ЛИТЕРАТУРА
1. Волуевич-Черленко, М. Характеристика бросков по кольцу на основании анализа матчей польской баскетбольной лиги / М. Волуевич-Черленко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2005. - № 8. - С. 14-20.
2. Рыбалкин, С.Н. Технология повышения точности штрафных бросков баскетболистами высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рыбалкин С.Н. - Волгоград, 2011. - 22 с.
3. Хромаев, З.М. Анализ технико-тактических показателей ведущих команд Украины по баскетболу / З.М. Хромаев, Р.С. Защук, В.З. Бабушкин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2012. - № 4. - С. 22-27.
REFERENCES
1. Voluevich-Chemenko, M. (2005), "Characteristics of throws in the ring on the basis of the analysis of the matches of the Polish basketball League", Physical education of students of creative specialties, No. 8, pp. 14-20.
2. Rybalkin, S.N. (2011), Technology to improve the accuracy offree throws by basketball players of high qualification, dissertation, Volgograd.
3. Hromaev, Z.M., Zashyk, R.S. and Babushkin, V.Z (2012), "Analysis of technical-tactical indicators of the leading teams of Ukraine on basketball", Physical education of students of creative specialties, No. 4, pp. 22-27.
Контактная информация: itar69.69@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.03.2017
УДК 796.41
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СПОРТСМЕНОК НА ИГРАХ XXXI ОЛИМПИАДЫ В ЖЕНСКОЙ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Почетный судья Международной федерации гимнастики (FIG), Светлана Ивановна Борисенко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Игры XXXI Олимпиады завершили очередной цикл четырехлетия. Вектор развития любой спортивной дисциплины задает лидер. По рекордным достижениям судят о состоянии вида спорта. В женской спортивной гимнастике произошли значительные изменения. Однако не всякое изменение есть развитие. В каком состоянии сегодня пребывает вид спорта, традиционно украшающий программу Игр Олимпиады? Каково соотношение сил на мировом гимнастическом помосте? И по какому пути пойдет дальнейшее развитие женской спортивной гимнастики? Эти вопросы должны быть приоритетными и остро стоять на повестке дня специалистов, работающих в данном виде спорта.
Ключевые слова: женская спортивная гимнастика, тенденции развития, исполнительское мастерство, упражнения на видах гимнастического многоборья, соревновательные программы спортсменок, сложность, композиция, артистичность, правила соревнований.
ANALYSIS OF RESULTS OF SPORTSWOMEN AT THE XXXI OLYMPIC GAMES IN FEMALE ARTISTIC GYMNASTICS
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, honorary judge of the International Federation of Gymnastics (FIG), Svetlana Ivanovna Borisenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
XXXI Olympic Games have finished the next cycle of four years. The leader sets the vector of development of any sports discipline. The record achievements allow judging upon the condition of sport.
There were considerable changes in the female artistic gymnastics. However, not any change is development. In what state is the sport traditionally decorating the program of the Olympic Games today? What is the ratio of forces on the world gymnastic scaffold? And what way is supposed to be chosen for further development of the female artistic gymnastics? These questions have to be a priority, being sharply put on the agenda for the experts working in this sport.
Keywords: female artistic gymnastics, development tendencies, mastery, exercises by types of all-around gymnastics, competitive programs of sportswomen, complexity, composition, artistry, rules of competitions.
В спортивной гимнастике традиционно слагаемыми успеха являлись подлинно всесторонняя и гармоническая подготовленность - физическая, техническая, психологическая, интеллектуальная и, конечно же, эстетическая. Для лидеров женской спортивной гимнастики всегда было характерно эстетическое содержание сложных оригинальных композиций. Однако Игры Олимпиады в Рио-де-Жанейро показали, что некогда красивейший вид спорта утрачивает свою эстетическую составляющую. Соревновательные программы лидера женской спортивной гимнастики Симоны Байлз насыщены сложными элементами на всех видах многоборья. По компоненту «трудность» она является лидером на мировом помосте и имеет явное преимущество над соперниками. Но с точки зрения композиционной и эстетической составляющей это далеко не рекордные упражнения. Они не могут являться эталоном. Исполнительское мастерство любого лидера должно быть совершенным с позиции всех его компонентов - сложности, композиции, технического и артистического исполнения. Они должны быть оптимально сбалансированы для определения адекватности оценки. Анализируя соревновательные программы гимнасток на Играх 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 [1-7], необходимо акцентировать внимание на недостатках и негативных тенденциях, которые стали явно проявляться после Игр в Пекине, к числу которых следует отнести:
- снижение качества выполнения элементов соревновательных программ на всех видах многоборья (зачастую явное отклонение от модельных характеристик двигательного действия);
- снижение качества композиционного построения вольных упражнений и упражнений на бревне;
- формальный и неграмотный подбор музыкального сопровождения для вольных упражнений;
- отсутствие образности вольных упражнений;
- снижение хореографической составляющей исполнительского мастерства, что определяет гимнастический стиль;
- не определены конкретно в правилах соревнований такие важные критерии как артистичность и требования к композиции.
Опрос специалистов свидетельствует о том, что все эти недостатки снижают зре-лищность спортивной гимнастики и тормозят развитие данного вида спорта. Одной из причин негативных проявлений можно назвать снижение позиций отечественных гимнасток, которые имеют прямое отношение к судьбе всей мировой гимнастике. Именно русская школа гимнастики предопределяла высокую требовательность к уровню всех компонентов исполнительского мастерства. Рекордные достижения отечественных гимнасток на всех видах многоборья являлись эталонными, имели высокую сложность и эстетическую составляющую. Уступив лидирующие позиции на мировом помосте, мы пропустили вперед сложную, некрасивую, неэстетичную гимнастику, для которой характерно снижение общего класса исполнения упражнений всех уровней сложности.
Анализ результатов российских спортсменок на Играх в Бразилии позволяет отметить следующее:
- явное отставание от ближайших соперников в сложности соревновательных программ на вольных упражнениях и на бревне;
- некоторое снижение качества исполнения упражнений относительно уровня традиционной отечественной школы;
- снижение уровня композиционного построения и артистичности исполнения вольных упражнений относительно традиций отечественной гимнастики;
- некоторое превосходство над соперниками по уровню эстетической составляющей исполнительского мастерства.
Перед российскими специалистами стоит чрезвычайно важная задача по возвращению вершинных достижений современной спортивной гимнастики. Необходимо идти по пути совершенствования всех компонентов исполнительского мастерства: сложности, композиции, технического и артистического исполнения на основе перспективно-прогностического подхода, что позволит обеспечить преимущество над соперником и удержание лидирующих позиций в мире. Безусловно, рост сложности соревновательных программ и далее будет устойчивой тенденцией. Спортивная гимнастика входит в Олимпийскую семью и значит должна демонстрировать рекордные достижения. Девиз Олим-пизма: Быстрее! Выше! Сильнее! Рекорды в гимнастике - это координационная сложность. Зритель постоянно ждет от спортсменов сложнейших программ, выполненных технически совершенно и артистично. Тем более, что на отдельных этапах своего существования гимнастика уже достигала такого совершенства и гармонии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Терехина, Р.Н. Каскадный способ выполнения упражнений на брусьях разной высоты / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко, К. Хатзизисис // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 69-72.
3. Терехина, Р. Н. Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне / Р.Н. Терехина, Анастасия Донди, Оливия Донди // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 82-85.
4. Терехина, Р. Н. Педагогический контроль в системе подготовки гимнастов / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко, Н.Н Коврижных // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 184-186.
5. Терехина, Р.Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). -С. 92-94.
6. Терехина, Р.Н. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике / Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 80-83.
7. Экспертная оценка исполнительского мастерства гимнасток на мировом помосте / Р.Н. Терехина, Л.В. Бурда-Андрианова, Цветана Добрева, Оливия Донди // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 99-102.
REFERENCES
1. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N G. (2004), How to prepare champions, Physical culture and Sport, Moscow.
2. Terekhina, R.N., Borisenko, S.I. and Hatzizisis, K. (2006), "Cascade method of performing the exercises on the parallel bars of varying heights", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 69-72.
3. Terekhina, R.N., Dondi, Anastasia and Dondi, Olivia. (2006), "Reliability of performance of gymnastic jumping on a log", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 82-85.
4. Terekhina, R.N., Borisenko, S.I. and Kovrizhnykh, N.N. (2016), "Pedagogical control in system of training of gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 140, No. 10, pp, 184186.
5. Terekhina, R.N. and Burda-Andrianova, L.V. (2008), "Difficulty of gymnastic competition programmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp, 92-94.
6. Terekhina, R.N. and Borisenko, S.I. (2006), "Improving the performance skills of female gymnasts in gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 80-83.
7. Terekhina, R.N., Burda-Andrianova, L.V., Dobreva, T. and Dondi O. (2008), "Expert evolution of performing skills at world competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp, 99-102.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.03.2017
УДК 796.412.2
СООТНОШЕНИЕ СИЛ В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ В НАЧАЛЕ НОВОГО ОЛИМПИЙСКОГО ЦИКЛА
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, судья международной категории (FIG), Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, профессор, судья международной категории (FIG), Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры РФ, Ирина Александровна Винер-Усманова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Начался очередной Олимпийский цикл. Вступил в силу новый документ - Code FIG, с помощью которого осуществляется управление гимнастикой в мире и который влияет на содержание соревновательных программ спортсменок. Это накладывает отпечаток на всю систему подготовки гимнасток. А судьи и зрители ждут интересных, сложных, виртуозных композиций, свидетельствующих о новом витке в развитии художественной гимнастики как вида спорта. Первым международным стартом текущего цикла Олимпиад является Гран-при в Москве. Это первые международные соревнования по художественной гимнастике по правилам 2017-20120 годов. В соревнованиях разыгрывались медали в многоборье и отдельных видах. Не из всех стран гимнастки успели подготовиться по новым правилам к выступлению на данных соревнованиях. Особенно это коснулось групповых программ. В данной статье мы рассматриваем соотношение сил на мировом гимнастическом помосте в индивидуальной программе и групповых упражнениях в начале очередного олимпийского цикла.
Ключевые слова: художественная гимнастика, правила соревнований, соревновательные программы, индивидуальная программа, групповые упражнения, многоборье, лидирующие позиции.
RATIO OF FORCES IN WORLD RHYTHMIC GYMNASTICS AT THE BEGINNING
OF A NEW OLYMPIC CYCLE
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, judge of the international category (FIG), Elena Sergeyevna Kryuchek, the candidate ofpedagogical sciences, professor, judge of the international category (FIG), Elena Nikolaevna Medvedeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, Irina Aleksandrovna Viner-Usmanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored trainer of Russia, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The next Olympic cycle has begun. The new document has become into force - Code FIG, and by its means the control of gymnastics in the world is executed, and it influences on the contents of competitive programs of sportswomen. It leaves a mark on all system of training of gymnasts. And the judges and audience are waiting for the interesting, complex, masterly compositions, testifying to the new round in