Научная статья на тему 'Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе'

Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / ПРИЧИНЫ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Илькевич Константин Борисович, Шарагин Виктор Иванович

В представленной статье описано исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в ВУЗе на примере Московского государственного психолого-педагогического университета. В результате исследования выявлены возможности для коррекции педагогической деятельности, повышающие уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Илькевич Константин Борисович, Шарагин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of external and internal psychological reasons for lack of motivation among the students to physical culture and sport at the university

In the present article the authors describe the study of the external and internal psychological causes for the lack of motivation of students to physical training in higher school on the example of Moscow State University of Psychology and Education. The study identified the opportunities for correction of teaching activities that increase the level of motivation to sports activity among the students.

Текст научной работы на тему «Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе»

Статья поступила в редакцию 26.04.2017

УДК 159.9:796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ОТСУТСТВИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент,

Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва

Аннотация

В представленной статье описано исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в ВУЗе на примере Московского государственного психолого-педагогического университета. В результате исследования выявлены возможности для коррекции педагогической деятельности, повышающие уровень мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, студенты-психологи, причины отрицательной мотивации, психологическое тестирование.

STUDY OF EXTERNAL AND INTERNAL PSYCHOLOGICAL REASONS FOR LACK OF MOTIVATION AMONG THE STUDENTS TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT AT THE UNIVERSITY

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Annotation

In the present article the authors describe the study of the external and internal psychological causes for the lack of motivation of students to physical training in higher school on the example of Moscow State University of Psychology and Education. The study identified the opportunities for correction of teaching activities that increase the level of motivation to sports activity among the students.

Keywords: physical culture, psychological students, reasons for negative motivation, psychological testing.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития высшей школы в Российской Федерации физическая подготовка является основой программы физического воспитания студентов вузов. Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может рассматриваться как второстепенный его компонент. Период обучения в подростковом и юношеском возрасте совпадает с активным формированием духовных и физических качеств молодого человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях социально-экономического развития общества [3]. Проблема формирования двигательной активности учащихся имеет большое гигиеническое значение, так как в последнее время замечается прогрессирующая гиподинамия у молодёжи, что обусловлено большим объёмом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома [2, 5, 8]. Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодёжи является одной из важнейших задач государства, однако студенты большинства вузов пропускают занятия по физической культуре, обосновывая свои прогулы рядом причин, относящихся к их собственной эмо-

ционально-волевой сфере. [4, 6, 7]

В работе со студентами вузов и учете их достижений по предмету «Физическая культура», как правило, превалирует в некотором роде однонаправленный подход - преподаватель опирается на значения усредненного нормативного показателя. Главным критерием получения зачета студентом по дисциплине является посещение занятий под страхом незачета («присутствие на занятиях - помогает здоровью») [1, 2, 5, 8]. Выявляется проблема обреченной необходимости посещать занятия по физическому воспитанию в вузе, так как этот предмет закреплен законодательно. Другим аспектом, влияющим на посещаемость, являются условия, в которых студенты вынуждены заниматься, - отсутствие хорошей оснащенности кафедр вузов оборудованными залами, раздевалками и душевыми, тренажерами и инвентарем, что, в свою очередь отрицательно сказывается на попытках создания преподавателями комфортной обстановки на занятиях. Немалое влияние на данную проблему оказывает и общее мнение студентов, их менталитет потребителей, выраженный в небрежном отношении к материально-технической базе (залам, раздевалкам, тренажерам и инвентарю). Ведь прочно укоренившийся в сознании студенческой молодежи тезис о том, что бесплатность дает право на небрежность, необходимо корректировать [1, 3].

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте по изучению внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре участвовали 450 студентов-психологов ФГБОУ ВО МГППУ с 1 по 4 курс. В связи с несущественным признаком гендерное разделение студентов не осуществлялось. Это обстоятельство оказывало некоторое влияние на результаты эксперимента в связи с большим количеством девушек в университете. Выявление внешних и внутренних причин отсутствия мотивации к дисциплине «физическая культура» у студентов осуществлялось путем психологического тестирования [9]. Психологическое тестирование выполнялось студентами анонимно, что исключало влияние экспериментатора на респондентов.

Причины отсутствия мотивации были условно разделены на 2 равные группы: внутренние психологические причины и внешние психологические причины (таблица 1). Таблица 1 - Причины отсутствия мотивации_

№ п/п Внутренние психологические причины Внешние психологические причины

1 Физическая культура и спорт - это не моё! Слишком много групп и студентов на занятиях!

2 Лень везти с собой форму! Преподаватель слишком строг и требователен!

3 Скучно на занятиях, одно и то же каждый раз! У меня нет спортивной одежды!

4 Из-за занятий физкультурой портится макияж/маникюр! Нет музыкального сопровождения занятий!

5 Нет индивидуального подхода на занятиях! Преподаватель (внешний вид, четкость и понятность изложения материала, команд, показа упражнений, профессионал)!

6 Занятия не учитывают мои личные интересы (чем мне нравится заниматься)! Ужасное расписание занятий!

7 Я занимаюсь самостоятельно в фитнес-клубе! Отсутствует разнообразие в выборе секций как альтернативе занятиям по физкультуре!

8 Нет времени на физкультуру, так как я работаю! Отсутствуют шкафчики для личных вещей!

9 Физкультура в университете - это вчерашний день, лучше купить абонемент в спортзал! Необорудованные/неудобные раздевалки!

10 У меня плохая физическая подготовка! Неудобное расположение спортивных корпусов (далеко ехать)!

11 Стесняюсь заниматься из-за лишнего веса! Нет хорошего спортивного инвентаря!

12 У меня освобождение по уважительной причине! Отсутствуют гигиенические нормы проведения занятий (грязный, пыльный, непроветриваемый зал)!

13 Не нравятся болезненные ощущения на следующий день после занятий! Некачественное покрытие спортивных площадок в залах и на стадионе!

№ п/п Внутренние психологические причины Внешние психологические причины

14 Преподаватель заставляет выполнять непосильные для меня нормативы! Не соответствуют залы для занятий физкультурой общепринятым стандартам и размерам!

15 Нет условий для приведения себя в порядок (душа, фенов для сушки волос и т.д.)! В ВУЗе отсутствуют исследования по проблемам улучшения качества проведения занятий по физкультуре !

Студентам было предложено оценить их эмоциональное отношение и значимость лично для себя предложенных высказываний по шкале от 1 до 5 (1 балл - минимум, 5 баллов - максимум). При этом, в зависимости от степени эмоционального отношения (согласия / несогласия с высказываниями), выраженной в баллах, ответы были распределены следующим образом: 5 баллов - «положительные эмоции (полностью согласен)», 4 балла - «скорее положительные эмоции (скорее согласен)», 3 балла - «отсутствие эмоций (равнодушно)», 2 балла - «скорее отрицательные эмоции (скорее не согласен)», 1 балл -«отрицательные эмоции (полностью не согласен)».

Экспериментальное исследование длилось в течение 2015-2016 и 2016-2017 учебных годов, второй и первый семестр соответственно. Во втором семестре 2015-2016 учебного года проводился сбор и обработка литературных источников по проблеме изучения отсутствия мотивации к занятиям по физической культуре у студентов высших учебных заведений, осуществлялся подбор соответствующих методик диагностики психологических причин отсутствия мотивации к занятиям по физической культуре студентами ВУЗов. В первом семестре 2016-2017 учебного года было проведено тестирование студентов 1-4 курсов (в конце семестра) по выявлению значимости для них тех или иных внутренних и внешних психологических причин отсутствия мотивации к занятиям по физической культуре в рамках осуществляемой образовательной программы.

После проведения всех подготовительных и диагностических мероприятий была осуществлена обработка полученных результатов при помощи методов математической статистики программного комплекса Microsoft Excel, которые позволили получить определенные результаты, представленные далее.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Обработанные результаты внутренних и внешних причин отсутствия мотивации к занятиям по физической культуре у студентов ВУЗа представлены в таблицах 2 и 3.

№ п/п Показатели XX m Mo Me 5 Ex As

1 Физическая культура и спорт - это не моё! 2,08 0,09 1 1 1,34 -0,31 0,98

2 Лень везти с собой форму! 2,53 0,09 1 2 1,34 -0,97 0,43

3 Скучно на занятиях, одно и то же каждый раз! 1,86 0,07 1 1 1,13 0,45 1,17

4 Из-за занятий физкультурой портится макияж/маникюр! 1,9 0,08 1 1 1,23 0,03 1,1

5 Нет индивидуального подхода на занятиях! 1,95 0,08 1 1,5 1,17 0,24 1,06

6 Занятия не учитывают мои личные интересы (чем мне нравится заниматься)! 2,1 0,08 1 2 1,2 -0,47 0,75

7 Я занимаюсь самостоятельно в фитнес-клубе! 2,36 0,1 1 1 1,61 -1,29 0,62

8 Нет времени на физкультуру, так как я работаю! 1,77 0,08 1 1 1,3 0,9 1,5

9 Физкультура в университете - это вчерашний день, лучше купить абонемент в спортзал! 2,09 0,09 1 1,5 1,34 -0,24 0,98

10 У меня плохая физическая подготовка! 2,6 0,09 1 2 1,42 -1,19 0,35

11 Стесняюсь заниматься из-за лишнего веса! 1,82 0,08 1 1 1,3 0,72 1,41

12 У меня освобождение по уважительной причине! 1,78 0,09 1 1 1,32 0,78 1,48

13 Не нравятся болезненные ощущения на следующий день после занятий! 2,04 0,08 1 1 1,3 -0,26 0,97

14 Преподаватель заставляет выполнять непосильные для меня нормативы! 1,7 0,07 1 1 1,09 1,55 1,54

15 Нет условий для приведения себя в порядок (душа, фенов для сушки волос и т.д.)! 2,89 0,09 3 3 1,41 -1,24 0,03

Как следует из таблицы 2, в основном, весь контингент респондентов высказался отрицательными эмоциями и отношением к предложенным высказываниям, что подтверждается среднеарифметическими, модальными и медианными характеристиками ответов. Причем распределение ответов респондентов имеет, в основном, явный признак положительной правосторонней асимметрии (Аб>0), что говорит об абсолютном несогласии с большинством предложенных высказываний, что подтверждается большим или меньшим положительным эксцессом (Ех>0), говорящим, в действительности, о нормальности и островершинности такого распределения. Иными словами, студентам не скучно на занятиях; у них не портится макияж и маникюр; на занятиях присутствует индивидуальный подход к каждому студенту; у студентов есть время для занятий физической культурой, так как они не работают или успешно совмещают; не стесняются заниматься из-за лишнего веса; у них нет освобождений по уважительным причинам; а, так же, преподаватель не заставляет выполнять непосильные для них нормативы.

Тем не менее, по ряду внутренних психологических причин, выявлено наличие отрицательного эксцесса (Ех<0), который говорит нам о тенденции наличия групп студентов с противоположным мнением, для которых мнение большинства не является доминантным. К тому же, по ряду этих причин, такие группы студентов весьма многочисленны: «Я самостоятельно занимаюсь в фитнес-клубе» (Ех=-1,29); «У меня плохая физическая подготовка» (Ех=-1,19). Иными словами, некоторые студенты самостоятельно занимаются в фитнес-клубах и имеют внутреннее понимание своей недостаточной физической подготовки и эти группы студентов довольно многочисленны. Менее многочисленны группы студентов, но, тем не менее, значимые, соглашаются с утверждениями, что: физическая культура - это не для них; им лень везти форму на занятия; недостаточен учет их личных предпочтений в двигательной активности; физкультура в университете -это вчерашний день и проще купить абонемент в фитнес-клуб; а, так же, им не нравятся болезненные ощущения в мышцах после занятий.

Абсолютно равнодушное отношение было выявлено по утверждению «Нет условий для приведения себя в порядок (душа, фенов для сушки волос и т.д.)», где модальные и медианные значения совпали полностью (Мо=3, Ме=3), а значение среднего арифметического по выборке стремится к трем (Х=2,89). Тем не менее, распределение мнений по данному утверждению, при пристальном взгляде на значения большого отрицательного эксцесса (Ех=-1,24) и практически нулевой, но положительной асимметрии (Аб=0,03), говорит нам о наличии двух диаметрально противоположных и весьма значительных групп студентов, одна из которых соглашается с отсутствием комфортных условий после занятий по физической культуре, а другая не готова терпеть такое положение дел, это при том, что усредненные характеристики выявили равнодушное отношение.

Как следует из таблицы 3, в основном, весь контингент респондентов имеет отрицательные эмоции и отношение к предложенным высказываниям, что подтверждается среднеарифметическими характеристиками ответов, кроме высказывания «Преподаватель (внешний вид, четкость и понятность изложения материала, команд, показа упражнений, профессиональность)!», в котором видна четкая положительная эмоциональная оценка и согласие с его профессионализмом (Х=4,16; Мо=5; Ме=5). Степень эмоционального отрицания и отношения к предложенным высказываниям, при этом, разнится в определенных пределах (в рамках отрицания).

Такие высказывания, как: «Слишком много групп и студентов на занятиях!», «Преподаватель слишком строг и требователен!», «У меня нет спортивной одежды!», «Отсутствуют гигиенические нормы проведения занятий (грязный, пыльный, непроветриваемый зал)!», «Некачественное покрытие спортивных площадок в залах и на стадионе!» и «Не соответствуют залы для занятий физкультурой общепринятым стандартам и размерам!» отрицаются респондентами в достаточной мере полностью (Х>1, но Х<2), тогда как мнение респондентов в высказываниях: «Нет музыкального сопровождения заня-

тий!», «Ужасное расписание занятий!», «Отсутствует разнообразие в выборе секций как альтернативе занятиям по физкультуре!», «Отсутствуют шкафчики для личных вещей!», «Необорудованные/неудобные раздевалки!», «Неудобное расположение спортивных корпусов (далеко ехать)!», «Нет хорошего спортивного инвентаря!» и «В ВУЗе отсутствуют исследования по проблемам улучшения качества проведения занятий по физкультуре!» более лояльны и допускают меньшую степень эмоционального отрицания и отношения (XX>2, но Х<3).

Таблица 3. - Внешние психологические причины отсутствия мотивации

№ п/п Показатели XX т Мо Ме 5 Ех АЙ

1 Слишком много групп и студентов на занятиях! 1,93 0,08 1 1 1,21 0,12 1,09

2 Преподаватель слишком строг и требователен! 1,68 0,07 1 1 1,05 1,89 1,6

3 У меня нет спортивной одежды! 1,41 0,07 1 1 1 6,1 2,63

4 Нет музыкального сопровождения занятий! 2,64 0,1 1 3 1,47 -1,28 0,29

5 Преподаватель (внешний вид, четкость и понятность изложения материала, команд, показа упражнений, профессиональность)! 4,16 0,09 5 5 1,38 0,59 -1,44

6 Ужасное расписание занятий! 2,49 0,09 1 2 1,43 -1,16 0,44

7 Отсутствует разнообразие в выборе секций как альтернативе занятиям по физкультуре! 2,31 0,09 1 2 1,3 -0,8 0,58

8 Отсутствуют шкафчики для личных вещей! 2,9 0,1 1 3 1,51 -1,42 0,05

9 Необорудованные/неудобные раздевалки! 2,43 0,08 1 2 1,3 -0,94 0,41

10 Неудобное расположение спортивных корпусов (далеко ехать)! 2,43 0,1 1 2 1,55 -1,21 0,57

11 Нет хорошего спортивного инвентаря! 2,24 0,08 1 2 1,23 -0,7 0,58

12 Отсутствуют гигиенические нормы проведения занятий (грязный, пыльный, непроветриваемый зал)! 1,78 0,07 1 1 1,14 0,9 1,37

13 Некачественное покрытие спортивных площадок в залах и на стадионе! 1,77 0,07 1 1 1,1 0,75 1,27

14 Не соответствуют залы для занятий физкультурой общепринятым стандартам и размерам! 1,93 0,08 1 1 1,23 0,08 1,09

15 В ВУЗе отсутствуют исследования по проблемам улучшения качества проведения занятий по физкультуре! 2,07 0,08 1 2 1,21 -0,33 0,81

По модальным характеристикам все высказывания, кроме отношения к преподавателю, выявили полное эмоциональное отрицание (Мо=1), тогда как картина медианных характеристик разнится в больших пределах. Высказывания (1, 2, 3, 12, 13 и 14) подтверждаются полным отрицанием (Ме=1), тогда как высказывания 6, 7, 9, 10, 11 и 15 выявляют меньшую степень негативного эмоционального отношения (Ме=2), вплоть до полного равнодушия (Ме=3) у показателей 4 и 8. Иными словами, студенты совершенно не согласны с тем, что занятия проводятся в некомфортных и неприспособленных залах (12, 13, 14), на занятиях присутствует слишком много занимающихся (1), преподаватель слишком строг (2) и у них присутствуют проблемы с обеспечением спортивной формой (3). Менее эмоциональная степень отрицания и негативного отношения выявляются у студентов к неудобному расписанию занятий (6), отсутствию альтернатив в виде секций (7), неудобным раздевалкам (9), удалении спортивных залов (10), отсутствию хорошего спортивного инвентаря (11) и научных исследований в области физкультурно-спортивной деятельности (15). Полное равнодушие у студентов было вызвано отсутствием музыкального сопровождения занятий (4) и шкафчиков для личных вещей (8).

Тем не менее, если обратить внимание на показатели эксцесса и асимметрии оценок респондентов, мы увидим более показательную картину: полное эмоциональное отрицание и отношение показательно только к высказыванию об отсутствии у студентов спортивной одежды (Ех=6,1 и Ай=2,63); достоверна положительная оценка профессионализма преподавателя (Ех=0,59 и Аб=-1,44), подтвержденная отсутствием его излишней строгости и требовательности (Ех=1,89 и Ай=1,6); достаточно полное отрицание по показателям санитарным, техническим и гигиеническим требованиям к спортивным залам (Ех>0, Аб>0 в той или иной степени). Различия по показателям эксцесса и асимметрии

наблюдается в показателях (4, 6, 8 и 10), что говорит о том, что в студенческой среде присутствуют довольно большие группы, изъявляющие желание иметь на занятиях по физической культуре музыкальное сопровождение (Ex=-1,28 при As=0,29), более адекватное и удобное расписание (Ex=-1,16 при As=0,44), шкафчики для личных вещей (Ex=-1,42 при As=0,05) и более близкое расположение спортивных баз (Ex=-1,21 при As=0,57). Помимо этих больших групп, присутствуют меньшие по количеству группы в показателях (7, 9, 11 и 15), но, так же, стремящиеся к более качественному улучшению физкуль-турно-спортивной деятельности ВУЗа в виде секционной альтернативы (Ex=-0,8 при As=0,58), удобства раздевалок (Ex=-0,94 при As=0,41), более качественного инвентаря (Ex=-0,7 при As=0,58) и развития научно-исследовательской деятельности по физической культуре и спорту (Ex=-0,33 при As=0,81).

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Таким образом, основываясь на результатах проведенных нами исследований, можно сделать следующие выводы:

1. В довольно однородном составе студенческой молодежи вуза психолого-педагогической направленности, положительно оценивающей комфортность занятий физической культурой и спортом в рамках предложенных дидактических единиц дисциплины "физическая культура", выявляется достаточно большая группа студентов не готовых мирится с наличествующим комфортом и изъявляющих желание улучшить предоставляемые условия.

2. Профессионализм профессорско-преподавательского состава кафедры ФК и ОБЖ МГППУ оценивается студентами достоверно положительно, что дает нам сделать вывод о правильности избрания корректного психолого-педагогического подхода при преподавании дисциплины "физическая культура".

Исходя из вышеописанных выводов, основанных на проведенных исследованиях, можно дать следующие практические рекомендации:

1. Необходима корректировка в области комфорта при практических занятиях двигательной активностью в виде наличия комфортных раздевалок, индивидуальных шкафчиков для вещей, наличия возможности получения гигиенических процедур после занятий, а также включение в процесс педагогического воздействия музыкального сопровождения практических занятий.

2. Необходимо поддержание достигнутого уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава посредством возможностей для доступного повышения квалификации и возможности его материального стимулирования, в зависимости от достигнутых результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов, А.С. К вопросу о необходимости разработки инновационной технологии преподавания дисциплины "Физическая культура" в вузе / А.С. Болдов // Актуальные проблемы экологии и здоровья человека : материалы I международной научно-практической конференции. -Череповец, 2013. - С. 191-194.

2. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Болдов Александр Сергеевич. - М., 2006. - 180 с.

3. Гусев, А.В. Система физического воспитания в вузах и пути выхода из кризиса / Гусев А.В., Болдов А.С. // Материалы международной научно-практической конференции «Спортивные игры в физическом воспитании и спорте», 24-26 декабря 2009 г. - Смоленск, 2009. - С. 237-241.

4. Донцов, Д.А. Методологические и технологические аспекты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного становления студентов-психологов [Электронный ресурс] / Д.А. Донцов, М.В. Донцова, В.И. Шарагин // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 1. - URL : http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50863.shtml (дата обращения: 27.04.2017).

5. Иванов, В. Д. Отношения студентов к занятиям по дисциплине «физическая культура» в вузе / В.Д. Иванов, М.В. Козырин // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования : материалы научно-практической конференции. - Пенза : НИЦ «Социосфера», 2012. - С. 161-163.

6. Илькевич, К.Б. Анализ мотивационной сферы профессионально-спортивной деятельности студентов / К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, А.С. Болдов // Электронный научный журнал. - 2016. - № 5 (8). - С. 553-558.

7. Илькевич, К.Б. Педагогические правила формирования внутренней мотивации студентов к физическому совершенствованию / К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, А.С. Болдов // Развитие науки и образования в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции : в 6 частях. Ч. 4. - М. : ООО "АР-Консалт", 2015. - С. 96-99.

8. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Г. Логинов, А. Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Характеристика отрицательной мотивации к занятиям по физической культуре у студентов вузов неспортивного профиля // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2016. - Т. 15, № 2 (135). - С. 170-178.

REFERENCES

1. Boldov A.S. (2013), "To the question of the need to develop an innovative technology for teaching the discipline "Physical Culture" in the university", Actual problems of ecology and human health: Materials of the I International Scientific and Practical Conference, The State University of Civil Defense, Cherepovets, pp. 191-194.

2. Boldov, A.S. (2006), Formation of interest in a sports activity at students of special medical groups, dissertation, Moscow.

3. Gusev AV and Boldov A.S. (2009), "The system of physical education in universities and ways out of the crisis", Materials of the international scientific and practical conference "Sports games in physical education and sport", December 24-26, 2009, Smolensk, pp. 237-241.

4. Dontsov D.A., Dontsova M.V. and Sharagin V.I. (2012), "Methodological and technological aspects of psychological and pedagogical support of professional-personal formation of students-psychologists", Psychological science and education psyedu.ru, No. 1, available at: http://psyjournals.ru/psyedu_en/2012/n1/50863.shtml.

5. Ivanov V.D. and Kozyrin M.V. (2012), "Students' attitudes toward pursuing the discipline of "physical culture" in the university", Preparing a competitive specialist as the goal of modern education. Materials of the scientific-practical conference, SIC "Sociosphere", Penza, pp. 161-163.

6. Ilkevich K.B., Gusev A.V. and Boldov A.S. (2016), "Analysis of the motivational sphere of professional-sports activity of students", Electronic scientific journal, No. 5 (8), pp. 553-558.

7. Ilkevich K.B., Gusev A.V. and Boldov A.S. (2015), "Pedagogical rules for the formation of students' internal motivation for physical improvement", Development of science and education in the modern world. Collection of proceedings on materials. International scientific-practical conference: in 6 parts, LLC "AR-Consult", Moscow, pp. 96-99.

8. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov V.Yu. and Romanova A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-06.

9. Makhov A.S., Boldov A.S., Ivashkova E.E. and Kolesnikova E.E. (2016), "Characteristic of negative motivation for physical education at students of non-sports universities", Scientific notes of the Russian state social University, Vol. 15, No. 2 (135), pp. 170-178.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.