Научная статья на тему 'Идеи нравственного воспитания ребенка в семье в современной педагогике США'

Идеи нравственного воспитания ребенка в семье в современной педагогике США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
809
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / СЕМЬЯ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / MORAL EDUCATION OF A CHILD / MORAL DEVELOPMENT OF A CHILD / FAMILY / MORAL NORMS / MORAL EVALUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Лидия Владимировна

Характеризуются и систематизируются ведущие концепции американских ученых, связанные с проблемой нравственного воспитания детей в США. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых технологий психолого-педагогической помощи семье в вопросах нравственного воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the leading concepts of American scientists associated with the issue of moral education of children in the USA. The results of the study may be applied in the development of new technologies for psychological and pedagogical assistance to families in issues of moral education of children.

Текст научной работы на тему «Идеи нравственного воспитания ребенка в семье в современной педагогике США»

педагогические науки

ной, поэтому дети с большей вероятностью будут учиться у тех, кого они считают привлекательными образцами для подражания, включая отрицательных персонажей. В данной связи ученые обращают особое внимание на вопрос о воздействии сцен насилия на формирование агрессивного поведения ребенка. воспитательный потенциал СМИ в плане положительного воздействия на развитие ребенка также исследуется американскими учеными. Например, целенаправленный просмотр соответствующих детских передач с последующим обсуждением сюжета способствует формированию определенных социальных навыков ребенка, учит его проявлению эмпатии или преодолению страхов. Материалы статьи расширяют проблематику сравнительных психолого-педагогических исследований и дополняют разработки отечественных ученых о роли СМИ в развитии детей нового тысячелетия.

список литературы

1. Cantor J., Nathanson A. The Media and Children's Fears, Anxieties, and Perceptions of Danger. Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, 2012.

2. Coates B., Pusser H. E., Goodman I. The Influence of 'Sesame Street' and 'Mister Rogers' Neighborhood' on Children's Social Behavior in the Preschool // Child Development. 2016. No 1. P. 138144.

3. Halberstaadt A., Denham S., Dunsmore J. Affective Social Competence // Social Development. 2011. No 79. P. 79-119.

4. Hayes D., Casey D. Young Children and Television: The Retention of Emotional Reactions // Child Development. 2012. No 6. P. 423-436.

5. Huston A. Perceived Television Reality and Children's Emotional and Cognitive Responses to Its Social Content // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. No 16. P. 231-251.

6. Knowles A., Nixon M. Children's Comprehension of a Television Cartoon's Emotional Theme // Australian Journal of Psychology. 2015. No 42 (2). P. 115-121.

7. Owens J. Television-viewing Habits and Sleep Disturbance in School Children // Pediatrics. 2013. No 12. P. 104-127.

8. Pfefferbaum B. Post-traumatic Stress Two Years after the Oklahoma City Bombing in Youths Geographically Distant from the Explosion // Psychiatry. 2010. No 63. P. 358-370.

9. Sprafkin J., Liebert R., Poulos R. Effect of a Prosocial Televised Example on Children's Helping // Journal of Experimental Child Psychology. 2015. No 6. P. 119-126.

10. Weiss A., Wilson B. Emotional Portrayals in Family Television Series That Are Popular among

Children // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2013. No 40. P. 1-29.

11. Wilson B., Cantor J. Developmental Differences in Empathy with a Television Protagonist's Fear // Journal of Experimental Child Psychology. 2012. No 39. P. 284-299.

Analytical review of the modern USA studies concerning the influence of mass media on upbringing of children

The article deals with the current state of the problem of the influence of mass media on education of children in the USA on the basis of the analysis of the works of American teachers and psychologists who explore the features of influence of mass media on the development of emotional and volitional sphere of a child and his behaviour.

Key words: mass media, emotional development, empathy, children's fears, violence in mass media, pro-social behaviour.

(Статья поступила в редакцию 11.09.2017)

Л.в. осипова

(волгоград)

идеи нравственного воспитания ребенка в семье в современной педагогике сша

Характеризуются и систематизируются ведущие концепции американских ученых, связанные с проблемой нравственного воспитания детей в США. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых технологий психолого-педагогической помощи семье в вопросах нравственного воспитания детей.

Ключевые слова: нравственное воспитаниере-бенка, нравственное развитие ребенка, семья, нравственные нормы, нравственная оценка.

С раннего детства у человека формируются свои понятия о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Первые представления о нравственных нормах ребенок получает в семье. Семья, по мнению многих отечествен-

О Осипова Л.В., 2017

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ных (И.В. Власюк, О.И. Волжина, Л.Д. Корот-кова и др.) и зарубежных (Дж. Брунер (J. Bruner), Р. Болдуин (R. Baldwin), А. Бэлл (A. Bell) и др.) ученых, играет важную роль в нравственном развитии ребенка раннего возраста, определяя принципы и нормы в отношении того, что правильно, а что неправильно с точки зрения морали [1-5; 7]. Каждая семья несет ответственность за передачу этих норм своим детям. Чем выше уровень нравственного развития родителей, тем вероятнее, что дети впитают в себя все лучшее, что есть в семье. В итоге ребенок должен достичь моральной независимости и ответственности за свои действия и поступки.

основными источниками для данной статьи послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам нравственного воспитания детей и организации психолого-педагогической помощи семье, а также зарубежная педагогическая периодика. В процессе исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.

По словам психолога и педагога Дж. Бру-нера [1], для того чтобы жить в гармонии с другими людьми в обществе, надо жить в соответствии с культурными нормами. Принятие морального решения означает сознательный выбор человека между нравственным и безнравственным поступком с точки зрения законодательства и культурных норм, принятых в данном обществе. Ребенок постепенно усваивает нормы поведения с помощью взрослого. С раннего возраста родители призывают ребенка вести себя прилично и делают замечания в том случае, если ребенок нарушает установленные правила. С помощью взрослого ребенок учится понимать значение конкретного правила поведения и оценивать свой поступок в соответствии с данными нормами. иными словами, как подчеркивает психолог У. Кра-ин (W. Crain), ребенок достигает моральной независимости и ответственности под воспитательным воздействием взрослого, который помогает ему усвоить смысл и общественную ценность моральных понятий [10].

Как указывает Дж. Брунер, для того чтобы понять, как дети усваивают нравственные нормы, важно обратиться к теории Ж. Пиаже о стадиях умственного развития ребенка, согласно которой выделяются сенсомоторная, предоперационная стадии, а также стадии конкретных

и формальных операций. На каждой из стадий ребенку присущ специфический способ видения мира и понимания тех или иных явлений. Задача взрослого - представить понятие в терминах мировидения ребенка. Первые две стадии (сенсомоторная, предоперационная) завершаются к 5-6 годам. Стадия конкретных операций наступает с того момента, когда ребенок идет в школу, и длится примерно до 9 лет. На стадию формальных операций ребенок переходит в период между 10-14 годами [1].

Предоперационная стадия, по Дж. Бруне-ру, наступает примерно с момента первого слова, сказанного ребенком, и длится до момента, когда ребенок становится способным обращаться с символами. Главным достижением этой стадии ученый называет способность ребенка к представлению окружающего мира в виде символов, но важно помнить, что у ребенка пока еще отсутствует четкое различие между внутренними переживаниями и реальной действительностью. Ребенку на предоперационной стадии приходится действовать путем проб и ошибок, т.к. он еще не способен мысленно предвидеть последствия своих действий и выбрать правильный способ решения в той или иной ситуации [Там же]. Поэтому для принятия правильного решения ребенку необходима грамотная педагогическая помощь взрослого.

На предоперационной стадии умственного развития ребенок нуждается в понятных, неизменных правилах, которые он понимает буквально как руководство к правильному действию. Ребенок усваивает так называемые четкие кодексы поведения, которые запрещают, например, обманывать, обижать слабого, воровать и т.д. [25, p. 82-83]. По мнению ряда исследователей (Т.С. Мамвенда (T.S. Mamwenda) [18], С.Дж. Дю Туа, Н. Крюгер (S.J. Du Toit, N. Kruger) [11]), глубокий смысл таких нравственных качеств, как честность, сознательность, ответственность и др., пока не доступен пониманию ребенка, находящегося на данной стадии умственного развития. Родителям как первым воспитателям ребенка следует постоянно направлять его поведение, поощряя добродетельные поступки и порицая непослушание, а также воспитывая собственным положительным примером. Психологи (С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger)) подчеркивают, что воспитание собственным примером является очень эффективным в детском возрасте, т.к. ребенок идентифицирует себя с родителями, принимает их ценности, личностные качества и убеждения как свои собствен-

ные [11]. Как считает Дж. С. Фаррант (J.S. Far-rant), воспитательная сила личного примера настолько велика, что ребенок продолжает подражать родителю в той или иной ситуации даже тогда, когда взрослый отсутствует [13, p. 8990]. Иными словами, родители для ребенка -это жизненный идеал, который постоянно находится под его пристальным наблюдением.

Родителям следует помнить, как считают С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger), что только положительный пример взрослого оказывает требуемое воздействие, в результате чего ребенок будет учиться жить в соответствии с нравственными нормами, принятыми в данном обществе. Если нормы существуют только на словах, а на деле игнорируются взрослым, ребенок усвоит, что соблюдение нравственных норм необязательно [11, p. 323-324]. Последствия этой ошибки со стороны взрослого будет трудно исправить, поскольку ребенок научится лавировать, т.е. соблюдать нормы в одной ситуации и нарушать их в другой. При этом чувство вины будет ему незнакомо.

Родительские установки и ответные реакции на поведение ребенка задают направление нравственному развитию ребенка. Поскольку моральные принципы, привычки поведения усваиваются с раннего детства, то семья, по мнению ученых (Дж. С. Фаррант (J.S. Farrant), У. Фэй (W. Fay)), является первым и главным окружением ребенка, в котором закладывается фундамент его дальнейшего нравственного развития [13; 14].

Дети подвергаются огромному количеству рисков и проблем, связанных с нравственным выбором. С поступления ребенка в школу начинается новая стадия его умственного развития - стадия конкретных операций. Под операцией в данном случае Дж. Брунер понимает прием, с помощью которого информация о реальном мире поступает в сознание ребенка и там преобразуется в форму, подходящую для решения конкретной задачи [1, с. 42-43]. На данной стадии в сознании ребенка развиваются внутренние структуры, являющиеся «инте-риоризованными системами символов, с помощью которых происходит восприятие мира ребенком» [Там же]. Ребенок способен усваивать некоторые понятия из разных научных областей, но только в терминах конкретных операций. Главное достижение этой стадии состоит в том, что ребенок способен мысленно осуществить выбор при решении задачи, в том числе и нравственного характера. Трудность здесь заключается в том, что ребенок будет следо-

кие науки -

вать нравственным нормам, которые он усвоил в семье, но которые не всегда совпадают с теми, что существуют вне семьи (в школе, обществе и т.д.). Дж. Брунер обращает внимание на то, что нарушение привычных норм поведения для ребенка, находящегося на стадии конкретных операций, неприемлемо, т.к. он еще не может регулярно преодолевать границы информации с целью предположения того, что может произойти.

Семья в формировании нравственного стержня у подрастающего человека незаменима. Современный ритм жизни, безусловно, вносит свои коррективы в данный воспитательный процесс. Так, ученые (X. Гроблер (H. Grobler), П. Шиллер (P. Schiller), Т. Брай-ант (T. Bryant)) выражают обеспокоенность тем, что чрезмерная занятость родителей (особенно матерей, которые вынуждены зарабатывать на жизнь) не позволяет им своевременно задуматься над этим вопросом, в то время как ранний детский возраст является наиболее сензитивным для воспитания личностных качеств, усвоения нравственных ценностей [16; 19]. Родители, которые перекладывают свои воспитательные функции на другие институты (детский сад, школу), совершают серьезную ошибку, последствия которой будет трудно исправить профессиональным педагогам.

Например, неконтролируемый родителями просмотр телепередач, особенно сцен насилия, вызывает повышенную агрессивность у детей. Более того, как подчеркивают психологи (К. Беденхаут (C. Bedenhout), С. Джуберт (S. Joubert), Дж. Грэй (J. Gray)), жестокость на экране лишает ребенка возможности развивать у себя чувства спокойствия, уверенности и доверительности в отношениях [6; 15]. Считается также, что слишком активные внешние раздражители поражают нервную систему ребенка, и он становится раздражительным, требовательным, капризным, гиперактивным и несговорчивым.

Невнимание родителей к вопросам нравственного воспитания детей Дж. Линдон (J. Lindon) сравнивает с попыткой ориентироваться в чужом городе без карты: вы во всем полагаетесь на случай; не знаете, где находитесь и куда придете [17, p. 52]. Исследуя проблему роли семьи в нравственном воспитании детей, некоторые ученые (А. Кларк (A. Clark), К. Шпрауф (К. Sproufe), Р. Штра-уган (R. Straughan)) выделяют два основных вопроса, требующих пристального внимания родителей:

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

- каковы основные задачи, стоящие перед родителями в нравственном развитии ребенка, и их последовательность?

- достаточно ли родители компетентны в том, чтобы направлять ребенка в его нравственном развитии или они нуждаются в помощи профессионала в вопросах воспитания? [9; 20; 21].

Следует пояснить содержание основных понятий, которые используются в проанализированной американской педагогической литературе, т.к. значение некоторых из них не всегда соответствует российской терминологии. Например, термин education имеет латинское происхождение и означает «воспитывать, обучать, предоставлять образование» [11, p. 5]. Он же в данном контексте означает и «воспитание», следовательно, moral education - «нравственное воспитание», под которым подразумевается процесс, где взрослый ведет, поддерживает и сопровождает ребенка в его нравственном развитии. Данная мысль о постоянном тесном взаимодействии взрослого и ребенка в процессе нравственного становления детей прослеживается в работах многих ученых. По словам К. Ван Ренсбурга (C. Van Rensburg), У. Ландмана (W. Landman) и X. Бо-денштайна (H. Bodenstein), нравственное воспитание может быть определено как «сознательное, целенаправленное участие взрослого в жизни ребенка, чтобы помочь ему достичь моральной независимости и ответственности за свои действия» [24, p. 32]. С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger) подчеркивают, что родительское воспитание должно представлять собой педагогическую помощь в виде положительного влияния взрослого на ребенка с конкретной целью осуществления ненасильственного сопровождения в формировании и развитии нравственных качеств у ребенка [11].

Наряду с термином education используется понятие educator, т.е. лицо, которое берет на себя ответственность воспитывать, направлять развитие ребенка до совершеннолетия. Р. Болдуин (R. Baldwin) называет родителей первыми воспитателями ребенка, которые с самых первых моментов его жизни участвуют в становлении его личности [5, p. 220]. По мере взросления ребенка родители, сохраняя эту ответственность, начинают разделять ее с профессиональными воспитателями (в детских образовательных учреждениях), таким образом, родительские усилия дополняются профессиональным педагогическим руководством, чтобы целенаправленно вести ребенка

на каждой стадии его развития. Следовательно, professional educator («профессиональный воспитатель, педагог») - лицо, избравшее образование и воспитание своей профессией и призванием и имеющее для этого соответствующую подготовку. П. Томлинсон (P. Tomlin-son) и М. Куинтон (M. Quinton) сравнивают профессию воспитателя с профессией врача, который также не имеет права на ошибку, а призванием к данной профессии, по мнению ученых, отмечен не каждый человек, это призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, стремлением и желанием постоянно совершенствоваться [23, р. 68-69]. Иными словами, профессиональный воспитатель не просто является транслятором знаний, а стремится привить ребенку такие качества, нормы и ценности, которые позволяют успешно адаптироваться к взрослой жизни, наименее болезненно преодолевать трудности.

Поскольку в данной статье речь идет о нравственном воспитании ребенка в семье, рассмотрим несколько подходов к определению понятия «семья» (англ. family) американскими авторами. Применительно к области педагогических исследований учеными подчеркивается роль семьи как института воспитания и социализации ребенка. И. Такер (I. Tha-cker) отмечает, что семья формирует у ребенка понятие дома не только как места для проживания, но и как места, где он чувствует себя защищенным, любимым и нужным [22, р. 3839]. Дж. Эллиот (J. Elliot) акцентирует внимание на том, что семья для ребенка - это то окружение, где он получает первые представления о жизни, нравственных ценностях, нормах и привычках поведения, критериях оценки справедливости и несправедливости [12, р. 137]. Дж. Брэдшоу (J Bradshaw) считает, что именно в семье закладываются основы становления ребенка нравственной личностью (при благоприятном влиянии, зависящем от атмосферы в семье, характера взаимодействия взрослых и ребенка, основанном на любви, уважении и доверии), т.к. семья является наиболее сильным и длительным механизмом влияния на ребенка [8, р. 125-127]. Дж. Линдон (J. Lindon) предостерегает родителей: семья создает или, наоборот, лишает ребенка счастливых совместных воспоминаний детства, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэтому строгой обязанностью родителей является обеспечение возможности совместного общения с ребенком, через которое он может перенять все лучшее от своей семьи [17, р. 232-234].

педагогические науки

Рассмотрим понятие «нравственные нормы» (англ. moral norms) в трудах американских педагогов. Нравственные нормы относятся к требованиям, согласно которым поведение конкретного человека считается приемлемым или неприемлемым в данном обществе [22]. Иными словами, нравственные нормы касаются вопроса совместного проживания и общения человека с другими членами общества, в результате которого поведение человека будет оценено как соответствующее или не соответствующее нравственным критериям данного общества.

На социальный характер нравственных норм указывают и другие исследователи. Так, Дж. Эллиот (J. Elliot) считает, что именно общество определяет, какими нравственными нормами следует руководствоваться в своем поведении каждому члену общества, общество оценивает поведение человека [12, p. 190192]. Однако случается и так, что общественная оценка противоречит индивидуальной. Поэтому У. Краин (W. Crain) рассматривает нравственные нормы как сочетание общественных установок и индивидуального сознания человека [10, p. 460]. Нормы существуют вне человека, но адресованы ему, следовательно, человек усваивает нормы извне, пропускает через себя, и они становятся неотъемлемой частью его личного сознания. Данная мысль также прослеживается в высказывании Дж. Брэд-шоу (J Bradshaw): каждая семья устанавливает определенные руководящие принципы, нормы и правила поведения (известные как нравственные нормы), основываясь на том, что является правильным или неправильным в данном обществе [8, p. 220].

Обратимся к понятию «нравственное развитие» (англ. moral development) в работах американских ученых. По словам И. Такер (I. Tha-cker), уровень нравственного развития показывает, до какой степени нравственные нормы закреплены в сознании человека, для того чтобы он руководствовался ими во взаимодействии с другими людьми. Нравственное поведение может быть только воспитано, и ребенок учится, копируя поведение взрослого [22, p. 552-554]. П. Томлинсон (P. Tomlinson) и М. Куинтон (M. Quinton) говорят, что нравственное развитие отражается в действиях ребенка, его взглядах и устремлениях, его воле и характере, а в дальнейшем - его оценочных суждениях. Нравственное развитие зависит от когнитивного развития ребенка [23, p. 211-213].

Хотя главное воспитательное влияние на нравственное развитие ребенка оказывают ро-

дители, американские ученые призывают всех членов семьи участвовать в этом воспитательном процессе, т.к. это сплачивает семью, помогает поддерживать вокруг ребенка семейную атмосферу и укрепить в нем понятие дома, необходимое для каждого человека.

Ряд исследователей (С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger), П. Томлинсон (P. Tomlinson), М. Куинтон (M. Quin-ton)) обращают внимание родителей на то, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка [11; 23]. Ребенок расширяет круг своего общения, вовлекаясь в совместные виды деятельности со сверстниками. Так он постепенно начинает открывать для себя мир человеческих взаимоотношений. Следовательно, ребенок постигает правила, согласно которым выстраиваются отношения между людьми, т.е. нравственные нормы. Играя, ребенок учится выполнять разные роли и поступать согласно этим нормам. Если ребенок способен объяснить необходимость следования той или иной норме поведения, взрослый может быть уверен, что у ребенка сформировано понимание этой нравственной нормы. При положительном влиянии родителей, как указывают психологи (С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger)), у ребенка к пяти годам формируется понимание общественной значимости нравственных норм [11, p. 332].

По мнению Дж. Эллиот (J. Elliot), такие нравственные качества, как честность, справедливость, сострадание, ответственность и щедрость, должны быть воспитаны родителями дома до поступления ребенка в школу [12, p. 178-179]. Для того чтобы ребенок научился вести себя ответственно дома, очень важно, чтобы родители понимали мощную воспитательную силу собственного примера при формировании данного качества у ребенка. Так, ученый дает некоторые рекомендации родителям в этой связи.

1. Когда родители дают обещание, они обязаны выполнить его или извиниться, давая действительно веское объяснение нарушению этого обещания.

2. Родители должны всегда контролировать (особенно в присутствии ребенка) способы, которыми они реагируют на людей, не разделяющих их жизненные принципы, ценности или убеждения.

3. Следует задать себе вопрос: «хочу ли я, чтобы мой ребенок реагировал подобным образом в похожей ситуации?».

ИЗВЕСТИЯ вгпу

4. Если родитель сказал неправду или приукрасил ситуацию, он должен признать это и объяснить ребенку, почему он действовал именно так, и извиниться.

Соблюдение родителями этих простых правил, по мнению Дж. Эллиот (J. Elliot), покажет детям, что честность - это верный способ исправить ошибку [12].

Большинство исследователей считают, что маленький ребенок лучше всего учится соблюдать нравственные нормы не через устрашение наказанием, а через убеждение и личный пример взрослого. Наказания в виде порки, лишения каких-либо привилегий и грубые слова могут оказать только негативное воздействие (К. Ван Ренсбург (C. Van Rensburg), У. Ландман (W. Landman) и X. Боденштайн (H. Bodenstein)) [24, p. 342-344]. Поэтому родителям необходимо научиться грамотно оценивать поведение ребенка и использовать нравственную оценку в воспитательных целях. Так, по словам Дж. Линдон (J. Lindon), именно в дошкольном возрасте для ребенка возрастает значимость оценки его поведения взрослым, т.к. взрослый служит для ребенка идеалом, с которым он сравнивает себя и свои действия [17, p. 229-230]. К трем годам ребенок уже способен соотнести свои действия с нравственной оценкой взрослого и выражать удовольствие от положительной оценки. В этой связи Р. Болдуин (R. Baldwin) обращает особое внимание родителей на то, что взрослый может путем положительной оценки закрепить правильное поведение ребенка, и, наоборот, с помощью отрицательной оценки -устранить неправильное поведение [5, p. 67]. Следовательно, воспитательное влияние оценки взрослого на нравственное развитие ребенка напрямую зависит от своевременного умения родителей правильно оценить поведение ребенка.

Дж. Грэй (J. Gray) советует родителям, чтобы при оценке поведения ребенка они руководствовались следующими рекомендациями [15].

1. Взрослый должен очень деликатно объяснить ребенку причину своего недовольства его поведением, акцентировав сначала положительные намерения ребенка, а затем назвать неверные действия, которые совершил ребенок (но не заостряя на этом много внимания).

2. В итоге вашей беседы ребенок должен понять свою ошибку и признать ее, а взрослому необходимо выяснить истинную причину плохого поведения ребенка (маловероятно, что ребенок намеренно ведет себя плохо).

3. Неплохо в данной ситуации вместе с ребенком выбрать правильную линию поведения.

4. Если порицание необходимо, то его следует отнести только к конкретному случаю поведения ребенка, а не вспоминать ранние проступки и не критиковать личность ребенка в целом.

5. Не следует оставлять плохое поведение ребенка без внимания, поскольку именно до школы можно воспитать в ребенке те нравственные качества, которые в школе будет сформировать сложнее.

6. Критиковать поведение ребенка следует только приватно, при этом избегать сравнения с другими детьми, а вот хвалить можно публично. При этом, как подчеркивает автор, всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности характера, психики ребенка, его возраст, самочувствие, чтобы оценка произвела положительное воспитательное воздействие.

Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что важность нравственного развития ребенка с раннего возраста в семье признается всеми американскими педагогами и психологами, анализ работ которых представлен в данной статье. Выделим общие моменты, на которые исследователи обращают особое внимание родителей:

- учитывать при толковании смысла и общественной значимости нравственных понятий возрастной уровень интеллектуального развития ребенка;

- использовать воспитательную силу личного положительного примера, соблюдая нравственные нормы, которые должен усвоить ребенок;

- привлекать к участию в жизни ребенка по возможности всех членов семьи для поддержания домашней атмосферы, укрепляющей в сознании ребенка понятие дома;

- постоянно вовлекать ребенка в совместные виды деятельности, чтобы обеспечить его в будущем счастливыми семейными воспоминаниями детства;

- давать грамотную оценку поведению ребенка и направлять воспитательное воздействие нравственной оценки на формирование правильной линии поведения ребенка.

Постоянно общаясь с ребенком, родители даже неосознанно влияют на его нравственное развитие. Климат в семье подвержен влиянию множества факторов - как внешних, так и внутренних. К последним чаще относят син-

дром хронической усталости родителей, который вызывает раздражительность и даже агрессию. Все авторы единогласно подтверждают, что родители обязаны помнить о том, что их ребенок полностью зависит от эмоций и физического состояния взрослых членов семьи. Ребенок всегда остро чувствует любое настроение родителей, поэтому родители обязаны стараться, чтобы атмосфера в семье была здоровой, не предъявлять взаимных претензий в присутствии ребенка или делать это, когда ребенок не слышит их. нравственное развитие ребенка и отношения между родителями тесно взаимосвязаны. Элементы американского педагогического опыта могут быть использованы российскими исследователями для дополнения теоретических разработок по вопросам семейного воспитания современными тенденциями развития данного вопроса за рубежом.

Список литературы

1. Бессарабова И.С. Педагогические взгляды Джерома Брунера в контексте американского образования (50-90-е годы): дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012.

3. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: дис. ... д-ра социологических наук. М., 2002.

4. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа. 2007. № 11. С. 15-17.

5. Baldwin R. You Are Your Child's First Teacher. N.Y.: Berke1ey, 1998.

6. Bedenhout C., Joubert S. Child and Youth Misbehavior. Pretoria: Van Schaik, 2013.

7. Bell A. Bringing Moral Cognition and Moral Action. N.Y.: Teachers College Press, 2012.

8. Bradshaw J. The Family: A New Way of Creating Solid Self-Esteem. N.Y.: McGraw-Hill, 2016.

9. Clark A. Child Development: A Topical Approach. New York: Wiley & Sons, 2013.

10. Crain W. Theories of Development: Concepts and Application. New Jersey: Prentice Hall, 2014.

11. Du Toit S. J., Kruger N. The Child: An Educational Perspective. Durban: Butterworths, 2014.

12. Elliot J. School Accountability. London: Grant Mclntyre, 2013.

13. Farrant J. S. Principles and Practice of Education. London: Longman, 2015.

14. Fay W. The Moral Child. New York: Free Press, 2015.

15. Gray J. How to Educate Strong Confident Children. New York: Harper Collins, 2015.

КИЕ НАУКИ -

16. Grobler H. The Daycare Handbook. Pretoria: Kagiso, 2014.

17. Lindon J. Understanding Child Development. London: MacMillan, 2014.

18. Mamwenda T.S. Educational Psychology: An American Perspective. Durban: Butterworths, 2014.

19. Schiller P., Bryant T. The Values Book: Teaching 16 Basic Values to Young Children. L.: Gryphion House.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sproufe С. Child Development: Its Nature and Course. N.Y.: McGraw-Hill, 2012.

21. Straughan R. Can We Teach Children to Be Good? Philadelphia: Allen & Unwin, 2012.

22. Thacker I. Moral Education Beyond Moral Reasoning. San Francisco: Jossey Bass, 2013.

23. Tomlinson P., Quinton M. Values Across the Curriculum. L.: Cassell, 2016.

24. Van Rensburg C., Landman W., Bodenstein H. Basic Concept in Education. Halfway house: Orion, 2014.

25. Vrey J. D. The Self-Actualizing Education. Pretoria: Unisa, 2011.

* * *

1. Bessarabova I.S. Pedagogicheskie vzgljady Dzheroma Brunera v kontekste amerikanskogo obra-zovanija (50-90-e gody): dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2000.

2. Vlasjuk I.V. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie shkoly i sem'i: ucheb. posobie. Volgograd: Izdatel', 2012.

3. Volzhina O.I. Sem'ja kak sociokul'turnaja cennost': dis. ... d-ra sociologicheskih nauk. M., 2002.

4. Korotkova L.D. Semejnoe chtenie kak sredstvo duhovno-nravstvennogo stanovlenija lichnosti // Na-chal'naja shkola. 2007. № 11. S. 15-17.

Ideas of moral education of a child in family in the modern pedagogy of the USA

The article deals with the leading concepts of American scientists associated with the issue of moral education of children in the USA. The results of the study may be applied in the development of new technologies for psychological and pedagogical assistance to families in issues of moral education of children.

Key words: moral education of a child, moral development of a child, family, moral norms, moral evaluation.

(Статья поступила в редакцию 04.08.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.