Техника, тактика и методика спортивной тренировки
УУК (УДК, UDC): 615.825.796
Доктор экономических наук, профессор :Узбекский государственный
Муаллиф билан богланиш учун:
М.Р. БОЛТАБАЕВ1,
Кандидат биологических наук,
профессор
М.С. АХМАТОВ1,
Доктор педагогических наук (DSc),
доцент
С.С. ТАДЖИБАЕВ1,
университет физической культуры и спорта, город Чирчик Узбекистан Старший преподаватель Х.М. АХМАТОВА2 2Ташкентский государственный экономический университет, город Ташкент, Узбекистан
О РОЛИ ГОСУДАРСТВА ПО ШИРОКОМУ ВНЕДРЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ МАССОВОГО СПОРТА
Аннотация
Annotation
В статье рассматривается роль государства в формировании здорового образа жизни населения, а также вопросы здорового образа жизни и личной ответственности, в отношении собственного здоровья.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, государство, социальная политика, здоровье, качество жизни, физическая культура, массовый спорт, здоровье нации.
Ма;олада а^олининг соFлом турмуш тарзини шакллантиришда давлатнинг урни, шу-нингдек соFлиFи ва соFлом турмуш тарзи билан боFлик; ишларида шахсий жавобгарлик ма-салалари куриб чи;илган.
Калит сузлар: соглом турмуш тарзи, давлат, ижтимоий сиёсат, согломлик, уаёт си-фати, жисмоний тарбия, спорт, оммавий спорт, миллат соглиги.
The article examines the role of the state in the formation of a healthy lifestyle of the population, as well as issues of a healthy lifestyle and personal responsibility, in relation to their own health.
Key words: healthy lifestyle, state, social policy, health, quality of life, physical culture, mass sports, health of the nation,
Развитие физической культуры и спорта в настоящее время является приоритетным направлением социально - экономического развития Узбекистана. Социальная политика страны, прежде всего, ориентирована на создание благоприятных условий жизни граждан и предусматривает меры, способствующие укреплению их здоровья. В этом процессе она опираться на законодательно-правовую базу, учитывающую нормирование факторов, непосредственно связанных с жизнедеятельностью самого человека, его здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни - безусловная ценность человека, это комплекс оздоровительных и образовательных мероприятий, обеспечивающий гармоническое развитие, укрепление здоровья, повышение работоспособности людей и творческого долголетия. Он включает в себя результативную учебную и трудовую деятельность, разумные потребности, отказ от вредных привычек, рациональное питание, поведение, психогигиену и психологическую культуру, оптимальный двигательный режим при регулярных занятиях физической культурой и спортом [5].
От осознанного и ответственного отношения человека к здоровью, оценки роли здорового состояния в своей жизни и его влияния на семейную, профессиональную, общественные сферы всецело зависит перспектива человека, народа и историческое будущее государства.
Осуществляемые в стране масштабные преобразования в сфере физической культуры и массового спорта, в целом, направлены на системное и комплексное развитие массового спорта, привлечение
широких слоев населения, особенно молодежи к регулярным занятиям физической деятельности, а также пропаганду здорового образа жизни, поддержание двигательной активности граждан.
В стране массовый спорт рассматривается как инструмент производство ресурса здоровья человеческого капитала и выступает ключом формирования физически и интеллектуально развитого населения, являющейся стратегическим ресурсом государства и одновременно объектом и субъектом всей его социально-экономической политики.
Необходимо отметить, что в настоящий период массовый спорт становится весомым социально -политическим и экономическим фактором, который прямым образом влияет на состояние человеческого капитала и национальной безопасности страны. Кроме того, он является основой формирования здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально - экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
В Узбекистане, согласно этим факторам, были определены концептуальные и целевые приоритеты, связанные с развитием уровня физической подготовленности и здоровья нации, профилактики и предупреждения заболеваний, выдвинуты новые требования, касающиеся задач и мер по системному организации и управлению массового спорта, формированию здорового образа жизни среди населения [1, 2].
Вместе с тем, возникшая ситуация с пандемией показала недостаточный уровень физического здоровья и здорового образа жизни населения [3]. В стране,
о
CN
о
CN
го
CT ti о
W
с го
№7-2020
e-mail: [email protected]
3
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
о о
го га ■с о о.
(Л
неинфекционные заболевания являются причиной 78% всех ежегодных смертей. В общей структуре показателей причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения, в числе которых ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония и их осложнения (инфаркт миокарда, инсульт головного мозга). За ними следуют злокачественные новообразования, сахарный диабет и хронические заболевания органов дыхания [4].
Исследования специалистов показали, что половина населения страны имеет избыточный вес, пятая часть населения в возрасте 40 - 64 лет имеет десятилетний риск развития сердечно - сосудистых заболеваний, в целом, причиной таких показателей является нездоровый образ жизни и недостаточная физическая активность.
Только за один год, заболевания от нездорового образа жизни и слабой физической активности наносят экономический ущерб в размере более 10 триллиона сумов, что эквивалентно 4,8% от валового внутреннего продукта страны. Кроме того, ухудшение здоровья и ранняя смертность трудоспособного населения приносят и значительные косвенные издержки для экономики страны - происходит сокращение доли трудоспособного населения, увеличиваются потери рабочего времени из-за болезни и снижается продуктивность. Осложнение здоровья подрастающего поколения ведет к изменению качества будущей рабочей силы и трудовых ресурсов.
Известно, что физические занятия представляют собой один из универсальных способов укрепления здоровья. Доказано, что процент преждевременной смертности от заболеваний можно предотвратить или отсрочить путем физической активности - занятием массовым спортом, так как спортивно-оздоровительное начало в человеке - залог профилактики многих болезней, угрожающих жизни.
Активное формирование и применение спортивно-оздоровительного начала требует от государства намного больших затрат, чем затраты на медикаментозное лечение возникших заболеваний. Хотя здоровье населения - это также предмет и личной заботы и ответственности самих граждан, поэтому роль государства заключается, именно, в формировании бережного отношения к своему здоровью и образа жизни не наносящий вред нездоровыми привычками, как себе, так и окружающим.
Сегодня оздоровление и организация спортивного досуга стали приоритетными и неотложными задачами государственной политики, в связи с чем были приняты незамедлительные меры и соответствующие организационные и управленческие требования по массовому вовлечению всех слоев населения к физической активности и формированию здорового образа жизни.
В целях изменения состояния здоровья населения и внедрения здорового образа жизни был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению здорового образа жизни и дальнейшему развитию массового спорта» [3]. В
соответствии Указа определены радикальные меры и приняты соответствующие механизмы по качественному улучшению человеческого ресурса здоровья, формирования здорового образа жизни, профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями посредством инструментария - организации непрерывных массовых спортивно-оздоровительных мероприятий, направленных на всеобщий охват всех слоев населения к занятиям физической активности, а также создания для них соответствующей инфраструктуры. Конечная цель - формирования у населения страны ответственного отношения к своему здоровью, увеличение доли граждан, регулярно занимающихся физической культурой и массовым спортом, а также приверженных здоровому образу жизни до 30 процентов к 2025 году.
В принятом документе, через многообразие научных, образовательных организационно - управленческих форм, предусмотрены меры и средства по развитию массового спорта, которые максимально сбалансированы и приближены к личным, общественным и государственным интересам, которые в конечном итоге они будут способствовать снижению заболеваемости и продлению активного творческого долголетия людей. Кроме того, практические мероприятия обеспечивают строительство пешеходных и велосипедных дорожек, механизмы массового вовлечения трудоспособного населения, руководителей и других к занятиям спортом, сплочению семьи, формированию здорового и морально-психологического климата в различных социально-демографических группах, на местах, в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения.
На государственном уровне для выправления состояние здоровья населения, обусловленным малоподвижным образом жизни такие виды как - ходьба, бег, мини-футбол, велоспорт, бадминтон, стритбол и <^огкоиЬ> (уличный фитнес) были определены приоритетными в развитии массового спорта и пропаганде здорового образа жизни среди населения республики.
Для мотивации и фиксации в ежедневной ходьбе и беге, среди всех слоев населения, а также их популяризации будет создана специальная платформа «Здоровый образ жизни». Согласно данной платформе на электронный кошелек граждан, в возрасте от 18 лет и старше, прошедшим в течение суток 10 тыс. и более шагов, будет перечислено по 3 тыс. сумов. Дополнительно ежемесячно будет перечисляться по 300 тыс. сумов - лицам, прошедшим самое большое расстояние в каждом районе (городе), а лицам, прошедшим самое большое расстояние в каждом регионе по 500 тыс. На республиканском уровне, лицам прошедшим самое большое расстояние по 1 млн. сумов. В частности, на каждого жителя будут заведены антропометрические карты.
Указом предусмотрено создание в каждом районе и городе санитарных коридоров для пешеходов и велосипедистов, строительство которых будут завершены к 1 мая 2021 года, на эти цели государством выделяется 1,4 трлн сумов. Дорожки будут оснащены
4 е-шаП: [email protected] №7-2020
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
современными энергосберегающими системами освещения и светоотражающими дорожными знаками (датчиками движения), указывающими начало, промежуток и конец. Также появятся условия для раздельного передвижения и «беспрепятственной среды» для лиц с инвалидностью. Начиная с 2022 года их построят в Нукусе, Бухаре, Нурафшане, Самарканде, Термезе, Хиве, Шахрисабзе и Коканде, а с 2023 года - во всех крупных городах страны.
Ежегодно, для обеспечения дошкольных и школьных организаций основным спортивным инвентарем и оборудованием, 6 021 школьным учреждениям, а также 9 942 средним школам будут выделяться бюджетные средства. В общеобразовательных, профессиональных и высших образовательных учреждениях будут проводится «минуты спорта» между занятиями и дыхательные упражнения до начала занятий.
В каждом районе (городе) ежеквартально будет проводиться конкурс «Махалля с развитым здоровым образом жизни». Победители будут награждаться денежными призами, за счет средств фонда «Махалла». Призовые средства будут направлены на строительство и оснащение в махаллинских спортплощадок, а также проведение спортивных мероприятий.
В обязательном порядке первые руководители по принципу «личного примера» и весь коллектив (сотрудники и члены их семей) будут привлекаться к занятиям физкультурой и спортом после работы в избранные дни (не реже 1 раза в неделю). Эти меры направлены на улучшение антропометрических показателей работников (снижение уровня ожирения, индекса массы тела, укрепление здоровья).
Для осуществления действенного контроля будут разработаны критерии оценки антропометрических показателей, резкого снижения заболеваний и укрепления здоровья руководителей и работников министерств, ведомств, предприятий, организаций и органов власти на местах. Также будет введена система мониторинга рейтинга оценки работы Совета Министров Каракалпакстана, хокимиятов областей и Ташкента занимающихся массовым спортом посредством цифровой программы.
С 1 января 2021 года во всех госорганах и организациях определяется ответственный работник за пропаганду физической активности и организации спортивных мероприятий, с установлением 20-процентной надбавки к его базовому должностному окладу.
Утвержден трехмесячный срок по разработке системы мониторинга физического развития детей посредством цифровой программы. Устанавливается действенный контроль за привлечением детей к занятиям по физической культуре, с учетом состояние их здоровья, разделением детей на медико-оздоровительные группы в зависимости от их здоровья, а также определением объема их физической закалки. С 2021/2022 учебного года будут применяться критерии оценки физических показателей (бег, метание, прыжки, подтягивания) учащихся и студентов в зависимости от возрастной категории и вносить их в отдельную страничку рейтинговой книжки «Кундалик».
В соответствии Указа, начиная с 2021 года для организации фундаментальных, практических и инновационных проектов в сфере физической культуры и спорта ежегодно будут выделяться 10 млрд. грантовые средств. Кроме того, для увеличения доли кадров с научным потенциалом в сфере физической культуры и спорта, в базовой докторантуре и докторантуре высших образовательных учреждений системы Министерства физической культуры, ежегодно будут выделяться 10 мест.
В основе масштабной оздоровительной работы присутствует роль Президента страны, который инициировал активизацию всех социальных групп населения к физической деятельности и масштабного полноценного развития физической культуры, и массового спорта, а также обеспечил реализацию практических действий по формированию здорового образа жизни и человеческого капитала, что несомненно обеспечит социально-экономический прогресс здоровье каждого гражданина страны.
Выводы. Основные направления и задания данного нормативного документа обязывают специалистов по физической культуре и спорту определить основные векторы формирования здоровья и здорового образа жизни, связанные с оздоровительно - рекреативной, оздоровительно-реабилитационной и гигиенической физической культуры и проводить физическую воспитательную и организационную работу в направлении профилактической и развивающей функции. В связи с чем, основную деятельность по оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса целесообразно направить на проектирование различных физкультурно-оздоровительных систем. В условиях современной жизни, на основе инструмента массового спорта необходимо совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, компенсировать недостаток двигательной активности.
Установленные конкретные направления оздоровительной физической культуры и массового спорта, несомненно реализуются в качестве эффекта здорового образа жизни. Выбор той или иной методики занятий массового спорта, а также физическими упражнениями с оздоровительной направленностью зависит от реальной обстановки, возможности, запроса, иногда и индивидуального вкуса, и интереса личности. Поэтому, необходимо разработать действенную технологию и методику оценки уровня человеческого развития по формированию здорового образа жизни, а также систему мониторинга систематической статистической информации данного процесса. в каждом регионе и в целом по стране.
Кроме того, на местах руководители, на первый план, должны ставить не только желание построить спортивные объектов, хотя это очень важно, а создание реальных условий по обеспечению доступности для большого количества местного населения и возможность заниматься спортивно-оздоровительной деятельностью всех слоев населения. Последователь-
e-mail: [email protected]
5
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
но расширить для учащихся, а также взрослой части населения доступ к бюджетным спортивным учреждения. Так как немногие организации, учреждения и компании содержат спортзалы для своих работников, в силу этого большая часть населения и их семьи не имеют возможности заниматься спортом.
Сегодня, задача специалиста по физической культуре и спорту заинтересовать и вовлечь в физическую активность каждого субъекта страны, особенно детей, подростков и молодежь не занимающихся массовой физической подготовкой.
Заключение. Принятые нормативные документы по развитию физической культуры и массового спорта в полной мере мобилизуют социальный и финансовыей ресурсный потенциал страны на оздоровление, формирование здорового образа жизни, которые являются эффективной основой форсирован-
УУК (УДК, UDC): 796.009.100
ного морального и физического оздоровления нации. Прежде всего, в их реализации является добрая воля самого человека, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.
Литература:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.06.17г. ПП-3031 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта».
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 24.01.20г. № 5924 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан.
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 30.10.2020 г. «О мерах по широкому внедрению здорового образа жизни и дальнейшему развитию массового спорта».
4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.12.18г. №4063 «О мерах по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышения уровня физической активности населения».
5. Доброрадных М.Б. «Формирование ценности здоровья у студентов в процессе их профессионального образования»// диссертация канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2003. 164 с.
Mуaллuф бuлaн бoглaнuш учун:
SH.KH. TOSHTURDIEV1
:Head of International cooperation department of Uzbekistan state university of physical culture and sport, Chirchik, Uzbekistan M.R. MASHARIPOV2
2Student of World economy and diplomacy university, Tashkent, Uzbekistan
INTERNATIONAL OLYMPIC COMMITTEE AND ITS RELATIONS WITH GOVERNMENTS AND OTHER INTERNATIONAL ORGANIZATIONS
Аннотация
Annotation
о
CN
о
ÇN
ra
CT
0
Œ
<п
1
с ra
Данная статья будет посвящена теме здоровых отношений между государством и спортом, его Национальным Олимпийским комитетом. Автономия Национального Олимпийского комитета будет рассматриваться в соответствии с правилами Олимпийской хартии. Кроме того, будет обсуждаться деятельность Международного Олимпийского комитета и его отношения с правительствами и другими международными организациями.
Ключевые слова: Международный Олимпийский комитет, Национальный Олимпийский комитет, Олимпийская Хартия, Олимпийское движение, Национальные федерации, Международные федерации.
Маколада Хал;аро Миллий Олимпия кумитаси ва мамлакат уртасидаги ^ам-корлик алокалари мавзуси ёритилган. Халкаро Олимпия кумитаси ва унинг турли давлатлар, ^укуматлар ва турли халкаро ташкилотлар билан алокалари тугрисидаги маълумотлар куриб чикилган.
Калит сузлар: Халцаро Олимпия цумитаси, Миллий Олимпия цумитаси, Олимпия Хартияси, Олимпик уаракат, Миллий Федерациялар, Халцаро Федерациялар.
This article will be devoted to the topic of healthy relations between the state and sports, it's National Olympic Committee. The autonomy of the National Olympic Committee will be considered under the rules of the Olympic Charter. The International Olympic Committee and its relations with Governments and other international organizations will also be discussed.
Key words: International Olympic Committee, National Olympic Committee, Olympic Charter, Olympic movement, National Federations, International Federations.
In many countries relation of Government to sports plays important role in developing Olympic sport. The attitude of the Government can range from active support to complete disregard.
Sport is important for the Government, because it provides opportunities for:
> encouraging young people to become involved in healthy social activities; promoting health;
> fostering the educational progress and personal development of athletes and sport players of all ages;
> focusing on cultural and social values;
> highlighting the concepts of excellence and fair play;
> stimulating international exchanges. Government is significant for sports, because
Government can:
> finance sport and provide facilities and services;
> train sport leaders, coaches and teachers;
> help ensure adequate training systems and services for athletes;
> help organise competitions, courses, fund raising;
> help promote sport and healthy lifestyles through the media;
> help promote spectator involvement to
б
e-mail: [email protected]
№7-2020