the development of rural tourism shows the existing enterprises of the resort city. The strategic elements of agro-tourism development in the resort town of Goryachy Klyuch are revealed.
Keywords: rural tourism, strategy, strategic development, the city of Goryachy Klyuch. УДК 334.02
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОГО ПОЛЯ
Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лазутина Антонина Леонардовна, к.э.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье раскрываются перспективы и возможные пути установления и развития экономической экспертизы в правотворческом процессе в России. На основе проведенного контент анализа источников по проблеме исследования предложена разработка федерального закона «Об экспертизе законодательства в Российской Федерации». Затронут вопрос о создании экспертных советов и единой информационной базы, в том числе реестра экспертов.
Ключевые слова: экономическая экспертиза, аккредитация, федеральная экспертная служба, экспертный совет, реестр.
Актуальность статьи определяется тем, что в России в последнее время система законодательства характеризуется принятием множества нормативных актов на всех уровнях власти. В связи с этим, важную роль играет экспертиза законодательных актов.
На основании проведенного авторами контент-анализа российских источников по проблеме исследования [2,3,7,8], можно сделать вывод, что проведение экспертизы проектов законов, в особенности экономической, почти никак не регламентировано. И в то же время ее введение в законотворческий процесс в условиях реформирования экономики, выбора путей преодоления экономического кризиса является особенно актуальным [10,12]. Примером может послужить опыт зарубежных государств, где экономическая экспертиза введена на законодательном уровне. Так, например, во Франции действует Экономический и социальный совет, без заключения которого не может быть принят ни один закон. Опыт ФРГ, Франции, США, Нидерландов подтверждают особое значение экономической экспертизы для обеспечения благоприятного развития экономики и социальной сферы этих стран.
Вопросы нормативно-правового закрепления экспертной деятельности в целом в современной Российской Федерации, к сожалению, недостаточно
урегулированы [15,17,18,20]. Можно наблюдать в настоящее время отсутствие общей концепции института правовой экспертизы и стихийность нормотворчества в этой области.
Состояние экспертной деятельности определяется развитием отдельных отраслей права и видов регулируемой деятельности формировались отдельные виды и роды экспертизы и издавались соответствующие нормативные акты [1,6]. В результате накоплен значительный законодательный и нормативно-правовой материал. Однако, данная ситуация также показывает существование лишь узких сфер экспертной деятельности, тогда как на федеральном уровне, единый закон об экспертизе законодательства, отсутствует. Неоднократно предпринимались определенные попытки создания нормативного документа, который бы регулировал экспертную деятельность [4,9]. В 1996 г. была создана рабочая группа по разработке проекта Федерального закона «Об основах экспертной деятельности в Российской Федерации». Как известно столь необходимый стране закон до сих пор не только не принят, но даже не внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ [14,19].
Так же недостатком нормативно-правового регулирования экспертной деятельности можно считать отсутствие правовых гарантий компетентности и независимости эксперта. В свою очередь, это приводит к резкому снижению эффективности и экспертной, и управленческой деятельности. Одна из причин наличия противоречивых и неэффективных нормативных правовых актов это отсутствие достаточной информации для подкрепления мнений участников нормотворческого процесса, для оценки разнонаправленных вариантов решений, возникающих в процессе подготовки и принятия проекта закона.
Среди множества факторов, Л.П. Кураков выделяет те, которые влияют на эффективность правотворчества, выделяет внешние и внутренние. Внешние факторы зависят от опыта, культуры и традиций правового государства, внутренние - затрагивают собственно организацию и обеспечение законодательного процесса [13]. Именно правильная организация и обеспечение законодательного процесса играет ключевую роль в принятии качественных и эффективных законов [11].
Введение в России на законодательном уровне обязательной экономической экспертизы нормотворческого процесса позволит полностью обеспечить субъекты правотворческой деятельности научно-обоснованной, объективной информацией по проблемам, которых касается тот или иной проект или федеральный закон, направленный на обеспечение функционирования экономики страны в целом и ее составляющих, на решение отдельных аспектов социально-экономической жизни.
В связи с вышесказанным целесообразно разработать федеральный закон «Об экспертизе законодательства в Российской Федерации», где отдельная глава будет посвящена институту экономической экспертизы. В нем должны быть найти отражение основные задачи, принципы и виды
экспертизы законопроектов; объекты и субъекты экспертизы, их права, обязанности и полномочия; порядок проведения и финансирования экспертизы; порядок документального оформления и применения результатов экспертизы; требования к экспертам, а также ряд других важнейших вопросов экспертной деятельности.
Принятие закона «Об экспертизе законодательства в Российской Федерации» будет способствовать совершенствованию не только экспертной деятельности, но правовой деятельности в целом. Очевидно также и то, что в основе деятельности государственных и негосударственных экспертных учреждений должно лежать единство правового регулирования.
Отдельную главу данного закона следует посвятить экономической экспертизе, в которой установить обязательность ее проведения и определить общие требования и порядок ее назначения и проведения. Это придаст экономической экспертизе, наряду с правовой, антикоррупционной и другими экспертизами, обязательный характер.
В данной главе необходимо закрепить нормы, согласно которым, обязательной экономической экспертизе будут подлежать: межгосударственные договоры, федеральные законы, финансируемые из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов; проекты законодательных, нормативных и административных актов по регулированию деятельности в области налогообложения, финансов, экономики, науки и техники, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и иных отраслей экономики.
Для повышения качественного уровня функционирования органов государственного управления необходимо развивать систему государственной экспертизы, ориентируя ее на подготовку принятия сложных управленческих решений, выработку приоритетов экономического и научно-технического развития, оценку альтернативных стратегий, концепций, программ, предложений и рекомендаций на базе широкого внедрения современного методического инструментария и компьютерных технологий.
В литературе высказывается также предложение о необходимости создания специального органа, который бы осуществлял экспертизу законопроектов. Так, И.В. Гранкиным был предложен проект Федерального закона «О Государственном законодательном комитете Российской Федерации», согласно которому (ст. 10) Комитет осуществляет законопроектную деятельность и экспертизу законопроектов [5].
Для развития института экономической экспертизы представляется так же целесообразным создание Финансово-экономического управления Государственной Думы РФ. В нем на постоянной основе будут работать эксперты, которые будут давать экономическую оценку предлагаемым законопроектам в области финансового, налогового и банковского законодательства. Помимо этого, на статус внутренних экспертов, могут претендовать представители и иных федеральных и региональных органов исполнительной власти, поскольку отчасти они фактически осуществляют экс-
пертные функции. К ним можно отнести экспертов Правительства РФ, Минюста РФ, а также специалистов федеральных и региональных органов судебной власти.
Создание аккредитованных центров экономической экспертизы имеет огромную важность для развития института экспертизы в дальнейшем, поскольку ее проведение будет возложено на специалистов соответствующих отраслей экономического знания, а не на лиц, являющихся специалистами в области юриспруденции.
В предполагаемом законе «Об экспертизе законодательства в Российской Федерации» будут сформированы требования для аккредитации организаций в качестве центров экономической экспертизы законопроектов. Функции по проведению аккредитации экспертных организаций могут быть возложены на специальную комиссию Министерства экономического развития России, которая будет включать представителей других министерств и специализированных отраслевых организаций, и порядок деятельности которой будет регламентироваться утвержденным председателем комиссии положением. Подобную аккредитацию смогут пройти и организации, претендующие на статус центра экономической экспертизы правотворческого процесса первых трех классов сложности.
Аккредитация экспертных организаций оформляется распоряжением министра, а организации, получившие статус центра экономической экспертизы, включаются в государственный реестр [16].
Создание Федерального реестра экспертов экономической сферы еще один шаг к развитию института экономической экспертизы. Фактически он будет представлять собой документ учета специалистов экономических отраслей, подтверждающий их права и возможности осуществлять экспертную деятельность. Создание Федерального реестра во многом упростит задачу по поиску экспертов и экспертных учреждений, обладающих необходимыми познаниями.
Таким образом, институт экономической экспертизы имеет огромное поле для экспертной деятельности. Но необходимо в первую очередь разработать законодательную базу, которая бы закрепляла основные положения и требования и регулировала отношения, возникающие в связи с назначением и проведением различных экспертиз законопроектов. Вторым шагом является информационное обеспечение, система оценки, хранения и переработки данных, созданная с целью выработки законотворческих решений. Необходима не только информационная база, содержащая в себе данные о экспертах и экспертных центрах, но и некая государственная информационная система, в которой будут объединены значимые экономические и статистические показатели рыков и компаний, а также информация по уже проведенным экономическим экспертизам проектов нормативно правовых актов.
Список литературы
1. Аверьянова Н.Н. Методика проведения экспертизы региональных правовых актов // Юридическое образование и наука. 2008. №2, с.15.
2. Аналитический вестник Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Вып. 21: Экспертное сопровождение проектов федеральных законов: состояние, проблемы и возможные пути решения. с. 3.
3. Андреев, В. А. Совершенствование процессов финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ Российской Федерации / В. А. Андреев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1, с. 36-43
4. Бородин А.В. Повышение эффективности управления государственными программами: федеральный и региональный аспект. // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2-4, с. 96-106.
5. Гранкин И.В. Парламент России - М.: Консалтбанкир, 1999, с.299.
6. Двуреченских В. А. Основы государственного аудита. — М.: Патриот, 2011, с. 91.
7. Дидикин А. Б. Оценка регулирующего воздействия как форма общественного контроля в сфере экономики // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 2, с. 3-6
8. Евсеева М.В. Проблемы правового регулирования экспертизы законопроектов и пути его совершенствования // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. 2009. №1, с.5
9. Егоров И. И, Бармин А. А. Оценка эффективности работы контрольно-счетных органов муниципальных образований // Вестник АКСОР. 2009. №3, с. 22-27
10. Егоршин А.П., Вакуленко Р.Я. Анализ экономических факторов кризиса, влияющих на деятельность реального сектора экономики в России //Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3), с. 1.
11. Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. 2003. №30. Часть1.
12. Кибак И.А. Критерии эффективности правовых норм и оценка законопроекта // Вестник КРУ МВД России. 2014. № 1, с. 20
13. Кураков Л.П. Обеспечение парламентской деятельности - важнейший фактор повышения эффективности законотворчества // Экономические аспекты развития нормативно-правовой основы парламентской деятельности в Российской Федерации Материалы «круглого стола» в рамках VII Петербургского экономического форума. М-СПб, 2003, с. 40.
14. Надеев Р. К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе: Учебное пособие. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2005, с. 41-47.
15. Надеев Р.К. Правовая экспертиза законопроектов в Государственной Думе. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
16. Постановление Госстандарта России от 30 декабря 1999 г. №72 «Об утверждении общих правил по проведению аккредитации в Российской Федерации» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №9, с. 90-94.
17. Рагозин В. Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998, с. 91.
18. Сидельников Ю.В. Технологии экспертного прогнозирования. Дис... докт. техн. наук. - М., 2002, с. 78.
19. Спектор Е. Правовое регулирование режима аккредитации. // Право и экономика. 2004. №1, с. 6
20. Указ Президента РФ от 20 августа 2004 № 1086 «Об утверждении Положения об экспертном управлении Президента Российской Федерации» /СЗ РФ. 2004. №34, с.3542.
Lazutina Antonina Lenardovna, Cand.Econ.Sci., associate professor ([email protected] ) Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor ([email protected] )
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia THE ACTUALITY OF ECONOMIC EXPERTISE IN THE FORMATION OF THE RIGHT FIELD
Аbstact. This article reveals the prospects and possible ways of establishing and developing economic expertise in the law-making process in Russia. Based on the content analysis of sources on the problem of research, the development of a federal law "On the examination of legislation in the Russian Federation" is proposed. The issue of creating expert councils and a single information base, including the roster of experts, is touched upon. Keywords economic expertise, accreditation, federal expert service, advisory council, registry.
УДК 339
ВОЗМОЖНОСТИ SMM В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье раскрываются возможности использования средств social media marketing. Авторами рассмотрено использование social media marketing в ресторанном бизнесе. авторами обсуждаются результаты исследования целевой группы относительно эффективности различных социальны сетей с целью распространения информации. На основе проведенного маркетингового исследования разработаны варианты решения проблемы продвижения предприятий ресторанного бизнеса через социальные сети.
Ключевые слова: social media marketing, продвижение, социальные сети, исследование, опрос.
Актуальность статьи определяется тем, что задачи присутствия ресторана в социальных сетях можно свести к двум: сформировать лояльную аудиторию, а также получить прямой трафик в свое заведение.
На основании проведённого авторами маркетингового исследования средствами заполнения респондентами google-forms, установлено, что все больше пользователей выбирает ресторан после изучения отзывов о нем и просмотра сайта, а скорее, официальной страницы заведения.
Как показал проведенный контент—анализ по проблеме исследования -позволить себе отказаться от онлайн-присутствия сегодня могут только заведения общепита, у которых есть монопольные преимущества [2,5,6]. На-