Научная статья на тему 'Этапы формирования профессионально- педагогических умений и навыков средствами основной гимнастики'

Этапы формирования профессионально- педагогических умений и навыков средствами основной гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / НАВЫКИ / СРЕДСТВА ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ / MEANS OF BASIC GYMNASTICS / SKILLS AND HABITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванасова В.И., Береславская Н.В.

Предложена инновационная профессионально-ориентированная программа подготовки специалистов физической культуры и спорта средствми основной гимнастики. Разработаны этапы формирования профессионально-педагогических умений и навыков в процессе освоения учебного курса по дисциплине "Гимнастика".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAPS OF FORMING PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL SKILLS AND HABITS BY MEANS OF GYMNASTICS

An innovational professionally-oriented programme of preparing specialists of physical education and sport by means of basic gymnastics is proposed by the authors. Laps of forming professionally-pedagogical skills and habits in the process of mastering the programme of academic studies in gymnastics have been worked out.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования профессионально- педагогических умений и навыков средствами основной гимнастики»

УДК: 378.037.1

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СРЕДСТВАМИ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ

И.о. профессора Иванасова В.И.,

кандидат педагогических наук, доцент Береславская Н. В.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161

Предложена инновационная профессионально-ориентированная программа подготовки специалистов физической культуры и спорта средствами основной гимнастики. Разработаны этапы формирования профессионально-педагогических умений и навыков в процессе освоения учебного курса по дисциплине «Гимнастика».

Ключевые слова: умения, навыки, средства основной гимнастики.

Подготовка специалистов по физической культуре и спорту проходит в рамках жестко лимитированных временных условий обучения в вузе и в настоящее время не оформилась в стройную систему с полным программным и методическим обеспечением [1, 4]. В то же время любые образовательные программы требуют периодического уточнения и новых подходов к их реализации. Как показали проведенные исследования, преподавание базовой спортивно-педагогической дисциплины «Физическая культура: Гимнастика» в вузах физической культуры должно быть направлено на получение необходимых общетеоретических знаний, а также практических умений и навыков, нужных будущему специалисту.

Недостаточная общепрофессиональная подготовленность студентов во многом определяется слабой ориентацией обучающих программ на специфику будущей специальности.

Для решения данной проблемы в проведенном исследовании на основе выявленных особенностей структуры и содержания учебного материала по дисциплине «Физическая культура: Гимнастика» для специальности «Физическая культура и спорт» и направления подготовки «Физическая культура» нами решались следующие основные задачи:

- разработать профессионально-ориентированную

программу подготовки специалистов физической культуры и спорта средствами основной гимнастики;

- экспериментально проверить эффективность процесса подготовки студентов вузов, базирующейся на программе дифференцированного подхода к организации дисциплины «Физическая культура: Гимнастика».

При этом приоритетной была ориентация на развитие личности специалиста по физической культуре и спорту, направленность на формирование стержневых умений и навыков будущего педагога. Нами были рассмотрены и проанализированы тестовые задания по физической и общепрофессиональной двигательной подготовленности, а также определены первостепенные педагогические умения и навыки, формирующие будущего специалиста по физической культуре и спорту.

Поставленные задачи решались поэтапно.

Для определения факторов, которые в первую очередь могут влиять на формирование педагогического мастерства будущего специалиста, применялось анкетирование, в котором принимали участие физкультурные работники и студенты КГУФКСТ, из которых: 23 преподавателя вуза, 27 учителей физического воспитания общеобразовательных школ, 100 студентов различных курсов университета.

Для оценки уровня сформированности профессионально-педагогических умений и навыков нами была разработана методика и технологическая схема обучения строевым и общеразвивающим упражнениям. Кроме того, была проведена регистрация общефизической и общепрофессиональной двигательной подготовленности студентов 1-3 курсов, принимавших участие в эксперименте.

С целью проверки эффективности применения профессионально-ориентированной программы и

дифференцированного подхода к проведению занятий на общем курсе «Физическая культура: Гимнастика» был организован педагогический эксперимент, в котором принимали участие 100 студентов 1, 2, 3 курсов.

Результаты исследований показывают, что на первом курсе профессиональной подготовки у студентов идет активное формирование (по степени ранговой значимости) гностического, организаторского и коммуникативного компонентов, которое выражается в развитии стремления к познанию, (получение большого объема неспецифических для обычной жизни студента профессионально-ориентированных теоретических знаний), умении организовать себя и группу (внешний вид проводящего занятия, правильная оценка обстановки во время проведения урока, правильный выбор места расположения преподавателя при проведении занятия, громкая и четкая подача предварительной и исполнительной команд, контроль за выполнением заданий, исправление допускаемых ошибок и т. д.), в умении точно выражать свои мысли (точно, кратко и понятно объяснять выполняемое задание при обучении и проведении строевых и общеразвивающих упражнений, а также своевременно формулировать повторное объяснение в случае неудачного выполнения занимающимися предыдущей попытки). На втором курсе обучения осуществляется приоритетное развитие и совершенствование профессионально-ориентированных организаторских, коммуникативных, гностических компонентов, которые преобразуются на занятиях в соответствующие умения: по организации группы (учебная практика по подготовке и проведению урока гимнастики в школе), стремлению к познанию (самостоятельная подготовка и написание плана-конспекта урока), умению правильно объяснить предлагаемое задание, точно и понятно выражать свои мысли для учащихся, доступно объяснять и исправлять ошибки при проведении отдельных частей и урока в целом.

Обучение студентов на третьем курсе направлено на преимущественное совершенствование степени сформированности ведущих организаторских, конструктивных, коммуникативных и гностических компонентов.

Исходя из минимального необходимого количества учебных занятий, необходимо восстановить умения и навыки, значимые для проведения урока по гимнастике в общеобразовательном учреждении. По разработанным нами вопросам из раздела Комплексной программы физического воспитания общеобразовательных учреждений 9-11 классов предлагалось проведение отдельных заданий за ограниченный период времени. Учебная практика в процессе проведения практических занятий способствовала выявлению методических ошибок при обучении строевым и общераз-вивающим упражнениям, которые в наибольшей степени формируют организаторский и конструктивный

компоненты подготовленности и являются обязательными при проведении учебных занятий для любой спортивно-педагогической дисциплины Комплексной программы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Нам представляется, что формирование профессиональных умений и навыков у студентов, обучающихся в вузах по физкультурно-спортивным специальностям, целесообразно дифференцировать по годам обучения в следующей последовательности (рис.).

Заключение. Результаты проведенных исследований показывают, что в экспериментальной и контрольной группах первого курса не наблюдается достоверной взаимосвязи (Р>0,05) физической и общепрофессиональной двигательной подготовленности с итоговой оценкой экзамена по дисциплине «Гимнастика» и оценками учебной практики. На наш взгляд, это можно объяснить начальным этапом изучения дисциплины с ее многообразием и не специфичными для повседневной жизни упражнениями, и в то же время одновременным ознакомлением с гимнастической «школой движений» и приобретением основ управления группой занимающихся.

Достоверные изменения результатов физической и общепрофессиональной двигательной подготовленности с результатом экзамена по гимнастике наблюдаются (Р<0,05) как в экспериментальной, так и в контрольной группе начиная со второго курса обучения, однако в этих же группах не отмечается взаимосвязь с итоговой оценкой педагогической практики, что подтверждает мнение о том, что студентам к этому году обучения дан не достаточный объем знаний, умений и навыков как теоретических, так и спортивно-педагогических дисциплин.

На третьем курсе обучения как в экспериментальной, так и в контрольной группах наблюдается достоверная взаимосвязь результатов общепрофессиональной двигательной подготовленности с оценкой экзамена и учебной практики. В экспериментальной группе отмечается более высокий уровень достоверности (Р<0,01) по сравнению с контрольной (Р<0,05). Повышение уровня достоверности обследуемых групп мы объясняем кумулятивным эффектом знаний студентов данного курса. Однако в этих же группах не наблюдается взаимосвязи физической подготовленности студентов с итоговой оценкой экзамена по дисциплине «Физическая культура: Гимнастика» и профессионально-ориентированной учебной практики, что, на наш взгляд, подтверждает мнение специалистов-практиков нашей отрасли о том, «что не всегда студенты, имеющие хорошую физическую подготовленность, становятся блистательными преподавателями», поскольку для эффективной спортивно-педагогической деятельности будущему специалисту необходима совокупность знаний, умений и личностных качеств, ориентированных на профессиональную деятельность [3, 5].

Профессиональные умения и навыки

Этапы обучения

1курс

гностический организаторский коммуникативный конструктивный

2 курс

организаторский коммуникативный

гностический конструктивный

3 курс

организаторский конструктивный коммуникативный гностический

Компоненты

Гностический Организаторский Конструктивный Коммуникативный

1 г

Составляющие педагогического мастерства

\ Ч

1. Стремление к 1. Научиться 1. Научиться 1. Научиться

познанию управлять группой проектировать вступать в

профессиональ- (внешний вид, (подбор средств и контакт с

ных осанка). методов, занимающимися.

теоретических 2. Правильно необходимых для 2. Уметь точно

знаний. оценивать обучения и выражать свои

2. Понимание обстановку во воспитания). мысли.

основных время проведения 2. Планировать 3. Вести беседу с

условий и задания. физическое учениками и

явлений 3. Уметь принять развитие своих родителями.

профессиональ- правильное учеников.

ной решение и

деятельности. добиться его

выполнения

(объяснение,

исправление

ошибок).

Рис. Приоритетные этапы и периоды формирования профессионально-педагогических умений и навыков средствами основной

гимнастики

ВЫВОДЫ

1. Дисциплине «Гимнастика» как одной из основополагающих в формировании профессионального мастерства будущих специалистов по физической культуре и спорту отводится необоснованно мало учебных часов, что приводит к затруднению их адаптации на начальных этапах самостоятельной педагогической деятельности. Данное положение можно разрешить путем рационального подбора средств и методов основной гимнастики в профессиональной подготовке студентов на основе дифференцированного подхода к их обучению.

2. «Организаторский» и «конструктивный» компоненты являются приоритетными в формировании будущего специалиста. При этом, несмотря на стремительные социально-экономические изменения в современном обществе, «дисциплинированность» и «организованность» по-прежнему остаются наиболее значимыми личностными качествами педагога, «умение организовать занимающихся», а также «овладеть методикой обучения» физическим и гимнастическим упражнениям являются первостепенными профессиональными качествами, отличающими высококвалифицированного специалиста по физической культуре и спорту.

3. Процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, организованный с учетом критериев сформированности педагогического мастерства и профессионально-ориентированной программы по дисциплине «Гимнастика» и основанный на дифференцированном подходе к обучению средствами гимнастики, ускоряет и повышает эффективность формирования педагогического мастерства студентов. При этом в подготовке специалиста наблюдаются наиболее благоприятные, т. е. сенситивные, периоды развития педагогических способностей по годам профессионального обучения.

На первом курсе обучения это активное формирование гностического, организаторского и коммуникативного компонентов.

На втором курсе обучения приоритетными являются развитие и совершенствование организаторского, коммуникативного и гностического компонентов; на третьем курсе обучения - совершенствование степени сформированности основных организаторских,

конструктивных, коммуникативных и гностических компонентов.

4. Приоритетными темами для изучения и формирования педагогического мастерства студентов средствами гимнастики являются: на первом году обучения - общие основы гимнастики, техника выполнения и методика обучения строевых, общеразвивающих упражнений и базовых упражнений на гимнастических снарядах, на втором - методика преподавания отдельных частей урока гимнастики в общеобразовательном учреждении, на третьем - методика преподавания материала Комплексной программы физического воспитания общеобразовательных учреждений 1-11 классов.

Результаты многолетних исследований позволяют сделать заключение о достаточной эффективности предлагаемых средств и методов в подготовке специалистов физкультурно-спортивных специальностей. При этом приоритетная роль принадлежит ориентации на развитие личности специалиста по физической культуре и спорту, направленности на формирование стержневых умений и навыков будущего специалиста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Столяров, В. И. Понятийный кризис в науках о физической культуре и спорте: показатели, причины и пути преодоления / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 59-62.

2. Тихонов, А. М. Элементы деятельностного подхода в преподавании физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 1. - С. 19-21.

3. Гречко, А. С. Совершенствование методики профессиональной подготовки студентов на основе формирования адекватной самооценки готовности к будущей деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1994. - 19 с.

4. Коргаполов, Е. П. Актуальные вопросы теории непрерывного физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 7. - С. 10-13.

5. Якимова, Л. А. Формирование культуры двигательной деятельности студентов вузов физической культуры с учетом профиля специальности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2000. - 32 с.

LAPS OF FORMING PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL SKILLS AND HABITS BY MEANS OF GYMNASTICS

V. Ivanasova, Candidate of Pedagogics, Acting Professor,

N. Bereslavskaya, Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

An innovational professionally-oriented programme of preparing specialists of physical education and sport by means of basic gymnastics is proposed by the authors. Laps of forming professionally-pedagogical skills and habits

in the process of mastering the programme of academic studies in gymnastics have been worked out.

Key word: skills and habits, means of basic gymnastics.

УДК: 796.07

МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОК К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С УЧЕТОМ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Старший преподаватель Тапунов Ю. Н.

Краснодарский университет МВД России, г. Краснодар

Кандидат педагогических наук, доцент Давыдов О. Ю.

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Контактная информация для переписки: г. Краснодар, ул. Ярославская, 128

Для выявления мотивации к физической подготовке был проведён анкетный опрос, в котором участвовали только курсантки КУ МВД России 1-4 курсов. Было выявлено, что при поступлении в университет МВД России абитуриентки руководствовались теми мотивами, которые были заложены при воспитании их как в школе, так и в семье. Из них выделяется такие социально-важные мотивы, как получение высшего профессионального образования и самореализация в жизни.

Ключевые слова: рейтинг, мотивы, профессиональная деятельность, курсантки.

Современный социальный заказ в системе образования на профессиональную подготовку работников правоохранительных органов, связанный со сложным и противоречивым характером процессов, происходящих в российском обществе и усилением криминогенной обстановки, диктует необходимость разработки и внедрения такой модели подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ, которая наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков обеспечивала бы их психофизиологическую и физическую подготовленность к профессиональной деятельности. Именно поэтому улучшение качества физической подготовки курсантов в выс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.