Техника, тактика и методика спортивной тренировки УУД (УДК, UDC): 796.015.86:011.2
Информация для связи с автором:
besser1990@yandex.ru
Докторант
С.М. ТОЙЛИБАЕВ1
'Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза город Нукус, Узбекистан
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
Annotation
В статье рассмотрены некоторые особенности средств основной гимнастики, влияющие на формирование специалиста физического воспитания. Также статья открывает ранее не изученные компоненты становления специалиста физического воспитания.
Ключевые слова: особенности основной гимнастики, подготовка специалистов, физическое воспитание, гимнастические упражнения, маховые упражнения, специалист физического воспитания.
Маколада жисмоний тарбия буйича мутахассисни шакллантиришга таъсир курсатадиган асо-сий гимнастика воситаларини куллашни баъзи хусусиятлари куриб чикилган. Шунингдек, макола-да жисмоний тарбия буйича мутахассисларни шакллантиришнинг илгари урганилмаган таркибий кисмлари хам очиб берилган.
Калит сузлар: асосий гимнастиканинг узига хос хусусиятлари, мутахассисларни тайёрлаш, жисмоний тарбия, гимнастик машцлар, тербалиш машцлари, жисмоний тарбия мутахассиси.
The article discusses some of the features of basic gymnastics, influencing the formation of a specialist in physical education. The article also reveals previously unexplored components of the formation of a specialist in physical education
Keywords: features of basic gymnastics, training of specialists, physical education, gymnastic exercises, swing exercises, physical education specialist.
Актуальность. Целью этой работы является изучение некоторых особенностей основной гимнастики, влияющие на профессиональную деятельность специалистов физического воспитания, для их будущего становления высококвалифицированными кадрами страны. Сегодняшние студенты - это будущие учителя и воспитатели подрастающих поколений, и от этого ещё значимее их теоретическая и практическая подготовленность к будущей педагогической деятельности. Новизна этой работы заключается в обосновании структурных и организационных компонентов профессиональной деятельности специалистов физического воспитания средствами основной гимнастики, а также их возможного применения в образовательном процессе. При этом исследовании было выявлено следующее:
1) обнаружилась большая предпочтительность профессиональной подготовки (навыков, знаний и умений) в формировании деятельности специалистов физкультурной направленности;
2) определены и предлагаются проработке по учебным семестрам этапы профессиональной подготовки студентов: конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские знания, навыки и умения, установление которых увеличивает разнообразные характеристики профессиональной подготовленности специалистов;
3) также было обнаружено неопровержимое несоотношение изучаемого учебного материала, результатов учебного процесса, а также степени профессиональной подготовки специалистов [1,2,3].
Эффективность всей системы подготовки физкультурных кадров, в свою очередь, существенно
зависит от качества их подготовки (С.М.Ахметов, 2004; Ф.А. Керимов, М.Н. Умаров, 2005; М.Н. Ума-ров, А.К. Эштаев, 2009).
Объект исследования. Результаты процесса профессиональной деятельности студентов факультетов физического воспитания средствами основной гимнастики.
Предмет исследования. Профессиональное мастерство специалиста физкультурной направленности, в виду навыков и умении сформированных по средствам основной гимнастики.
Цель исследования. Улучшить профессионализм и повысить результативность профессиональной подготовки студентов физкультурной специализации, путём насыщения и совершенствования методики обучения и программы образовательного процесса по «гимнастическим» дисциплинам.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Способность целенаправленной сплоченности и организованности обучающихся студентов, также освоение приёмам обучения, навыкам физических упражнений, в комплексе личностных свойств, являются существенными качествами, которыми отличаются высококвалифицированные специалисты физического воспитания и спорта. В этом смысле организаторские и конструктивные части подготовки являются первоочередными в становлении профессиональной компетентности завтрашнего специалиста.
2. Предлагается использование нестандартной новаторской (инновационной) программы по предмету «Гимнастика», подготовленная с учётом значимости первостепенных профессиональных навыков и умений, состоящая из обоснованно подтвержденного
см о см
го та t
0 Q. W
1
с го
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
см о см
го га
О ю
распределения учебно-практического материала по учебным семестрам, которая существенно увеличивает продуктивность подготовки специалиста физического воспитания и спорта.
3. Формулирование процесса становления специалиста в области физического воспитания и спорта дифференциацией учебно-практического материала и личностного ориентирования обучения средствами основной гимнастики форсирует и умножает продуктивность решения задач профессиональной подготовленности студентов.
Теоретическая значимость работы состоит из углублений понимания о воздействии средств основной гимнастики на двигательную, физическую и профессиональную подготовленность, а также их влияния на личностные свойства обучающихся студентов факультетов физического воспитания.
Практическая значимость работы заключается в классифицировании профессиональных знаний, навыков и умений завтрашнего специалиста по физическому воспитанию, становление которых желательно осуществлять по учебным семестрам (учебным годам) в вузе; в отборе материала, который в значительной степени преумножит степень двигательной и физической готовности, а также личностных качеств студента и разработанной на этой базе программы целенаправленной формировки профессионального мастерства средствами основной гимнастики, содействующей увеличению профессиональной компетенции обучающихся, за счёт оптимизации физического воспитания с дифференцированным подходом к обучению, т.е. учитываются индивидуальные особенности ориентированные на личность учащихся.
По результатам вышеуказанных факторов, вытекает и новизна работы, т.е. можно утверждать о неудовлетворительности в профессионально-практическом и научном опыте сегодняшних студентов, что вероятнее всего замещается за счёт овладения базовыми знаниями, а также в обосновании структурных и организационных компонентов профессиональной подготовки специалистов по физкультурным специальностям [4,5].
Подготовка квалифицированных кадров по физической культуре и спорту отвечающих требованиям современного конкурентного мира основывается на детальном изучении проблематики высшего специального образования. Исходя из этого, предлагается следующая интеграция основной гимнастики или как в данном случае, перечень гимнастических упражнений (строевые упражнения, общеразвива-ющие упражнения, маховые упражнения, упоры, упражнения в висах и т.д.), которые позволят будущему специалисту физической культуры без особого труда вести свою педагогическую деятельность на высоком, профессиональном уровне в образовательном учреждении.
Оценивая личностные качества специалистов
физического воспитания по рангу значимости, они были распределены в следующей хронологии: «организованность» (2,3±0,4); «дисциплинированность» (3,0±0,4); «самостоятельность» (3,3±0,4); «целеустремлённость» (3,6±0,5); «общительность» (4,3±0,4); «доброта» (5,1±0,2).
Такое ранговое распределение отражает базовые требования, предъявляемые к личностным характеристикам педагогических кадров (В.С. Макеева, 2002; Л.И. Лубышева, 2003; А.К. Эштаев, 2008; Б.Б. Мусаев, 2011), в сумме с недостаточностью опыта самостоятельной практической деятельности сегодняшних студентов, а также из-за их преждевременного стремления к индивидуализации деятельности, нежели чем к труду и исполнительской дисциплине.
Анкетирование показало, что формирование навыков и умений будущих специалистов физического воспитания распределяется в следующем хронологическом порядке: «умение организовать занимающихся» (22,7±2,8); владение методикой обучения упражнениям» (18,1±2,3); «умение объяснять выполняемое задание» (14,8±1,9); «умение составлять и проводить комплексы ОРУ» (12,5±1,4); «владение навыками помощи и страховки» (12,3±1,4); «умение выполнять обучаемое упражнение» (10,6±1,2); «умение вести документацию» (9,9±1,1). Также результаты анкетирования касательно использования средств основной гимнастики показали следующую ранговую значимость: «строевые упражнения» (2,8±0,5); «общеразвивающие упражнения» (2,5±0,5); «упражнения на гимнастических снарядах» (3,8±0,5); «прикладные упражнения» (4,5±0,5); «акробатические упражнения» (5,3±0,4); «опорные прыжки» (5,4±0,4); «вольные упражнения» (5,5±0,5); «средства художественной гимнастики» (6,6±0,5).
Первые (предварительные) результаты исследования удостоверяют и в какой-то степени повторяют заключения специалистов (В.И. Маслов, И.Н. Зволинская 1991) о недостаточности практической подкованности вчерашних студентов и сегодняшних учителей физического воспитания. Абсолютно все респонденты отмечают, что «общеразвивающие и строевые упражнения» как основные средства гимнастики являются самыми ценными и значительными в плане реализации педагогических навыков и мастерства по физкультурной специальности. По итогам опросов анкетирования выявилась основная направленность исследования, определилось методика, пути к выбору необходимого учебного материала и литературы.
Дальнейшее исследование состояла из задач обоснования информативности компонентов, освещающих или характеризующих профессиональную деятельность, т.е. навыки и умения студентов факультетов физического воспитания.
Уровень обоснованности профессиональной деятельности, знаний, умений и навыков завтрашних физкультурных специалистов изучался по следующим направлениям:
22 е-шай: fan_sportga@uzdjtsu.uz №2-2021
Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият
Техника, тактика и методика спортивной тренировки - характеристика двигательным умениям: оценка ность, самостоятельность и организованность. проводилась по степени развитости физических ка- Обучающимся вторых курсов ставится задача честв обучающихся; сложнее, т.е. студент второкурсник как будущий - характеристика профессиональной деятельнос- специалист физической культуры проходит подготов-ти (двигательных навыков и умений) обучающихся ку направленную на освоение знаний, умений и навы-студентов: оценка проводилась уровнем развитости ков по проведению занятий основной гимнастикой в выполнения гимнастических упражнений (выпол- общеобразовательных школах. Поставленная задача нение акробатических, общеразвивающих и упраж- решается с помощью изучения и детальной разработ-нений в висах, проведение строевых упражнений, а ки комплекса программ физического воспитания для также выполнение упражнений в упорах); общеобразовательных школ, что будет содействовать - характеристика оценки личностных качеств овладению теоретическим и методическим знаниям. испытуемых студентов проводилась путём проведе- Для большей эффективности студентам следует ния практических занятий и во время прохождения самостоятельно разработать основу учебной про-государственной педагогической практики в обще- граммы, а именно самостоятельно составить план-образовательных школах. конспект занятия. Это делается для постановочного Степень информативности составляющих частей проведения учебного занятия с сокурсниками. Такой профессиональной подготовленности испытуемых характер академического занятия будет содействовать студентов определялась путём распределения их по освоению профессиональных и педагогических на-группам согласно учебным семестрам по предмету выков и умений, что в свою очередь развивает такие «Гимнастика», в свою очередь полученные результаты способности и личные качества как: целеустремлен-были обработаны методом корреляционного анализа. ность, дисциплинированность, самостоятельность и Практические рекомендации: организованность. 1. Дисциплина «Гимнастика» и её учебный Предлагается третьи курс обучения в большей материал распределяется по учебным семестрам в степени посвящать организации учебной практике, соответствии с предлагаемой программой и методи- проведению урока средствами основной гимнастики, ческими рекомендациями. проведению до учебной гимнастики. Из статьи «Ме- 2. Уровень профессиональной подготовленности тодическиерекомендации по проведению до учебной студентов определяется двумя тестовыми заданиями: гимнастики студентами-практикантами дляучени- - юноши: подтягивание в висе (количество раз), ков старших классов» известно, что основой гимнас-поднятие ног под углом 900 на гимнастической стене тики до занятий является комплекс гимнастических (количество раз), наклон вперёд (см), балансирование упражнений, направленные на различные мышечные (сек), воспроизведение 50% прыжка в длину с места группы. Необходимо знать, что каждый комплекс (см), воспроизведение упора присев (сек). должен состоять не менее чем из 5-7 упражнений, в - девушки: сгибание-разгибание рук в упоре лёжа который входят упражнения на мышцы верхнего плена гимнастической скамейке (минимум 5 раз), подня- чевого пояса (прим: выполнение движений руками и тие ног под углом 900 на гимнастической стене (ми- головой), мышцы спины, брюшного пресса (прим: вы-нимум 4 раза), наклон вперёд (см), балансирование полнение наклонов вперёд, назад, в стороны), мышцы (сек), прыжок в длину с места (см), воспроизведение нижних конечностей (прим: выполнение приседаний, упора присев (сек). выпады). Начинать и заканчивать каждый комплекс 3. Повышать профессиональные умения и навыки необходимо ходьбой на месте в течений 50-55 секунд. студентам факультетов физического воспитания ос- Заключение. По мере необходимости отдельные новной гимнастикой рекомендуется по годам обуче- части урока можно усложнить, тем самым студенты ния в соответствии со следующей направленностью. заранее вникают в возможные затруднительные проб- Студентам первых курсов физкультурных факуль- лемы подготовки к государственной педагогической тетов советуется приступить к началу обучения с практике. Таким образом закрепляются организатор-ознакомления теоретических и получения требуемого ские, конструктивные и гностические компоненты объёма профориентированных практических знаний образования, совершенствуются личностные качест-по «Гимнастике» в целях формирования гностичес- ва студентов, которые так важны для специалиста кого компонента обучения. Во время практических физического воспитания. занятий проведение таких элементов как строевые ЛитеРатУРа: упражнения, общеразвивающие упражнения форми- учеб1 ^бгЖКс^™ й еспоДр^Ка2о018ЗИзЧе0К055 всоспитания и спорта: руется основа (база, фундамент) навыков и умений 2' Гимнастика: учебник для вузов /под. ред. МЛЖуравина. М., Академия, 2008' 248 с. контроля над занимающимися, а это в свою очередь з. Матвеев Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: развивает формирование таких компонентов как Учебник для вУЗов физической к^туры. 5-е изд. Москва: С°ветский г т f f спорт, 2010. 140 с. организованность и коммуникативность. С приобре- 4. Умаров М.Н., Эштаев СА Моделирование и прогнозирование 1 ~ соревновательной деятельности юных гимнастов на этапе углубленной тением профессиональных знаний и умений одно- специализированной подготовки. Учебно-методическое пособие. Ташкент. временно формируются и развиваются такие личные Издательско-полиграфический шдел узГИфк, 133 а 5. Eshtayev А.К., Umarov M.N. «Gimnastika nazariyasi va uslubiyoti» Darslik., качества как целеустремленность, дисциплинирован- т., 2017. з85-з91с. J Fan - sportga • №2/2021