Meaning fulness of function of equilibrium and its influence on quality of implementation of programmatic exercises in the different types of sport are determined. The features of implementation of exercises in equilibrium on hands depending on the type of sport, qualification, and specific of preparation of sportsmen are experimentally educed.
М.С. АХМАТОВ, КАНДИДАТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, УзГИФК,
ЧИРЧИК
Х.Н. УТАШЕВ, УзГИФК, ЧИРЧИК
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Аннотация. Маколада умумтаълим муассасаларида оммавий спортни ривожлантириш, хдмда мактаб укувчиларини жисмоний хдракатга булган к;изик;иши пастлиги ва жисмоний ривожининг заифлиги билан богли; муаммолар кутарилган. Мактаб укувчиларини жисмоний хдракатга булган ;изи;ишини умумузбек узлуксиз спорт хдракати тизими оркали шакллантириш таклиф этилади.
Калит сузлар: мактаб, укувчилар, оммавий, спорт, тизим, согломлик, методология, муаммо.
Актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в стране, требуют подготовки молодежи к быстро текущей жизни в нагруженном физическом и информационном поле. Страна заинтересована в том, чтобы его молодое поколение было здоровым и работоспособными. Массовый спорт рассматривается как достижение этой цели. Сегодня развитие массового спорта, повышение его эффективности является ключевой проблемой современного общества [1]. Вместе с тем уровень развития массового спорта в образовательных учреждениях не соответствует задачам социально-экономического
преобразования страны.
За последние годы наблюдается тенденция устойчивого отставания сферы физкультурного образования от других образовательных направлений. Оно отчетливо проявляется в том факте, что подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладевает новыми знаниями, осваивает
производственные и информационные технологии, и в то же время, физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противостоять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни [2].
По статистическим данным в стране прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. За годы обучения возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, психического здоровья, а также с заболеваниями органов пищеварения.
В школе, во время обучения детей, суточная двигательная активность снижается примерно в два раза, так как большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Недостаточная двигательная активность ведет к заболеваниям, а низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам.
К числу основных проблем, влияющих на качество физического воспитания школьников, необходимо отнести также недостаточное количество спортивных секций, отсутствие
внеклассной спортивно-оздоровительной работы. К тому же, в последние годы в связи с повышением стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную экипировку и инвентарь для большинства детей занятия физической культурой и спортом стали труднодоступными.
Сложившаяся ситуация, вне всяких сомнений, является острой. Такое
положение во многом связано и с неэффективностью организацией работы системы образования в данном направлении. К сожалению, качество физического воспитания во многих школах не соответствует современным требованиям, интересам и потребностям детей. По мнению специалистов, учащиеся не удовлетворяются уроками физической культуры, многие не получают в школе необходимых знаний и умений для самостоятельных занятий спортом. Молодежь не умеет использовать средства физической культуры для организации здорового, содержательного досуга в свободное время.
Таким образом, в развитии массового спорта в общеобразовательных учреждениях есть ряд важных проблем: низкий уровень физического здоровья основной части детей школьного возраста; низкая эффективность уроков физической культуры и слабая организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня; неэффективное использование каникулярного времени учащихся для организации массовой оздоровительно-соревновательной работы; недостаточный объем учебного времени на обязательные уроки физической культуры; недостаточное внимание к формированию устойчивых интересов, мотиваций, потребностей на самостоятельные занятия физической культурой и спортом; отсутствие целенаправленной пропаганды ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни; низкий уровень методического обеспечения, а также слабое использование новейших и эффективных физкультурно-оздоровительных технологий; недооценка значения физического воспитания педагогическими коллективами образовательных учреждений; отсутствие традиций физического воспитания в семье; неудовлетворительное финансовое и материально-техническое обеспечение физического воспитания в образовательных учреждениях;
несогласованность действий органов образования, местных органов управления и здравоохранения в вопросах вовлечения
в массовый спорт подрастающего поколения.
Цель исследования: теоретическая разработка методологии вовлечения учащихся в массовое спортивное движение на основе Целостной всеузбекской системы непрерывного спортивного движения [3].
Объект исследования - системный процесс последовательного и
непрерывного вовлечения учащихся образовательных учреждений страны в массовый спорт.
Предмет исследования -организационно - управленческие механизмы массовости на основе Целостной всеузбекской системы непрерывного спортивного движения.
Гипотеза исследования состоит в том, что если в процессе физического воспитания в школе внедрять непрерывную соревновательную систему как инструмент вовлечения учащихся в массовый спорт, то это будет способствовать: повышению двигательной активности учащихся; увеличению адаптационных и функциональных возможностей школьников за счет повышенного объема двигательной активности; повышению уровня физического развития и физической подготовленности каждого школьника; сохранению и укреплению здоровья детей; формированию устойчивого интереса к спортивной активности и овладению навыками соревновательной деятельности; самореализации личности и формированию у школьников личностного самоопределения средствами физической культуры и спорта; профессиональной ориентации учащихся и формированию устойчивой мотивации физкультурно-соревновательной деятельности;
интеграции базового и дополнительного образования в области физической культуры, сочетании уроков физической культуры с учебно-соревновательными занятиями по избранному виду спорта в режиме учебного дня.
Определение перспектив дальнейшего развития массового спорта в образовательных учреждениях - сложная
комплексная проблема, которая может быть решена лишь на основе целевого системного подхода к проблемам физического воспитания подрастающего поколения. При этом основной задачей является обеспечение массовости в школе средствами общественного спортивного совета, с целью сделать спортивную активность детей и учащейся молодежи более привлекательной и эффективной, охватить регулярными занятиями спортом не менее 80% детей.
Практика последних лет показала необходимость использования в процессе физического воспитания в школе позитивного опыта и технологического потенциала спорта, так как регулярные занятия физической культурой и спортом играют большую роль в становлении личности и формировании здорового образа жизни подрастающего поколения. Такое значение массового спорта, в свою очередь, актуализирует проблему эффективности физического воспитания школьников. В связи с этим идет интенсивный процесс выработки соответствующих современному уровню развития знаний физкультурно-оздоровительных технологий и систем, способных обеспечить каждому школьнику индивидуализированный подход к проблеме его личного здоровья и уровню его физической подготовленности [4]
Новые технологии спортивно-ориентированного физического воспитания, по утверждению ученых и специалистов, являются эффективными физкультурно-оздоровительными технологиями для внедрения в практику школы [4,5].
Главной теоретико-методологической основой нашего подхода является положение о том, что организация массового спорта для школьников должна базироваться на концепции соревновательности, связанной с управлением развития физического потенциала учащегося. Ее реализация предполагает совершенствование механизма массового охвата учащихся и разработка оптимальных физических нагрузок, являющихся
фундаментом здоровья будущего населения.
Направления научного исследования: в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта", а также Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации непрерывной системы соревнований, направленной на привлечение учащейся и студенческой молодежи к спорту» [1,6], основными направлениями научного исследования являются:
1. Разработка программы массового и непрерывного вовлечения учащихся в спортивную активность на основе соревновательной системы в рамках общеобразовательных школ.
2. Экспериментальная проверка эффективности охвата учащихся спортивной активностью на основе программы.
3. Разработка педагогической концепции спортизации физического воспитания средствами общественного спортивного совета на уроках физической культуры и в системе дополнительного образования в режиме учебного дня.
4. Воспитание эффективных и результативных мотивов для формирования активного интереса к спортивной деятельности через соревновательность.
5. Приобщить и заинтересовать учащихся спортом, посредством участия в массовых непрерывных соревнованиях, в течение учебного года.
6. Изучение влияния непрерывной соревновательной системы на антропометрические показатели учащихся.
7. Разработка модели внеурочной деятельности на основе непрерывной системы соревнований.
Одной из приоритетных задач массового спорта является интеграция основного общего и дополнительного образования детей [7]. В этой связи для успешной реализации физического воспитания и развития школьного спорта немаловажно привлечение кадрового ресурса системы дополнительного
образования (тренеров-преподавателей ДЮСШ и др.)
Выводы. Таким образом,
Всеузбекская система непрерывного спортивного движения позволяет, помимо двух учебных часов, отводимых базисным учебным планом, увеличить объем двигательной активности детей в режиме учебного дня школы до шести и более часов в неделю. Такая организационно-педагогическая форма физического воспитания в образовательных
учреждениях, может являться основой возрождения и развития массового школьного спорта.
Дальнейшие исследования предполагаются провести в направлении решения задач, связанных с развитием массового спорта в общеобразовательных учреждениях путем: поиска научно обоснованных, привлекательных форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных и соревно-вательных занятий,
в том числе в каникулярное время, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;
обеспечения процесса физического воспитания школьников современными научно обоснованными и апробированными учебными программами, методическими рекомендациями; обобщения и распространения передового педагогического опыта физического воспитания и развития массового школьного спорта; создания экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий; внедрения системы
мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников; осуществления врачебно-педагогического контроля физического воспитания
Литература:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-3031 от 03.06.17г. "О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта"
2. Лукъяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры (текст): Монография /В.П. Лукъяненко. - М.: Советский спорт, 2005.
3. Рискиев Т. Ахматов М. «Всеузбекская система непрерывного спортивного движения" Государственная патентная организация Республики Узбекистан 5(43) 2002год.,
4. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - №5.
5. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. - №1.
6. Постановление Кабинета Министров Республика Узбекистан № 244 г. от 03.06.2003 г. «Об организации непрерывной системы соревнований, направленной на привлечение учащейся и студенческой молодежи к спорту»
7. Ахматов М «Управление массовой-физкультурно-оздоровительной и спортивной работ с детьми и учащейся молодеж» // Х,ал; таълими №3, 2002г.
М.С. Ахматов, Х.Н. Уташев
Статья затрагивает проблемы развития массового спорта в общесредних образовательных учреждениях, а также низкой физической активности и слабого физического развития школьников. Предлагается формирование интереса к спортивной активности школьников посредством национальной системы непрерывных спортивных соревнований.
The article addresses the problems of the development of mass sports in general educational institutions, as well as low physical activity and weak physical development of schoolchildren. The formation of interest in sports activity of schoolchildren through the national system of continuous sports competitions is proposed.
С.А.ЭШТАЕВ, УзГИФК, ЧИРЧИК
СТЕПЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА ГИМНАСТОВ 13-15 ЛЕТ
Аннотация. Маколада ёш гимнастикачиларнинг укув-машгулот жараёни таркибий кисмларининг ахдмиятлилик даражасини урганишга ва унинг асосида машгулот жараёнини индивидуаллаштириш ва дифференциациялаш муаммоларини х,ал этишнинг янги методик ёндашувларини излаб топишга хдракат килинган.
Калит сузлар: 13-15 ёшдаги гимнастикачилар, машгулот жараёни, координацион кобилиятлар, машгулот жараёнини табакалаштириш ва индивидуаллаштириш.
Актуальность. Современная
спортивная гимнастика предъявляет новые повышенные требования к различным видам подготовки спортсменов. Так, по данным В.Н. Платонова [2], современные тенденции развития спорта высших спортивных достижений основываются на необходимости учёта индивидуальных анатомо-физиологических и психологических особенностей спортсменов на всех этапах спортивной тренировки. Сегодня поиск именно новых методических подходов к определению содержания тренировочных занятий является способом решения этой актуальной проблемы. Одним из передовых и перспективных направлений разработки данной научной проблемы, на наш взгляд, может быть поиск путей дифференциации и индивидуализации тренировочного
процесса.
По мнению Уэйнберг Р., Гоулд Д. [4], на первое место выходит не индивидуальный, а дифференцированный подход к построению тренировочного процесса, предполагающий учет особенностей для различных групп юных спортсменов, важных для построения тренировочных нагрузок, обучения технико-тактическим действиям, участия в соревнованиях.
Именно различия во мнениях специалистов о путях совершенствования учебно-тренировочного процесса и
необходимости дифференцировать его содержание на занятиях по развитию координационных способностей
обусловили необходимость проведения анкетного опроса.
Результаты исследования и их обсуждение. В опросе приняло участие 15 тренеров по спортивной гимнастике. Вопросы анкеты позволили уточнить количество и виды специфических координационных способностей,
являющихся ведущими в различных упражнениях гимнастического многоборья. Так, респонденты проранжировали их по степени важности следующим образом (рис. 1).
Одной из главных задач анкетного опроса было выявление отношения тренеров к проблеме определения признаков дифференциации и индивидуализации содержания тренировочного процесса. Так, на вопрос «Как Вы относитесь к дифференциации в тренировочном процессе» 96% респондентов указали, что она в тренировочной деятельности нужна, 4% - нужна на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Такого же мнения придерживается Б.И. Цанова [6], утверждающая, что дифференциация нужна как при планировании тренировочных нагрузок, так и в процессе организации и проведении самого тренировочного процесса.