Научная статья на тему 'Информационные технологии в сфере управления персоналом гостиничного комплекса'

Информационные технологии в сфере управления персоналом гостиничного комплекса Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

CC BY
77
11
Поделиться
Ключевые слова
управление персоналом / гостиница / гостиничный комплекс / информационные технологии / информатизация процесса управления персоналом.

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Лазутина Антонина Леонардовна, Башкаева Дарья Дмитриевна

Актуальность темы в современных условиях обусловлена тем, что в структура управления современных компаний уровень эффективности работы службы управления кадрами и резервы ее повышения являются одним из центральных звеньев развития. Авторами статьи рассмотрены возможности использования информационных технологий в гостиничном комплексе. В статье рассмотрены условия Стабильности и эффективности работы службы управления кадрами. Авторами проанализированы основные программные продукты для информатизации процесса управления персоналом гостиницы; выделены их преимущества и недостатки. Сделанные выводы говорят об эффективности использования IT технологий в управлении гостиницы.

Похожие темы научных работ по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию , автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Лазутина Антонина Леонардовна, Башкаева Дарья Дмитриевна,

Information technologies in the sphere of personnel management of the hotel complex

The relevance of the topic in modern conditions is due to the fact that in the management structure of modern companies, the level of effectiveness of the personnel management service and the reserves for its improvement are one of the central links of development. The authors of the article considered the possibility of using information technology in the hotel complex. The article discusses the conditions of stability and efficiency of the personnel management service. The authors analyzed the main software products for the informatization of the hotel personnel management process; highlighted their advantages and disadvantages. The findings suggest the effectiveness of the use of IT technologies in the management of the hotel.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в сфере управления персоналом гостиничного комплекса»

Информационные технологии в сфере управления персоналом гостиничного

комплекса

Information technologies in the sphere of personnel management of the hotel complex

1,f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 331

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-11053 Лебедева Татьяна Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород,

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород,

Башкаева Дарья Дмитриевна, студент, Приволжский исследовательский медицинский университет, г. Нижний Новгород

Lazutina A.L., lal74@bk.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Bashkaeva D.D., bashkaevadd@yandex.ru

Аннотация: Актуальность темы в современных условиях обусловлена тем, что в структура управления современных компаний уровень эффективности работы службы управления кадрами и резервы ее повышения являются одним из центральных звеньев развития. Авторами статьи рассмотрены возможности использования информационных технологий в гостиничном комплексе.

В статье рассмотрены условия Стабильности и эффективности работы службы управления кадрами. Авторами проанализированы основные программные продукты для информатизации процесса управления персоналом гостиницы; выделены их преимущества и недостатки.

Сделанные выводы говорят об эффективности использования IT технологий в управлении гостиницы.

Summary: The relevance of the topic in modern conditions is due to the fact that in the management structure of modern companies, the level of effectiveness of the personnel management service and the reserves for its improvement are one of the central links of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

development. The authors of the article considered the possibility of using information technology in the hotel complex.

The article discusses the conditions of stability and efficiency of the personnel management

service. The authors analyzed the main software products for the informatization of the hotel

personnel management process; highlighted their advantages and disadvantages.

The findings suggest the effectiveness of the use of IT technologies in the management of the

hotel.

Ключевые слова: управление персоналом, гостиница, гостиничный комплекс, информационные технологии, информатизация процесса управления персоналом. Keywords: personnel management, hotel, hotel complex, information technology, informatization of the personnel management process.

Введение. Актуальность темы в современных условиях обусловлена тем, что в структура управления современных компаний уровень эффективности работы службы управления кадрами и резервы ее повышения являются одним из центральных звеньев развития. Стабильность и эффективность работы службы управления кадрами обеспечивает устойчивую деятельность любой компании в целом [4].

Развитие системы деятельности службы управления кадрами тесно связано с внедрением новых форм и методик кадровой политики, предусматривающих, в том числе создание объективных и прозрачных механизмов внедрения перспективных IT технологий

[5].

Методология. XXI век в истории развития социально-экономических систем ознаменован как век «информации». Информация и ее значение как нового и самостоятельного социально - управленческого ресурса общества стала объектом специальных научных исследований. Философы, политики, социологи, юристы в новом свете исследуют феномен информации и информационных технологий, а специалисты в области кадрового управления находятся в поиске методов овладения и применения информационных технологий для обеспечения эффективности кадрового управления, так как современное управление рассматривается как «информационное». Современные информационные технологии и формы их использования, сложившиеся в современной практике кадрового управления, перешли на уровень важнейших условий сохранения и поддержания эффективного гостиничного менеджмента [1,8,10].

Результаты. Одним из инфраструктурных ресурсов развития туризма являются средства временного проживания - гостиничные комплексы (рисунок 1).

В качестве тенденции развития гостиничного рынка России можно выделить устойчивый количественный рост начиная с конца 2011-го года (рис. 2).

Тренды функционирования и развития гостиничных комплексов в России отличаются сезонностью, так по итогам пиковых месяцев в высокий сезон, средний уровень загрузки гостиничных комплексов составляет 81-85% - июнь, по итогам июля уровень загрузки -75-82% [11] .

Можно выделить такой тренд функционирования и развития гостиничных комплексов в России как рост средней цены и доходности на номер для всех сегментов в 2016-2017 гг. (см. рисунок 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие ■ ■

М отел / ■ Гостинцы ■ Коллективные ■

О 10000 20000 30000 40000 50000 5 0 000 70000 30000 90СС0 100000

Коллек'ИБН ые Специализи розэнные Гос_нниц=.| Отели Уотели "1ансиона_ы Прочие

■ 2012 12582 4719 7366 5373 151 207 52 5

■ 2013 13052 4549 3415 7230 134 240 702

■ 2014 14019 4703 9315 3053 202 267 779

■ 201Б 14533 4714 5359 3334 209 279 310

■ 2016 15590 4875 10714 3459 211 230 320

■ 2017 20135 5178 13953 3579 244 235 333

Рисунок 2 - Динамика развития гостиничных комплексов России за 20122017 гг. по числу гостиничных комплексов и их типу, ед. [5]

Так же можно выделить тренд функционирования и развития гостиничных комплексов в России как рост конкуренции за гостей для сегментов нижнего и среднего ценового диапазона в 2016-2017 гг.

руб.

♦ """

6 2Ъ4 руб. а 17Й ць.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1

Щ Средняя стоимость |АИЦ При^ь с но«зра (ке-.РА^ ф Сзелнй* игр-,^

Рнсунок 3 - Тренд функционирования и развития гостиничных комплексов в России - рост средней цены н доходности на номер для всех

с егментов [43. с. 42 ]

При этом общий номерной фонд действующих туристических предприятий гостиничного типа, позиционированных в категории 3-5*составил 53 % рынка. 47% услуг гостиничной индустрии края реализуется в формате мини-отелей (см. рисунок 4).

Большинство инновационных концепций, так или иначе «укладываются» в ряд доминирующих глобальных тенденций, которые оказывают значительное влияние на бизнес-модели, используемых в гостиничном секторе:

1. Рост количества туристов из стран Азии будет способствовать развитию в гостиницах услуг для гостей, представляющих разные мировые культуры.

2. Население планеты стареет, но вместе с тем современные пожилые люди могут позволить себе путешествовать. Более того, создаются доступные условия и для маломобильных путешественников. Это так называемый туризм 3 и 4 поколений. Гостиничного комплексам необходимо учитывать эту тенденцию. В частности, сейчас идет подготовка новых регламентирующих документов касательно создания доступной среды для маломобильных путешественников в гостиничного комплексах.

3. В современном мире активно развиваются технологии, что оказывает существенное влияние и на гостиничный бизнес. Это и необходимость расширения присутствия гостиничного комплекса в социальных медиа, и развитие роботизированного обслуживания (например, электронный учет предпочтений клиентов) и т.п.

4. Современный высокий темп жизни ведет к изменению приоритетов у людей - на первое место постепенно выходит качество жизни. Кроме того, многие люди путешествуют не только с целью отдыха, но и желая получить новые впечатления, которые совсем не связаны с их повседневной деятельностью. Для путешественников этой группы предлагаются тематические гостиничные комплексы, различные концептуальные отели.

Количе-с тао пйиГ|Мй*

25 ООО

20 ООО

15 ООО

10 ООО -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 ООО

нинл-йТ#Ль

(номерной ф(Ж1 № 15 номеров) малый отель

[мчччицм фофнд Г>1 16 ДО 50 иоигрси)1

г с:-с П' .1111

(номерной фонд от 51 номер в)

Рисунок 4 - Распределение суммарного объема номерного фонда в структуре предложения по сегментам [2]

Изучение литературы по исследуемой проблематике результативности управления гостиничными комплексами показывает, что важнейшим инструментом эффективного управления и успешного функционирования в существующих условиях выступает именно концепции управления персоналом.

Несомненно, каждая гостиница, каждый отель имеют свои особенности организационной структуры. Выбор оптимальной структуры зависит от ряда факторов: функционального значения предприятия (целевые гостиницы, гостиницы для отдыха, для постоянного проживания, транзитные);

- его категории (отель, отель-люкс, гостиница, гостиница-апартамент, гостиница экономического класса, отель-курорт и др.);

- продолжительности работы (круглосуточно, два сезона, односезонье);

- местоположению (например, в черте города, на морском побережье, в горах) [3] .

Современные инструменты управления кадрами гостиничного комплекса позволяют сформировать многоступенчатый процесс. На первой ступени сама методология менеджмента, которая опирается на современные фундаментальные научно-технические и социально - экономические знания и дисциплины, тесно связанные с управлением на практике. На второй ступени различные методы управления кадрами, которые дают возможность принимать обоснованные решения на протяжении всего управленческого цикла. На третьей ступени находятся средства управления персоналом.

В настоящее время существует большое количество различных информационных систем, позволяющих автоматизировать управленческую деятельность всех сотрудников, всю деятельность.

Под информатизацией управления персоналом гостиничного комплекса понимают организационный социально-экономический процесс создания наилучшей среды для удовлетворения потребностей гостиничных организаций в информации, на основе развития и применения информационных ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение информационных технологий помогает сотрудникам организаций в получении, создании и предоставлении информации с любого гаджета, в любом месте пребывания и в любое время суток. Информационные технологии также содействуют в оказании услуг с возможностью оперативного и эффективного ответа на запросы клиентов. При использовании информационных технологий повышается качество управления, а также сокращение срока, который необходим для принятия решения [6].

В настоящее время в отечественной гостиничной индустрии происходит активное использование современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности при осуществлении кадрового управления.

Применение современных информационных технологий в кадровом гостиничном управлении, которое сопряжено с необходимостью обработки и анализа большого объема разнородной информации, сегодня особенно актуально. Так как современные информационные технологии обеспечения управления представляют собой технологические процессы, охватывающие информационную деятельность, связанную с подготовкой и принятием управленческих решений.

При этом развитие органов кадрового управления, их поступательное движение сложно реализовать без постоянного обмена информацией с основными заинтересованными сторонами. Кроме того, необходимо эффективное информационное взаимодействие во внутренней среде управления, в т.ч. между командой, структурными элементами и отделами, по горизонтали и вертикали [7].

На рисунке 5 представлена одна из классификаций информационных технологий обеспечения управления.

Рисунок 5 - Классификация информационных технологий в системе

управления сотрудниками гостиничного комплекса [11]

Заключение. Таким образом, информация, являясь первичной для деятельности системы управления и составляя тем самым основу управления, представляет собой совокупность каких-либо данных, фактов, сведений, характеристик о соответствующих процессах, предметах, отношениях, явлениях, событиях и так далее, собранных и систематизированных в форму, пригодную для использования.

Для эффективного функционирования структура управления сотрудниками гостиничного комплекса необходимо информационно-аналитическое обеспечение. Следовательно, развитие управления в современной России связано с развитие информационного обеспечения деятельности по средствам использования различных информационных технологий.

Среди наиболее популярных 1Т решений применяемые в гостиничных комплекса для управления сотрудниками можно выделить такие как:

- 1Т решения «1С Зарплата/Управление персоналом 8.3» адаптированного под задачи гостиничных комплексов,

- 1Т решения «RB НК &Payroll -Управление кадрами и зарплата» адаптированного под задачи гостиничных комплексов,

- 1Т решения «БОСС-Кадровик» адаптированного под задачи гостиничных комплексов,

- 1Т решения «Парус-Персонал» адаптированного под задачи гостиничных комплексов [26].

При этом данные 1Т решения имеют свои достоинства и недостатки. Информационная технология «1С Зарплата/Управление персоналом 8.3» направлена на обеспечение реализации эффективной кадровой политики гостиничного комплекса, на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основе получая всей кадровой информации для принятия управленческих решений относительно сотрудников.

Данное 1Т решение характеризуется традиционным и понятным интерфейсом. 1Т решение «1С» может использоваться гостиничным комплексом в двух режимах: «1С Предприятие» и «Конфигуратор».

Режим использования 1Т решение «1С Предприятие» считается основным, и позволяете реализовать текущее управления сотрудниками. Здесь пользователь вносит данные, обрабатывает их и получает итоговые результаты.

Режим «Конфигуратор» используется разработчиками и администраторами информационных баз. Этот режим предоставляет инструменты, необходимые для модификации существующей конфигурации или создания новой.

Среди плюсов системы можно отметить:

1) необходимый набор функций для ведения и управления коллективами гостиничных комплексов различных масштабов;

2) функциональное оформление справок, документов и отчетов в соответствии с требованиями законодательства;

3) совместима практически со всеми современными операционными системами.

Минусом системы является ограничения по стабильности и производительности при

обработке больших объемов информации.

1Т решение «ЯВ ЯК &Payroll -Управление кадрами и зарплата» обладает следующими достоинствами:

1) работа со штатным расписанием гостиничных комплексов различных масштабов;

2) автоматизирует учет рабочего времени и документооборота гостиничных комплексов;

3) управление бюджетами подразделений в разрезе функций кадрового управления гостиничных комплексов;

4)работа на различных платформах, операционных систем и СУБД;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) открытый доступ к данным при совершенной защите информации.

Главным преимуществом данной технологии является скорость адаптации под изменения российского законодательства. Недостатком 1Т решения является отсутствие возможности поддержки кадрового резерва, и функции мотивации.

1Т решение «БОСС-Кадровик» обладает следующими достоинствами

1) ведение оперативного учета движения кадров;

2) ведение административного документооборота по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей работников;

3) набор персонала на вакантные должности;

4) ведение архивов без ограничения срока давности.

Недостатками 1Т решения управления персоналом являются высокие требования к аппаратному обеспечению.

1Т решение «Парус-Персонал» обладает следующими достоинствами

1) организация труда и учета кадров;

2) управление развитием персонала;

3)управление режимом формирования графиков работ;

4)ведение табеля рабочего времени.

Минусом 1Т решения является высокая стоимость.

Информатизация управления персоналом гостиничного комплекса обеспечивает работу должностных лиц с нормативно-справочной информацией, ведение отчетности, контроль выполнения функций персонала, моделирование ситуаций, статистическую обработку данных, ведение служебной переписки, а также оформление нормативно-распорядительной и финансовой документации в НК сфер гостиниц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показало исследование, в процессе современной деятельности гостиничных комплексов активно взаимодействуют с информационной средой, получая из нее новые знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещают в «информационную среду».

Следовательно, современному кадровому управлению необходима модернизация в соответствии с требованиями информационной среды, которую формируют информационные ресурсы. Эта информационная среда отражает уровень развития государственного управления и формируется на определенных принципах информационного обеспечения кадрового управления гостиниц.

При использовании потенциала информационной системы кадрового учета области можно решить следующие проблемы:

- Автоматизированная обработка информации для повышения эффективности деятельности работников управления - производительность труда.

- Автоматизация процессов деятельности с учетом требований Федеральных законов, Указов и нормативно-правовых актов, регламентирующих правовые, организационные и финансово-экономические основы- защита от «человеческого фактора».

- Масштабирование автоматических кадровых технологий - единое кадровое пространство госслужащих области.

Список литературы

1. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / К.В. Балдин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 288 с.

2. Белова А.А., Егоров Е.Е. Построение системы нематериальной мотивации персонала гостиничного комплекса В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 73-75.

3. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Варивода В.С. Создание ресурсной базы расширения сектора гостиничных услуг в регионе//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 2.

4. Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. - 462 с.

5. Витаначчи Л., Лебедева Т.Е. Тенденции развития гостиничного бизнеса//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30). С. 22-27.

6. Волков Ю.В. Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учеб. Ф. Волков. - Ред. Третий. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 380 с.

7. Егоров Е.Е., Казарин И.Е. Некоторые аспекты управления информатизацией туристской отрасли В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы,

эффективность, инновации сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2015. С. 19-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Есаулова, С.П. Информационные технологии в туристической индустрии / С.П. Есаулова. - М.: Дашков и К, 2012. - 152 с.

9. Лебедева Т.Е., Крайнова О.С. Формирование сетевого гостиничного продукта в свете тенденций глобализации В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации 2014. С. 93-97.

10. Печерица Е.В. Теоретические и практические аспекты внедрения инноваций в туризме и гостиничном бизнесе //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016—Т. 1. № 2.—С. 34-41.

11. Технологии гостиничной деятельности/ Н. В. Корнеев, Ю. В. Корнеева - М.: Академия, 2016.—284 с.