Научная статья на тему 'МНОГОУРОВНЕВЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

МНОГОУРОВНЕВЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МНОГОУРОВНЕВЫЙ / УРОВЕНЬ / МОДЕЛЬ / СИСТЕМА / СОРЕВНОВАНИЯ / ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / МОТИВЫ / МАССОВЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEALTH / MULTILEVEL / LEVEL / MODEL / SYSTEM / COMPETITIONS / CHILDREN / YOUTH / MOTIVES / MASSIVE ACTIVITY / СОғЛИқ / КЎП ДАРАЖАЛИ / ДАРАЖА / МОДЕЛ / ТИЗИМ / РАқОБАТ / БОЛАЛАР / ЁШЛАР / МОТИВЛАР / ОММАВИЙЛИК / ФАОЛИЯТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болтабаев М. Р., Ахматов М. С., Султонов Ш. Ф.

В статье рассматриваются вопросы разработки национальной модели многоуровневого системного порядка, последовательного вовлечения каждого возрастного уровня населения в физическую активность, ее методологические и теоретические основы, а также непрерывные массовые соревнования данной модельной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болтабаев М. Р., Ахматов М. С., Султонов Ш. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МНОГОУРОВНЕВЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Массовая физическая культура и спорт

УУК (УДК, UDC: 796.035:06:034

• ЩШ, р- ^

i ¿f ' ir^M н - i Доктор экономических наук, профессор

М.Р. БОЛТАБАЕВ1,

Кандидат биологических наук, профессор,

М.С. АХМАТОВ1,

¡JEja Научный соискатель Ш.Ф. СУЛТОНОВ1

1 Узбекский государственный университет физической культуры и

спорта, город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

[email protected]

МНОГОУРОВНЕВЫЙ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация Annotation

В статье рассматриваются вопросы разработки национальной модели многоуровневого системного порядка, последовательного вовлечения каждого возрастного уровня населения в физическую активность, ее методологические и теоретические основы, а также непрерывные массовые соревнования данной модельной системы.

Ключевые слова: здоровье, многоуровневый, уровень, модель, система, соревнования, дети, молодежь, мотивы, массовый, деятельность.

Маколада а^олининг барча катламларини жисмоний фаолиятга кетма-кет жалб к;и-ладиган куп бугинли миллий моделни тизимли равишда ишлаб чи;иш, унинг услубий ва назарий асослари, шунингдек, унинг узлуксиз оммавий мусобакалари ^а;ида суз юритилган.

Калит сузлар: Созлиц, куп даражали, даража, модел, тизим, рацобат, болалар, ёшлар, мотивлар, оммавийлик, фаолият.

***

The article discusses the development of a national model of a multi-level systemic order of successive involvement of each age level of the population in physical activity, its methodological and theoretical foundations, as well as continuous mass competitions of this model system.

Keywords: health, multi-level, level, model, system, competitions, children, youth, motives, massive activity

Сегодня здоровье, его производные физические и интеллектуальные человеческие ресурсы являются стратегическим капиталом инновационного развития страны, которые могут существенно повыситься в масштабе страны, при системной организации массовой спортивно-оздоровительной деятельности. Из всех видов инвестиций в развитие человеческого капитала, кроме образования, наиболее важными являются вложения в физическую культуру и массовый спорт, которые обеспечивают продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства.

В инновационной стадии прогресса общество заинтересовано в сохранении и улучшении физического и психического здоровья нации, так как увеличение заболеваемости наиболее уязвимых контингентов населения - беременных и новорожденных, детского, а также взрослого населения, самым непосредственным образом, сказывается на экономике, ведут к колоссальным хозяйственным потерям, с другой стороны неэффективная экономика придает кумулятивные импульсы негативным явлениям.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры в стране по активному вкладу в физкультурно-спортив-ную деятельность, ее эффективность не достаточна для укрепления физического здоровья и двигательной активности населения, особенно детей и молодежи, в связи с их низкой вовлеченностью в систематические занятия.

Поэтому новые инновационные подходы к вопросам массового вовлечения всех слоев населения, особенно учащейся молодежи к физической активности, в научном плане являются приоритетными, так как они напрямую связаны с формированием и накоплением физических и интеллектуальных ресурсов человеческого капитала.

Для поиска решения необходимо проанализировать осуществленные в недавнем прошлом деятельность по массовой спортивно-оздоровительной работе в стране.

Введение. В девяностые годы прошлого века глубокий социально-экономический кризис потряс основы массового спорта и системы оздоровления населения. В эти годы развитие физической культуры и спорта в обществе чрезвычайно было затруднено в связи с реформированием системы организации, управления и финансирования данной отрасли, в соответствии с новыми социально - экономическими условиями. В следствие оттока специалистов и тренеров, утечке знаний и информации о методиках тренировочного процесса по различным видам спорта, расформирования и сокращения детско-юношеских спортивных школ, а также любительских спортивных клубов, значительного недостатка спортивных залов, оборудования и инвентаря, уровня санитарно-гигиенических условий, массовая спортивно-оздоровительная работа серьезно отстала от требуемого уровня.

e-mail: [email protected]

№4-2020

2

Массовая физическая культура и спорт

В целом, существующие в стране организационные структуры, подходы, формы управления, действующая законодательная база, кадры, механизмы, рыночная инфраструктура не отвечали запросам развития спортивно-массовой оздоровительной работы в новых условиях. Крайне низкое отношение к предмету «физическая культура» в образовательной системе, плохое состояние дел с организацией и управлением массовой спортивно-оздоровительной работой в государственных и общественных организациях, выявили ряд скрытых проблем, которые проявились в нарушениях физиологии развития учащейся молодежи, а также увеличении количества временной нетрудоспособности населения на производстве.

Негативные тенденции данного периода оказали отрицательное воздействие на сферу жизнедеятельности населения страны. В наиболее сложной ситуации оказался основной актив человеческого ресурса здоровье, являющееся индикатором уровня заболеваемости населения, в том числе детей и подростков. Из-за отсутствия действенной системы и механизмов физического оздоровления населения, особенно учащихся, только число школьников с отклонениями от нормы развития увеличивалось в старших классах по сравнению с начальными в 3 - 4 раза. Большое количество детей имело различные отклонения в развитии и нуждались в лечебно-оздоровительных мероприятиях. Все это заметно отразилось на ухудшении здоровья призывной молодежи. Государство не менее 6,5 млн. человеко-дней, ежегодно оплачивал матерям за невыход на работу, связанной с болезнью детей. Тенденция здоровья населения особенно учащихся создала угрозу национальной безопасности страны.

Такое положение требовало принятия в стране соответствующих мер по физическому оздоровлению детей и молодежи, ставилась задача массового вовлечения широких слоев населения в физическую культуру и спорт.

Для данного периода чрезвычайно важным событием стало принятие правительственного решения по стимулированию молодежи на участие в разнообразных республиканских соревнованиях среди школьников (4,5). Согласно положению, было определено проведение ежегодных республиканских спортивных соревнований по различным видам спорта среди команд общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и училищ олимпийского резерва в течение учебного года поэтапно: 1 этап - по месту учебы; 2 этап - районные, а также в городах без территориального деления по районам; 3 этап - областные, в том числе в Республике Каракалпакстан и городе Ташкенте; 4 этап - республиканские. Каждый этап спортивных соревнований планировался проводить с учетом специфики отбора наиболее сильных спортсменов. Также был утвержден порядок материального стимулирования и поощрения школьников - победителей международных и республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований (6,7)

По результатам соревнований были приняты меры по комплексному развитию массового спорта

в Узбекистане (8), а также Концепция Государственной программы и ее мероприятия: - разработка специальных тестов физического развития и физической подготовленности населения республики с учётом пола и возраста; - доведение в учебных заведениях количества обязательных занятий по физическому воспитанию до 4-6 часов в неделю; -внесение предложений о создании Республиканской общественной студенческой спортивной ассоциации «Талаба»; - проведение раз в 2 года республиканских игр по массовым видам спорта с привлечением на финальные соревнования зарубежных специалистов и судей; -укрепление материально-технической спортивной базы сельских школ, оснащение их необходимым спортивным оборудованием и инвентарем; -создание сети физкультурно-спортивных клубов, оздоровительных групп и секций для инвалидов, обеспечение их тренерскими кадрами, медицинским обслуживанием, спортивным инвентарем и оборудованием; -строительство методом проведения хашара простейших спортивных сооружений для широкого привлечения молодежи к регулярным занятиям физкультурой и спортом; -регулярное проведение на селе соревнований по массовым и национальным видам спорта, народным играм; -принятие решений о создании в махаллях физкультурно- оздоровительных комплексов; и др.

В конце ХХ и в начале нового века после длительных апробаций различных организационных и управленческих модельных вариантов массового вовлечения всех слоев населения в физическую культуру и спорт, в стране была смоделирована многоуровневая система (9,10). Первостепенной задачей данной системы было массовое вовлечение миллионов учащихся в физическую активность и поиск спортивного таланта, а также увеличение численности занимающихся массовым спортом, посредством строительства спортивной инфраструктуры в масштабе страны.

Однако, в силу не проработанности методологии, отсутствия научно-обоснованной четкой методики и системы управления сферы массового спорта структурами государственных и общественных иерархических уровней, отсутствия нормативных основ функционирования этапов соревновательной системы каждого образовательного уровня, а также сосредоточения спорт организаторов только на участии в финальных играх был нарушен главный принцип - массовое вовлечение всех слоев населения в физическую активность на системной основе.

Такому итогу предшествовали следующие недостатки:

- поверхностное отношение руководителей соответствующих ведомств и общественных организаций за внутренний организационный порядок, обязательного и непрерывного участия каждого учащегося в цикле соревновательного процесса; -низкая эффективность принимаемых мер, недостаточный контроль за принятыми нормативно-правовыми документами; -формальное

e-mail: [email protected]

3

Массовая физическая культура и спорт

осуществление программных мероприятий по развитию массовости, а также декларативный характер принимаемых решений; -отсутствие теоретических, методологических и методических рекомендаций и нормативных основ системного и непрерывного функционирования соревнований; -отсутствие мониторингового механизма наблюдения за состоянием здоровья, физических показателей и спортивных результатов участников спортивных соревнований; - ДЮСШ и СДЮСШОР не были определены в нормативном порядке как консультативно - методические центры обеспечения работ, связанных с организацией и проведением внутри школьных и межшкольных (зональных) соревнований.

Именно такой подход не только снизил интерес спортивного общества к системе игр, как со стороны организаторов, так и участников, но и соответственно нанес серьезный урон массовой спортивно-оздоровительной и селекционной работе, а система соревнований потеряла первоначальную значимость, как инструмента развития массового спорта

Актуальность работы. В последние годы по инициативе Президента страны осуществляются коренные системные преобразования в области физической культуры и спорта, где вопросы дальнейшего совершенствования законодательства сферы спорта, повышения уровня здоровья населения страны, организации оздоровительных, физкультурных, спортивно-массовых работ среди учащихся и студентов образовательных учреждений, а также широких слоев населения работников государственных органов, предприятий и организаций, увеличения объема недельной двигательной активности граждан путем организации различных массовых спортивных мероприятий, которые определены как приоритетные (1,2).

До 2025 года, в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта Республики Узбекистан, планируется повышение общей численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом до 30 процентов, общей численности учащихся и студентов - до 20 процентов (3). Для решения поставленных задач необходимо выработать оригинальные проекты, способные значительно улучшить существующие технологии организации и управления данным процессом.

Сегодня без последовательного решения вопросов концептуального и методологического обеспечения массовой спортивно-оздоровительной работы, его решение будет осуществляться бессистемно и неэффективно, и в конечном счете, не будут соответствовать тем социальным ожиданиям, которые на него возлагаются. В связи с этим актуализируется поиск новых подходов к организации непрерывного массового процесса физической активности всех слоев населения, отвечающих требованиям современности.

В последние годы спортивными специалистами и управленцами предлагаются различные мероприятия

и методы по совершенствованию развития массового спорта, однако предложений, связанных с системным подходом по организации непрерывного процесса массового вовлечения различных слоев населения, настоящее время практически мало. Поэтому вопросы разработки модели целостной системы массовой спортивно-оздоровительной деятельности ее эффективное управление являются актуальным как с точки зрения спортивной науки, так и с точки зрения экономических наук (2).

Цель исследования. Обоснование методологии модельной основы массового вовлечения всех слоев населения в физическую активность.

Объект исследования. Многоуровневая массовая спортивно-оздоровительная деятельность в масштабе страны.

В новейшем этапе развития в обществе изменилась ценность массового спорта, которая из простых физкультурных занятий превратилась в незаменимую оздоровительную, культурную и образовательную систему, цель не только расширенное воспроизводство здорового населения его физические и интеллектуальные качества, но и духовное изменение человека, а в итоге - формирование и накопление ресурсного потенциала человеческого капитала, а на его основе - построение более совершенного развитого общества.

Одной из составных частей процесса организации системного подхода является конкретизация построения массовой деятельности на спортивной среде. Она обладает здоровым воспитательным потенциалом для формирования у населения, особенно детей, подростков и молодежи спортивного стиля. Для создания инновационного инструментария массового вовлечения всех слоев населения страны, необходимо сконструировать модель многоуровневого порядка, последовательного охвата каждого возрастного уровня населения, в соответствии с разработанными методами, принципами и механизмами на основе научно - обоснованной методологии.

В связи с этим, становится целесообразным рассматривать модельную концепцию в качестве системной основы формирования механизма массового вовлечения в физическую активность.

Методология модельного подхода должна опираться на доминирующую роль цельной системы по отношению к составным частям элементов, а также межэлементным взаимосвязям и взаимовлияниям самой системы на ее структурные компоненты (11). Компонентами многоуровневой модели национальной системы являются: 1. Население страны 2. Областные, городские и местные органы 3. Министерства, ведомства и общественные организации 4. Нормативно-правовая основа. 5. Инфраструктура и материально техническая база спорта. 6. Научно-методологическая и методическая основа. 7. Спортивны секции и клубы. 8. Доступные для всех соревнования. 9. Педагогические кадры, тренеры.

Межэлементные взаимосвязи национальной модели на долгосрочную перспективу структурно пред-

e-mail: [email protected]

L.

Массовая физическая культура и спорт

ставлены из нескольких чередующихся возрастных уровней населения: первый уровень - дошкольный; второй уровень - школьный; третий уровень - лицеи и колледжи; четвертый уровень - вузы; пятый уровень - трудоспособные люди, пенсионеры (9,10). Основой системности является структурное единство ее элементов, а инструментом их последовательного функционирование являются доступные для всех непрерывные соревнования.

К основным характеристикам модели относятся целостность, последовательность, однако с нарушением последовательности рушится системность. Каждый автономный уровень должен решать конкретные и четко сформулированные целевые задачи в массовом двигательном цикле, с учетом того, что полноценное осуществление задач предыдущего уровня будет определять успех последующего, а в целом главную цель - массовое вовлечение населения в спортивную активность, формирование здорового образа жизни, а также развитие массового спортивного движения в масштабе страны.

Модель системы должна строится на основе следующих признаков:

- конкретных определений функционального значения системы и в соответствии с ней подбор ее элементов, определение целостности, единства с позиции ее функционирования;

- разным строений (дети, подростки, молодежь, семьи, трудящиеся, ветераны и пр), включающим организационно выделенные, отличимые друг от друга части;

- наличия взаимных связей (министерства, ведомства, общественные организации) между образующими систему частями, чем и определяется согласованность изменений этих частей и самой системы;

- особого типа или формы «сильных» связей, в результате которых возникают особые целостные свойства, присущие системе в целом и её частям, вовлеченным в пространство внутрисистемной интеграции (12).

- установления внутренних принципов, по которым система функционирует и развивается (14).

На этих принципах можно построить спортивно-ориентированную (13) национальную жизнецикличе-скую модельную систему, доступную людям разного возраста и разного уровня физического состояния. При этом в непрерывном и последовательном порядке структурно необходимо определить ее основные субъекты (дети, подростки, молодежь, семьи, трудящиеся, ветераны и пр.) и объекты (учебные заведения, производственная сфера, спортивно-массовые мероприятия, спортивные сооружения и пр.) Жизнециклический процесс: ребенок, детский коллектив, начало и завершение образования, выбор и получение профессии, трудовая деятельность, вступление в брак, новая семья и рождение ребенка. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом

немаловажную роль.

Модельный подход, как методология системной организации массовой спортивно-оздоровительной деятельности. Модельный подход к проблеме массового вовлечения всех слоев населения обосновывается тем, что приоритетное внимание в познании этого сложного процесса, должен быть сосредоточен на выявлении системообразующих факторов и комплексных связей, объединяющих циклические периоды социального или учебного заведения в непрерывное целое. Ибо только через установление таких факторов, связей и отношений можно понять закономерности формирования и функционирования системы, а также научиться управлять ими.

В модели на образовательном структурном уровне установлено, что организованные доступные соревнования, это высоко эмоционально - мо-тивационная, личностно - значимая физическая деятельность, которая формирует двигательные и игровые навыки, а процесс превращения их в жизненный образ, в обязательном порядке, должен длиться годами, в циклических периодах. В модельной системе основным инструментом развития и совершенствования человеческих ресурсов являются непрерывные доступные соревнования, которые как человеческий капитал вносят изменение в состояние организма учащихся.

В каждом определенном возрастном - циклическом периоде, приобретенные ранее базовые двига-тельно-игровые навыки, поэтапно совершенствуясь рано или поздно должны проявляться в последующих жизненных уровнях, в качественно-новом востребованном выражении. Иными словами, в детском, подростковом и юношеском возрасте, именно в образовательном учреждении, субъект будет испытывать интерес к общедоступным непрерывным соревнованиям, которые как основополагающий устойчивый мотив стимуляции развития, станут полноценным адаптационным фундаментом к накоплению им новых и новых физических качеств, мобилизации внутренних ресурсов организма.

Различные системообразующие мотивационные формы побуждения последовательно трансформируясь в определенный вид спорта, за счет непрерывного участия в массовом соревновательном этапе, в дальнейшем как приобретенные навыки будут воспроизводиться в новых жизненных циклах в форме естественного желания и устойчивой жизненной потребности в ежедневных самостоятельных занятиях. Значит, непрерывное участие в массовых соревнованиях помогает активизировать глубинные мотивационно-потребностные механизмы, формирует спортивный стиль жизни (15). От развития компонента мотивации зависит продолжительность и эффективность двигательной деятельности. Однако, массовость, количество занимающихся определяется не только мотивационными основами вовлечения, но и возможностью обеспечить их желающих материальной базой, спортивным инвентарем и оборудованием.

e-mail: [email protected]

5

о сч о сч

го £

о о.

СО

В системообразующих циклах физического воспитания, развития и совершенствования физического уровня детей и подростков, важное место занимает учет психологических аспектов мотивации, связанный с приспособлением к последующим двигатель-но-соревновательным навыкам, которые проявляются в нескольких формах: постоянные - устойчивые, непостоянные - колебательные и спонтанные -взрывные мотивы. Значительную роль в процессе массового вовлечения и формирования стабильных навыков занимают непостоянные - колебательные мотивы, которые последовательно могут трансформироваться в постоянные, только в соревновательном режиме на принципе непрерывности и цикличности внутри учебного этапа.

В механизме формирования и накопления физических и интеллектуальных человеческих ресурсов, посредством многоступенчатой соревновательной системы, необходимо выделить системообразующие циклы соревновательного этапа в учебном пространстве: 1) цикл массового вовлечения и охвата; 2) цикл формирования желаемого игрового поведения; 3) цикл последующего самостоятельного воспроизводство полноценной физической активности. Образовательные учреждения, как основные учебно-прикладные, социально-возрастные полигоны по эволюционному формированию устойчивых мотивов к физической активности, являются ядром формирования основ массовости и ареной закрепления стабильных мотивов к здоровому образу жизни. В системе соревнований приобретенные физкультурно-игровые и спортивные навыки, способствуют повышению уровня мотивации к занятиям физической культурой и массовым спортом, а последующих производственных и отдаленных возрастных жизненных циклов становятся естественным образом жизни

Отличительная особенность организации непрерывных соревнований. Соревновательная система логически должна быть выстроена на взаимосвязанности каждого возрастного уровня и их последовательного и непрерывного прохождения внутри учебного этапа, связанных с различными циклами освоения подвижных и спортивных игр. Сформированные двигательные умения и навыки на внутреннем учебном этапе доступных соревнований, вырабатывают у учащихся устойчивую мотивацию, приспособление к двигательному самовыражению, удовлетворение внутренних побуждений учащихся, инстинкта радости в движении, а также игровые качества для участия в последующих качественных соревновательных этапах.

Принцип постоянного внутри учебного процесса соревновательности, в первую очередь, заключается в получении учащимися физкультурных знаний, которые непосредственно осваиваются на игровой практике. К сожалению, проблема состоит в том, что понимание как чиновников, так и многих учителей физкультуры, сводится к тому, что соревнования - это формальные или разовые мероприятия. На самом

Массовая физическая культура и спорт

деле, непрерывные соревнования и подготовка к ней, как неотъемлемая часть физического воспитания, дадут результаты, в том случае, если у ребенка обязательно будет мотивационный стимул к дополнительным после урочным занятиям, в этом случае он научится осваивать и совершенствовать различные двигательные варианты, посредством которых будет познавать внутримышечные физиологические процессы, находить ответы как функционируют мышцы, как не уставать и т. п.

Выводы. Таким образом, в Узбекистане для эффективного осуществления процесса вовлечения всех слоев населения, особенно детей, подростков и молодежи в массовую спортивно-оздоровительную деятельность, необходимо осуществлять организационно-управленческую работу на модельной в системной основе и циклической непрерывности.

Литературы:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.06.17г. ПП-3031 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта».

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 05.03.18г. № 5368. «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта».

3. Указ Президента Республики Узбекистан от 24.01.20г. № 5924 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан» .

4. Указ Президента Республики Узбекистан от 05.02.93г. №УП-555 «О мерах поощрения учащейся молодежи Узбекистана».

5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.03.93г. № 157 «О поощрении и материальном стимулировании учащейся».

6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. от 03.06.2003г. №244г «Об организации непрерывной системы соревнований, направленной на привлечение учащейся и студенческой молодежи к спорту».

7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.06. 2009г. №181 «Об организации непрерывной системы соревнований, направленной на привлечение учащейся и студенческой молодежи к спорту».

8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.05.99г. №271 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Узбекистане».

9. Рискиев Т. Ахматов М. «Всеузбекская система непрерывного спортивного движения" Государственная патентная организация Республики Узбекистан 5(43) 2002г., стр. 178-179.

10. Рискиев Т. Ахматов М. «Система организации и эффективного управления непрерывными спортивными соревнованиями среди учащейся молодежи на основе национальной модели образования». Государственная патентная организация Республики Узбекистан 5(43) 2002г., стр. 180-181.

11. А.А.Передельский «Теоретико методологические основания системного подхода в общей теории спорта» // Личность.Культура. Общество 2016. Том XVIII. Вып. 1-2 (№№ 89-90) С.- 231

12. Прохорова И.А. «Теория систем и системный анализ»// Учебное пособие. Челябинск Издательский центр ЮУрГУ 2013 С-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Лубышева Л.И. «Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 4.

14. Балтабаев М.Р., Ахматов М., Ахматова Х.М. «Менежмент здоровья, формирование и развитие человеческого капитала на основе целостной жизнециклической национальной системы массовой спортивно-оздоровительной работы». //Журнал Фан-спортга, 2019г., №2, 69-76 стр.

15. Лубышева Л.И. «Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике» // Монография «Теория и практика физической культуры и спорта» Москва, 2017.С-69.

6 е-шаП: [email protected] №4-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.