Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание курсантов вузов ФСИН России'

Духовно-нравственное воспитание курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ УИС / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUALITY / MORALITY / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE CES STAFF / FPS UNIVERSITIES CADETS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Ольга Геннадьевна, Воронин Владислав Валерьевич

The article examines the issue of moral education of future penal staff. The relevance of the chosen topic is due to the fact of reducing the authority of the Federal Penitentiary Service which is primarily related to the law violation by the staff of penal staff: on some negative incidents people judge about work of all correctional system as a whole. The authors of the article focus on the fact that the main direction in the professional activity of penal staff is the appropriation of universal values. This shows the importance of education to the cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia proper relation to the rights and freedoms of human being and his dignity. The article considers that in modern conditions the value orientations of the older generation are rapidly replaced by new ideals of youth and it leads to a spiritually divided society. In such a situation, education plays the main role in moral cohesion of modern society. In the educational process, lecturing staff of departmental universities take into account the fact that in the formation of professional qualities plays an important role and the moral component the personality of cadets. This article presents the results of a study of development levels of moral qualities of the first and fourth courses cadets using the «Questionnaire for determining the levels of development of moral qualities of cadets» by U. S. Ismagilova. The results of the research confirm the effectiveness of the work carried out in the university on moral upbringing of cadets of the Federal Penitentiary Service

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Ольга Геннадьевна, Воронин Владислав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION COURSES OF CADETS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article examines the issue of moral education of future penal staff. The relevance of the chosen topic is due to the fact of reducing the authority of the Federal Penitentiary Service which is primarily related to the law violation by the staff of penal staff: on some negative incidents people judge about work of all correctional system as a whole. The authors of the article focus on the fact that the main direction in the professional activity of penal staff is the appropriation of universal values. This shows the importance of education to the cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia proper relation to the rights and freedoms of human being and his dignity. The article considers that in modern conditions the value orientations of the older generation are rapidly replaced by new ideals of youth and it leads to a spiritually divided society. In such a situation, education plays the main role in moral cohesion of modern society. In the educational process, lecturing staff of departmental universities take into account the fact that in the formation of professional qualities plays an important role and the moral component the personality of cadets. This article presents the results of a study of development levels of moral qualities of the first and fourth courses cadets using the «Questionnaire for determining the levels of development of moral qualities of cadets» by U. S. Ismagilova. The results of the research confirm the effectiveness of the work carried out in the university on moral upbringing of cadets of the Federal Penitentiary Service

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание курсантов вузов ФСИН России»

УДК 340

Родионова Ольга Геннадьевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: rodionova_olga.g@mail.ru

Olga G. Rodionova

Candidate of Psychology, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of penitentiary psychology

and pedagogics,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: rodionova_olga.g@mail.ru

Воронин Владислав Валерьевич

курсант 5-го курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: zorg13@mail.ru

Vladislav V. Voronin

5 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: zorg13@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Аннотация. В статье поднимается вопрос духовно-нравственного воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Актуальность выбранной темы обусловлена фактом снижения авторитета ФСИН России, что в первую очередь связано с нарушением законности отдельными сотрудниками УИС.

Авторы статьи обращают внимание на то, что основным ориентиром в профессиональной деятельности сотрудников УИС являются общечеловеческие ценности. Это определяет важность воспитания у курсантов вузов ФСИН России уважения к правам и свободам человека, его достоинству.

В статье говорится, что в современных условиях ценности старшего поколения скоропалительно сменяются новыми идеалами, что приводит к духовному разобщению общества. Главная роль же в сплочении общества отводится образованию.

Также отмечается, что в учебно-воспитательном процессе ведомственных вузов при формировании профессиональных качеств большое значение имеет нравственная составляющая личности курсантов.

В статье приводятся результаты проведенного авторами опроса курсантов Самарского юридического института ФСИН России. Цель исследования - определение уровней развития духовно-нравственных качеств курсантов 1-го и 4-го курсов с использованием Опросника определения уровней развития духовно-нравственных качеств курсантов Ю. С. Исмагиловой. Результаты опроса подтверждают эффективность проводимой в вузе работы по духовно-нравственному воспитанию курсантов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность, профессионально значимые духовно-нравственные качества сотрудников УИС, курсанты вузов ФСИН России.

Summary. The article examines the issue of moral education of future penal staff. The relevance of the chosen topic is due to the fact of reducing the authority of the Federal Penitentiary Service which is primarily related to the law violation by the staff of penal staff: on some negative incidents people judge about work of all correctional system as a whole.

The authors of the article focus on the fact that the main direction in the professional activity ofpenal staff is the appropriation of universal values. This shows the importance of education to the cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia proper relation to the rights and freedoms of human being and his dignity.

The article considers that in modern conditions the value orientations of the older generation are rapidly replaced by new ideals of youth and it leads to a spiritually divided society. In such a situation, education plays the main role in moral cohesion of modern society. In the educational process, lecturing staff of departmental universities take into account the fact that in the formation of professional qualities plays an important role and the moral component the personality of cadets.

This article presents the results of a study of development levels of moral qualities of the first and fourth courses cadets using the «Questionnaire for determining the levels of development of moral qualities of cadets» by U. S. Ismagilova. The results of the research confirm the effectiveness of the work carried out in the university on moral upbringing of cadets of the Federal Penitentiary Service

Keywords: spiritual and moral education, spirituality, morality, professionally significant spiritual and moral qualities of the CES staff, FPS universities cadets of Russia.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION COURSES OF CADETS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

© 2018 Родионова О. Г., Воронин В. В.

Одна из насущных социальных проблем современного общества - это духовно-нравственное воспитание молодежи. В педагогической теории и практике всегда особое внимание уделялось вопросам развития морали у подрастающего поколения, воспитания духовной и высоконравственной личности.

Изучив литературу и нормативно-правовые акты, а также проанализировав тексты выступлений руководства ФСИН России и Минюста России, мы можем констатировать, что на данном этапе есть определенные сложности, которые объясняются недостаточной духовно-нравственной подготовкой сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний [1, 2].

В 90-х гг. прошлого века в нашей стране наблюдались как позитивные, так и негативные изменения, которые были неизбежны в эпоху грандиозных общественно-политических преобразований. Скоротечное отвержение идеологии Советского Союза и поспешное необдуманное принятие несвойственных для нас образцов зарубежной жизни отрицательно повлияли на нравственность населения, общественное самосознание, на отношение людей к государству, обществу, труду и закону, на взаимоотношения людей.

Несмотря на то что национальные ценности были закреплены законодательно, в общественном сознании на тот момент времени не сформировалась ясная система нравственных представлений и ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

Академик РАО А. М. Новиков дал такое понятие духовности: «Духовность можно попытаться определить как особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость; когда он ведет нескончаемый внутренний диалог о своем предназначении и смысле жизни» [3, с. 21].

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д.

Отметим, что формирование высших ценностей и духовно-нравственных качеств является важным психическим новообразованием студенческого возраста [4, с. 534]. Именно на данном жизненном этапе у молодых людей формируется система личных нравственных, культурных, духовных ценностей, способствующих саморазвитию и творческому проявлению себя в познавательной и будущей профессиональной деятельности.

При организации духовно-нравственного воспитания в вузах ФСИН России должны учитываться особенности учебно-воспитательного процесса, в том числе «регламентированность деятельности преподавателей и курсантов нормативными документами, проживание курсантов на казарменном положении, коллективная самоподготовка, постоянное совмещение учебной и служебной деятельности, требующее высокой личной дисциплинированности, выдержки при перенесении трудностей и лишений службы, проявления служебного долга, офицерской чести, патриотизма и пр.» [5, с. 43].

Следует подчеркнуть, что на формирование духовно-нравственных качеств курсантов оказывает благотворное воздействие ценностно ориентированная воспитательная среда, в основе которой лежат общечеловеческие и специфические служебные ценности, а также особенности организации учебно-воспитательного процесса, который обусловлен коллективным воздействием и взаимодействием курсантов во взводах. В период обучения в вузе курсанты наиболее плодотворно осваивают следующие социальные роли: член социума, семьянин, гражданин, профессионал.

В Самарском юридическом институте ФСИН России уже много лет система духовно-нравственного воспитания курсантов является одним из значимых направлений деятельности. Так, подробно рассказывается о различных педагогических приемах и способах, которые используют курсовые офицеры и преподаватели в рамках духовно-нравственного воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы, в статье начальника юридического факультета СЮИ ФСИН России С. А. Вдовина [6]. В работе В. В. Катьковой проанализирован опыт взаимодействия института с Самарской митрополией [7]. С целью исследования эффективности данной системы нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли курсанты 1 -го и 4-го курсов Самарского юридического института ФСИН России. С помощью Опросника определения уровней развития духовно-нравственных качеств курсантов Ю. С. Исмагиловой мы выявляли типы, характеризующие своеобразие уровней развития духовно-нравственных качеств курсантов [8, с. 4].

В исследовании приняли участие 37 курсантов 1-го курса в возрасте 18-19 лет и 36 курсантов 4-го курса в возрасте 21-22 лет обоих полов.

На вопрос «Является ли актуальной, по вашему мнению, проблема формирования духовно-нравственных качеств» 36 первокурсников (97 %) и 29 четверокурсников (80 %) ответили утвердительно. 1 чел. (3 %) с 1-го курса и 2 чел. (6 %) с 4-го курса не считают данную проблему актуальной. 5 четверокурсников (14 %) затруднились с ответом.

36 первокурсников (97 %) считают, что в обществе должны существовать нормы морали, в качестве пояснения они отмечают: «без них люди становятся животными; для того, чтобы уважать каждого человека по-своему; мораль - это основа правосознания; общество станет культурнее; потому что без норм морали общество было бы совсем другим; потому что человек должен знать допустимую грань своего поведения; формирование духовно-нравственных качеств обязательно для дальнейшей жизни в обществе с нормами морали; чтобы люди уважали друг друга; чтобы регулировать общественные отношения».

35 четверокурсников (97 %) также считают, что в обществе должны существовать нормы морали, и поясняют, почему: «без них мы не будем людьми; возрастет уровень преступности; воспитанность, уважение; для возможности общаться; для нормального существования общества; иначе в обществе наступит мрак, неуважение; они исправят многие проблемы общества; они помогают соблюдать нормы этики; помогают правильно принимать решения; потому что иначе воцарится анархия; это заложено предками». По одному человеку (3 %) на 1-м и 4-м курсах ответили отрицательно на вопрос о необходимости существования норм морали в обществе.

У 36 первокурсников (97 %) есть цель в жизни. Она состоит в том, чтобы: «дойти до победного конца в служебной карьере; стать офицером и быть независимым от других; продвижение в службе; достичь того, чего не достиг отец; достойно прожить жизнь; постоянно совершенствоваться; развиваться; саморазвитие личности; самореализоваться в жизни и быть состоятельным человеком; построить свою жизнь наилучшим образом; реализовать свои мечты; окончить институт и помогать родителям; получить образование; получить высшее образование и создать семью; завести семью; крепкая семья и хорошее обеспечение в жизни; родить детей и правильно воспитать их; создание семьи; создание счастливой и благополучной семьи; создать крепкую семью; хорошая (благополучная) семья».

30 четверокурсников (83 %) также ответили, что у них есть цель в жизни и пояснили, в чем она состоит: «саморазвитие; благосостояние своей семьи; быть счастливой и дарить счастье другим; вырасти как личность; добиться успеха в работе; добиться успеха, самореализоваться, достичь внутренней гармонии; достаток; достичь поставленных задач; обретение счастья; окончание учебного заведения; отучиться, работать, создать семью; развить способности к той или иной деятельности, получить от жизни все для гармонии и счастья; реализоваться в обществе; семья, дети; создание семьи; стать успешным; стать честным и рационально мыслящим сотрудником; счастливая семья; счастье семьи».

И в 18 лет, и в 21 год молодые люди хотят окончить институт, получить высшее образование, построить карьеру, стать честным офицером, быть материально независимым, создать семью, родить и воспитать детей. Первокурсники пишут о материальной помощи родителям, четверокурсники о благосостоянии своей семьи. Четверокурсники немного чаще говорили о саморазвитии, самореализации, достижении успеха, счастья и гармонии.

Один первокурсник (3 %) и 6 чел. (17 %) с 4-го курса сказали, что у них нет цели в жизни или они ее не могут конкретизировать на данном жизненном этапе.

Ни один из опрошенных первокурсников не согласен с утверждением, что существование само по себе достаточно для жизни, в отличие от 2 четверокурсников (6 %). 22 первокурсника (60 %) и 25 четверокурсников (69 %) считают, что саморазвитие личности является самой важной целью в жизни. 15 первокурсников (40 %) и 9 четверокурсников (25 %) курса полагают, что профессиональная деятельность и достижение совершенства - лучшая цель. Один из опрошенных первокурсников так прокомментировал свой ответ: «Образование - это способ выжить, а саморазвитие - это путь к успеху».

Далее первокурсники назвали духовно-нравственные качества, которые считают профессионально значимыми для сотрудника УИС: во-первых, честность, ответственность, выдержка, патриотизм, доброта, вежливость, воспитанность, добросовестность, долг, сдержанность. Кроме того, бескорыстие, вера, воинская честь, дисциплинированность, духовная целостность, искренность, качественно выражать свою точку зрения, коммуникабельность, неподкупность, понимание, порядочность, правила общения со старшими, совесть, спокойствие, справедливость, стойкость духа, твердая воля, терпеливость, терпимость, толерантность, уважение, уверенность, ум, умение слушать, харизма, честь, этика, этикет.

Для четверокурсников такие духовно-нравственные качества являются профессионально значимыми для сотрудника УИС: прежде всего, честность, справедливость, вежливость, ответственность, доброта, стойкость, уважение, воспитанность, исполнительность, воспитание; а также быть верующим, выдержанность, добросовестность, дружба, дружелюбность, морально-этические качества, понимание, развитие, самодостаточность, саморазвитие, сдержанность, сильный дух, соблюдение этикета друг с другом, способность воспринимать информацию, старание быть лучшим, терпение, толерантность, трудолюбие, уважение к другим, уважение окружающих, ум, умение держать данное слово, умение руководить, упорство, честь, чуткость.

И первокурсники, и четверокурсники на первое место среди профессионально значимых духовно-нравственных качеств юриста ставят честность, ответственность, вежливость, доброту.

На вопрос о том, что на их взгляд представляет сущность понятия «духовность», первокурсники ответили так: совокупность проявления духа в мире и человеке (наиболее «популярное» определение духовности в ответах респондентов); вера во что-либо; влияние на внутреннее состояние; внутреннее качество человека; высший уровень развития и саморегуляции; душевное (внутреннее) состояние человека; как религия или вера во что-либо; качества, складывающиеся в коллективе; когда у человека есть свое мировоззрение, образованность, отсутствие корысти в мыслях; культурное развитие личности; моральные ценности и традиции; понимание мира своим воспитанием; проявление духа человеком; равновесие, любовь и понимание в душе; то, что внутри человека; уникальный личностный опыт.

Сущность понятия «духовность» по мнению четверокурсников: «внутреннее состояние души; внутреннее отношение человека к возвышенным нормам морали, нравственности и т. д.; внутреннее побуждение; внутреннее состояние человека, от которого человек либо стремится к гармонии и счастью, либо нет; внутреннее состояние человека; внутреннее состояние человека; внутренний мир человека; восприятие окружающего мира и качеств человека; личное духовное воспитание человека и окружающих; ничего не представляет; осознание самого себя как личности; отношение человека к нравственным качествам; познание в мире души человека; проявление духа; проявляется в человечности; саморазвитие; склад души, ума, способность мыслить, способности к творчеству; спокойствие, развитие себя; стремление человека к познанию себя, внутреннего спокойствия и, возможно, для кого-то углубление в религию (не до фанатизма и крайних форм); ценности жизни; что-то высшее; эстетическое воспитание личности; отношение человека к религиозным догмам; свои внутренние качества».

Сущность понятия «нравственность» по мнению первокурсников: «обязательное моральное качество человека (наиболее «популярное» определение нравственности в ответах респондентов); внутреннее качество человека, помогающее справиться в обществе; воспитание, заложенное во время общения; воспитание; выбор поведения; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил и поведения; духовные и душевные качества; духовные правила человека; нравы, которые периодически использует человек; оценка себя в обществе; правила, определяющие поведение: духовные и душевные качества человека; правильное отношение к жизни; правильное отношение к людям и окружающему миру; представление о добре и зле; принципы человека, с которыми он идет по жизни».

«Нравственность» по мнению четверокурсников - это: «воспитанность человека и его тактичность; то, какими факторами человек руководствуется; качество характера; моральные качества; ничего не представляет; нормы морали, закрепленные в обществе; общие нормы морали; осознание самого себя как единицы общества; отношение к людям; отношение к окружению; отношение человека к своим поступкам; поступки человека от его воспитания и духовного состояния; правила поведения; правила, которыми руководствуется человек; правильное поведение; придерживаемость нормам морали; семья; соблюдение человеком общепризнанных правил поведения, уважение к обществу и окружающим; умение понимать «добро и зло»; усвоение человеком норм и правил морали; отношение к моральным нормам».

Здесь можно отметить, что четверокурсники дают более конкретизированное определение понятиям «духовность» и «нравственность». Это можно объяснить тем, что они на 2-м курсе изучали дисциплину «Профессиональная этика и служебный этикет», соответственно у них больше знаний по данным вопросам, чем у первокурсников.

Реципиенты почти единодушно решили, что духовно-нравственные качества необходимы сотруднику уголовно-исполнительной системы: 31 первокурсник (84 %) и 33 четверокурсника (92 %). Отрицательно ответили на вопрос о необходимости данных качеств 3 первокурсника (8 %) и 1 четверокурсник (3 %). По 3 чел. (8 %) с курса затруднились с ответом.

На вопрос о необходимости введения в вузах спецкурса, рассматривающего проблему духовно-нравственного развития, были получены следующие ответы:

- первокурсники: положительно - 19 чел. (51 %), 8 чел. (22 %) - отрицательно и 10 чел. (27 %) затруднились с ответом;

- четверокурсники: положительно - 11 чел. (31 %), 16 чел. (44 %) - отрицательно и 9 чел. (25 %) затруднились с ответом.

Такую позицию старшекурсников можно объяснить тем, что они знают, что в программе обучения есть подобный курс, и поэтому нет необходимости вводить что-то дополнительно.

Одинаковое мнение высказали первокурсники и четверокурсники по поводу суждения о том, что если люди будут с высоко развитой духовно-нравственной культурой, то в современном обществе будет гораздо меньше проблем: 24 первокурсника (65 %) и 24 четверокурсника (67 %) согласны, по 8 чел. (22 %) с каждого курса - не согласны, 5 чел. (14 %) с 1-го курса и 4 чел. (11 %) с 4-го курса затруднились с ответом.

Распределение участниками опроса факторов, которые более всего влияют на повышение уровня духовности, нравственности в нашем обществе, по значимости представлено в таблице 1 .

Таблица 1

Факторы, влияющие на повышение уровня духовности и нравственности в обществе

№ п/п Факторы Первокурсники Четверокурсники

1. Семья 29 чел. (78 %) 34 чел. (94 %)

2. Учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа, вуз и др.) 22 чел. (60 %) 21 чел. (58 %)

3. Социальное окружение 15 чел. (40 %) 18 чел. (50 %)

4. Средства массовой информации 14 чел. (38 %) 16 чел. (44 %)

5. Религия 6 чел. (16 %) 9 чел. (25 %)

6. Учреждения культуры (музей, библиотеки, театры и др.) 23 чел. (62 %) 28 чел. (78 %)

7. Духовные ценности 29 чел. (78 %) 21 чел. (58 %)

8. Сам человек (самовоспитание, самосовершенствование) 11 чел. (30 %) 8 чел. (22 %)

Из таблицы видно, что большинство курсантов как 1-го, так и 4-го курсов считают, что именно семья влияет на повышение уровня духовности и нравственности в нашем обществе. Первокурсники наравне с семьей выделяют и духовные ценности. У четверокурсников на втором месте учреждения культуры, потом учебно-воспитательные учреждения и духовные ценности. Также старшекурсники выделяют социальное окружение, оказывающее влияние на повышение уровня духовности.

В таблице 2 представлено распределение по значимости курсантами 1-го и 4-го курсов факторов, влияющих на снижение уровня духовности и нравственности в нашем обществе.

Таблица 2

Факторы, влияющие на снижение уровня духовности и нравственности в обществе

№ п/п Факторы Первокурсники Четверокурсники

1. Семья (неблагополучная) 11 чел. (30 %) 20 чел. (56 %)

2. Учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа, вуз и др.) 5 чел. (14 %) 8 чел. (22 %)

3. Средства массовой информации 22 чел. (60 %) 25 чел. (69 %)

4. Социальное окружение 19 чел. (51 %) 22 чел. (61 %)

5. Господствующая идеология 16 чел. (43 %) 17 чел. (47 %)

6. Господствующие в обществе ценности 16 чел. (43 %) 8 чел. (22 %)

7. Сам человек (самовоспитание, самосовершенствование) 6 чел. (16 %) 11 чел. (31 %)

Проанализировав данные таблицы, можно сделать следующие выводы: и первокурсники, и четверокурсники на первое место по негативному влиянию на духовность и нравственность общества, ставят средства массовой информации, потом социальное окружение. Четверокурсники выделяют также неблагополучную семью как фактор, влияющий на снижение уровня духовности и нравственности в обществе.

Наиболее значимое качество, которым хотели бы обладать первокурсники по оценке окружающих, - достоинство. Для четверокурсников такими качествами являются справедливость и доброта.

В окружающих людях первокурсники наиболее высоко оценивают такое качество, как ответственность; четверокурсники - справедливость и ответственность.

Таким образом, анализ результатов проведенного опроса позволяет сделать вывод о достаточном уровне сформированности духовно-нравственных качеств курсантов, а также о том, что применяемые в Самарском юридическом институте ФСИН России различные формы и методы воспитания и обучения являются достаточно эффективными для духовно-нравственного развития будущих офицеров ФСИН России.

Библиографический список

1. Об утверждении изменений в Концепции развития уголовно -исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2018).

2. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы: Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.10.2018).

3. Новиков A. M. Национальная идея России. М., 2000. 8 с.

4. Родионова О. Г., Быкова Н. Л., Плотникова А. Л. Установочно-мотивационные характеристики выпускников гуманитарных гражданского и ведомственного вузов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/112015 (дата обращения: 17.10.2018).

5. Исмагилова Ю. С., Аксенова Г. И. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 21-32.

6. Вдовин С. А. Духовно-нравственное воспитание офицеров УИС: от истоков до современности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2(10)/2013. С. 12-17.

7. Катькова В. В. Проведение духовно-нравственной работы со слушателями ведомственных вузов России: проблемы и перспективы // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 2(10)/2013. С. 22-25.

8. Исмагилова Ю. С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2010. 25 с.

References

1. Ob utverzhdenii izmenenij v Kon-cepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda, utverzhdennoj rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 ok-tyabrya 2010 g. № 1772-r: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 sentyabrya 2015 g. № 1877-r [On approval of changes in the Concept of development of the penal system of the Russian Federation until 2020, approved by the order of the Government of the Russian Federation of 14 October 2010 No. 1772-R: Order of the Government of the Russian Federation of 23 September 2015 No. 1877-R]. SPS «Konsul'tant Plyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 02.10.2018) [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ob utverzhdenii Kodeksa ehtiki i sluzhebnogo pove-deniya sotrudnikov i federal'nyh gosudar-stvennyh grazhdanskih slu-zhashchih ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Prikaz Federal'noj sluzhby

becthhk cm

ispolneniya nakazanij ot 11 yanvarya 2012 g. № 5. [On approval of the code of ethics and official conduct of employees and Federal state civil servants of the penal correction system: Order No. 5 of the Federal penitentiary service of 11 January 2012]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 02.10.2018) [in Russian].

3. Novikov A. M. Natsional'naya ideya Rossii [National idea of Russia]. Moscow, 2000, 8 p. [in Russian].

4. Rodionova O. G., Bykova N. L., Plotnikova A. L. Ustanovochno-motivatsionnye kharakteristi-ki vypusknikov gumanitarnykh grazhdan-skogo i vedomstvennogo vuzov [Guideline and motivation characteristics of graduates of humanitarian civil and department universities]. Sovremennye issledovani-ya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], 2015, no. 11. URL: http://journal-s.org/ index.php/sisp/issue/view/112015 [in Russian].

5. Ismagilova Yu. S., Aksenova G. I. Problema dukhovno-nravstvennogo razvitiya kursantov vuzov FSIN Rossii [The problem of spiritual and moral education courses of fps cadets of Russia]. Pri-kladnaya yuridicheskaya psikhologiya [Applied judicial psychology], 2010, no. 1, pp. 21-32 [in Russian].

6. Vdovin S. A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie oficerov UIS: ot istokov do sovremennosti [Spiritually-moral education of officers of the penal correction system: from the beginnings to the present]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 2(10)/2013, pp. 12-17 [in Russian].

7. Kat'kova V. V. Provedenie dukhovno-nravstvennoj raboty so slushatelyami vedomstvennykh vuzov Rossii: problemy i perspektivy [Conducting spiritual and moral education work with listeners of departmental universities of Russia: problems and prospects]. Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara law Institute: scientific and practical journal], no. 2(10)/2013, pp. 22-25 [in Russian].

8. Ismagilova Yu. S. Psikhologo-pedagogicheskie determinanty formirovaniya dukhovno-nravstvennykh kachestv kursantov vuzov FSIN Rossii. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological and pedagogical determinants of education of spiritual and moral qualities of fps cadets of Russia. Extended of candidate's of Psychology thesis]. Tambov, 2010, 25 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.