Научная статья на тему 'Рынок гостиничных услуг и тенденции его развития'

Рынок гостиничных услуг и тенденции его развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1622
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / ФАКТОРЫ ВЫБОРА ГОСТИНИЦЫ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазутина Антонина Леонардовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы развития рынка гостиничных услуг. Представлены результаты проведенного маркетингового исследования среди жителей Приволжского Федерального округа с целью выявления факторов выбора средств размещения. На основании контент-анализа проведенного авторами обсуждаются актуальные проблемы, с которыми столкнулся рынок гостиничных предприятий после проведения Чемпионата мира по футболу 2018. Полученные результаты позволят сформировать эффективную систему управления гостиничным сектором региона и повысить конкурентоспособность существующих гостиничных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок гостиничных услуг и тенденции его развития»

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT IN RUSSIA

Аbstact. In this article the relevance of problems of development of management in Russia is considered, characteristic of management as professional type of activity is disclosed, its importance in social and economic development of the state is proved, comparison of experience of the countries in the sphere of management is carried out, problems of loan of foreign models of management and the reason because of which they are not capable to effective adaptation in the Russian conditions are allocated. The problem of lack of complete ideology in Russia is considered, the main problems of the Russian management are removed and proved.

Keywords. Methods and mechanisms of management, management problem, management, market economy, management models, strategy, economy, organization, international experience, state.

УДК 338.832

РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент (e-mail: lal74@bk.ru) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru)

В статье рассматриваются вопросы развития рынка гостиничных услуг. Представлены результаты проведенного маркетингового исследования среди жителей Приволжского Федерального округа с целью выявления факторов выбора средств размещения. На основании контент-анализа проведенного авторами обсуждаются актуальные проблемы, с которыми столкнулся рынок гостиничных предприятий после проведения Чемпионата мира по футболу 2018.

Полученные результаты позволят сформировать эффективную систему управления гостиничным сектором региона и повысить конкурентоспособность существующих гостиничных предприятий.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, рынок гостиничных услуг, факторы выбора гостиницы, опрос.

Рынок гостиничных услуг считается одним из наиболее динамично развивающихся и быстро растущих рынков в регионах России [2,20]. Общая экономическая ситуация в России в последнее время благоприятствует развитию рынка средств размещения [1,4,9]. Экономический рост и, что еще более важно, повышение покупательной способности населения вызвали расширение рынка [13,17]. Еще одним важным фактором связанного с развитием гостиничного дела в последние годы стало развитие системы потребительского кредитования и развитие деятельности туристических

агентств [3,7,11,19]. Рост обусловлен всплеском строительства гостиниц в Чемпионату Мира по футболу, состоявшемуся летом 2018 года.

Так в Нижний Новгород пришли крупнейшие гостиничные цепочки, построено и запущено в эксплуатацию более 20 гостиниц различного уровня.

Информационной базой для исследования послужили исследования ведущих специалистов-практиков и теоретиков в сфере гостиничного бизнеса таких как: Касумов [6], Каурова [8], Кульбацкий [10], Скобкин [5] и других [12,14]. В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного с целью анализа факторов выбора средства размещения в регионах России. В исследовании приняло участие 300 респондентов из городов Приволжского Федерального округа в возрасте от 21-45 лет.

Результаты показали, что 34% опрошенных путешествуют чаще, чем 1 раз в год, 36% - 1 раз в год, 16% - 1 раз за 2 год, 14% - реже, чем 1 раз за 2 года.

Были выявлены ключевые факторы выбра гостиницы, результаты представлены на рисунке 1.

# Цена

Ф Удооное месторасположение

Ком (портные условия проживания ф Обслуживание

Рисунок 1 - Основные факторы выбора гостиницы

42% опрошенных руководствуются ценовой политикой, 38% - уровень и качество сервиса, для 20% - ключевым является местоположение гостиницы.

При выборе номера 58% опрошенных выбирают обновленный номер, но по более высокой цене, а 34% предпочитают менее новые номера по низкой цене.

Основные причинами, при которых гость не вернётся в гостиницу повторно указаны на рисунке 2

# Низкий уровень обслуживания Ф Высокие цены

• Отсутствие новизны [ремонта) как

в номере, так и во всей гостинице Ф Угроза безопасности # Чистота

Рисунок 2 - Причины отказа вернуться повторно в гостиницу

98% опрошенных обращают внимание на наличие удобств в номере: интерьер, качество мебели, наличие техники. И только лишь для 2% это не имеет значения.

В данном опросе мы решили выяснить, где предпочитают отдыхать респонденты: большинство опрошенных 62% отдыхают в пределах России, остальные 38% предпочитают отдых за границей.

Результаты исследования также показывают, что большинство россиян, а это 62%, все же предпочитают отдых в гостиницах России. Это говорит о том, что сервис обслуживания и качество проживания в гостиницах России находится на достаточно высоком уровне.

На основании проведенного опроса, выявлены лидеры Нижегородского рынка средств размещения, ими оказались:

Среди крупных отелей:

1. Гранд Отель "Ока"

2. "Волна"

3. "Александровский сад"

4. Конгресс-Отель "Маринс Парк Отель Нижний Новгород"

5. ibis Нижний Новгород

6. AZIMUT Отель Нижний Новгород

Среди мини-отелей Нижнего Новгорода

1. "Воробей"

2. "Никола Хаус"

3. Покровка, 9а

4. Easy Room

5. REST HOME

6. "Вертолетная площадка"

7. "Жук Жак"

8. "Монами"

9. Хостел на Ильинке

10. "Нежинский"

11. "Острожский Вал"

12. "У домика Петра"

13. "Юбилейная"

Среди хостелов Нижнего Новгорода

1. Best Days Hostel&Club

2. "Бугров Хостел"

3. Smile hostel

4. "Хоум Хостел НН"

5. Хостел NN Central

6. Berry-Hostel

7. Хостел Friends Club

8. Арт-хостел Fabrika Hostel and Gallery

9. Гостевой Дом Чилаут

На данный момент номерной фонд Нижнего Новгорода составляет 3964 номера. Среднегодовая загрузка гостиниц составляет, примерно, 65%. С учетом того, что к Чемпионату мира 2018 по футболу введено в эксплуатацию 14 гостиниц, средняя загрузка гостиниц после мундиаля, прогнозируется менее 50%, что является низким показателем для работы эффективных гостиниц и, вероятно, некоторые гостиницы подвергнутся реконцеп-ции [18].

Так владелец "Бугров хостела" считает, что сам по себе Нижний Новгород пока не стал туристически привлекательным местом для россиян. Один из эффективных способов заинтересовать людей приехать - событийный туризм: кино и музыкальные фестивали, большие форумы, спортивные мероприятия.

К сожалению, Нижний Новгород редко собирает достаточно гостей на подобные события. Но развивать это направление туризма необходимо. Нижний Новгород сейчас оказался в очень конкурентной среде: многие российские города думают о том, как повысить турпоток. "БугровХостел на даты проведения фестиваля AlfaFuturePeople регулярно заполнен на 100%.

Во время проведения фестиваля электронной музыки Alfa Future People в 2018 году практически все отели, мини-отели и хостелы были заполнены полностью.

Также Нижний Новгород вошел в пилотный проект Ростуризма под лозунгом "Время отдыхать в России". По сообщению Ростуризма, данный проект — часть большого перечня мероприятий по продвижению российского турпродукта на мировом и внутреннем туристических рынках.

Кобрендинговая межрегиональная рекламно-информационная кампания была осуществлена в 12 регионах страны. География проекта: Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Калининград, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Красноярск, Ростов-на Дону, Хабаровск, Улан-Уде, Якутск . В 1033 регионах-участниках осуществилось размещение информации под слоганом «Время отдыхать в России» на средствах наружной рекламы, а в Москве и Петербурге — на общественном транспорте.

По данным Ростуризма, на финансирование мероприятий по продвижению турпродуктов России на мировом и внутреннем туристских рынках в 2019 году отведено свыше 170 млн. руб.

Таким образом, российские туристы и их большинство отдыхают в России. Предпочитают ездить путешествовать группами или парой человек. В первую очередь руководствуются ценой услуг гостиниц. Российские туристы готовы переплатить за более новый и чистые номера гостиниц. Так же наши туристы обращают внимание на условия безопасного проживания. Большинство опрошенных путешествуют по России, что показывает большой спрос на рынок гостиничных услуг.

Список литературы

1. Бадаева, О.Н. Индустрия гостеприимства и туризма: проблемы и задачи магистерской подготовки кадров / О.Н. Балаева, В.Э. Гордин, М.Д. Предводителева // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 1. - С. 41-51.

2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.

3. Горшков, Р.К. Инновационно-ресурсный потенциал предприятия: вопросы теории и методологии: монография / Р. К. Горшков. - М.: Экслибрис-Пресс, 2005. - 102 с.

4. Здоров, С.А. Концепция устойчивого развития малого гостиничного бизнеса в природных комплексах Московской области / С. А. Здоров // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 3. - С. 44-47.

5. Информационный портал NEWSru.com [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.newsru.com/finance (дата обращения 09.10.2018).

6. Касумов, Д.Г. Особенности организации системы управления гостиничным предприятием / Д.Г. Касумов // Региональные проблемы преобразования экономики. -2011.-№ 1. - С. 427-433.

7. Каурова, О.В. Независимые и сетевые гостиницы: управление затратами / О.В. Каурова //Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 10. - С. 85-92.

8. Каурова, О.В. Моделирование управления затратами в гостиничном бизнесе / О.В.Каурова // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - № 3. - С. 59-68.

9. Крайнова, О. С. Разработка и реализация целевых программ развития внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона / О.С. Крайнова, Т.Е. Лебедева //Вестник Национальной академии туризма. - 2014. - №3 (31). - С.37-40.

10. Казначеева С.Н., Лазутина А.Л., Моровова И.М. Преимущества интернет-маркетинга. International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 2-2. С. 93-98/

11. Лебедева Т.Е., Крайнова О.С. Формирование сетевого гостиничного продукта в свете тенденций глобализации. В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации 2014. С. 93-97.

12. Печерица, Е.В. Концепция формирования и развития гостиничных кластеров / Е.В.Печерица // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 4. -С. 282-288.

13. Поклонова, Е.В., Организационные аспекты формирования регионального туристского кластера / Е.В. Поклонова, Загора И.П. // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - №4. - С. 26-30.

14. Романова, Г. М. Формирование корпоративной образовательной среды как формы частно-государственного партнерства в гостиничном бизнесе: монография / Г. М. Романова, А.В. Апухтин, Г.Д. Нубарян. - М.: Инфра-М, 2012. - 204 с.

15. Скобкин, С.С. Формирование конкурентного потенциала предприятий индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации / С.С. Скобкин // Туризм: право и экономика. - 2011. - № 4. - С. 6-10.

16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстат) [Электронный ресурс]. - URL: http://nizhstat.gks.ru (дата обращения 10.10.2018).

17. Ушаков, Р.Н. Практические рекомендации по развитию ресурсного потенциала гостиничного предприятия / Р.Н. Ушаков // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. - Т. 33, № 2. - С. 23-30.

18. ФедералПресс [Электронный ресурс]. - URL: http://fedpress.ru/ news/society/ news_society/ nizhnii-novgorod-popal-v-pyaterku-privlekatelnykhdlya-biznesa-gorodov (дата обращения 14.10.2018).

19. Филипповский, Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства /Е.Е. Фи-липповский, Л. В. Шмарова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 176 с.

20. Фонотов, А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление / А.Г. Фонотов. -М.: Экономика, 2010. - 293 с.

Lazutina Antonina Lenardovna, Cand.Econ.Sci., associate professor (lal74@bk.ru ) Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (tatyana.lebedeva@bk.ru )

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia MARKET OF HOTEL SERVICES AND TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT Аbstact. The article deals with the development of the hotel services market. Presents the results of a marketing research among residents of the Volga Federal District in order to identify factors in the choice of means of accommodation. Based on the content analysis conducted by the authors, the current problems that the hotel business market faced after the 2018 World Cup were discussed.

The results will allow to form an effective system of management of the hotel sector in the

region and increase the competitiveness of existing hotel enterprises.

Keywords: marketing research, hotel services market, factors of hotel selection, survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.