ЛИТЕРАТУРА
1. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа. - М. : ООО "Издательство Астрель", 2003. - 259 с.
2. Доронин, А.М. Предсоревновательная подготовка бегунов на средние дистанции с учётом особенностей взаимодействия опорно-двигательного аппарата с различными опорами : учеб. пособие для студ. вузов и фак. физ. культуры / А.М. Доронин, О.Б. Немцев, А.В. Полянский. - Славянск-на-Кубани : Берегиня, 2005. - 120 с.
3. Макарова, Г. А. Спортивная медицина : учебник / Г. А. Макарова. - М. : Советский спорт, 2003. - 480 с.
4. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : ООО "Издательство Астрель" : ООО "Издательство АСТ", 2003. - 863 с.
5. Полунин, А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова / А.И. Полунин. - М. : Советский спорт, 2003. - 360 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.413/.418
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, судья международной категории (ФИЖ),
Нелли Владимировна Ким, заслуженный мастер спорта, пятикратная Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, Президент женского технического комитета
ФИЖ, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Современная система подготовки судей по спортивной гимнастике является сложным многофакторным процессом, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия. Результатом судейской деятельности является оценка многолетнего совместного труда тренера и гимнаста, которая зависит от сформированного комплекса профессиональных компетентностей - способностей успешно применять полученные знания и умения в профессиональной судейской деятельности. Анализ особенностей судейской деятельности позволил выделить базовые компоненты профессиональной деятельности судьи по гимнастике.
Ключевые слова: гимнастика, судейство в гимнастике, социально-психологические особенности труда судьи, компоненты профессиональной деятельности.
COMPONENTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE JUDGE IN SPORTS
GYMNASTICS
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, judge of the international category (FIG),
Nelli Vladimirovna Kim, the deserved master of sports, fivefold Olympic champion in sports gymnastics, President of female technical committee FIG, competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The modern system of preparation of judges in sports gymnastics is the difficult multifactor process including the purposes, problems, means, methods, organizational forms, material conditions. Result of judicial activity is the estimation of long-term joint work of the trainer and the gymnast that depends on the formed complex of professional competence - abilities to apply successfully the received knowledge
and skills in professional judicial activity. The analysis of features of judicial activity has allowed allocating the base components of professional work of the judge in gymnastics.
Keywords: gymnastics, refereeing in gymnastics, socially-psychological features of work of the judge, professional work components.
В настоящее время работа спортивного судьи является полноправным видом трудовой деятельности [1-5]. Изучая особенности профессиональной деятельности судьи по спортивной гимнастике, установлено, что эта профессия педагогическая. Она относится к разряду социономических профессий, где предметом труда является человек, а орудия труда - функциональные - это его речь, память, мышление и другие свойства интеллекта и воли. Поэтому, проводя исследования по подготовке специалистов в данной области, заслуживает внимания концепция Н.В.Кузьминой (1980) [6] о структурных компонентах педагогической деятельности - конструктивном, организаторском, коммуникативном, проектировочном и гностическом. Профессор Н.В.Кузьмина отмечает, что гностический компонент является своеобразным стержнем всех выше названных компонентов. Он включает в себя изучение всех аспектов труда, в том числе и результатов собственной деятельности.
Анализ разделов Международных правил соревнований (Code FIG: 2001, 2005. 2009), результаты педагогических наблюдений за работой судей, анализ судейской документации (протоколы, стартовые листы, таблицы элементов и т.п.), оценка работы судьи, результаты анкетирования специалистов позволяют выделить в структуре гностического компонента профессиональные для судьи знания, умения и навыки.
Знания:
1. Знание правил соревнований (Code FIG) по спортивной гимнастике;
2. Визуальное представление формы всех элементов гимнастического многоборья;
3. Знание техники выполнения элементов на всех видах гимнастического многоборья;
4. Знание общих требований для судей международной категории по всем дисциплинам;
5. Знание правил соревнований для всех гимнастических дисциплин;
6. Знание специфических правил для судей в женской спортивной гимнастике;
7. Знание документов, разъясняющих женские правила соревнований (5 документов);
8. Знание технического регламента международной федерации (FIG);
9. Знание основ музыкальной грамоты;
10. Знание модельных характеристик техники выполнения элементов;
11. Общие знания по классической хореографии (балету);
12. Общие знания по различным танцевальным направлениям;
13. Общие знания по разновидностям музыкального жанра;
14. Знание одного из официальных языков FIG (английского или французского).
Навыки и умения:
1. Записать упражнение специальными символами на всех видах гимнастического многоборья по ходу выполнения упражнения без зрительного контроля;
2. В течение 1 минуты 30 секунд судья должен:
- выделить элементы для подсчета сложности и надбавки за специальные соединения по оценке «Д»;
- определить специальные требования к упражнению на всех видах многоборья как составляющей оценки «Д»;
- произвести подсчет окончательной оценки «Д»;
- определить величину сбавки за технические ошибки каждого элемента упражнения и зафиксировать в судейском листе одновременно с написанием символа;
- произвести «нейтральные» сбавки;
- произвести подсчет окончательной оценки «Е»;
- произвести подсчет окончательной оценки за упражнение;
- подготовить статистический отчет с комментариями по судейству на каждом виде многоборья;
- владеть приемами работы с персональным компьютером и аппаратурой для ввода судейских оценок.
Мы предположили, что в программе подготовки судей по гимнастике, ведущее место должно принадлежать гностическому компоненту. Гностическая деятельность судьи по гимнастике характеризуется постоянным стремлением к повышению своих знаний, к совершенствованию профессионального мастерства, активизации научных поисков и желании внедрить результаты этой работы в практику. Здесь целесообразно более глубоко изучать тенденции развития мировой гимнастики и раскрыть динамику достижений спортсменов на всех видах многоборья.
В связи с этим был изучен следующий важный компонент в труде судьи по гимнастике - это проектировочный. Он связан с отбором и творческой переработкой необходимого для повышения квалификации судьи материала, с перспективным планированием задач и способов их решения.
Необходимо отметить, что в ходе большинства соревнований постоянно возникают новые, нестандартные задачи, зачастую, сложные для решения. Поэтому для профессии судьи характерен конструктивный компонент деятельности, когда происходят отбор и распределение информации согласно требованиям правил соревнований (Code FIG) и других руководящих документов Международной федерации гимнастики (например, технический регламент, дополнения к Code FIG и др.).
Коммуникативный компонент деятельности судьи по гимнастике предопределяет профессиональные взаимоотношения со всеми участниками системы соревнований: тренерами, спортсменами, судьями, руководителями команд, членами технического комитета, руководителями FIG и т.д. Коммуникативная деятельность судьи должна быть направлена на совершенствование всей системы соревнований.
Организаторский компонент профессии судьи по гимнастике, как правило, тесно связан с конструктивным, проектировочным, коммуникативным компонентами. Организаторская деятельность характерна, прежде всего, для работы главного судьи соревнований, арбитра на виде многоборья. В процессе организаторской деятельности осуществляется реализация тех планов и задач, которые были намечены экспертом при проектировании и компоновке материала.
Таким образом, изучение компонентов деятельности судьи по спортивной гимнастике позволяет утверждать, что профессия эксперта по гимнастике является педагогической. Однако в ней присутствует функция операторской деятельности, связанная с записью информации специальными символами и обработкой ее за лимитированный промежуток времени. В инженерной психологии при изучении операторской деятельности опираются на физические, физиологические, биомеханические и личностные характеристики человека. Профессиональная подготовленность человека-оператора характеризуется глубоким и прочным владением совокупностью специальных знаний, умений и навыков и профессиональных приемов, обусловливающих его способность выполнять заданную работу с определенным качеством. Такая деятельность характеризуется тем, что человек обдумывает последовательность операций, поддерживает свое внимание, прилагает волевые усилия, воспроизводит необходимую информацию из памяти, наблюдает за ходом деятельности и контролирует ее. Все это в полной мере характеризует действия судьи по спортивной гимнастике, когда он на протяжении длительного времени осуществляет стенографическую запись многочисленных упражнений гимнастов, по ходу решая задачи, связанные с определением сбавок за технику элементов и т. п. Поэтому при
подготовке спортивных судей по гимнастике в дальнейшем мы будем опираться на данные научные положения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терёхина, И.А. Винер, М.А. Плеханова, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 102-105.
2. К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Р.Б. Цаллагова, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 82-86.
3. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
4. Терехина, Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 58-60.
5. Терехина, Р.Н. Особенности профессиональной деятельности судьи по гимнастике / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Н.В. Ким // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 183-187.
6. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н.В. Кузьмина ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.42
ТЕХНИКА БЕГА - ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ
Те Юй, доктор философии, преподаватель,
Сюй Инхуа, преподаватель,
Шаньдунский политехнический университет, КНР
Аннотация
В статье основываются методики педагогического контроля и обучения технике бега на примере студентов специализации гимнастики. В основе разработки методик заложены объективные данные, полученные с помощью видеосъемки с последующей компьютерной обработкой количественных параметров в программе “Silicon COACH”.
Ключевые слова: техника бега, педагогический контроль, физическое развитие, гимнастика.
TECHNIQUES OF RUN - PROBLEMS AND THEIR SOLUTION
Those Juj, the doctor of philosophy, teacher,
Sjuj Inhua, teacher,
Shandong Polytechnic University, Peoples Republic of China
Annotation
The article justifies the methods of pedagogical control and run techniques training based on the example of students with specialization in gymnastics. The objective data, put as the basis for methods development, had been received by means of video shooting with the subsequent computer processing of quantitative parameters by the program “Silicon COACH”.
Keywords: techniques of run, pedagogical control, physical development, gymnastics.
Бег - это самое распространенное физическое упражнение. Он относится к естественным человеческим локомоциям и используется как в повседневной жизни, так в процессе физического воспитания, оздоровительных, рекреационных процедур и в спортив-