Научная статья на тему 'Формирование педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту на занятиях гимнастикой'

Формирование педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту на занятиях гимнастикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
850
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / КОНСТРУКТИВНЫЙ МЕТОД / ОРГАНИЗАТОРСКИЙ МЕТОД / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РЕСПОНДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсова Амина Алексеевна

В статье рассмотрены пути повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе совершенствования содержания программного материала и организации учебного процесса по дисциплине «Гимнастика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсова Амина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту на занятиях гимнастикой»

УДК 796.07 ББК 75.17 О 34

А. А. Овсова

Формирование педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту на занятиях гимнастикой

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье рассмотрены пути повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе совершенствования содержания программного материала и организации учебного процесса по дисциплине «Г имнастика».

Ключевые слова:

Основная гимнастика, физическая культура и спорт, конструктивный метод, организаторский метод, дифференцированный подход, индивидуальный подход, респонденты, профессиональные умения, профессиональная подготовка.

Современные системы образования становятся одними из обязательных условий повышения благосостояния людей. В первую очередь, это касается отрасли подготовки специалистов в определенной области, т.е. профессионального образования. Известно, что профессиональная деятельность специалиста является особым способом выполнения любого вида деятельности с опорой на социальный опыт поколений, то есть на культуру общества. Поэтому можно констатировать, что деятельность специалиста по физической культуре и спорту, регулируя систему отношений между обществом и занимающимися, обеспечивает накопление, хранение, реализацию и передачу в поколениях всего образовательного, воспитательного и культурного потенциала отрасли [Л.И. Лу-бышева, 1991, Г.Г. Наталов, 1995, Н.Х. Хаку-нов, 1995].

Формирование комплексных профессиональных умений стало насущной и не менее важной задачей деятельности вуза, чем усвоение конкретных наук. В обязанности вуза входит подготовка выпускника к целостной профессиональной деятельности соответствующего качества и уровня подготовленности. В то же время анализ содержания обучения и распределения учебного времени в общей системе профессиональной подготовки студентов приводит специалистов к заключению об отсутствии единого приоритетного подхода и решению

данной проблемы [С.Д. Неверкович, 1990,

В. Д. Чепик, 1992, С.М. Ахметов, 2004].

Эффективность системы подготовки кадров по физической культуре и спорту, в свою очередь, существенно зависит от качества их подготовки.

Исследования, проведенные по проблемам подготовки выпускников к практической деятельности [А.И. Щербаков, 1976, В.В. Белорусова, 1988, В.В. Филанковский, 1998] показывают, что у молодого специалиста, в том числе и по физической культуре и спорту, наблюдается ограниченность арсенала средств и способов педагогического воздействия на занимающихся в первые годы самостоятельной работы.

Создавшееся положение можно выправить, решив задачу внедрения в практику подготовки специалистов дифференцированного подхода к организации занятий и содержанию учебного материала по базовым видам спорта, которые вооружают будущего выпускника общепрофессиональными знаниями, умениями и навыками. При этом особая роль по праву принадлежит основной гимнастике. С одной стороны, гимнастика как средство физического воспитания обладает практически безграничным набором применяемых упражнений и двигательных заданий, которые необходимы будущему профессионалу в области физической культуры и спорта. С другой - жесткие ограничения по срокам подготовки специалистов в вузе и учеб-

ным часам в образовательных программах ставят перед педагогом и учеником порой трудноразрешимые задачи: как организовать обучение с наибольшей эффективностью; какие средства и методы подобрать; в какой последовательности их применять; что является приоритетным.

Таким образом, сформировалось противоречие, которое заключается, с одной стороны, в естественной и постоянной потребности современного общества в повышении качества профессиональной подготовки специалистов, а с другой - наблюдается недостаточная научнометодическая разработанность вопросов формирования общепрофессиональных знаний, умений и навыков в теории и практике физической культуры средствами базовых видов спорта. В этой связи нами было проведено исследование, объектом которого явился процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту, а предметом - процесс формирования общепрофессиональных умений и навыков специалистов по физической культуре и спорту средствами основной гимнастики.

Гипотеза исследования заключалось в том, что разработка инновационной программы и методических рекомендаций по ее примене-

Для оценки уровня сформированности педагогического мастерства на практических занятиях общего курса по дисциплине «Гимнастика» нами была разработана методика и технологическая схема обучения строевым и об-

нию, на основе предварительного изучения уровня сформированности и значимости приоритетных общепрофессиональных умений и навыков, позволит отобрать и систематизировать учебный материал, рационально распределить его по темам и годам обучения, что будет способствовать повышению уровня и эффективности подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Особая роль в этом может принадлежать дифференцированному подходу к обучению студентов.

Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие основные задачи:

1. Определить ведущие компоненты педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту и их влияние на успешность профессиональной деятельности.

2. Выявить степень сформированности общепрофессиональных умений и навыков студентов, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура и спорт» и специализации 022301 «Технология спортивной подготовки».

Поставленные в работе задачи решались поэтапно в период с ноября 2001 по ноябрь 2006 гг.

щеразвивающим упражнениям. Проведена регистрация физической и общепрофессиональной двигательной подготовленности студентов 1-3 курсов, принимающих участие в эксперименте.

Этапы исследования

Компоненты педагогического мастерства специалиста Анкетирование Предварительные исследования Основные исследования Эксперимент

всего сту- денты учителя общеобразовательных школ преподаватели вузов всего юно- ши девуш- ки кон- трольная группа эксперимен- тальная группа

1 .Факторы педагогического мастерства 150 100 27 23

2. Физическая подготовленность 147 74 73 92 94

3. Общепрофессиональная двигательная подготовленность 147 74 73 92 94

4. Личностные качества 147 74 73 92 94

Преподаватель физической культуры является центральной фигурой, системообразующим началом педагогического процесса - носителем содержания образования, организатором педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности. От специалиста по физической культуре требуются не только природные способности, но и огромные умственные, физические и эмоционально-волевые затраты. Он должен отличаться высокой интеллектуально-двигательной культурой, умениями правильно и красиво организовывать и проводить занятия, своевременно и квалифицированно управлять деятельностью занимающихся, формировать у подрастающего поколения потребность в здоровом образе жизни, самоподготовке, самосовершенствованию.

Вузовский этап подготовки специалиста является ведущим в развитии профессионального педагогического сознания при условии освоения студентами целостной системы профессионально значимых знаний, умений и навыков.

Одной из основных характеристик современной системы образования является непрерывный и постоянный процесс обновления, который затрагивает практически все стороны системы профессиональной подготовки кадров, в том числе и в области физической культуры и спорта. Модернизация образования в области физической культуры и спорта обусловливает необходимость обобщения новых научных данных, поиска эффективных путей и форм, а также решения задач повышения качества подготовки специалистов данной отрасли.

Предварительно, с целью выявления факторов, которые, в первую очередь, определяют педагогическое мастерство будущего специалиста в области физической культуры и спорта, было проведено анкетирование работающих в сфере физической культуры и студентов ИФК и дзюдо АГУ, в котором приняли участие: 23 преподавателя вуза, 27 учителей физического воспитания средних общеобразовательных школ и 100 студентов различных курсов вуза.

При рассмотрении вопроса затруднений, которые испытывают молодые специалисты в начале профессиональной практической деятельности, в процентном отношении образова-

лась следующая ранговая последовательность: «проявление организаторских способностей и творчества» (х=19,40%±2,25); «умение вести документацию» (х=16,70%±2,18); «подбор подводящих и подготовительных упражнений» (х=15,94%±1,64); «объяснить выполняемое задание» (х=15,15%±1,16); «написание конспекта» (х=11,55%±1,33); «проведение общеразвивающих упражнений» (х=10,32%±0,95); «проведение строевых упражнений»

(х=10,27%±1,15).

По первому вопросу мнение специалистов по физической культуре и спорту совпало с мнением преподавателей вуза и студентов 2-3 курсов. Умение «вести документацию» имеет одинаковое значение для специалистов и студентов второго курса. Однако умение осуществлять «правильный подбор подводящих и подготовительных упражнений» оценивается одинаково преподавателями вуза, учителями средних общеобразовательных школ и студентами старших курсов, тогда как по остальным пунктам совпадения мнений анкетируемых не наблюдается.

Наибольшее количество разногласий у респондентов вызвано, по нашему мнению, различным опытом профессиональной практической деятельности и связано, прежде всего, с отсутствием достаточного количества часов на получение необходимых умений и навыков в процессе академических занятий и учебной педагогической практики.

Анализ причин недостаточной профессиональной подготовленности выпускников выявил следующую ранговую закономерность: «низкая практическая подготовленность»

(х=2,72±0,26); «слабые организаторские способности» (х=2,76±0,41); «недостаточная методическая» (х=3,01±0,25) и «теоретическая подготовленность» (х=3,26+0,26); «низкая физическая подготовленность» (х=3,61±0,32) молодых специалистов.

Среди опрошенных групп, принимавших участие в оценке причин «недостаточной подготовленности специалистов», на первую ранговую позицию преподаватели вуза и студенты 3 курса поставили низкий уровень «практической подготовленности». По вопросу о «недостаточной физической подготовленности» одинаковое мнение выражают все группы респондентов, за исключением преподавателей ву-

за. Далее наблюдается полная несогласованность мнений по остальным составляющим.

В результате анкетного опроса всех групп специалистов получены данные об эффективности проведения занятий с использованием общепринятых методических подходов, расположившихся в следующем ранговом порядке: «дифференцированный» (х=1,79±0,14), «индивидуальный» (х=1,96±0,22) и «групповой» (х=2,57±0,14)

Полученные результаты относятся, прежде всего, к группам учителей ФВ, преподавателей вуза и студентов 2 и 4 - 5 курсов. В то же время студенты 1-го и 3-го курсов первое ранговое место отдают «индивидуальному» подходу в обучении. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что студенты младших курсов не всегда стремятся повысить моторную плотность занятия, а необходимые практические умения заменить теорией.

По результатам анкетного опроса были определены разделы гимнастики, которые в большей степени способствуют формированию педагогического мастерства будущих специалистов по физической культуре и спорту. Требующие изучения методические разделы гимнастики распределились по степени приоритетности в следующем ранговом порядке: «основы техники выполнения гимнастических упражнений» (х=2,08±0,23); «основы обучения гимнастическим упражнениям» (х=2,47+0,25); «меры предупреждения травматизма» (х=3,51±0,29); «гимнастическая терминология» (х=3,44±0,29); «общая теория гимнастики» (х=4,31±0,29); «история развития гимнастики» (х=5,13±0,29).

Ранжирование средств основной гимнастики, определяющих формирование педагогического мастерства будущих специалистов по физической культуре и спорту, дало следующую последовательность «строевые упражнения» (х=2,71±0,40); «общеразвивающие упражне-

ния» (х=2,38±0,39); «упражнения на гимнастических снарядах» (х=3,73+0,44); «прикладные упражнения» (х=4,42±0,39); «акробатические упражнения» (х=5,19±0,37); «прыжки»

(х=5,25±0,32); «вольные упражнения»

(х=5,32±0,34); «средства художественной гимнастики» (х=6,54±0,40).

Таким образом, в результате анкетирования были выявлены трудности, которые испытывают молодые специалисты в начале своей тру-

довой деятельности. Основными определились: «организаторские способности» и «умение вести документацию». Такое положение объясняется недостаточным количеством академических часов, которое выделяется традиционной учебной программой и Государственным образовательным стандартом.

В результате анализа причины недостаточной профессиональной подготовленности специалистов было подтверждено мнение о «низкой практической подготовленности» и «слабых организаторских способностях».

Среди основных компонентов, формирующих будущего специалиста, необходимо выделить два основных: «организаторский» и «конструктивный».

Результаты анкетирования позволили установить, что «дисциплинированность» и «организованность» являются наиболее значимыми личностными качествами высококвалифицированного специалиста по физической культуре и спорту.

По мнению большинства опрошенных, «дифференцированный подход» может быть наиболее эффективным при решении задач подготовки специалистов по физической культуре и спорту в педагогическом вузе по физкультурно-спортивным специальностям.

«Умение организовать занимающихся», а также «овладеть методикой обучения» физическим упражнениям являются наиболее важными качествами, отличающими квалифицированного специалиста.

Примечания:

1. Абакаров, ТТ. Новые педагогические технологии в преподавании предмета «Физическая культура» / ТТ. Абакаров // Специалист. - 2001.

- № 5. - С. 23 - 24.

2. Абдулина, О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки / О.А. Абдулина // Высшее образование в России. - 1998. - №3. -С. 35 - 39.

3. Агеевец, В.У. Формирование готовности студента / В У. Агеевец // Теория и практика физической культуры и спорта. - 1988. - №11. -С. 8-10.

4. Ахметов, СМ. Инновационные процессы в системе профессионального образования по физической культуре (лицей - колледж - вуз) / СМ. Ахметов М., 2004. - 282 с.

5. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б.А. Ашмарин. - М. - 1978. - 223 с.

6. Бабушкин, Г Д. Психологические механизмы возникновения и формирования профессионального интереса к спортивно - педагогической деятельности / Г Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры, - 1996. - №1. -

С. 20-22.

7. Баландин, В.А. Методы активного обучения Анализ конкретных ситуаций». Классификация и основы применения: учеб. пособие / В А. Баландин [и др.]. - Ростов н/Д, 1997. -153с.

8. Бегидова, С.Н. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ. Параметрические методы сравнения / С.Н. Бегидова, В.С. Бегидов. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. -97 с.

9. Бурханов, АЛ. Формирование личностных качеств и организаторских умений у будущего учителя физической культуры / АЛ. Бурханов // Теория и практика физической культуры. -1990. - №6. - С. 42-43.

10. Вербицкий, А А. Особенности реформирования образования в России и зарубежных стран /

А А. Вербицкий // Сравнительные системы высшего образования и сравнительная педагогика: тез. междунар. конф. - М., 1994. - С. 8-11.

11. Гимнастика / под ред. А.М. Шлемин и АТ. Брыкин. - М.: Физкультура и спорт, - 1979.

- 341 с.

12. Гимнастика / под ред. АТ. Брыкина и В.М. Смолевского. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 340 с.

13. Гимнастика с методикой преподавания: учеб. пособие для педучилищ / под ред. Н.К. Меньшикова. - М.: Просвящение - 1990. - 223 с.

14. Гимнастика: учеб. для вузов / под ред. МЛ. Жу-равина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448 с.

15. Кудаев, М.Р. Методология и методика педагогических исследований: учеб. пособие /

М.Р. Кудаев. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. -144 с.

16. Чермит, КД Симметрия, гармония, адаптация / КД. Чермит. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2006. - 304 с.

17. Якимова, Л А. Формирование культуры двигательной деятельности студентов вузов физической культуры с учетом профиля специальности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л А. Якимова. - Краснодар, 2000. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.