Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
8. Vorotnik A.N., Tkachenko AJ. Professional development and retraining of employees of special units of the internal Affairs bodies in the system of military and physical training // Problems of law enforcement and education: proceedings of the doctoral candidates, post-graduate students, graduate students, degree candidates. 2009. Issue 6. P. 76-79.
9. Lopatin !.!., Vorotnik A.N., Voynov P.N. The influence of physical training on education psychological qualities of students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia // The Bulletin of the Belgorod law Institute of MIA of Russia. 2012. № 2. P. 13-16.
10. Mukhanov J.V., Vorotnik A.N., Halzov V.I. The process of forming for the students of universities of the Russian interior Ministry needs in physical self-improvement // Problems of law enforcement. 2013. № 2. P. 49-52.
(Статья сдана в редакцию 02.07.2014)
принципы «ФЭИР ПЛЭИ» КАК ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА
в процессе Физкультурно-спортивной
деятельности
principles «fair play» as basic elements moral development of cadets in the sports activity
УДК 37.034:796
А.Л. СЛАВКО,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД России) Тел. (4722) 52-55-35
A.L. SLAVKO,
саndidаte sociological Science (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы физкультурно-спортивной деятельности в контексте развития личности, а также принципы «Фэйр плэй» как основные элементы нравственного развития личности курсанта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физкультурно-спортивная деятельность, принципы «Фэйр плэй», нравственное развитие, личность курсанта.
Abstract: the article deals with sports activity in the context of personal development, as well as the principles of «Fair play» as the basic elements of moral development cadet.
Keywords: physical culture, sport, sports activity, the principles of «Fair play», moral development, personality cadet.
В системе общечеловеческих культурных ценностей высокий уровень здоровья и физической подготовленности во многом определяет возможности освоения всех остальных ценностей и в этом смысле является
основой, без которой сам процесс освоения культурных ценностей малоэффективен [1, с. 3]. С этим, безусловно, следует согласиться, поскольку физическая культура и спорт как искусственное развитие естественных
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
45
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
способностей человека непосредственно фиксируются в качестве основ жизнесуществования, в отличие от духовной культуры, не наблюдаемой очевидно.
Однако нельзя и преуменьшать роль и место идеального поля в пространстве физической культуры и спорта, так как они в таком случае теряют свой собственно культуроантропологический статус, трансформируясь в сугубо механический процесс человеческой физики. Известная триада - «духовное богатство», «моральная чистота» и «физическое совершенство» - как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во взаимном влиянии физической культуры и нравственной культуры личности [2, с. 105].
Физическая культура предоставляет, помимо всего прочего, огромный материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе [3].
В.М. Выдрин рассматривает физическую культуру как «сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики. Она не имеет границ - социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических» [4, с. 23].
Данный характер взаимосвязи физической культуры и спорта и культуры в целом позволяет некоторым исследователям (например, Л.И. Лубышевой) с философских и социологических позиций выдвигать совершенно новое направление осмысления сущности физической культуры, которое состоит в акцентуации ее влияния на духовную сферу человека «как действенного средства нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания» [5].
Таким образом, мы видим, что проблемное поле физической культуры и спорта входит в соприкосновение с социальным миром нравственного уровня современной культуры. Поэтому центральной задачей нравственного воспитания личности курсанта является формирование активной жизненной позиции, несущей положительный нравственный заряд, который может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности средствами физической культуры и спорта.
С полным основанием можно утверждать,
что активная жизненная позиция во многом формируется в процессе физкультурноспортивной деятельности и что существует связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности курсанта и проявлением активной жизненной позиции. Человек, регулярно занимающийся физической культурой и спортом, более дисциплинирован, активнее других включен в жизнь коллектива. В среде наиболее видных политиков современного мирового истеблишмента преобладают люди, имеющие спортивный характер и достаточно высокую физическую подготовленность. Многие из них прошли школу спорта.
Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела как повседневную норму поведения, требует проявления мужества в борьбе за утверждение добра и преодолении морального зла. Известно, что чем тверже убеждения, тем вероятнее их соответствие поступкам.
Но для совершения поступков иногда недостаточно даже твердых убеждений - нужны еще настойчивость, решительность, воля, целеустремленность, самообладание, неотъемлемые качества сотрудника правопорядка. Выработке этих качеств как раз активно способствует целенаправленная физкультурно-спортивная деятельность.
Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и таким образом заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без значительных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают волю, целеустремленность, самообладание. «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявлять мужество», - писал А.С. Макаренко [6]. Занятия спортом, в числе немногих других видов деятельности, постоянно создают именно такие условия.
Необходимой нравственной основой подготовки курсанта к активному участию в социокультурном образовательном процессе и к службе в ОВД выступают такие качества, как трудолюбие, честность, добросовестность, чувство ответственности, самодисциплины. Занятия спортом активно помогают воспитанию и этих качеств. У А.С. Макаренко есть замечательная мысль о том, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие считают. Он говорил о том, что некоторые думают, что работа отличается от
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
46
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, конечно, в игре хорошей, правильной... Она приучает человека к тем физическим и психологическим усилиям, которые необходимы для работы.
Формирование характера и уровня нравственности в рамках исследуемых явлений наиболее эффективно происходит посредством такого феномена, как массовые спортивные соревнования.
Последние выступают мощным средством социализации и инкультурации человека, поскольку задействуют и активизируют архетипические пласты феномена человеческой культуры. Следовательно, данный феномен выявляет с собой и нравственно-личностное начало бытия культуры.
Так, например, чувство сплоченности, коллективности, продуцируемое массовыми спортивными мероприятиями, может иметь различное духовно-нравственное наполнение. Гладиаторские бои в Древнем Риме, безусловно, носили массово-зрелищный характер, причем основывались они на вненравственных усилиях по физическому совершенствованию. Зрители (болельщики) объединялись на основе нечеловеческой жестокости - эстетизации убийства одного человека другим. В современном мире мы видим сплочение футбольных болельщиков, которое часто выражается в хулиганских выходках и всплесках агрессии. В то же время сплочение вокруг олимпийских соревнований образуется благодаря позитивному эмоциональному переживанию, исходящему из гуманизированного принципа соревновательности и победы, а также на основании эстетического чувства прекрасного в жизнеутверждающем развитии физических способностей, скоординированных на решение широкого круга социальных задач высокого нравственного порядка. Особенно это относится к игровым видам спорта.
Очень часто соревнования в этих видах спорта и в физической культуре называют «рекреативный спорт», «спорт для всех»; они, как правило, имеют гуманистическую направленность. Их главная задача - вызвать у участников и зрителей положительные эмоции, принести радость общения, самосовершенствования, укрепить здоровье, почувствовать счастье преодоления самого себя.
В этой разновидности человеческой деятельности, завоевывающей все большую популярность во всех странах, среди различ-
ных групп населения, заключены огромные возможности для позитивного воздействия не только на здоровье, физическое совершенство, но и на духовный мир, на культуру человека - на его мироощущение, моральные принципы, эмоции, эстетические вкусы.
Духовно-нравственная роль в данных спортивных соревнованиях заключается в воспитании у молодого человека честности, справедливости, уважения к сопернику, чувства взаимопомощи, товарищества. Эта позиция исходит из так называемого принципа «Фэйр плэй» (честная игра).
Принцип честной игры требует не только строго, но и добровольно соблюдать дух и букву правил. Это приучает курсанта в будущем соблюдать букву закона.
Принципам «Фэйр плэй» посвящены не только научные труды, но и официальные документы различных международных организаций, связанные с олимпийским движением.
Честная игра выражается прежде всего в поведении самого участника массовых соревнований «спорта для всех». Она характеризует его образ действий, вытекающий из чувства собственного достоинства и включающий в себя честность, добросовестность, решительное и достойное поведение в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважение к партнеру; уважение к противнику независимо от того, является ли он победителем или побежденным; уважение к судье, причем это должно быть позитивное уважение, которое выражается в постоянном стремлении к сотрудничеству с ним в любой ситуации; умение оставаться скромным после победы и спокойно принимать поражение.
Особенно важное значение следует придавать разъяснению и пропаганде принципов «Фэйр плэй» среди молодежи, поскольку в данном возрасте закладываются основы той системы ценностных ориентаций, которые в последующем и будут определять поведение всей жизни нового поколения.
Проведение соревнований по прикладным видам спорта, основываясь на принципах «Фэйр плэй», способствует выработке у курсантов профессионально важных нравственных качеств.
Многие ученые и специалисты в области физической культуры, придавая важное значение разъяснению и пропаганде принципов «Фэйр плэй», воспитанию духовно-нравственных ценностей при занятиях физической культурой, понимают, что негативные
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
47
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
явления в области современной физической культуры и спорта объясняются не только слабой информационной или разъяснительной работой, но также существенными
недостатками той модели организации и проведения спортивных соревнований, которые существуют в наши дни в современном обществе.
Литература —
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 3.
2. Келишев И.Г. Спортивная направленность личности // Спорт и личность: сб. статей. - М., 1975. С. 105-127.
3. Аверьянов Г.П. Актуальные проблемы нравственного воспитания. - Новосибирск, 1987. 241 с.
4. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). - Л., 1988. 186 с.
5. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. - М., 2001. 240 с.
6. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М., 1978. Т. 1.397 с.
7. Хальзов В.И., Муханов Ю.В, Воротник А.Н. Формирование у курсантов вузов МВД России потребности в физическом самосовершенствовании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 49-52
References
1. Balsevich V.K. Intelligent vector physical human culture (the issue of development of sports knowledge) // Theory and Practice of Physical Culture. 1991. № 7. P. 3.
2. Kelishev L.G. Sports personality orientation // Sports and personality: a collection of articles. - M., 1975. P. 105-127.
3. Aver'yanov C.P. Actual problems of moral education. - Novosibirsk, 1987. 241 p.
4. Vidrin V.M. Theory of physical culture (cultural studies aspect). - L., 1988. 186 p.
5. Lubysheva LL. Sociology of Physical Education and Sport: a tutorial. - M., 2001. 240 p.
6. Makarenko A.S. Selected pedagogical works in 2 volumes. - M., 1978. T. 1.397 p.
7. Halzov V.L., Mukhanov Y.V., Vorotnik A.N. Forming of requirement for physical self-improvement at the cadets of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs in Russia // Problems of law enforcement. 2013. № 2. Р. 49-52.
(Статья сдана в редакцию 25.06.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’14
48