ЛИТЕРАТУРА
1. Аптон, Г. Анализ таблиц сопряженности : пер. с англ. / Г. Аптон. - М. : Финансы и статистика. 1982. - 143 с.
2. Дибнер, Р.Д. Направленность тренировочного процесса и гемодинамика у спортсменов // Медицинские проблемы физической культуры. - Киев : Здоровье, 1980. -Вып. 7. - С. 91-97.
3. Патогенез гипертрофии миокарда левого желудочка сердца у больных с артериальными гипертониями / Дядык Ф.И., Багрий А.Э., Лебедь И.А., Яровая Р.Ф. // Кардиология. - 1995. - № 1. - С. 59-63.
4. Меерсон, Ф.Э. Первичное стрессорное повреждение миокарда и аритмическая болезнь сердца // Кардиология. - 1993. - № 4. - С. 50-58 ; № 5. - С. 59-64.
5. Марченко, С.П. Ремоделирование левого желудочка у больных с приобретенными пороками сердца / С.П. Марченко, А.В. Цап // Материалы VII межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - СПб., 2001. - С. 26.
6. Солодков, А.С. Влияние различных режимов физических нагрузок на динамику функций и ремоделирование сердца у спортсменов / А.С. Солодков, А.Х. Талибов, С.П. Марченко // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 4 (28). - С. 10-13.
7. Талибов, А.Х. Индивидуализация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля : дис. ... канд. пед. наук / Талибов А.Х. - СПб., 2005. - 180 с.
8. Lean, M.S. Natural sporting ability and predisposition to cardiovascular disorders / M.S. Lean, T.S. Han // QJM. - 1998. - Sep. 91 (9). - P. 641-646.
9. Lee, I.M. Exercise intensity and longevity in men: the Harvard Alumni Health Study // JAMA. - 1995. - V. 273. - P. 1179-1184.
Контактная информация: t.abset@yandex.ru
УДК 796.413/.418
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ ПО
ГИМНАСТИКЕ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, судья международной категории (ФИЖ),
Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (ФИЖ),
Нелли Владимировна Ким, заслуженный мастер спорта, пятикратная Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, Президент женского технического комитета
ФИЖ, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Современная система подготовки судей по спортивной гимнастике является сложным многофакторным процессом, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия. Уровень достижений в спортивной гимнастике определяется субъективной оценкой судей соответствующей квалификации. Для деятельности судьи наиболее характерна такая форма проявления внимания, как сенсорное (в данном случае зрительное). Внимание судьи - это сознательное направленное и регулируемое сосредоточение. Эффективность деятельности судьи зависит от исходного психического состояния. В наибольшей связи с работой судей находятся такие показатели психического состояния, как активность, тревожность, внимание. Результатом судейской деятельности является оценка многолетнего совместного труда тренера и гимнаста, которая зависит от сформированного комплекса профессиональных компетентностей -
способностей успешно применять полученные знания и умения в профессиональной судейской деятельности. Анализ особенностей судейской деятельности позволил разработать концептуальную модель подготовки профессионального судьи по гимнастике.
Ключевые слова: гимнастика, судейство в гимнастике, социально-психологические особенности труда судьи, концептуальная модель.
FEATURES OF PROFESSIONAL WORK OF THE JUDGE ON GYMNASTICS
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor managing chair, judge of the international category (FIG),
Elena Sergeevna Krjuchek, the candidate of pedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG),
Nelli Vladimirovna Kim, the deserved master of sports, fivefold Olympic champion on sports gymnastics, President of female technical committee FIG, competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The modern system of preparation of judges on sports gymnastics is the difficult multifactor process including the purposes, problems, means, methods, organizational forms, material conditions. Level of achievements in sports gymnastics is defined by value judgment of judges of corresponding qualification. For activity of the judge most typical such form of display of attention, as touch (in this case visual). The attention of the judge is the conscious directed and adjustable concentration. Efficiency of activity of the judge depends on an initial mental condition. In the greatest communication with work of judges, there are such indicators of a mental condition, as activity, uneasiness, attention. Result of judicial activity is the estimation of long-term joint work of the trainer and the gymnast, which depends on the generated complex professional компетентностей - abilities successfully to apply the received knowledge and abilities in professional judicial activity. The analysis of features of judicial activity has allowed developing conceptual model of preparation of the professional judge on gymnastics.
Keywords: gymnastics, refereeing in gymnastics, socially-psychological features of work of the judge, conceptual model.
Одним из важнейших направлений в общей системе спорта высших достижений является совершенствование процесса подготовки судей. Особенно, в тех видах, где результат оценивается с помощью экспертной оценки, а значит - субъективно. К таким видам спорта, в первую очередь, относится гимнастика, представляющая собой сплав технической сложности элементов и эстетического совершенства их исполнения [1-3].
Современная система подготовки судей по спортивной гимнастике является сложным многофакторным процессом, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п.
Спорт стал считаться полноправным видом трудовой деятельности, а судейская деятельность - особой профессией. Подготовка к успешному осуществлению этой деятельности судей - это процесс создания готовности человека к продуктивному участию в ней. Во всех случаях, когда есть готовность к деятельности, есть и предшествующая ей подготовка. Другое дело, что она часто незаметна как процесс, т. к. осуществляется стихийно, специально не организована. Однако, в видах деятельности, требующей от человека полной отдачи сил и высоты профессионализма, подготовка обязательно организуется и планомерно осуществляется предварительно и самом процессе деятельности. Поэтому таковой является деятельность судей по спортивной гимнастике.
Уровень достижений в спортивной гимнастике определяется субъективной оценкой судей соответствующей квалификации. В тех видах спорта, где результат измеряется в килограммах, секундах, метрах и т.п., точность оценки увеличивается путем совершенствования технических средств измерения результата. В тех же случаях, когда речь идет о субъективной оценке судьи, прогресс может быть достигнут совершенствованием системы экспертной оценки. В силу своей специфичности эта задача является многофакторной и поэтому более сложной для решения.
Судьям по спортивной гимнастике при оценке комбинации приходится учитывать большое количество компонентов исполнительского мастерства. В исследованиях Л.И. Турищевой (1986) показано, что даже высококвалифицированные судьи в процессе наблюдения за исполнением комбинации способны переработать около 80% спортивнотехнической информации, предписанной правилами соревнований, что ведет к неадекватному оцениванию исполнительского мастерства гимнастов
В [4] проведен достаточно подробный анализ проблем судейства в гимнастике и различных аспектов их деятельности. Для деятельности судьи наиболее характерна такая форма проявления внимания, как сенсорное (в данном случае зрительное). Внимание судьи - это сознательное направленное и регулируемое сосредоточение. Именно благодаря наличию произвольного внимания судья способен активно "извлекать" из памяти нужные ему сведения, выделять главное, принимать правильное решение и выставлять окончательную оценку. Нередко для его осуществления требуются усилия воли. Необходимость волевых усилий для организации внимания проявляется у судей наиболее часто, когда наступает утомление, вызывающее ошибки при оценивании мастерства спортсменов.
Наблюдения свидетельствуют, что показ оценки опытным судьей и начинающим в первой смене производится одновременно. Начиная со второй смены наступает утомление, менее опытный судья показывает оценку несколько позже, ориентируется на авторитетного судью. По данным психологов, это происходит в случае, когда: 1) у этого судьи повышается ситуативная тревожность; 2) у него заниженная самооценка (по сравнению с авторитетными судьями); 3) он должен ориентироваться на оценку его работы как судьи со стороны руководителей и публики или стремиться, чтобы коэффициент качества при проведении педагогического контроля был не ниже, чем у других судей. Иными словами, в данном случае срабатывает выравнивающий или стабилизирующий судейскую оценку психологический механизм. Он состоит в воздействии на сознание судьи неофициальных оценочных эталонов, боязни выйти за пределы зоны допускаемых расхождений, противопоставить себя судейской группе и вызвать недовольство зрителей. Личностными стабилизирующими механизмами, приближающими индивидуальную оценку к среднегрупповой, могут выступать: судейская интуиция, эмпатия (способность представить себя на месте спортсменов и угадать оценку соседнего судьи); судейская антиципация.
К социально-психологическим причинам субъективности судейских оценок относятся:
1) внушающий эффект выступления (конформные реакции - реакция податливости, реакция зрителей), приводящий к изменению мнения судьи под влиянием зрителей, соревновательной рекламы, макро- (шум, свет) и микросредовых эффектов (кто сидит рядом, какова атмосфера в судейских бригадах);
2) установка судей на определенные эталоны и образцы исполнительского мастерства как следствие неопределенности некоторых понятий в правилах, сильное влияние индивидуальности;
3) воздействие стереотипа, определяющего некоторую зависимость оценки судьи от популярности, известности, спортивного авторитета гимнаста (его титулов).
Эффективность деятельности судьи зависит также от исходного психического состояния. В наибольшей связи с работой судей находятся такие показатели психического состояния, как активность, тревожность, внимание. Психологи отмечают, что активность личности имеет большое значение для сохранения устойчивого сосредоточения. Наши исследования показали, что в деятельности судьи важную роль играет внутренняя активность, связанная с решением разнообразных перцептивных и мыслительных задач, которые требуют наиболее полного отражения объектов сосредоточения.
Отмеченные выше психологические факторы способствуют "раскачиванию" оцен-
ки (минимизируя либо максимизируя ее), что подчеркивает зависимость судейской оценки от психологических позиций судьи и его психического состояния.
Результатом судейской деятельности является оценка многолетнего совместного труда тренера и гимнаста, которая зависит от сформированного комплекса профессиональных компетентностей - способностей успешно применять полученные знания и умения в профессиональной судейской деятельности.
Изучение специфики профессиональной деятельности судьи по гимнастике велось по двум основным направлениям:
1. Изучение области деятельности эксперта по спортивной гимнастике, ее характера, функциональных обязанностей, влияния внешних факторов и др. В результате сформировалась модель профессии судьи.
2. Выявление тех качеств, которые необходимы для функционирования профессии судьи по спортивной гимнастике на достаточно высоком уровне: его интеллектуальный уровень, волевые, нравственные, физические, психические свойства личности, черты характера и др. В результате были очерчены контуры элементарной модели самого судьи.
В настоящее время деятельность судьи по спортивной гимнастике сложна и многогранна и может быть рассмотрена с позиции психологии труда. Она относится к разряду социономических профессий, является педагогической, т. к. предметом труда является человек, а орудия труда - функциональные (память, внимание, мышление и другие свойства интеллекта и воли). Однако изучаемой профессии присущи функции операторской деятельности, требующие от спортивного судьи проявления соответствующих способностей.
Нами установлено, что:
- профессиональная деятельность судьи по гимнастике имеет присущие ей функции, компоненты деятельности и предъявляет определенные требования к его физическому и психическому состоянию;
- для успешного функционирования в системе спорта высших достижений судья должен обладать необходимыми профессионально важными качествами;
- судья, оценивающий мастерство гимнастов несет моральную ответственность за правильность определения результата, должен иметь высокую профессиональную компетентность, которая достигается в процессе целенаправленной подготовки.
Знания, умения и навыки - это объективные характеристики труда судьи, а позиция и личностные особенности - субъективные характеристики, необходимые для его соответствия требованиям профессии.
На основании исследований, представленных в данной работы была предложена концептуальная схема, отражающая особенности профессиональной деятельности судьи по спортивной гимнастике (рис. 1).
Таким образом, знания, умения и навыки - это объективные характеристики труда судьи, а позиции и личностные особенности - субъективные характеристики судьи, необходимые для его соответствия требованиям профессии. Соотношение тех и других можно назвать «индивидуально-профессиональным профилем» профессии эксперта.
При этом компетентность судьи определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, личностные качества - с другой. Исходя из этого, складывается целостная картина профессиональной компетентности, которая может лечь в основу решения многих практических вопросов, а именно - адекватная оценка уровня исполнительского мастерства гимнасток.
судья по спортивной
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
Личностные черты: честность, внимательность, уравновешенность, ответственность, целеустремленность, добросовестность, аккуратность, терпение, самообладание, выдержка, усидчивость, дисциплинированность, принципиальность, эстетичность, опрятность, настойчивость, смелость, трудолюбие
Физические качества: быстрота движения рук, общая выносливость, специальная выносливость, оптимальное развитие основных физических качеств
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СУДЬИ
Рис. 1. Особенности профессиональной деятельности судьи по спортивной гимнастики
ЛИТЕРАТУРА
1. Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терёхина, И.А. Винер, М.А. Плеханова, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 102-105.
2. К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И. А. Винер, Р.Б. Цаллагова, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 82-86.
3. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И. А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.
4. Терехина, Р.Н. Проблемы судейства в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 58-60.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru