвертого курса, имеющие выбор секции для занятий в рамках дисциплины «Физическая культура» — 23 человека.

3 группа — студенты первого курса, не имеющие возможности выбирать секцию — 26 человек.

4 группа — студенты четвертого курса, не имеющие возможности выбирать секцию — 21 человек.

В исследовании были получены следующие результаты:

• Студенты второй группы демонстрируют более выраженную мотивацию к физическому совершенствованию (и = 140,0; р = 0,000670). Студенты, имеющие возможность самостоятельно выбирать секцию для занятий физкультурой, показывают более высокий уровень мотивации.

• Мотивация к занятиям физическим совершенствованием у студентов второй группы связана с мотивацией развивать себя, получать духовное удовлетворение, налаживать социальные контакты, повышать собственный престиж и сохранять индивидуальность («Развитие себя» (и = 169,0; р = 0,0053), «Духовное удовлетворение» (и = 167,0; р = 0,0047), «Креатив-

ность» (и = 204,0; р = 0,038), «Социальные контакты» (и = 99,5; р = 0,0000), «Собственный престиж» (и = 176,0; р = 0,0083), «Достижения» (и = 208,0; р = 0,046), «Сохранение индивидуальности» (и = 138,0; р = 0,0006)). Студенты, имеющие возможность самостоятельно выбирать, каким образом заниматься по дисциплине «Физическая культура», показывают более выраженную направленность на занятия физическим совершенствованием.

• Студенты четвертого курса демонстрируют выраженную мотивацию овладения профессией (и =168,5; р = 0,005). Чем выше у студентов стремление к овладению профессией, тем ярче у них выражена мотивация на занятия физической активностью. Повышение мотивации к занятиям физической культурой наблюдается у четверокурсников, вне зависимости от способа преподавания дисциплины «Физическая культура».

В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы и исследования мы выяснили, что образование мотивации у студенческой молодежи к занятиям физической культурой и совершенствованию в обозначенной сфере актуализируется в одну из основных задач вузовского образования, не только в направленности на занятия физической активностью в профессионально-прикладном аспекте, но и с целью стимулирования двигательной активности студентов. Но для того, чтобы решить поставленную задачу не формально, а успешно и эффективно, нужен комплексный подход, направленный на внедрение новых видов физической активности в дисциплину, формирование соответствующих потребностей и установок, направленных на занятия.

Факторами, вызывающими интерес к занятиям физической культурой, были обозначены: современное оборудование тренировочного зала, возможность выбора вида спорта, обновление приемов обучения физкультурой, улучшение здоровья и физического состояния, необходимость получения зачета или экзамена.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что на формирование мотивации к физическому совершенствованию влияют такие условия, как возможность самостоятельно выбирать наиболее подходящий вид спорта в рамках дисциплины «Физическая культура», что способствует приданию самим занятиям личностных смыслов, а также наличие знаний в области физической культуры и спорта, затрагивающие темы здоровья и физической активности в целом. В то же самое время мотивация к занятиям физической культурой связана с мотивацией к успешному освоению профессии. Значимость занятий физической активностью

возрастает от первого курса к четвертому: студенты, для которых будущая профессия является ценностью, понимают, что физическая подготовка является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.

Литература

1. Агеевец В.У Роль физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов / В. У Агеевец // Вопросы физического воспитания студентов. — Ленинград: ЛГУ, 1965. — Вып. И. — С. 31 — 35.

2. Борисов М.М. Формирование здорового образа жизни у будущих учителей в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М.: Моск. пед. гос. университет, 1993. — 18 с.

3. Бриллиантова О.О. Содержание двигательной активности студентов вузов / О.О. Бриллиан-това // Современные образовательные технологии, 2015. — №2. — С. 88 — 92.

4. Бурухин С.Ф., Кулагина Е.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза с использованием новых видов двигательной активности // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 1. — С. 123 — 127.

5. Виленский М.Я. Профессиональное мышление в теории и практике педагогической деятельности преподавателя физического воспитания высшей школы // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 10. — С. 19 — 21.

6. Виленский М.Я., Кардовский Г.К. Мотива-ционно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 10. — С. 39 — 42.

7. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека / ГЦОЛИФК. — М., 1992. — 123 с.

8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018).

9. Шишкин П.А. Проектирование методики физического воспитания студентов на основе

ОФП и хатха-йоги: автореф. дис.....канд. пед.

наук / П.А. Шишкин. — Тула, 2011. — 23 с.; Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.

10. Янкаускас И.М. К вопросу об оздоровительной и профилактической направленности занятий по физическому воспитанию со студентами // Теория и практика физической культуры. — 1986. — № 10. — С. 10. — 14.

References

1. Ageevts VU. The role of physical culture in the future professional activity of students / V. U. Ageevets // Questions of physical education of students. - Leningrad: Leningrad State University, 1965. - Vol. I. - S. 31 - 35.

2. Borisov M.M. Formation of a healthy lifestyle by future teachers in the process of physical education: Author's abstract. diss. Cand. ped. sciences. - Moscow: Mosk. ped. state University, 1993. - 18 p.

3. Diamond O.O. Content of motor activity of university students / O.O. Diamonds // Modern educational technologies, 2015. - №2. - S. 88 - 92.

4. Burukhin SF, Kulagina E.V Formation of motivation to engage in physical culture at university students with the use of new types of motor activity // Yaroslavsky Pedagogical Journal. - 2016. - № 1. - p. 123 - 127.

5. Vilensky M.Ya. Professional thinking in the theory and practice of pedagogical activity of a teacher of physical education of a higher school // Theory and practice of physical culture. - 1989. -№ 10. - p. 19 - 21.

6. Vilensky M.Ya., Kardovsky G.K. Motivational and value attitude of students to physical education and the ways of its directed formation // Theory and practice of physical culture. - 1984.

- № 10. - p. 39 - 42.

7. Lubysheva L.I. Concepts of the formation of human physical culture / SCOLIPK. - M., 1992.

- 123 p.

8. Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" of 12/04/2007 N 329-FZ (as amended on 12/27/2018).

9. Shishkin P.A. Designing methods of physical education of students on the basis of OFP and hatha yoga: author. dis. ... Cand. ped. Sciences / P.A. Shishkin. - Tula, 2011. - 23 p .; Ilyin E.P. Motivation and motives. - SPb .: Peter, 2000. - 512 p.

10. Yankauskas I.M. To the question of the health and preventive orientation of physical education classes with students // Theory and practice of physical culture. - 1986. - № 10. - p. 10. - 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.