УДК 37.037.1
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Михаил Юрьевич БОГДАНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected] © Вера Борисовна БОЛДЫРЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: [email protected]
В работе описывается физическое и духовное совершенствование школьников средствами физического воспитания. Было проведено социологическое исследование 82 школьников (36 мальчиков и 46 девочек 12-13-летнего возраста). Предложенная методика организации спортивно ориентированных уроков физической культуры с использованием средств баскетбола направлена на увеличение физической активности и повышение мотивации подростков к занятиям физической культурой.
Ключевые слова: физическое воспитание; спортивно ориентированные уроки; оздоровительная тренировка; тренировочный процесс; общеобразовательный процесс.
Современный педагогический процесс нужно рассматривать с главных его составляющих и совместить их с Государственным стандартом общего образования и требованиями модернизации школы.
Педагогический процесс физического воспитания школьников должен отвечать потребностям общества в подготовке здоровых, физически образованных учеников к жизнедеятельности при условии обеспечения ее безопасности.
Принципы государственной политики в области образования отражают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Физическое воспитание школьников направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта и составляет педагогическую систему физической активности в школе и дома, отражает целенаправленность школьного звена российской системы физического воспитания. Физическая культура по мере прогрессивного развития общества приобретает все более сложную структурнофункциональную организацию, становится системой, как закономерный итог развития системы физического воспитания, что связано с удовлетворением человеком в ее сфере более многообразных и развивающихся по-
требностей не только физического, но и духовного, социального плана [1].
В связи с этим следует сформировать эффективную структуру процесса физического воспитания школьников.
Для объективной оценки отношения самих школьников к проблеме физической культуры весьма важно постоянно проводить социологические исследования, например, изучить отношение современных школьников к обязательным урокам по физического воспитания [2, 3].
Постоянный контакт с участниками эксперимента, школьниками 12-13-летнего возраста, беседы, нередко возникающие дискуссии и споры с ними позволили нам придти к выводу, что по многим вопросам физического воспитания и занятий спортом у школьников есть свое, довольно твердое убеждение. Для более глубокого изучения их мнения нами были проведены социологические исследования с применением методики анкетного опроса.
Исследования заключались в анализе данных анкетного опроса школьников по различным вопросам отношения их к занятиям физической культурой и спортом.
Мы проанализировали результаты анкетного опроса 82 школьников (36 мальчиков и 46 девочек), принимавших участие в эксперименте.
На первый вопрос «Нравятся ли вам уроки физической культуры?» большинство респондентов (73 % мальчиков и 76,1 % девочек) ответили положительно. Отрицательно относятся к урокам физической культуры 20 % мальчиков и 10,3 % девочек. Затруднились ответить 20,6 % учащихся. Следовательно, большинству учащихся нравятся уроки физической культуры.
На вопрос «Как вы относитесь к содержанию уроков физического воспитания?» ответили, что «удовлетворены» - 14 % мальчиков и 17 % девочек, «удовлетворены частично» - 39 % мальчиков и 32 % девочек, «не удовлетворены» - 47 % мальчиков и 51 % девочек. Это свидетельствует о том, что большинство учащихся не довольны тем, как проводятся уроки по физической культуре.
На вопрос «Сколько уроков физической культуры в неделю вы хотели бы посещать?», 46,3 % мальчиков и 35,8 % девочек ответили, что хотели бы посещать уроки ка-
ждый день, 3-4 раза - 28,5 % мальчиков и 36,7 % девочек, 1-2 раза - 10,8 % мальчиков и 22 % девочек. Вообще не хотят посещать уроки физической культуры 14,4 % мальчиков и 5,5 % девочек. Из этого следует, что большинство учащихся хотели бы посещать уроки физической культуры более двух раз в неделю.
Хотели бы изменить организацию уроков физической культуры 46,2 % мальчиков и 37 % девочек. 35,8 % мальчиков и 34,2 % девочек не хотели бы менять организацию уроков. Затруднились ответить 18 % мальчиков и 28,8 % девочек. Следует вывод, что приблизительно половина мальчиков хотела бы изменить организацию уроков, а вторая половина или затрудняется ответить, или не хочет, чтобы меняли организацию уроков. Среди девочек 37 % хотели бы изменить организацию уроков физической культуры. Немного меньше (34 %) не хотят изменений в организации уроков физической культуры.
На вопрос «Считаете ли вы возможным не заниматься физической культурой вообще?» 16 % мальчиков и 17,9 % девочек ответили утвердительно. Хотят заниматься спортом 59,5 % мальчиков и 49,1 % девочек. Затруднились ответить 24,5 % мальчиков и 33 % девочек. Это говорит о том, что больше половины опрошенных считают, что физические упражнения должны быть частью их образа жизни.
Значительное большинство опрошенных школьников (77 % мальчиков и 79 % девочек) положительно относятся к занятиям спортом, а примерно пятая часть опрошенных школьников относятся к спорту равнодушно и отрицательно.
На вопрос «Регулярно ли вы занимаетесь спортом?» 50 % мальчиков ответили, что занимаются регулярно и 47 % занимаются нерегулярно. У девочек 40 % занимаются регулярно и 54 % занимаются нерегулярно. При этом среди мальчиков 3 %, а у девочек 6 % совсем не занимаются спортом, что говорит о том, что подавляющее большинство опрошенных занимаются спортом.
На вопрос «Хотели бы вы участвовать в каких-либо соревнованиях?» 76,4 % мальчиков ответили «да», 11,3 % ответили «нет», а
12,3 % затруднились ответить. У девочек ответили «да» 65,2 % , «нет» - 21,4 % и затруднились ответить 13,4 %. Таким образом,
больше половины учащихся хотели бы принять участие в каких-либо соревнованиях.
Улучшить свое физическое состояние хотели бы 81 % мальчиков и 82,6 % девочек.
13,4 % мальчиков и 11,3 % девочек не стремятся улучшить свое физическое состояние, 5,6 % мальчиков и 6,1 % девочек хотели бы, но лень.
Анализ результатов анкетного опроса свидетельствует о том, что многие учащиеся, хотели бы посещать уроки физической культуры каждый день, или 3-4 раза в неделю и положительно относятся к занятиям спортом. Большинство опрошенных постоянно или нерегулярно занимаются спортом, хотели бы улучшить свое физическое состояние, и приблизительно половина учащихся желают разнообразить организацию проведения уроков физической культуры [4, 5].
Таким образом, управление формированием физической активности детей школьного возраста в первую очередь основано на реализации принципа оптимизации в процессе физкультурного образования и его составных элементов - воспитания, обучения и развития. Применительно к анализу социальных аспектов формирования физической активности детей важно отметить, что личность -это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Для возбуждения интереса к физической активности необходимо создавать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели в том или ином предметном содержании. Интересный учебный предмет - это и есть предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с побуждающим мотивом. При этом условии структурное место в физической активности учащихся занимает именно содержание учебного предмета «Физическая культура», оно делается актуально сознаваемым. В то же время данный учебный предмет может интересовать учащихся по-разному.
Методика. Одним из путей достижения оптимального уровня физической активности мы видим в проведении спортивно ориентированных уроков. В нашем понимании спортивно ориентированное физическое воспитание в школе не означает только выявление,
развитие и подготовку спортсменов элиты. На наш взгляд, ее цель более глобальная -предоставление всем участникам эксперимента, т. е. школьникам, возможности приобретения полезного спортивного опыта [4-6].
Предложенная методика организации спортивно ориентированных уроков физической культуры с использованием средств баскетбола направлена на увеличение физической активности и повышение мотивации подростков к занятиям физической культурой. Она включает: образование мини-команд
(распределение и выполнение внутри командных ролей, судейство); разминки в командах; внутрикомандные игры; товарищеские игры; проведение церемоний открытия и закрытия соревнований, кульминационные игры [5, 6].
Данная методика включает в себя три этапа:
1) подготовительный этап - команды участвуют в тренировочном процессе, используя технологии спортивной, общеоздоровительной тренировки, приобретая и изучая технику и тактику баскетбола, и одновременно школьники усваивают правила игры;
2) тренировочный этап - команды принимают участие как в играх внутри командных, так и в товарищеских матчах с другими командами и практикуют судейство соревнований. Игры проходят по модифицированным правилам, т. е. играют два на два в одно кольцо или три на три. Одновременно проходят две или более игр. Команды, не задействованные в играх, судят эти игры или тренируются на отведенных им местах в зале;
3) соревновательный этап - команды участвуют в соревнованиях, которые идут в общий зачет. Формат соревнований может быть различен, но сами школьники выступают в роли не только участников, но и судей соревнований. В течение урока физической культуры школьники всегда достигают рекомендуемого уровня двигательной активности.
Заканчивается соревновательный период финальными играми и награждением ко-манд-победительниц.
Результаты проведенных нами социологических исследований позволили выявить сформировавшееся в процессе эксперимента положительное отношение школьников к предмету «Физическая культура». По-вид и-мому, на это в какой-то степени повлияло
оптимальное сочетание учебной деятельности и физкультурных занятий школьников.
Результаты педагогического наблюдения, беседы с учащимися свидетельствует о том, что в процессе эксперимента значительно повысилась физическая активность школьников на фоне положительных эмоций. Дети с удовольствием участвовали в играх и судействе, командам нравилось иметь отдельных тренеров. На уроках спортивной направленности, в отличие от обычных уроков физической культуры, дети чувствовали себя более уверенными и свободными.
1. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 11-17.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. 1997. № 6.
3. Синельников О.А., Хасти П.А., Сычев А.В. Спортизация физического воспитания в школе: спортивное образование // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6. С. 2226.
4. Богданов М.Ю. Спортивное образование как модель проведения уроков физической культуры // Вестник Тамбовского Университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 6 (50). С. 42-45.
5. Богданов М.Ю., Терентьева О.С. К проблеме спортивно ориентированного физического воспитания // Адаптивная физическая культура: новые педагогические технологии: материалы всероссийской научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2008. С. 3033.
6. Болдырева В.Б. Исследование влияния средств баскетбола на двигательные способностей умственно отсталых детей 13-14 лет. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 2008. № 6.
Поступила в редакцию 22.11.2011 г.
UDC 37.037.1
FORMS OF LESSON ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AS PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION IN GENERAL SCHOOL
Mikhail Yuryevich BOGDANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer of Theory and Methodics of Physical Education and Sport Department, e-mail: [email protected]
Vera Borisovna BOLDYREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer of Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: [email protected]
The paper describes the physical and spiritual development of schoolchildren by means of physical education. It was carried out a sociological study of 82 students (36 boys and 46 girls of 12-13-years old). The proposed technique of the organization of sports-oriented physical education classes with the use of basketball is aimed at increasing physical activity and increase adolescents’ motivation for physical training.
Key words: physical education; sports-oriented classes; wellness coaching; training process; educational activities.