Научная статья на тему 'Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников Хабаровского края'

Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
557
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MONITORING / HEALTH / PHYSICAL ACTIVITY / HEALTHY WAY OF LIFE / SCHOOLBOYS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лигута Анна Владимировна

В статье представлены данные социологического опроса школьников Хабаровского края об отношении к своему здоровью, физической культуре, спорту и проблемам физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лигута Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-pedagogical monitoring of the health, physical activity and life style of schoolchildren living in Khabarovsk region

The article outlines the data of sociological questionnaire of schoolboys living in Khabarovsk region on their relation to the health, physical culture, sports and problems of physical training in general educational institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников Хабаровского края»

УДК 371.7

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ,

ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Анна Владимировна Лигута, соискатель,

Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),

г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлены данные социологического опроса школьников Хабаровского края об отношении к своему здоровью, физической культуре, спорту и проблемам физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: мониторинг, здоровье, физическая активность, здоровый образ жизни, школьники, физическое воспитание.

SOCIALLY-PEDAGOGICAL MONITORING OF THE HEALTH, PHYSICAL ACTIVITY AND LIFE STYLE OF SCHOOLCHILDREN LIVING IN KHABAROVSK REGION

Anna Vladimirovna Liguta, the competitor,

Far East State Academy of Physical Culture,

Khabarovsk

Annotation

The article outlines the data of sociological questionnaire of schoolboys living in Khabarovsk region on their relation to the health, physical culture, sports and problems of physical training in general educational institutions.

Keywords: monitoring, health, physical activity, healthy way of life, schoolboys, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время одной из актуальных проблем современного российского общества является существующая тенденция ухудшения состояния здоровья и снижение уровня физической подготовленности детей школьного возраста.

Трудно переоценить значение регулярной физической активности учащихся в формировании здорового образа жизни, укрепления здоровья, профилактики вредных привычек у молодых людей. Правильный выбор методов педагогического воздействия школьников в формировании их физической активности невозможно без диагностики ее состояния. В последнее время появился ряд работ [2,7], раскрывающих региональные особенности физкультурных ценностей, мотивов, интересов и отношения к физической культуре, спорту, здоровому образу жизни молодых людей.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью получения социологической информации характеризующей состояние здоровья и образа жизни, уровень физической активности школьников был проведен анкетный опрос учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений различных районов Хабаровского края. Всего в исследовании приняли участие 1810 человек, из них 915 девочек и 895 мальчиков. Число школьников 1-4 классов составило 425 (212 мальчиков и 213 девочек), 5-7 классов - 526 (264 мальчика и 262 девочки), 8-9 классов - 433 (214 мальчиков и 219 девочек), 10-11 классов - 426 (225 мальчиков и 201 девочка).

В процессе исследования использовалась технология социально-

педагогического мониторинга для изучения здоровья, физической активности и образа жизни школьников [2,6,7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Состояние здоровья школьников по показателям самооценки. Анализ проведенного анкетного опроса показал, что с возрастом количество школьников, оценивающих свое здоровье как «хорошее», уменьшается, при этом увеличивается число учащихся с «удовлетворительным» состоянием здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Состояние здоровья школьников по показателям самооценки (%)

Состояние здоровья Класс и пол респондентов

1-4 5-7 8-9 10-11

м д м д м д м д

Очень хорошее 18,4 23,9 17,5 17,8 16,3 9,5 17,4 7,5

Хорошее 55,3 52,4 53,3 46,0 49,0 42,9 47,8 41,5

Удовлетворительное 18,4 21,1 20,3 29,3 32,7 35,7 32,8 45,9

Плохое, часто болею 7,9 2,6 8,9 6,9 2,0 11,9 2,0 5,1

На вопрос: «Как Вы понимаете, что такое здоровье?» - участники анкетного опроса ответили следующим образом: здоровье - это отсутствие болезней: начальные классы - 52,7% мальчиков и 41,9% девочек; 5-7 классы - 52,2% мальчиков и 48,1% девочек; 8-9 классы - 27,3% мальчиков и 40,0% девочек; 10-11 классы - 31,6% мальчиков и 33,3% девочек.

Здоровье - это хорошая физическая подготовленность: 1-4 классы - 26,1% мальчиков и 34,2% девочек; 5-7 классов - 65,2% мальчиков и 18,5% девочек; 8-9 классов - 45,5% мальчиков и 33,3% девочек; 10-11 классов - 43,8 % мальчиков и 33,3% девочек.

Здоровье - это здоровый образ жизни: 1-4 классы - 31,9% мальчиков и 30,8% девочек; 5-7 классы - 60,9% мальчиков и 44,4% девочек; 8-9 классы - 54,5% мальчиков и 66,7% девочек; 10-11 классы - 56,2% мальчиков и 75,0% девочек.

Таким образом, школьники понимают здоровье как комплекс показателей, различных состояний. При этом в равной степени признают важность отдельно каждого из них.

На организм ребенка в процессе его становления действует комплекс факторов, которые влияют на состояние его здоровья [1,3,5].

В этой связи, нас интересовало мнение учащихся о важности факторов, необходимых для сохранения и укрепления здоровья человека (табл. 2).

Таблица 2

Важные факторы для сохранения и укрепления здоровья человека (%)

Факторы Класс и пол респондентов

1-4 5-7 8-9 10-11

м д м д м д м д

Правильное питание 50,0 44,7 38,9 67,8 61,2 61,9 60,9 73,4

Регулярные занятия физическими упражнениями 68,4 50,0 76,7 56,3 83,7 50,0 91,3 71,7

Гигиена тела 36,8 44,7 46,7 66,7 36,7 54,8 43,5 52,8

Режим дня 26,3 26,3 24,4 25,3 16,3 9,5 30,4 17,0

Утренняя гимнастика 36,8 39,5 35,6 33,3 34,7 23,8 21,7 13,2

Отказ от курения 57,9 55,3 52,2 71,3 69,4 69,0 60,9 88,7

Отказ от употребления алкогольных напитков 57,9 52,6 45,6 62,1 40,8 50,0 43,5 52,8

Закаливание 47,4 36,8 30,0 33,3 28,6 21,4 17,4 11,3

Ежедневные прогулки на свежем воздухе 34,2 47,4 37,8 47,1 28,6 42,9 47,8 45,3

Помимо указанных факторов, участники анкетного опроса отметили, что отрицательное влияние на состояние здоровья оказывает перегруженность учебного процесса: 1-4 классы - 18,4% мальчиков и 31,6% девочек; 5-7 классы - 26,7% мальчиков и 32,2% девочек; 8-9 классы - 26,3% мальчиков и 7,1% девочек; 10-11 классы - 39,1% мальчиков и 17,0% девочек.

Загрязнение окружающей среды как вредный и опасный фактор для здоровья отмечают 47,4% мальчиков и 31,6% девочек младших классов, 46,7% мальчиков и 60,3% девочек 5-7 классов, 53,1% мальчиков и 52,4% девочек 8-9 классов, 60,3% мальчиков и 60,4% девочек старших классов.

Результаты социологического исследования подтвердили значимость для школьников человеческого фактора в сохранении и укреплении здоровья. Принципы здорового образа жизни признаются всеми участниками опроса с незначительной разницей в приоритетах в различных возрастных группах.

Поведение школьников в контексте здоровья в значительной мере связано с уровнем их информированности и знаниями о здоровье, здоровом образе жизни, отрицательном влиянии некоторых вредных привычек, представлением об уровне санитарно-гигиенической культуры.

Свои знания о здоровом образе жизни школьники получают из разных источников. Из рассказов учителей физической культуры информацию получают преимущественно ученики начальных классов (55,3% мальчиков и 50,0% девочек); 5-7 классов (42,2% мальчиков и 32,3% девочек) и 8-9 классов (57,8% мальчиков и 33,3% девочек), в меньшей степени учащиеся 10-11 классов (17,4% мальчиков и 26,4% девочек).

От других учителей: 1-4 классы - 27,5% мальчиков и 17,9% девочек, 5-7 классы - 47,8% мальчиков и 37,0% девочек, 8-9 классы - 9,1% мальчиков и 13,3% девочек, 10-11 классы - 19,8% мальчиков и 25,0% девочек.

Из средств массовой информации (телевидение, радио) свои знания о здоровом образе жизни получают преимущественно школьники 8-9 классов (90,3% мальчиков и 26,7% девочек) и 10-11 классов (73,8% мальчиков и 75,0% девочек), в меньшей степени учащиеся 5-7 классов (39,1% мальчиков и 44,4% девочек) и 1-4 классов - (26,4% мальчиков и 32,8% девочек).

Вредные привычки в структуре образа жизни детей и подростков. Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (стиле) жизнедеятельности человека и общественного прогресса. Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека [4]. Здоровый образ жизни предполагает отказ от вредных привычек, в том числе курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

В результате проведенного исследования установлено, что приверженность школьников Хабаровского края к вредным привычкам с возрастом увеличивается. Необходимо отметить, что дети уже в начальных классах начинают курить (5,2% мальчиков и 2,6% девочек), употреблять алкогольные напитки (15,8% мальчиков и 12,1% девочек); в 5-7 классах курят 20,8% мальчиков и 9,0% девочек, употребляют спиртные напитки 42,2% мальчиков и 39,7% девочек, наркотические вещества 2,0% мальчиков. Среди старшеклассников число курящих увеличивается до 52,2% мальчиков и 24,5% девочек, употребляют спиртные напитки соответственно: 65,3% и 75,5% и наркотики 4,3% и 1,9%.

Отношение школьников к физической культуре, спорту и проблемам физического воспитания. В настоящее время в связи с демократическими преобразованиями, вызванными реформированием российской системы образования, изменился подход к физическому образованию детей школьного возраста. Приоритетным становится не просто физическое развитие и физическая подготовленность школьника, приобретение им различных двигательных умений и навыков, а формирование физической культуры личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями.

Для совершенствования физического воспитания школьников важно знать их мотивы, потребности и интересы к занятиям физической культурой и спортом, уровень приобщенности к физкультурно-спортивной деятельности. Необходимо отме-

тить, что чем в большей степени совпадают целенаправленные педагогические воздействия с мотивами, потребностями и интересами школьников, тем активнее осуществляется их физкультурно-спортивная деятельность [2].

Социологический опрос школьников Хабаровского края показал, что большинство учащихся считают занятия физической культурой и спортом необходимыми с целью сохранения и укрепления своего здоровья: 87,0% мальчиков и 74,1% девочек учащихся 5-7 классов; 90,9% мальчиков и 73,3% девочек 8-9 классов и 58,3% девочек старшеклассниц.

Занимаются физической культурой и спортом в общеобразовательных учреждениях, в детских спортивных школах и самостоятельно 53,8% мальчиков и 36,8% девочек начальных классов; 69,6% мальчиков и 59,3% девочек 5-7 классов; 72,7% мальчиков и 20,0% девочек 8-9 классов, а так же 57,8% мальчиков и 33,0% девочек 10-11 классов.

В бесплатных спортивных секциях занимаются 26,4% мальчиков и 12,0% девочек 1-4 классов; 52,2% мальчиков и 29,6% девочек 5-7 классов; 63,6% мальчиков и 13,3% девочек 8-9 классов; 43,8% мальчиков и 16,7% девочек 10-11 классов.

Реже школьники всех возрастов посещают платные секции: начальные классы -27,5% мальчиков и 16,2% девочек; 5-7 классы - 4,3% мальчиков и 11,1% девочек; 8-9 классы - 5,4% мальчиков и 6,7% девочек; 10-11 классы - 6,9% мальчиков и 4,8% девочек.

Основными побуждающими мотивами к занятиям физической культурой и спортом для учащихся различных возрастных групп являются (табл. 3).

Таблица 3

Мотивы, побуждающие школьников заниматься физической культурой и спортом (%)

Мотивы Класс и пол респондентов

1-4 5-7 8-9 10-11

м д м д м д м д

Укрепить здоровье 59,3 56,4 65,2 63,0 45,5 60,0 34,6 25,0

Быть сильным и выносливым 58,3 23,9 78,3 18,5 81,8 13,3 83,7 8,3

Иметь красивую фигуру 19,8 47,0 17,4 63,0 18,2 33,3 15,3 50,0

Общаться с друзьями 20,9 6,8 4,3 7,4 - - - -

Укрепить свою волю 24,2 11,1 26,1 11,1 17,4 13,3 15,9 9,8

Достичь высоких спортивных результатов 31,9 22,2 47,8 7,4 18,2 14,9 16,3 16,7

На вопрос «Нравятся ли Вам уроки физической культуры в вашей школе?» -наибольшее число всех участников опроса ответили положительно: ученики 1-4 классов - 81,3% мальчиков и 75,2% девочек; 5-7 классы - 73,9% мальчиков и 51,9% девочек; 8-9 классы - 54,5% мальчиков и 33,3% девочек; 10-11 классы - 50,5% мальчиков и 33,3% девочек. Наиболее привлекательными видами деятельности на уроках физической культуры для всех школьников являются: подвижные игры - 53,1% мальчиков и 45,8% девочек; игра в футбол, волейбол, баскетбол соответственно 48,1% и 26,7%; плавание в бассейне - 45,0% и 58,4%; катание на лыжах - 34,0% и 14,7%; бег и прыжки - 22,7% и 27,1%; участие в эстафетах - 19,0% и 14,5%; выполнение гимнастических упражнений и занятия ритмикой под музыку - 18,7% и 31,8%. Для того чтобы повысить интерес учащихся к урокам физической культуры в школе участники опроса предлагают различные варианты совершенствования учебного процесса (табл. 4.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, полученные результаты позволяют объективно оценить отношение школьников края к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни и наметить основные пути совершенствования процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и формирования потребности физкультурно-спортивной деятельности.

Таблица 4

Предлагаемые варианты совершенствования учебного процесса с целью повы-

шения мотивации школьников к урокам физической культуры (%)

Ответы м д

1. Сделать уроки физической культурой факультативными (необязательными) 11,1 23,1

2. Увеличить количество уроков физической культуры в неделю 53,0 23,7

3. Ввести в программу уроков виды спорта по желанию учащихся 51,2 53,8

4. Снизить требования при выполнении нормативов 8,9 18,0

5. Отметить контрольные нормативы 9,1 15,2

6. Ввести теоретический курс по здоровому образу 26,1 12,1

7. Ввести в программу элементы дыхательной и коррекционной гимнастики, ЛФК и массажа 8,7 21,2

8. Приобрести спортивный инвентарь 15,6 17,8

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г. А. Здоровье : методология и методика количественной оценки // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Здоровье и функциональные возможности человека». - М., 1985. - С. 21.

2. Комков, А.Г. Система социально-педагогического мониторинга физической активности и здоровья подрастающего поколения: Методические рекомендации / А. Г. Комков - СПб.: СПбНИИФК, 2002. - 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лисицын, Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Ю.П. Лисицын. - М. : Медицина, 1992. - 512 с.

4. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. -СПб. : Питер, 2006. - 607 с.

5. Тихвинский, С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы физического воспитания с целью увеличения здоровья здоровых детей и подростков / С.Б. Тихвинский, И.М. Воронцов // Спортивная медицина. - М. : Медицина, 1991. - С. 1320.

6. Поведенческие факторы здоровья и здорового стиля жизни подростков : гендерный аспект / А.И. Федоров, С.Б. Шарманова, И.П. Сивохин, Г.Ш. Бикташева, Н.А. Ковш // Вестник учебных заведений физ. культуры. - 2007. - № 1. - С. 20-22.

7. Лигута, А.В. Физическая подготовленность школьников г. Хабаровска / А.В. Лигута // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). -С. 67-70.

Контактная информация: lav_29@mail.ru УДК 796.8

ВЛИЯНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ

Иван Григорьевич Литвинов, преподаватель,

Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)

Аннотация

В статье представлено обоснование использования коэффициента интенсивности тренировочных нагрузок в тренировочном процессе пауэрлифтеров.

Ключевые слова: тренировочная нагрузка, объем и интенсивность, коэффициент интенсивности, спортивный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.