Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 1. С. 68-72.
10. Прохорова М. П. Этапы инновационной деятельности педагога профессионального обучения // Академический журнал Западной Сибири. 2008. № 1. С. 27.
11. Уткин Л. П. О создании системы непрерывного образования / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 164-166.
12. Фильченкова И. Ф. Воронин Д. И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 31.
Отношение школьников 5-9-х классов к урокам физической культуры Бала Т. М.
Бала Татьяна Михайловна /Bala Tat'janaMihajlovna - кандидат наук по физическому
воспитанию и спорту,
кафедра теории и методики физического воспитания,
Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков
Аннотация: в статье представлены результаты анкеты для определения
отношения школьников 5-9-х классов общеобразовательной школы к урокам физической культуры.
Ключевые слова: школьники средних классов, отношение к урокам, физическая культура.
Введение. На сегодняшний день состояние здоровья населения Украины является существенным вызовом для общества и без преувеличения создает реальную угрозу для его гуманитарной безопасности [2, с. 22]. Данные исследований В. Н. Платонова, 2006; Т. Ю. Круцевич, 2003 Г. В. Глоба, 2007 и др. свидетельствуют о том, что число здоровых людей в Украине постоянно снижается во всех возрастных группах. По мнению ряда авторов, основными причинами такого положения является снижение двигательной активности, интереса к урокам физической культуры и внеклассных мероприятий, распространение вредных привычек, непопулярность здорового образа жизни и прочее [3, 4, 5]. Вместе с тем, анализ литературы позволил установить, что использование различных инновационных средств физического воспитания может положительно повлиять на отношение школьников к урокам физической культуры и впоследствии повлечет к повышению двигательной активности занимающихся [1]. Резюмируя вышесказанное, следует отметить тревожную тенденцию снижения интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что и поспособствовало изучению данной проблемы.
Таким образом, целью исследования явилось: изучить отношение школьников 1014 лет к урокам физической культуры.
Результаты исследования и их обсуждение. С целью обоснования целесообразности введения чирлидинга в физическое воспитание школьников средних классов нами была разработана анкета для определения отношения учащихся средних классов к урокам физической культуры. В анкетировании принимало участие 255 школьников (114 девочек и 141 мальчиков), которым предлагалось произвести ответы на ряд определённых вопросов.
80
В результате анкетирования было выявлено, что большинство респондентов 49 % (27 % мальчиков и 22 % девочек) негативно относятся к урокам физической культурой, 25 % (15 % мальчиков и 10 % девочек) - позитивно и 26 % - безразлично (13 % мальчиков и 13 % девочек) (рис. 1).
При этом 79 % респондентов изъявили желание заниматься на уроках физической культурой более установленных государственными стандартами 3-х раз в неделю. Следует отметить, что 53 % опрашиваемых (26 % мальчиков и 27 % девочек) проявили желание увеличить количество занятий до 5 раз в неделю и 26 % (19 % мальчиков и 7 % девочек) - до 4 раз.
25%
26%
49%
■ не нравятся уроки по физической культуре
■ относятся к ним безразлично
■ нравятся уроки по физической культуре
Рис.1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Нравятся ли вам уроки физической
культуры?»
При этом 13 % респондентов (7 % мальчиков и 6 % девочек) удовлетворено общепринятым количеством занятий в неделю (3 раза) и лишь 8 % опрашиваемых (3 % мальчиков и 5 % девочек) изъявили желание уменьшить эту цифру до 2-х раз (рис. 2).
10%
43%
8%
26%
13%
В 2 раза в неделю Н 3 раза в неделю Н 4 раза в неделю В 5 раз в неделю Н 6 раз в неделю
Рис. 2. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Сколько раз в неделю вы бы хотели заниматься на уроках физической культурой?»
81
Причинами негативного отношения к урокам по физической культуре 45 % респондентов (23 % мальчиков и 22 % девочек) отметили недостаточное количество инвентаря, 27 % (16 % мальчиков и 11 % девочек) однообразие учебного материала, 18 % (10 % мальчиков и 8 % девочек) затруднялись указать конкретную причину и 10 % опрашиваемых удовлетворены действующими уроками (рис. 3).
18%
27%
10%
45%
■ удовлетворены действующими уроками
■ недостаточное количество инвентаря
■ однообразие учебного материала
■ затрудняются указать конкретную причину
Рис. 3. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Что вам не нравится на уроках по
физической культуре?»
В ходе опроса выяснилось, что 21 % респондентов (12 % мальчиков и 9 %
девочек) хотели бы исключить из программы по физическому воспитанию туризм, 16 % (10 % мальчиков и 6 % девочек) - легкую атлетику и гандбол (11 % мальчиков и 5 % девочек), 12 % (7 % мальчиков и 5 % девочек) - гимнастику, 11 % (4 % мальчиков и 7 % девочек) - футбол, 9 % (5 % мальчиков и 4 % девочек) волейбол, баскетбол и 6 % (3 % мальчиков и 3 % девочек) - настольный теннис (рис. 4).
9%
11%
6%
12%
16%
I настольный теннис волейбол I лёгкая атлетика баскетбол
16%
21%
I гандбол туризм I гимнастика I футбол
9%
Рис. 4. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие виды учебного материала вы бы хотели исключить из учебной программы по физическому воспитанию?»
Одним из важных аспектов исследования было выявление видов деятельности, которыми школьники хотели бы заниматься на уроках физической культуры. Анализ ответов свидетельствует о том, что 25 % респондентов (21 % мальчиков и 4 % девочек) изъявили желание заниматься единоборствами; 20 % (2 % мальчиков и 18 %
82
девочек) - шейпингом; 18 % (18 % мальчиков и 0 % девочек) - атлетизмом; 15 % (3 % мальчиков и 12 % девочек) - фитнессом; 16 % (11 % мальчиков и 5 % девочек) плаванием и 6 % (0 % мальчиков и 6 % девочек) восточными танцами (рис. 5). При этом отмечено, что в позициях мальчиков и девочек нет единства. Так, мальчики отдают предпочтение восточным единоборствам, атлетизму, плаванию, а девочки -шейпингу, фитнессу и восточным танцам.
В ходе анкетирования выяснилось, что в исследуемой школе достаточно часто проводятся спортивные соревнования (в среднем 5 раз в год) (рис. 6). При этом выявлено, что у мальчиков соревнования проводятся чаще, нежели у девочек (из всех проводимых соревнований 55 % - у мальчиков, 45 % - у девочек).
6%
16%
18%
25%
20%
■ восточные единоборства
■ шейпинг
■ фитнесс
■ атлетизм
■ плавание
■ восточные танцы
Рис. 5. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какими видами спорта вы бы хотели заниматься на уроках физической культуры?»
6%
59%
35%
■ больше 5 раз в год ■ 3-5 раз в год
■ 1-3 раза в год
Рис. 6. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Как часто у вас в школе проводятся спортивные соревнования?»
Главным аспектом анкетирования являлось выявление интереса школьников к применению на уроках по физической культуре упражнений чирлидинга. Анализ ответов свидетельствует о том, что 80 % респондентов (41 % мальчиков и 39 % девочек) отнеслись положительно к применению на уроках по физической культуре
83
чирлидинга, 13 % (9 % мальчиков и 4 % девочек) - безразлично и всего лишь 7 % (5 % мальчиков и 2 % девочек) - отрицательно (рис. 7). Следует отметить, что количество проводимых соревнований и желание учащихся заниматься чирлидингом обосновывает создание «школьного чирлидерского движения».
7%
80%
■ положительно ■ отрицательно
■ безразлично
Рис. 7. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Желаете ли вы заниматься на уроках физической культуры чирлидингом?»
Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о необходимости изменения содержания учебного материала по физическому воспитанию путём включения более современных видов спорта, одним из которых является чирлидинг. Мы, в свою очередь, предлагаем включить в содержание программы по физическому воспитанию школьников средних классов вариативный модуль «Чирлидинг».
Литература
1. Бала Т. М. Чирлщинг у ф1зичному вихованш школяр1в : методичний поабник для вчител1в ф1зично1 культури загальноосвггшх навчальних заклад1в / Т. М. Бала, I. П. Масляк. - Харшв: ХГАФК, 2014. - 144 с.
2. Благш О. Сучасш тдходи до управлшня ф1зичним станом чоловшв зршого вшу в процеа кондицшного тренування / Теор1я i методика ф1зичного виховання i спорту : науково-теоретичний журнал. - Ки1в: НУФВСУ, 2015. - № 1. - С. 22-25.
3. Круцевич Т. Ю. Управление физическим состоянием подростков в системе физического воспитания : автореф. дис. на соиск. науч. степени д-ра наук по ФВ и С: спец. 24.00.02 «Фiзична культура, фiзичне виховання рiзних груп населения». -Киев, 2000, - 44 с.
4. Мадейский Э. Мнения учащихся начальной школы в отношении содержания уроков физической культуры / Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 6. - С. 35-38.
5. Масляк I. П. Стан використання шновацшних пiдходiв у фiзичному вихованш обласних загальноосвпшх навчальних закладiв / Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харшв: ХДАФК, 2014. - № 6 (44). - С. 69-72.
84