Техника, тактика и методика спортивной тренировки
УУК (УДК, UDC): 796.077.5:4
т-Щ. Кандидат педагогических наук, доцент
Б.Б. МУСАЕВ1,
к j преподаватель
А.Р. МУСАЕВА1
f т 'Узбекский государственный университет
* Шл физической культуры и спорта,
город Чирчик, Узбекистан
b.b.musayev@gmail.com
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИИ КУРСА «ГИМНАСТИКА» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о подготовке специалистов по спортивной гимнастике и курсе обучения дисциплине «Гимнастика». Рассмотрен объем и последовательность усвоения разделов курса в ходе учебной практики.
Ключевые слова физическая культура и спорт, спортивная деятельность, гимнастика, строевые упражнения, студент, специалист, учебный процесс, навыки, умения.
Annotation
Ма^олада спорт гимнастикаси буйича мутахассисларни тайёрлаш ва "Гимнастика" фанини у^итиш курси масаласи урганилган. У^ув амалиётида булимларини ^ажм ва кетма-кетликда узлаштириш урганилган.
Калит сузлар: жисмоний тарбия ва спорт, спорт фаолияти, гимнастика,
саф машцлари, талабала, мутахассис, уцув жараёни, малака, куникма.
***
The article considers the issue of training specialists in gumnastics and a course in the discipline of "Gumnastics". The volume and sequence of mastering the sections of the course in educational practice are proporsed.
Key words: Physical culture and sport, sports activity, gymnastics, drill exercises, student, specialist, educational process, skills, abilities.
О <N
0
01
ГО
F
о
Q.
CO
Актуальность. В Республике в последние годы осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и обеспечению достойного выступления страны на международной спортивной арене. Вместе с тем существует необходимость внедрения в практику конкретных программ в сфере физической культуры и спорта, содействующих укреплению здоровья населения, широкого вовлечения молодежи в спорт и отбора среди нее талантливых спортсменов, формирования национальных сборных команд спортсменами-мастерами, обеспечивающими высокие результаты по видам спорта, и создания дополнительных условий для тренеров.
Закрепляя выше сказанное, можно привести в пример Указ Президента Республики Узбекистан от 24 января 2020 года №УП-5924, в котором четко рассмотрены (1 пункт, 1, 2, 3, 4, 5, 7, 16 абзацы) мероприятия и организация спортивной деятельности и подготовки, начиная с детского возраста и до взрослого, профессионального спортсмена высоко класса. Указом была утверждена Концепция развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (приложение №1), а также Целевые показатели Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (приложение №2), «Дорожная карта» по реализации в 2020 году Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (приложение №3), перечень специализации районов (городов) республики по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта (приложение №4).[1]
Ссылаясь на этот Указ можно сделать следующие
выводы: дисциплина «Гимнастика» является одной из основных дисциплин учебного плана университета физической культуры и спорта, а также факультетов физической культуры образовательных учреждений педагогической направленности. Также необходимо отметить, что данная спортивная дисциплина занимает немаловажное место в организационной структуре любого вида спорта.
Дальнейший рост и развитие массовой физической культуры и спорта в стране во многом обеспечивается специалистами, подготовленными в рамках учебных программ Узбекского Государственного университета физической культуры и спорта. Именно от уровня квалификации тренеров-преподавателей физической культуры и организаторов массовой физкультурно-оздоровительной работы зависит эффективность их работы [4].
Модель специалиста в области массовых видов гимнастики предполагает, что в своей деятельности, исходя из конкретных условий, тренер-преподаватель или инструктор физической культуры должен уметь провести различными методами индивидуальные и групповые занятия, рекомендовать комплексы упражнений лицам разного пола и возраста, провести комплекс общеразвивающих гимнастический упражнений (ОРУ) и организовать соревнования. Это становится возможным при освоении систематических знаний, как теоретических, так и практических, полученных в ходе изучения студентами УзГУФКС и факультетов физического воспитания педагогических образовательных учреждений дисциплины «Гимнастика».
Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения учебных занятий (уроков) по основной гимнастике в средних школах, профессиональных школах и высших образовательных учреждениях республики [4]. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического
30
e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz
№4-2020
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
воспитания учащихся образовательных учреждений и государственного стандарта.
Специалисты, подготовленные УзГУФКС и факультетами физического воспитания педагогических вузов, должны обучать занимающихся гимнастическим упражнениям, организовывать и проводить занятия по гимнастике в общеобразовательных и профессиональных школах, лицеях и в высших образовательных учреждениях, а также в коллективах физической культуры предприятий, в оздоровительных клубах, лечебно-профилактических учреждениях, в летних оздоровительных лагерях и других организациях и учреждениях, осуществляющих физическое воспитание населения в стране [4]. Преподавателю необходимо уметь использовать демонстрационные формы занятий: показательные выступления на праздниках, спартакиадах по программам «Баркамол авлод», «Умид нихоллари» и «Универсиада» и при проведении массовых мероприятий, таких, как «Дни здоровья», сдача норм «Алпомиш и Барчиной» и т.д.
Серьезные задачи общей и профессионально-прикладной физической подготовки решаются в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Велика тяга к оздоровительной гимнастике (зарядке, женской, ритмической, атлетической) у взрослых. Имея дело с занимающимися разного возраста, разных потребностей и возможностей, тренеру-преподавателю или инструктору физической культуры нужна обширная эрудиция и знание базы ОРУ, выполняемых как в строю, так и в передвижении, которая дает возможность успешно осуществлять организационную, учебную и воспитательную работу не только с детьми, но и с людьми разных возрастных категорий и разного уровня подготовленности.
Уровень организации и проведения учебных занятий по физической культуре с гимнастической направленностью, как основная форма занятий, считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания в образовательных учреждениях различного профиля (4). Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется.
Средства гимнастики, безусловно, являются наиболее эффективными в физическом воспитании детей, подростков и учащийся молодежи, оказывают значительное влияние на их здоровье и развитие физических качеств [4].
Строевые упражнения являются неотъемлемой частью каждого урока, будь оно в школах или в любых других образовательных учреждениях, или в секционных занятиях по видам спорта. С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмете занятия. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются организованность, дисциплинирован-
ность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.
Как следует из вышеизложенного, многообразие форм и методов обучения строевым упражнениям, форм их реализации в образовательном процессе, возможности индивидуального подбора в зависимости от сложности комплекса, проявляемого интереса и желания массы людей, высокая результативность делает этот раздел основной гимнастки поистине бесценным средством физического воспитания. Поэтому любые исследования, направленные на разрешение проблемы эффективного формирования у будущих специалистов в области физической культуры и спорта высокого уровня профессионального мастерства в организации и проведении учебных занятий (урока) по гимнастике на высоком научно-теоретическом уровне, являются актуальными и практически целесообразными.
Цель исследования. Последовательность освоения разделов программы и форма контроля знаний позволит повысить профессионально-педагогический уровень студентов, специализирующихся по направлению «Спортивная деятельность: Гимнастика».
Формирование профессионально-педагогических навыков и умений является важнейшей стороной учебного процесса. Овладевая искусством обучения, студенты иначе относятся к изучению всего программного материала. На учебных занятиях они проявляют большую любознательность, активность, дороже ценят приобретенные знания и умения, убеждаясь в их жизненной необходимости. Следовательно, формирование профессионально-педагогических навыков и умений на учебных занятиях повышает эффективность учебного процесса по курсу «Гимнастика» в целом [4].
Становление, навыков осуществляется на протяжении всех лет обучения студентов в образовательном учреждении. Профессионально-педагогические навыки и умения формируются и совершенствуются на практических и методических занятиях, а также в период педагогической и организационной практики.
Целью учебных занятий и самостоятельной работы является следующие навыки, которыми должен владеть каждый специалист в сфере физической культуры:
- технически грамотно показывать упражнения и объяснять алгоритм их выполнения;
- коротко и точно называть упражнения;
- своевременно и точно подавать команды для начала упражнений, перехода от одних упражнений к другим;
- грамотно использовать краткую терминологию, касающуюся техники выполнения упражнений;
- оказывать помощь занимающимся указаниями, подсказывающим показом и подсчетом;
- добиваться точного выполнения упражнений.
Материалом занятий могут служить уже известные
студентам упражнения. Однако поручать студентам составлять комплексы упражнений для учебной практики нецелесообразно. Опыт показывает, что студенты, как правило, выбирают только такие упражнения, которые можно легко провести с группой. Подобные поручения могут носить лишь эпизодический характер.
Организация исследования. Опыт показывает,
о сч о сч
О!
го £
о о.
СО
№4-2020 е-шаП: fan_sportga@uzdjtsu.uz 31
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
что наиболее трудоемким является процесс формирования у студентов навыков и умений проведения разновидностей передвижений: поэтому на учебную практику в данном случае нужно выделять несколько больше времени, чем на другие виды упражнений. Плотность занятий по проведению различных передвижений и перестроений, к сожалению, не превышает 10-15%. Характер самих упражнений и условия их проведения ограничивают возможности ее повышения.
Продолжительность учебной практики обычно не превышает 16 мин. За это время лишь 4-5 студентов в каждом учебном отделении (в общей сложности четверть состава группы) могут быть в роли ведущих. Таким образом, каждый студент группы имеет возможность выступить в роли ведущего не более трех раз. Этого, конечно, недостаточно для овладения прочными навыками проведения такого сложного раздела основной гимнастики.
Учебная практика на первом этапе овладения навыками и умениями проводить разные виды передвижений не может быть зачетной. Однако после прохождения раздела необходимо провести зачетную практику, о чем студент должен знать заранее. На зачете студенты-практиканты должны проводить упражнения со всей группой.
Обсуждения результатов исследования. По завершению прохождения раздела была проведена экспертная оценка усвоения предложенного комплекса строевых упражнений студентами, специализирующимися по курсу «Гимнастика». Согласно данным таблицы 1 этот показатель у студентов достоверно возрос в пределах «удовлетворительно» - «хорошо» (6,6±0,5 балла) относительно 1-го обследования (3,85±0,26 Р>0,01).
Таблица-1
Оценка уровня знаний гимнастических строевых упражнений студентами до и по завершению учебной практики (по 10 бальной шкале оценок)
О СЧ О СЧ
ГО £
о о.
СО
с
го
Гимнастические строевые упражнения Способ обучения Оценка уровня знаний
1-ое обслед. 2-ое обслед
Гимнастические построения
Построения в шеренги Целостный 5,7 ± 0,15 7,5 ± 0,65
Построение в колонны Целостный 5,0 ± 0,24 6,7 ± 0,25
Построение в круг Целостный 4,5 ± 0,31 7,0 ± 0,37
Гимнастические перестроения
Перестроение из одной шеренги в две Раздельный Целостный 3,4 ± 0,19 6,6 ± 0,55
Перестроение из одной колонны по одному в колону по два на месте Раздельный Целостный 3,2 ± 0,27 7,3 ± 0,45
Перестроение из одной шеренги в три уступами Раздельный Целостный 3,1 ± 0,38 7,2 ± 0,35
Гимнастические размыкания и смыкания
Размыкание и смыкание по команде Раздельный Целостный 3,4 ± 0,17 7,0 ± 0,47
Размыкание и смыкание приставным шагом Раздельный Целостный 3,3 ± 0,29 7,2 ± 0,32
Х± б 3,9 ± 0,21 7,1 ± 0,43
Гимнастические передвижения
Передвижения по прямым направлениям Целостный 5,4 ± 0,17 6,5 ± 0,67
Движение в обход Целостный 5,3 ± 0,27 6,4 ± 0,27
Противоход Целостный 3,0 ± 0,19 6,5 ± 0,31
Противоходом наружу Целостный 3,7 ± 0,51 6,0 ± 0,44
Движением змейкой Целостный 3,1 ± 0,57 6,6 ± 0,56
Петля открытая Целостный 2,9 ± 0,13 4,5 ± 0,57
Петля закрытая Целостный 2,7 ± 0,11 4,9 ± 0,95
Х± б 3,85±0,26 6,6 ± 0,47
Материалы аналитической обработки специальной литературы, педагогические наблюдения позволили всесторонне рассмотреть и проанализировать вопросы организации и проведения учебных занятий по специализации «Спортивная гимнастика» и определить последовательность распределения и содержания средств основной гимнастики, их соответствие требованиям программы. Была оценена способность студентов не только освоить большой объем различных координационно сложных и физически трудоемких гимнастических упражнений, но и практически реализовать уровень знаний и умений в процессе учебной практики по каждому разделу программы в течение шести семестров.
Как показали исследования, и в организационном, и во всех других отношениях удобнее всего проводить занятия одновременно со всей учебной группой. При такой организации плотность активной практики будет самой высокой. Результаты учебной практики показали, что студенты достаточно хорошо усваивают строевые приемы на месте, построения и перестроения (7,1±0,43 балла). Тогда как обучение упражнениям в передвижении требуют более длительного времени обучения и постоянного повторения в целях закрепления освоенного материала (6,6±0,47 балла). Также затруднения вызывала задача научить студента обучать упражнениям в передвижении. Оценка умения студентов составлять комплексы обще развивающих упражнений (ОРУ), организовывать группу и способности обучать по завершении исследования указывает на имеющиеся пробелы в формировании данных навыков.
В целях «подтягивания» уровня овладения слабых разделов программы было предложено упражнения в передвижении, хореографии и ОРУ с предметами включать в подготовительную и заключительную части тренировочного занятия повышения спортивно-педагогического мастерства (ПСПМ) в виде учебных заданий студентам отделения. Оценка качества выполнения комплексов строевых и общеразвивающих упражнений производилась ежемесячно преподавателем курса.
Заключение. Заключая вышеизложенное, можно сказать, что предложенная программа по формированию умений и навыков у студентов 2 и 3-го курсов, специализирующихся по гимнастике, позволит им не только успешно освоить разделы программных требований основной гимнастики, повысить качественный уровень выполнения комплексов строевых и общеразвивающих упражнений, но и своевременно выполнить разрядные требования. В ходе проведенного исследования оценка показателя успешности выполнения строевых упражнений у студентов достоверно возросла от 3,68±0,79 до 6,6±0,47 балла Р>0,01.
По результатам анализа материалов исследования можно рекомендовать внести изменения в количественные и временные параметры, отводимые на разделы программы, посвященные обучению ОРУ в строю, перестроениям и хореографии.
Литературы:
1. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева от 24 января 2020 года №УП-5924, о мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республики Узбекистан.
2. О^Ье^оп Respublikasi Prezidentining 2017 уУ 20 apreldagi "ОУу ta'lim Йтп yanada то^т^^ chora-tadbirlari to'g'risida"gi 2909^опУ qarori.
3. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Уч.пос. для студентов высших учебных заведений / под редакцией Ю.Д.Железняка. - 2-е изд. испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 384 с.
4. Гимнастика Основы научно-методической деятельности физической культуры и спорта. /Под общей редакции Ю.Д.Железняк., П.К.Петров. Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-/ М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 264 с.
5. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: Учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры. -т М.: Спортакадем Пресс, 2003. - 322с.
32 е-шай: fan_sportga@uzdjtsu.uz №4-2020