Научная статья на тему 'Проблемы развития менеджмента в России'

Проблемы развития менеджмента в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4842
511
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА / СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / МИРОВОЙ ОПЫТ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазутина Антонина Леонардовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

В данной статье рассмотрена актуальность проблем развития менеджмента в России, раскрыта характеристика менеджмента как профессионального вида деятельности, обоснована его важность в социально-экономическом развитии государства, проведено сравнение опыта стран в сфере менеджмента, выделены проблемы заимствования зарубежных моделей менеджмента и причины, из-за которых они не способны к эффективной адаптации в российских условиях. Рассмотрена проблема отсутствия целостной идеологии в России, выведены и обоснованы основные проблемы российского менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазутина Антонина Леонардовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития менеджмента в России»

УДК 331

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент (e-mail: lal74@bk.ru) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

В данной статье рассмотрена актуальность проблем развития менеджмента в России, раскрыта характеристика менеджмента как профессионального вида деятельности, обоснована его важность в социально-экономическом развитии государства, проведено сравнение опыта стран в сфере менеджмента, выделены проблемы заимствования зарубежных моделей менеджмента и причины, из-за которых они не способны к эффективной адаптации в российских условиях. Рассмотрена проблема отсутствия целостной идеологии в России, выведены и обоснованы основные проблемы российского менеджмента.

Ключевые слова. Методы и механизмы управления, проблемы менеджмента, управление, рыночная экономика, модели менеджмента, стратегия, экономика, организация, мировой опыт, государство.

Масштабные реформы, происходящие в России, в её субъектах, привели к перераспределению власти, появлению разнообразия форм собственности, развитию предпринимательского сектора, становлению и развитию экономических институтов рынка, в том числе и менеджмента, как абсолютно нового, иного подхода к процессу управления, соответствующего современным рыночным условиям.

Изменения и методов управления в качественную сторону и механизмов распределения полномочий, в свою очередь, создали необходимость в формировании социального слоя менеджеров.

Менеджмент, как профессиональный вид деятельности по управлению человеческими ресурсами в отраслях экономики, предполагает наличие субъектов управления - менеджеров, а в нашем понимании и представлении менеджер - это руководитель рыночного типа, работа которого направлена на объект - хозяйственную деятельность организации. Менеджеры стоят во главе коммерческих организаций, выполняют управленческие функции и принимают стратегические решения[1,12,18]. Именно по этой причине решения менеджеров, как и решения политиков, способны влиять на жизнедеятельность людей, регионов и государств. Менеджеры, как субъекты хозяйствования, занимают важную роль в социально-экономическом развитии общества и, во многом, именно благодаря менеджерам прогресс не стоит на месте, а движется вперёд.

В отличие от многих западных стран мира, опыт менеджмента в России имеет небольшой, всего порядка 20-25 лет, как опыт управления в рыночных условиях. Для сравнения, в США менеджмент как социально-экономическое учение появился в конце XIX. Подразумевается, что российский опыт должен быть основан на творческой переработке и синтезе зарубежного опыта, естественно, с учётом особенностей русского менталитета и структуры экономики. Но на деле, часто, всё ограничивается простым копированием зарубежных моделей менеджмента, что не влечёт за собой никакого хорошего результата. Однако в данный момент времени уже появилось новое поколение менеджеров, успешно подстраивающих зарубежные модели менеджмента под российские реалии, либо пробующих разрабатывать собственные [1,5].

Экономические законы, в отличие, например, от законов природы, напрямую зависят от человеческой воли, поэтому проблемы, связанные с управлением и принятием правильных и эффективных управленческих решений имеют особую роль. Российские проблемы в социально-экономическом плане последних двух десятков лет связаны не только с ценой природных ресурсов на мировом рынке, с неопределенностью стратегии переустройства общества, но и с оценкой важности менеджмента, особенно на высшем уровне руководства [10,14,20].

Восприятие зарубежной концепции управления проявляется в основном в двух формах: необходимость реализации западной (американской) модели менеджмента в таком виде, в каком она есть и использование её для управления национальной экономикой и производством. Для овладения теоретическими материалами надо будет всего лишь перевести западные учебники на русский язык и изучать их; адаптация зарубежной модели с учётом российской специфики. И в этом контенте сразу возникает ряд вопросов: какую именно модель принять за базовую? И как адаптировать выбранную модель?

В первом случае мы получим, как часто бывает, конфликт между управляющим и его подчинёнными из-за того, что западная модель менеджмента не подразумевает гибкости по отношению к персоналу. Такая модель основана на принципе «каждый сам за себя». Что касается России, то «наши» люди более склонны к коллективизму. Данная специфика русского менталитета сильно мешает использовать западную модель менеджмента, поэтому в чистом виде она почти не способна прижиться и не приживается в России [12].

Во втором случае не совсем очевидно, какую модель брать за базовую и получится ли её качественно реализовать в российских условиях. Американская модель хоть и является очень привлекательной, но всё же не подходит для внедрения в России. У японской модели тоже мало шансов из-за её прагматичности и сильной социальной направленности, а вот европейская модель, как представляется наиболее подходящая, как базовая, так как

является некой смесью из преимуществ американской и японской моделей управления.

Каждой модели менеджмента присущи свои сильные стороны, и их необходимо разумно использовать. Именно поэтому логичнее всего разработать свой собственный национальный стиль управления, но ни в коем случае нельзя упускать из вида богатый и, что не мало важно, проверенный опыт других стран.

Так же, на вопрос, какой именно менеджмент сейчас нужен стране, невозможно ответить не имея опоры на идеологию. В настоящее время в России нет идеологии в чётко выраженном виде, и руководство страны не проявляет особого желания её получить.

Касаемо основных проблем в российском менеджменте, в первую очередь отметим проблемы качества. Хотя менеджмент как специальность и появилась в российских ВУЗах, проблема качества и по сей день остаётся весьма актуальной. Очевидно, данная проблема связана с малым количеством реального опыта управленческой работы в условиях рыночной экономики. Пожалуй, главная из проблем российского менеджмента состоит в том, что экономические и политические условия в стране сильно отличаются от условий, в которых зарождались и развивались модели западного менеджмента.

Менеджмент качества развивается и сильнее всего востребован на предприятиях, занимающихся производством продукции для иностранных потребителей [2]. Находясь в России, таким предприятиям приходится играть по правилам запада. А вот у предприятий, которые ориентированы на потребителей из России или стран ближнего зарубежья ситуация несколько другая: предприятия позволяют себе использовать инструменты и методы обеспечения прибыльности, не связанные с удовлетворенностью конечного потребителя. Во-вторых, это избыточная численность государственных управленцев, которая беспрерывно растет при постоянном «сокращении» аппарата. Данная проблема связана с тем, что самый эффективный в плане доходности бизнес в России - это управление государственными ресурсами. При этом наблюдается сильная нехватка топ-менеджеров с высокой квалификацией, способных не только эффективно управлять частными компаниями, но и обеспечивать этим компаниям высокую конкурентоспособность на мировом рынке. На сегодняшний день это получается лишь в некоторых отраслях, например, в ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Данный фактор, скорее всего, связан не столько с уровнем менеджмента, сколько с тем, что многие кадры были воспитаны ещё в советское время, следовательно, им присущи свои конкурентные преимущества в данных областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, помогающих чувствовать себя на рынке увереннее

[3, 9].

В-третьих, высокая степень коррумпированности современной экономики РФ. И в этом контенте можно провести черту между менеджерами государственных экономических структур и менеджерами работающих в частных компаниях. В западных странах государственные управленцы и чиновники, по большей части отделены от деятельности, связанной с материальными благами и их распределением, их роль во взаимодействии с менеджерами компаний частного сектора минимальна. Что касается особенностей российской системы управления, то в этой части можно выделить наличие так называемых «откатов» при получении государственных заказов, особенно крупных, что приводит к ситуации, в которой российские чиновники становятся довольно успешными бизнесменами за счет получения «серых бонусов» при принятии «нужных / правильных» управленческих решений [16].

И в-четвертых, из-за отсутствия востребованности квалифицированных кадров во многих секторах экономики, а также конкурсных условий для занятия должностей и несоответствие ВУЗовской подготовки кадров спрос на них на рынке труда не высокий, а качество человеческого капитала при этом только ухудшается. В данном случае рост и развитие человеческого капитала как основной составляющей эффективного менеджмента вряд ли станет основным стратегическим фактором повышения конкурентоспособности экономики России [6].

Рост ценности информационных технологий, нематериальных ресурсов подстёгивает к гибкости организационной структуры управления, между тем, компании не ограничиваются старанием нацеливаться на прибыль в широком смысле, все чаще возникает интерес в поддержании социальной справедливости, по крайней мере в рамках своего предприятия.

Очевиден тот факт, что отсталость российских компаний от зарубежных конкурентов, в том числе и по эффективности процесса управления, связано не только с запозданием в технологических укладах, но и что немало важно - с отсутствием прозрачности бизнеса, а также недооценкой роли постоянного процесса развития и повышения качества всех своих функционирующих подсистем [3]. Пока что не разработаны основные теоретические и методологические положения по применению менеджмента в практической деятельности для вывода экономики из кризиса и такое положение относится не только к России, но также и к ведущим зарубежным странам.

За более чем 25 лет с начала перестройки, к сожалению, России не удалось найти собственный путь развития и сформировать национальную модель экономики. До сих пор в России нет работоспособной стратегии экономического развития. Таким образом, говорить об эффективной модели менеджмента, соответствующей национальному самосознанию, сегодня не приходится.

В России государство всегда воспринималось как высшая инстанция по отношению к обществу, а не как наёмный управляющий. Причём люди

сознательно отдавали государству часть своего суверенитета и именно эта связь личности и государства исключительно важна для понимания российской традиции [19].

России необходима такая новая модель управления, которая будет совместима с интересами социально-экономического развития страны, и способна ускорить и в нужный момент скорректировать этот процесс развития в нужном направлении. Модель управления должна иметь опору на национальную идеологию, учитывать особенности людей, должна быть ориентирована на сильное, независимое государство, соблюдающее интересы народа [11]. А вот избирать догоняющий путь развития - значит двигаться по тупиковому пути!

Какой же должна быть российская модель менеджмента? На наш взгляд необходимо в первую очередь пересмотреть концепцию системного подхода, и внести в него системные знания. Должна быть сформирована концепция о составе информации, которую необходимо использовать для принятия управленческих решений. Например, никто не ставит в практической плоскости вопрос об измерении управляемости, всё ограничивается только оценкой качества. В то же время проблемным моментом является повышение степени управляемости компаний при одновременном увеличении гибкости бизнеса. Далее, необходимо творчески подойти к развитию и дополнению базовых принципов менеджмента с учётом прогнозов развития менеджмента в будущем и анализа зарубежного и российского опыта. Не мешало бы повысить и точность управления, научиться измерять помимо результатов деятельности и состояние экономической системы. Российский менеджмент должен стать максимально прагматичным. Необходимо также обосновать, какие новые качества необходимы менеджменту, чтобы с его помощью осуществлять как можно более эффективную трансформацию бизнеса, при этом в менеджменте должны доминировать стратегические функции, которые в свою очередь должны быть нацелены на инновации в организации бизнеса, что безусловно приведет к смене самого характера экономической стратегии, которая, кстати должна быть упреждающей. Для российской действительности требуются совершенно новые инструменты и методы стратегического управления, следовательно, должна измениться и программа подготовки менеджеров [4,7].

Далее, особое место необходимо отвести в новой модели менеджмента собственникам, где доверие, честность, справедливость должны стать ключевыми факторами в части оценки стоимости бизнеса, наряду с объёмом накопленных знаний / компетенций и другими нематериальными активами. В теории менеджмента должны получить развитие сетевые формы организации бизнеса [8,13]. Для этого необходимо распространение и развитие в теории менеджмента концепций управления распределенным бизнесом (группой компаний). И, в конечном счете, необходимо обеспечить наиболее гармоничное сочетание жёсткой централизации и самоуправле-

ния, разработать новые подходы к распределению полномочий и ответственности.

В России должна быть разработана, и как следует проработана, стратегия развития управленческого образования, включающая чёткое и ясное видение, чему учить и, главное, как учить, подразделяющая управленческое образование на начальное (подготовка менеджеров низшего и среднего звеньев) и высшее (подготовка топ-менеджеров), выделяя в особую группу подготовку специалистов для корпоративного управления. Особое место в стратегии должно уделяться обеспечению высокой конкурентоспособности управленческого образования, т. е. нужно прописать компетенции, которые смогут обеспечивать конкурентоспособность менеджера на текущую и на будущую деятельность.

Для этого должны быть выделены перспективы развития каждой компетенции. Исходя из этого, необходимо разработать концепции и программы для повышения квалификации практиков в различных министерствах и ведомствах. Нужно сформировать язык, на котором смогут разговаривать менеджеры [15,17].

Крайне важно уже сегодня положить начало разработке новой метатеории управления, объединив в целостную систему идеи и методы менеджмента, экономики, психологии, социологии, а также технических наук. Для создания высокоэффективной отечественной системы управления, в первую очередь, нужно не только желание и воля руководителей страны, но и пропорциональный проблеме объём знаний. Это, по сути, и есть необходимые и достаточные условия для решения проблемы развития менеджмента в России.

Список литературы

1. Волостнов Н.С., Лазутина А. Л., Хохлов А. А., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Национальные интересы России и международные экономические отношения в современных условиях. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 12 (59). С. 1429-1432.

2. Гордейко С.Г. Управление лояльностью персонала на базе системного подхода // Мотивация и оплата труда. 2014. № 2. С. 94-109.

3. Гермек Е. А. Развитие менеджмента в России: проблемы и перспективы. Научные записки ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (12). С. 184-1.

4. Гафуров А.М. Влияние менталитета на развитие менеджмента в России. Инновационная наука. 2016. № 6-1. С. 66-67.

5. Егоров Е.Е., Павлов С.А. Управление инновациями в кадровом менеджменте компании. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 224-226.

6. Егоров Е.Е., Бондаренко В. А. Инновационные тенденции в управлении персоналом организации. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 254-258.

7. Егоров Е.Е., Анисенко А.В., Бурлакова Ю.В., Быкова Н.С. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению. Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4. С. 10.

8. Korsakova T.V., Transformation of corporate culture in conditions of transition to knowledge economics / Korsakova T.V., Chelnokova E.A., Kaznacheeva S.N., Bicheva I.B., Lazutina A.L., Perova T.V// International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4690-4698.

9. Кашинова Н.Э. Развитие проектного менеджмента в России: исторический аспект и современные тенденции. Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2 (42). С. 7477.

10. Крайнова О.С., Сатаева Д.М. Формирование кадрового потенциала: подход на основе принципов системы менеджмента качества и требований профессиональных стандартов. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2018. № 3 (26). С. 77-85.

11. Лазутина А. Л. Новая экономическая реальность и парадигма эффективности / Лазутина А.Л., Саечников В.С., Трошин А.С., Хохлов А.А. // Фундаментальные исследования. 2016. № 12-5. С. 1116-1120.

12. Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е., Люшина Э.Ю., Моровова И.М. Нео-актуализация базовых ценностей менеджмента: новые требования российской экономики. Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 292-294.

13. Мискарян К. А., Угримова С.Н. Развитие кризис-менеджмента в современных условиях России. В сборнике: Вопросы экономики и управления Материалы II Международной студенческой научно-практической конференции . Министерство образования и науки российской федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» . 2016. С. 183-186.

14. Рамазанов К. Н. Развитие политического менеджмента в современной России. В сборнике: Оптимизация механизмов государственного муниципального управления в условиях глобализации сборник научных трудов. редакторы: Т. П. Иванова, Е. В. Фек-листова, О. Н. Чуманова. Саратов, 2006. С. 37-40.

15. Саркисян Т.А.Развитие риск-менеджмента в России: проблемы и перспективы. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-5. С. 174-176.

16. Салимьянова И.Г., Стебаков П.В. Развитие инновационного менеджмента в России. В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы материалы VII Международной научно-практической конференции. 2012. С. 227-233.

17. Степанова А. О. Развитие стратегического менеджмента в малом предпринимательстве в России. Молодежный научно-технический вестник. 2017. № 7. С. 84.

18. Удалов Ф.Е., Алехина О.Ф. Ротация кадров как рост эффективности управления производством. В сборнике: Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 103-108.

19. Хайруллина М.В., Дроздова А.В. Развитие образовательного менеджмента в вузах России на современном этапе: фактор интернационализации. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 22.

20. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы современного менеджмента в условиях инновационного развития региона// наука. 2014. № 4-3. С. 481.

Lazutina Antonina Lenardovna, Cand.Econ.Sci., associate professor (lal74@bk.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

(tatyana.lebedeva@bk.ru )

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT IN RUSSIA

Аbstact. In this article the relevance of problems of development of management in Russia is considered, characteristic of management as professional type of activity is disclosed, its importance in social and economic development of the state is proved, comparison of experience of the countries in the sphere of management is carried out, problems of loan of foreign models of management and the reason because of which they are not capable to effective adaptation in the Russian conditions are allocated. The problem of lack of complete ideology in Russia is considered, the main problems of the Russian management are removed and proved.

Keywords. Methods and mechanisms of management, management problem, management, market economy, management models, strategy, economy, organization, international experience, state.

УДК 338.832

РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент (e-mail: lal74@bk.ru) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

В статье рассматриваются вопросы развития рынка гостиничных услуг. Представлены результаты проведенного маркетингового исследования среди жителей Приволжского Федерального округа с целью выявления факторов выбора средств размещения. На основании контент-анализа проведенного авторами обсуждаются актуальные проблемы, с которыми столкнулся рынок гостиничных предприятий после проведения Чемпионата мира по футболу 2018.

Полученные результаты позволят сформировать эффективную систему управления гостиничным сектором региона и повысить конкурентоспособность существующих гостиничных предприятий.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, рынок гостиничных услуг, факторы выбора гостиницы, опрос.

Рынок гостиничных услуг считается одним из наиболее динамично развивающихся и быстро растущих рынков в регионах России [2,20]. Общая экономическая ситуация в России в последнее время благоприятствует развитию рынка средств размещения [1,4,9]. Экономический рост и, что еще более важно, повышение покупательной способности населения вызвали расширение рынка [13,17]. Еще одним важным фактором связанного с развитием гостиничного дела в последние годы стало развитие системы потребительского кредитования и развитие деятельности туристических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.