Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/123EVN316.pdf Статья опубликована 06.07.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Волостнов Н.С., Лазутина А.Л., Репина Р.В. Риски действия/бездействия в современной национальной экономике России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/123EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 33.338
Волостнов Николай Степанович
ФГБОУ ВПО «Волжский государственный университет водного транспорта», Россия, Нижний Новгород
Доктор экономических наук, профессор E-mail: lal74@bk.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=290461
Лазутина Антонина Леонардовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Кандидат экономических наук, доцент E-mail: lal74@bk.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=670733
Репина Регина Вячеславовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Россия, Нижний Новгород Студент 3 курса очной формы обучения E-mail: rregina3@yandex.ru
Риски действия/бездействия в современной национальной
экономике России
Аннотация. Авторы обращаются к рассмотрению рисков, связанных с самим действием/бездействием факторов национальной экономики, - как в рыночном, так и в нерыночном ее секторах, причем, на всех уровнях ее функционирования и развития. В отличие от имеющихся по проблеме рисков публикаций рассматриваемых сущность рисков, в настоящей статье также рассматриваются их виды, уровни, измерение, а также управление ими. Раскрывается экономическое содержание и выявляется функциональная роль действия/бездействия экономических субъектов на различных уровнях хозяйствования национальной экономики при проявлении, реализации политических, экономических, социальных, институциональных и иных видов рисков. Результатом исследования является вычленение рисков действия/бездействия, их характеристика, систематический анализ их последствий, реализации или отсутствие таковой на различных уровнях при рассмотрении различных видов рисков в их многообразии на различных уровнях в современных условиях. Также, в целях продуктивного использования в теории риск-менеджмента таких феноменов, как действие/бездействие, в статье приводится их систематизация. По своему уровню и качеству статья носит междисциплинарный характер. Также, данная статья заключает в себе
1 603004, г. Н. Новгород, ул. Челюскинцев, д. 9
существенный когнитивный и эвристический потенциал, который, несомненно, полезен не только для исследователей, работающих в сфере экономики, юриспруденции, криминалистики, но и для аспирантов/практиков.
Ключевые слова: риски; действия/бездействия в управлении рисками в национальной экономике; национальная экономика
В теории риск-менеджмента, которая, несомненно, сегодня является достаточно полной, глубокой, формализованной, актуализированной, тем не менее еще есть лакуны, требующие самого пристального внимания исследователей.
Действительно, до сих пор в данной экономической науке основной акцент делается на изучение сущности и видов рисков, их уровней, их идентификации, их измерении и управлении ими, что, разумеется, является когнитивно истинным и эвристически полезным.
Однако, к сожалению, в «тени» структурирования теории риск-менеджмента остается такая проблема, как риски, связанные с самим действием/бездействием факторов национальной экономики, - как в рыночном, так и в нерыночном ее секторах, причем, на всех уровнях ее функционирования и развития [1].
Что же представляют собой в контексте риск-менеджмента «действие» и «бездействие», какие риски заключают и несут они в себе, к каким последствиям они могут привести?
Прежде, чем попытаться дать ответы на эти непростые, противоречивые вопросы, необходимо определиться с содержанием данных понятий.
Так, с социологической точки зрения под действием понимается, во-первых, целенаправленная деятельность, активность субъекта, использующего определенные средства для достижения поставленной цели, имеющие для него субъективный смысл; очевидно, что цель и средства должны соответствовать, по Г. Гегелю, друг другу; во-вторых, специфическая единица мотивированной человеческой деятельности, процесс взаимодействия с каким-либо объектом - предметом, отношениями, субъектом/субъектами, процессами [5].
В его структуре выделяются: подготовка решения на действие (сбор, информации, определение цели, замысла); принятие решения на действие; реализация решения; мониторинг действия; контроль действия; коррекция решения и действия, - вплоть до отказа от реализации действия и принятия компенсирующих действий. Очевидно, что все эти этапы имеют существенное значение для риск-менеджмента, для эффективного управления рисками в самом широком контексте.
Под бездействием (инактивностью) - особенно продуктивно этот феномен изучается в теории права - понимается отказ, воздержание субъекта от действия, его пассивное поведение, которое может носить, как правомерный, так и противоправный, асоциальный, антисоциальный, преступный характер. Бездействие может быть как социально вредным, общественно опасным, будучи связанным с несовмещением общественно полезного деяния в силу профессиональных обязанностей субъекта, невыполнения возложенных на него юридических обязанностей, в нежелании воспрепятствовать общественно опасным деяниям, наступлению общественно опасных последствий (например, оставление в беде заведомо беспомощного субъекта, - ребенка, скажем, так оно может быть и индифферентным к праву, вызывая, к примеру, лишь моральную оценку его в форме осуждения общественным мнением, его неприятием им.
В аспекте риск-менеджмента, и это также очевидно, и бездействие может играть как позитивную, так и негативную роль в управлении и политическими, и экономическими, и социальными, и идеологическими, и ментальными, и институциональными, и иными рисками на всех уровнях их генезиса, проявления и реализации.
Чтобы продуктивнее использовать в теории риск-менеджмента (соответственно и в общественной практике) такие феномены, как действие, бездействие попытаемся дать их систематизацию.
Предварительно заметим, что действие, совокупность действий могут осуществлять такие факторы, как: индивиды, семьи; коммерческие и некоммерческие организации; государства/союзы государств; международные институты (например, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация и др.).
Действие/действия могут выступать как: внутренние, внешние; легитимные, нелегитимные (в том числе криминальные); рациональные, нерациональные, иррациональные; правильные, ошибочные; адекватные, неадекватные; мотивированные, немотивированные, аффективные; позитивные, негативные, индифферентные/нейтральные; формализованные, неформализованные; стандартные, нестандартные, оригинальные; рутинные, ритуальные, креативные; нормативные, девиантные, провокационные; адаптивные, дезадаптивные; конформистские, нон-конформистские; самостоятельные/суверенные, несамостоятельные/насаждаемые, вынуждаемые извне; открытые, латентные, в том числе замаскированные; оптимальные, неоптимальные; продуктивные, контрпродуктивные; центробежные, центростремительные; кооперативные, некооперативные; однонаправленные, разнонаправленные; стратегические, тактические, оперативные; мгновенные, краткосрочные, долгосрочные; ad hos, post hos; одновременные, разновременные; синхронные, асинхронные; основные, вспомогательные; отвлекающие, дополнительные; упреждающие, своевременные, запаздывающие; симметричные, ассиметричные; прямые, обратные; реализованные и прерванные, возобновляемые; частные, коллективные/клубные, публичные; разовые/случайные, повторяющиеся/периодические, систематические; реальные/виртуальные; добросовестные/недобросовестные; линейные, нарастающие, затухающие; односторонние, с обратной связью; векторные, круговые, спиралевидные; существенные, значимые, критически важные; ролевые, статусные, функциональные; доминантные, сопровождающие; подготовленные, неподготовленные; ресурсно-обеспеченные и необеспеченные; стадиальные, поэтапные; жизненно-циклические; страхуемые и нестрахуемые; превентивные, профилактические; одноуровневые; толерантные, нетолерантные и т.д. [2].
Как видно из вышеприведенного перечня, он хотя и весьма неполон, однако, безусловно, содержит в себе значительный когнитивный потенциал для того, чтобы его использовать при разработке комплекса мероприятий по выявлению, идентификации, измерению, нахождению эффективных способов, методов, форм управлению различными рисками на всех уровнях функционирования и развития национальной экономики России в системе мирохозяйственных связей. В этой связи весьма уместно напомнить, что действие/действия может/могут сопровождаться и противодействием/противодействиями, и содействием/содействиями, что было бы неразумным не учитывать ни в науке, ни, тем более, в общественно-предметной практике.
Какие же можно выдвинуть, вычленить принципы разработки и реализации успешных результативных действий? Очевидно, к ним следует - в общем плане - отнести: законность; научность; системность, комплексность; адекватность; адаптивность; своевременность; иерархичность; подготовленность; ресурсно-обеспеченность; логичность;
структурированность; конгруэнтность; функциональность; эффективность.
Безусловно, опять-таки инициативный исследователь может с известной пользой дополнить данный «список», что, очевидно, послужит благу для дальнейших интересных занятий теорией риск-менеджмента в современных условиях, когда российская экономическая наука уже не «отгорожена» от мировой экономической и иной мысли.
Учитывая вышеизложенное, попытаемся проанализировать значимость такого феномена для общей теории управления рисками, как запаздывание/упреждение действий.
Очевидно, что если субъект - коммерческая организация - не может или не хочет принимать упреждающих действий для обеспечения соблюдения контр-агентом договорных отношений, последний начнет осуществлять оппортунистическое поведение: срывать сроки и ритмичность поставки; завышать цены; игнорировать требования по качеству поставляемой продукции; нарушать ассортимент; шантажировать и выторговывать наиболее выгодные условия для себя по форме оплаты, способу расчетов, вывозу готовой продукции и т.п. [3]. Подобная стратегия адаптивных негативных целевых действий сначала в качестве первой, исходной цели заключает в себе превращение данной организации в объект, а на второй стадии - трансформацию ее в инструмент для решения своих задач-максимизации прибыли, снижении издержек, доведение ее до банкротства и ее поглощения, слияния, присоединения.
Поэтому любая коммерческая организация должна иметь четко разработанную систему противодействия этой стратегии, включающую в себя [10]:
• консолидацию интересов собственников, топ-менеджеров, персонала для обеспечения простого/расширенного воспроизводства бизнеса с использованием информационных ресурсов, органов власти и управления соответствующих уровней;
• создание инициативных, эффективных, социальных групп со специальными интересами, ориентированными на сохранение и развитие организации, на недопущение «перехвата» бизнеса; «перехвата» собственности;
• решение проблемы диверсификации поставок (если это возможно, - в других случаях - иные решения);
• нейтрализацию усилий контрагента внутри организации для дестабилизации ее финансового состояния, ухудшения качества ее функционирования и лишения возможностей для ее развития;
• создание необходимых и достаточных резервов, соответствующих механизмов для отвлечения сил и средств контрагента;
• формирование комплекса мероприятий по недопущению альянса враждебных игроков из внутренней и внешней среды (например, выявление и пресечение деятельности «засланных казачков»);
• интенсификацию усилий по реинжинирингу бизнеса инновационной перестройке, выходу его на новые направления деятельности, используя сценарные и иные способы прогнозирования, планирования и др.
Если говорить о значимости бездействия в сфере риск-менеджмента, а оно может быть во всех видах рисков, на всех уровнях, у всех субъектов экономики, то оно, как представляется, может быть и преступным, и нейтрально-индифферентным, и антигуманным, аморальным, имеющим в качестве своих последствий в континууме - от отсутствия ущерба до катастрофического ущерба.
Если взять макроуровень в этом же смысле, то это касается определения и достижения стратегических целей: в частности, догоняющего либо опережающего развития; реиндустриализации на основе современных технологических укладов; «зеленой революции» в сфере аграрно-промышленного комплекса; культурного ренессанса; обеспечения разумной, необходимой и достаточной открытости национальной экономики; надежной обороноспособности, национальной безопасности страны.
О рисках в этой деликатной сфере сегодня говорят, в частности, следующие факты: внутренний рынок России на 85% (по расчетам В. Катасонова) контролируется иностранным капиталом; Россия сегодня импортирует две трети от потребляемых металлорежущих станков, продовольствия; большинство крупных частных промышленных предприятий, как
база российской промышленности, находится в иностранной юрисдикции; в целом же Россия находится не на энерго-сырьевой, а на финансовой «игле» [8]. Подобных, вызывающих и недоумение, и желание скорее выправить ситуацию в российском обществе, национальной экономике ярких фактов, - предостаточно.
И в этом смысле, чтобы сделать россиян зажиточными, здоровыми, счастливыми, - и власть, и бизнес - структуры, и население - должны быть по ключевым направлениям своего поведения, своих действий - едины, мотивированы и успешны [4]. Бездействие здесь -недопустимо: ни при целеполагании, ни при реализации принятых решений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов М. Новая Россия и ельцинизм несовместимы // Литературная газета. -2015. - №13. - С. 3.
2. Волостнов Н.С., Жаринов В.В., Трошин А.С. Идентификация экономических рисков как предпосылка эффективного управления / Экономический анализ: теория и практика. 2014. №32 (383). - С. 14-20.
3. Волостнов Н.С., Лазутина А.Л. Экономическое прогнозирование в контенте синергетики / Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. №37. - С. 23-25.
4. Волостнов, Н.С., Характеристика человека теневой экономики. Вестник СамГУПС. 2015. Т. 2. №2 (28). - С. 73-78.
5. Дугин, А.Г. Международные отношения (парадигмы, теории, социология). - М.: Академический проект, 2014. - 431 с.
6. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А Бренд как инструмент создания конкурентных преимуществ компании // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. №2 (42). - С. 16-21.
7. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Методы event-рекрутинга в кадровом менеджменте // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. №3 (35). - С. 45-49.
8. Кривоногих А.А. Особенности функционирования систем риск-менеджмента в российских инвестиционных компаниях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. №1. - С. 5-17.
9. Лазутина А.Л. Необходимость становления инновационной экономики россии // В сборнике: Экономика, право, образование: региональный аспект сборник научных трудов IX межвузовской научно-практической конференции. 2015. - С. 63-69.
10. Лазутина А.Л., Павлова Ю.А. Инновационная составляющая развития предприятий как источник экономического роста России/ В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 36-39.
11. Псарева Н.Ю. Методология формирования системы риск-менеджмента компании // Труд и социальные отношения. 2014. №1. - С. 81-87.
12. Юлдашев Р.Т. Развитие риск-менеджмента - важнейший ресурс эффективности российской экономики // Страховое дело. 2013. №6 (243). - С. 8-19.
Volostnov Nikolay Stepanovich
Volga state university of water transport, Russia, Nizhny Novgorod
E-mail: lal74@bk.ru
Lazutina Antonina Leonardovna
Minin university, Russia, Nizhny Novgorod E-mail: lal74@bk.ru
Repina Regina Vyacheslavovna
Minin university, Russia, Nizhny Novgorod E-mail: lal74@bk.ru
Risk actions/omissions in contemporary Russian
national economy
Abstract. The authors refer to the consideration of the risks associated with the very action/inaction of the factors of the national economy - both in market and non-market in its sectors and at all levels of its operation and development. In contrast to the risks of existing publications on the issue under consideration risks essence, this article also discusses their types, levels, measure, and manage. Reveals the economic content and identifies the functional role of the action/inaction of economic actors at different levels of management of the national economy during the manifestation, realization of political, economic, social, institutional and other types of risks. The result of this study is the isolation of the risks of action/inaction, their characteristics, the systematic analysis of their consequences, implementation or lack of it at different levels when considering the various types of risks in their diversity at different levels in modern conditions. Also, in order to productive use in risk management theory of such phenomena as the action/inaction, the paper gives their classification. According to their level and quality of the article has an interdisciplinary character. Also, this article contains a significant cognitive and heuristic potential, which will undoubtedly be useful not only for researchers working in the field of economics, law, criminology, but also for graduate students/practitioners.
Keywords: risks; activity/inactivity in the risk management of the national economy; the national economy
REFERENCES
1. Antonov M. Novaya Rossiya i el'tsinizm nesovmestimy // Literaturnaya gazeta. -2015. - №13. - S. 3.
2. Volostnov N.S., Zharinov V.V., Troshin A.S. Identifikatsiya ekonomicheskikh riskov kak predposylka effektivnogo upravleniya / Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika.
2014. №32 (383). - S. 14-20.
3. Volostnov N.S., Lazutina A.L. Ekonomicheskoe prognozirovanie v kontente sinergetiki / Vestnik Volzhskoy gosudarstvennoy akademii vodnogo transporta. 2013. №37. - S. 23-25.
4. Volostnov, N.S., Kharakteristika cheloveka tenevoy ekonomiki. Vestnik SamGUPS.
2015. T. 2. №2 (28). - S. 73-78.
5. Dugin, A.G. Mezhdunarodnye otnosheniya (paradigmy, teorii, sotsiologiya). - M.: Akademicheskiy proekt, 2014. - 431 s.
6. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A Brend kak instrument sozdaniya konkurentnykh preimushchestv kompanii // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2015. №2 (42). - S. 16-21.
7. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A. Metody event-rekrutinga v kadrovom menedzhmente // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. 2013. №3 (35). - S. 45-49.
8. Krivonogikh A.A. Osobennosti funktsionirovaniya sistem risk-menedzhmenta v rossiyskikh investitsionnykh kompaniyakh // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2014. T. 6. №1. - S. 5-17.
9. Lazutina A.L. Neobkhodimost' stanovleniya innovatsionnoy ekonomiki rossii // V sbornike: Ekonomika, pravo, obrazovanie: regional'nyy aspekt sbornik nauchnykh trudov IX mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2015. - S. 63-69.
10. Lazutina A.L., Pavlova Yu.A. Innovatsionnaya sostavlyayushchaya razvitiya predpriyatiy kak istochnik ekonomicheskogo rosta Rossii/ V sbornike: Industriya turizma i servisa: sostoyanie, problemy, effektivnost', innovatsii. Sbornik statey po materialam II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2015. -S. 36-39.
11. Psareva N.Yu. Metodologiya formirovaniya sistemy risk-menedzhmenta kompanii // Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2014. №1. - S. 81-87.
12. Yuldashev R.T. Razvitie risk-menedzhmenta - vazhneyshiy resurs effektivnosti rossiyskoy ekonomiki // Strakhovoe delo. 2013. №6 (243). - S. 8-19.