Научная статья на тему 'Потребности учащихся 4-6 классов в занятиях физической культурой и спортом'

Потребности учащихся 4-6 классов в занятиях физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION LESSON / СПОРТ / SPORT / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS / УЧАЩИЕСЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / PUPILS (STUDENTS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е.Б., Баландин В.А.

Современная физическая культура является одним из эффективных средств формирования здорового общества. Основы формирования здорового образа жизни для детей должны закладываться в семье, потом совершенствоваться в воспитательных учреждениях и в процессе индивидуальных занятий. Следует обратить внимание на уровень развития физической культуры у учеников основных общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Е.Б., Баландин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

4-6 FORMS PUPILS REQUIREMENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT STUDIES

Modern physical education is one of the most actual tasks of forming a healthy society. Foundations of forming a healthy life standard for children must be laid in a family, then they will be perfected in educational institutions and in the process of individual studies. The attention should be paid to the level of physical culture development in pupils of general educational schools.

Текст научной работы на тему «Потребности учащихся 4-6 классов в занятиях физической культурой и спортом»

ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-6 КЛАССОВ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аспирант Е. Б. Новикова,

доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161

современная физическая культура является одним из эффективных средств формирования здорового общества.

основы формирования здорового образа жизни для детей должны закладываться в семье, потом совершенствоваться в воспитательных учреждениях и в процессе индивидуальных занятий.

следует обратить внимание на уровень развития физической культуры у учеников основных общеобразовательных школ.

ключевые слова: урок физической культуры, спорт, респонденты, учащиеся, анкетирование.

введение. На протяжении десятилетий не снижается накал дискуссий между специалистами в области физического воспитания школьников по следующему вопросу: « Каким должен быть урок физической культуры в общеобразовательной школе?». Выделяются следующие основные подходы к переоценке цели, задач и сущности содержания уроков физической культуры в общеобразовательных заведениях. Во-первых, это новое осмысление их оздоровительной цели, когда высшей ценностью школьной физической культуры являются здоровье учащихся, высокий уровень физического развития и физической подготовленности (К. К. Кардялис, 1999; Б. Ф. Курдюков, 1994; В. И. Лях, 1990). Во-вторых, использование экстенсивного подхода, при котором главным является тренировочный эффект за счёт увеличения объёма обязательных школьных уроков по физической культуре (Ф. Р. Зотова, 2004; В. К. Бальсевич, 2004). В-третьих, это спортивно-ориентированный подход, основанный на рациональном сочетании классно-урочной и секционной форм занятий (В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, 2003).

Что думают сами школьники об этом, можно сказать, только изучив результаты социологических исследований (И. И. Сулейманов, 1994).

В данной работе была поставлена задача: выявить потребности учащихся 4-6 классов общеобразовательной школы в занятиях физической культурой и спортом.

Методы и организация исследований:

Исследования заключались в анализе данных анкетного опроса школьников по различным вопросам их отношения к занятиям физической культурой и спортом.

В анкетировании приняло участие 400 учащихся 4-6 классов (соответственно: 120 чел., 134 чел. и 146 чел.). Исследования проводились на базе МОУ СОШ № 6 и МОУ СОШ № 22 г. Краснодара.

Различия в количественном соотношении мальчиков и девочек не превышали 1-2 %.

Результаты исследований и их обсуждение.

Результаты социологических исследований сведены в таблицу, в которой даны варианты ответов (табл).

На вопрос: «Всегда ли вы с интересом и желанием относитесь к урокам физической культуры?» в целом 45,3 % школьников 4-6 классов ответили положительно, 46,5 % делают это иногда и 8,1 % занимаются физической культурой без всякого интереса и желания.

Вопрос: «Как вы относитесь к занятиям спортом?», по нашему мнению, сопряжён с первым.

В результате анкетирования установлено, что учащиеся (75,4%) положительно относятся к занятиям спортом. Прослеживается динамика увеличения интереса к занятиям в 5-6-м классе. В среднем 14,0% респондентов 4-6-х классов относятся к ним безразлично, каждый десятый из числа опрошенных относится отрицательно. Совершенно очевидно, что то или иное отношение к занятиям физической культурой и спортом имеет тесную связь с их содержанием.

Естественно, возникает следующий вопрос: «Как вы относитесь к содержанию уроков физической культуры?».

Полностью удовлетворены им только 31,1 % школьников 4-6-х классов. Причём этот относительно невысокий процент по мере взросления детей снижается.

В среднем их количество составило 15,6% от общего числа опрошенных. Следовательно, 49,6% респондентов выбрало второй вариант, т. е. они не удовлетворены содержанием уроков физической культуры в школе.

Таблица

Мотивы и потребности учащихся 4-6 классов в занятиях физической культурой и спортом (%)

№№ п/п Содержание вопроса и варианты ответов П о л Классы Средний показатель 4-6 классов Средний показа-тель М+Д

4 кл 5 кл 6 кл

1 Всегда ли вы с интересом и желанием относитесь к урокам физкультуры?

- всегда М 43 39 42 41,3 45,3

Д 45 54 49 49,3

- никогда М 2 14 7 7,6 8,1

Д 16 3 7 8,6

- иногда М 55 47 51 51,0 46,5

Д 39 43 44 42,0

2 Как вы относитесь к занятиям спортом?

- положительно М 70 77 79 75,3 75,4

Д 68 79 80 75,6

- отрицательно М 9 13 10 10,6 10,4

Д 19 4 8 10,3

- равнодушно М 21 10 11 14,0 14,0

Д 13 17 12 14,0

3 Как вы относитесь к содержанию уроков физкультуры?

- положительно М 17 14 11 14,0 15,6

Д 21 17 14 17,3

- отрицательно М 49 47 55 50,3 49.6

Д 38 51 58 49,0

- равнодушно М 34 39 34 35,6 34,6

Д 41 32 28 33,6

4 Сколько уроков физкультуры в неделю вы хотели бы иметь?

- 1 раз М 5 4 3 4,0 3,8

Д 5 3 3 3,6

- 2 раза М 13 10 16 13,0 12,8

Д 15 13 10 12,6

- 3 раза М 42 52 53 49,0 49,8

Д 48 50 54 50,6

- 4 раза М 26 29 20 25,0 19,2

Д 15 15 10 13,3

- 5 раз М 14 5 8 9,0 11,2

Д 15 15 10 13,3

5 Каким видом спорта вы хотели бы заниматься?

- спортивными играми М 16 3 7 8,6 13,0

Д 21 17 14 17,3

- лёгкой атлетикой М 19 4 8 10,3 11,8

Д 12 15 13 13,3

- плаванием М 17 14 11 14,0 9,0

Д 5 4 3 4,0

- различными видами единоборств М 41 32 28 33,6 25,5

Д 21 17 14 17,3

- ОФП М 21 17 14 17,3 13,2

Д 14 5 8 9,0

- не определились М 10 4 5 6,3 9,2

Д 15 13 8 12,0

78

№4 • 2009

Ответы, полученные на вопросы анкеты, дали нам основание предложить учащимся ответить на вопрос: «Каким видом спорта вы хотели бы заниматься на уроках физической культуры?».

Из общего числа опрошенных детей 4-6-х классов хотели бы заниматься: спортивными играми - 13,0%; лёгкой атлетикой - 11,8%; плаванием - 9,0%; различными видами единоборств - 25,5%; ОФП - 13,2%; не определились - 9,2%;

Для многих школьников посещение обязательных занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе является, по сути, единственным источником их регламентированной двигательной активности. Поэтому увеличение количества уроков физической культуры - одна из важнейших задач, направленных на повышение уровня физического развития детей и их здоровья.

Чтобы выяснить отношение к данной проблеме, учащимся был задан следующий вопрос: «Сколько уроков физической культуры в неделю вы хотели бы иметь?».

Самое большое число школьников 4-6-х классов предпочло бы заниматься спортом на уроках в школе не менее 3 раз в неделю: мальчики 49,0% и девочки 50,6%.

Заключение. Проведённые социологические исследования позволяют сделать следующие обобщения:

1. Современные школьники достаточно объективно оценивают значение физической культуры и спорта в своей жизни. Причём около 50,0% респондентов обоего пола выразили отрицательное отношение к содержанию уроков физической культуры.

2. Учащиеся средних классов совершенно определённо склоняются к увеличению числа уроков физической культуры до 3-4 в неделю. При этом они хотели бы заниматься на этих уроках одним из интересующих их видов спорта.

3. Установлены одинаковые тенденции потребности в занятиях физической культурой и спортом как у мальчиков, так и у девочек.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бальсевич, В. К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В. К. Бальсевич // Педагогика. - 2004. - №1. - С. 26-33.

2. Бальсевич, В. К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19-22.

3. Зотова, Ф. Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1.- С. 2-5.

4. Кардялис, К. К. Влияние знаний о физической культуре и здоровом образе жизни на отношение школьников к физической активности / К. К. Кардялис // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.

- 1999. - № 3/4. - С. 11-15.

5. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 9. - С. 10-14.

6. Курдюков, Б. Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Б. Ф. Курдюков. - Краснодар, 1994.

- 25 с.

7. Сулейманов, И. И. Физкультурное образование учащихся: современные подходы и их соотношение / И. И. Сулейманов // Проблемы совершенствования школьной физической культуры. - Омск: ОГИФК, 1994.

- С. 6-10.

4-6 FORMS PUPILS' REQUIREMENTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORT STUDIES

E. Novikova, Post-Graduate,

V. Balandin, Doctor of Pedagogics, Professor

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161

Modern physical education is one of the most actual tasks of forming a healthy society. Foundations of forming a healthy life standard for children must be laid in a family, then they will be perfected in educational institutions and in the process of individual studies.

The attention should be paid to the level of physical culture development in pupils of general educational schools.

Key words: physical education lesson, sport, respondents, pupils (students), questionnaire.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.